Владивосток. Продолжение. ч. III

Елена Михайлова 14
продолжение, начало см. http://www.stihi.ru/2017/05/29/4009

Часть III.  Владивосток и его достопримечательности. Центр

Для начала, немного сухой справочной информации: Владивосток — город и порт на Дальнем Востоке России (один из крупнейших морских портов Дальневосточного бассейна), финансовый, политический, культурный и экономический центр региона, административный центр Приморского края. Расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря. Конечный пункт Транссибирской магистрали, главная база Тихоокеанского флота, крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона.
Владивосток, конечно, не самый восточный город бескрайней России (предусмотрительно заглянула в интернет – таковым является Анадырь), но для меня, жителя Северо-Западного региона нашей страны, – точно край Света, — город, «владеющий Востоком», где просыпается Солнце и рождается новый день.
Те, кто побывал во Владивостоке, со мной согласятся, те, кто не был, поверьте на слово: этот город никого не сможет оставить равнодушным. Равнодушным к безбрежному морю и величаво-задумчивым сопкам, к солёному ветру и духу свободы, которыми пронизаны здешние окрестности…
Город отличается обилием памятников и монументов, и интересно то, что современные здания смешиваются с изящными дизайнерскими домами и старинными зданиями, отнесёнными к памятникам архитектуры. Таковыми являются, например, здания морского и железнодорожного вокзалов, а также здание ГУМа. Наше настоящее знакомство с городом началось именно с них, так как мы, как любые туристы, сначала поехали изучать центр.
Итак, первым стал железнодорожный вокзал. Он был конечным пунктом маршрутки, на которую мы сели на остановке у нашего санатория. Владивосток – конечная станция самой продолжительной железнодорожной трассы, соединяющей Владивосток и Москву – великой Транссибирской магистрали, протяжённостью более 9 тыс. км. Говорят, что здание железнодорожного вокзала строили по подобию Ярославского вокзала в Москве. Может быть, но так как с Москвой «лично» плохо знакома, не могу сказать, что это заметила.
На одной из платформ нашёл своё последнее пристанище один из паровозов. Установленный памятник-паровоз как будто символизирует конечную остановку великой магистрали: всё тупик, поезд дальше не идёт.  Что интересно, в Китае мы встретили подобный памятник прямо во дворе дома. Может быть, сначала был памятник, а потом по соседству построили дом? Наверное, он тоже символизирует конечную станцию Китая, так как дальше – территория России.  Но это уже совсем другая история…
А вот здание морского вокзала более современной постройки. В отличие от ж/д вокзала, заложенного ещё в конце 19 века в присутствии цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, морской построен в 60-х годах прошлого века, и в настоящее время вокзал представляет собой большой современный административно-торговый комплекс. Мы с удовольствием побродили по набережной вокруг здания морвокзала, сфотографировались, «сверив часы», с солнечными часами (кстати, время показывали правильно, минуты, конечно, было не проверить). И если бы время на фотоаппарате показывало не московское, а местное, то была бы отличная фотография.
Внутри вокзала разместилось много сувенирных лавок, где мы немного поглазев, приобрели магнитики с видами Владивостока и другие сувениры.
От этих двух вокзалов, расположенных рядом (можно, кстати, одновременно провожать и пароходы и поезда), пройдя немного вперёд и свернув вправо, можно попасть на одну из главных достопримечательностей города – Корабельную набережную. Её называют «роддомом Владивостока», так как именно на этом берегу в 1860 году с борта транспорта «Манджур» высадились основатели города – солдаты 4-го отдельного линейного батальона под командованием прапорщика Н.В. Комарова. Об этом написано на обелиске, установленном на набережной в честь этого знаменательного события. Я не случайно, назвала саму Корабельную набережную достопримечательностью. Такой плотности расположенных объектов, имеющих историческую ценность и представляющих интерес для туристов, я не видела, пожалуй, нигде. Помимо обелиска здесь можно увидеть корабль-памятник «Красный вымпел» и подводную лодку С-56, мемориал павшим воинам с вечным огнем и памятник адмиралу флота Н.Г. Кузнецову.
 Субмарина С-56 прославилась своими героическими подвигами и потопила множество немецких кораблей во время Великой Отечественной войны. В настоящее время внутри субмарины находится музей. В него мы тоже заглянули (музей в подводной лодке в Калининграде мне понравился больше).
 На набережной расположено также внушительное здание штаба Тихоокеанского флота России, а у причала всегда стоят военные и гражданские корабли, внушая чувство гордости за наш российский флот. В общем, Корабельная набережная полностью оправдывает свое название.
Кроме того с набережной открывается шикарный вид на порт, на Золотой мост и бухту Золотой рог, и мы, конечно, сделали на память несколько отличных фото.
Порт в бухте Золотой Рог – это целый город на воде. Обрамлённый сопками, утонувший в дымке облаков, он живёт своей особой размеренной жизнью. У пристани отдыхают вернувшиеся из плаваний корабли, плавно покачиваются на волнах белоснежные катера и яхты, без устали работают долговязые краны. Повсюду, как настоящие хозяева положения, летают дотошные крикливые чайки, садясь без разбора на всё, что придётся им по душе: перила, киоски, скамейки и памятники. Сейчас поймала себя на мысли, почему же мы не прогулялись по мосту через бухту, оттуда должен был бы открыться замечательный вид «сверху» на окрестности? Видимо придётся приехать ещё раз…
Одно из самых красивых и величественных сооружений в городе –  Николаевские триумфальные ворота или арка Цесаревича, также расположено на набережной, но чуть выше к центру, в Адмиралтейском сквере. Ворота были построены в 1891 году, в честь визита во Владивосток наследника царского престола, цесаревича Николая Александровича, будущего российского императора Николая II. Он посетил приморскую столицу в рамках своего кругосветного путешествия, которое, по мнению его отца – императора Александра III, было необходимо для расширения кругозора, так как ему предстояло управлять огромной империей.
Арка построена из камня и кирпича и, несмотря на кажущуюся монументальность, привлекает легкостью и изяществом. Сами ворота представляют собой четыре каменных основания, на которых уверенно покоятся серо-желтые стены, украшенные древнерусскими цветными орнаментами. Их покрывает голубая с синими гребнями крыша, которая напоминает высокую пирамиду в форме восьмигранника, а на вершине высится позолоченный двуглавый орел. В полуарке, которая обращена к морю, находится образ святого Николая Чудотворца – покровителя моряков, а в трех остальных размещены гербы разных времен: Приморской области (времен основания Владивостокского поста), крепости и современного Владивостока. Очень впечатляюще. Здесь обычно фотографируются все туристы и мы, конечно, не исключение.
Очень интересна история этих «восточных ворот Российской державы», как их ещё называют жители. В 1930 году с приходом к власти большевиков арка Цесаревича – как символ ненавистного царского режима – была взорвана. Восстановили ее только в 2003 году. С тех пор Николаевские триумфальные ворота считаются одной из визитных карточек Владивостока. А местные жители говорят что, того, кто пройдет под сводами арки, непременно ждет счастье, уверяя, что примета всегда срабатывает. Я об этом, конечно, не знала (услышала позже). Но интуиция меня не подвела и подсказала мне, что непременно нужно прогуляться под сводами арки, которая, как оказывается, сулит счастье всем проходящим. Так что, счастье найдёт тебя везде, нужно просто делать то, что подсказывает сердце…
На Корабельной набережной рядом с аркой расположен часовня святого апостола Андрея Первозванного – первый храм Тихоокеанского флота. Небольшой однокупольный белый храм расположился неподалеку от мемориального комплекса «Боевая слава ТОФ». Внутри здание украшено иконами военно-церковной тематики. Среди святых Православной Церкви много воинов: Федор Ушаков, Георгий Победоносец и многие другие.
Нельзя обойти вниманием и ещё одну местную достопримечательность – фуникулёр, единственный на дальнем востоке. Расположен он на склоне сопки Орлиной и обращён к бухте Золотой Рог. Говорят, в России на сегодняшний день всего два действующих фуникулёра. Второй находится в Сочи. Теперь могу похвастаться – была на обоих, а с последнего даже сохранила билет ценой в 12 рублей.
Этот вид общественного транспорта города Владивосток (а именно к таковым относится фуникулёр) соединяет две улицы и представляет собой два трамвайчика (один синий, другой красный), соединённых канатным приводом, которые поднимают пассажиров на высоту около 180 метров, при этом один вагон поднимается, а другой опускается.  Длиться это удовольствие всего 2 минуты. Всё происходит так быстро, что  даже не успеваешь сфотографировать все виды открывающейся панорамы города и залива.  И так велико разочарование, когда приходиться выходить…
Параллельно фуникулёру по склону горы проложена (ещё в 1957 году) лестница. Она достаточно крутая, но значительно сокращающая путь между вершиной сопки и её подножием. Ей пользуются в ночное время, во время ремонта или профилактики фуникулёра, а также когда не хотят  платить за проезд 12 рублей. Местные жители называют её «лестница здоровья» и «лестница 1001 ступенька», хотя ступенек всего-то 368 (сама, правда, не считала).
 Фуникулёр можно использовать, чтобы добраться до смотровой площадки. Для этого нужно ещё немного подняться вверх (метров 50) пешком через подземный переход. Что мы собственно и сделали.
Смотровая площадка расположена на сопке «Орлиное гнездо», высота которой 199 метров.  Раньше сопка называлась горой Клыкова, а позднее была названа в память обороны во время русско-турецкой войны русскими войсками горы Св. Николая в районе Шипкинского перевала в честь её героических защитников, которые называли её Орлиным гнездом.
Эта сопка относится к отрогам Сихотэ-Алиня. Вообще сопками на Дальнем Востоке называют разрушенные эрозией, сглаженные конусы древних вулканов. Для сопок Сихотэ-Алиня характерен феномен, называемый «брокенский призрак». Это оптическое явление, когда вокруг человека появляются огромные светящиеся круги и наблюдатель видит собственную тень. А так как наблюдать его можно в условиях горного тумана или облачности, а во время нашего осмотра этой достопримечательности на радость нам и всем горожанам светило солнце, то это причудливое явление нам увидеть не удалось.
С обзорной площадки открывается безумно красивый вид на окрестности города и залива. Перед взором возникает захватывающая дух панорама на порт, который распластался вдоль залива, как огромный спрут. Многочисленные портовые краны возвышаются над его плавучими и не плавучими объектами, как торчащие из воды щупальца гигантского морского монстра. Огромный спрут как будто пытается дотянуться до раскинувшегося на сопках города, то убегающего вверх, то спускающегося к заливу,  и пронизанного, как венами, дорогами и домами. Посещение смотровой площадки бесплатно, так что любоваться можно сколько угодно, главное, чтобы погода не подвела…
Венчает площадку памятник Кириллу и Мефодию – величайшим деятелям земли русской, так как именно с появлением письменности начинается история народа и его культура (правда, на самом верху – телевизионная антенна, а памятник чуть ниже). Скульптура представляет собой фигуры двух братьев с крестом и букварем в руках. Сзади монумента располагается колокольня с золотым куполом и крестом. Многие студенты приходят к этому памятнику, прося помощи при сдаче экзаменов, так как божие угодники Кирилл и Мефодий являются покровителями студенчества и любимыми святыми всех студентов. Завершается ритуал звоном в колокол. Молодёжи в тот день и правда было много, но в колокол никто не звонил, пора экзаменов ещё не наступила…
Однако, не только студенты, а каждый, кто нуждается в небесном покровительстве и жизненном руководстве, может оказаться здесь и, обратившись с молитвой, ударить в колокол. Наверное, поэтому это место очень любимо также и молодожёнами, а обрамляющее смотровую площадку ограждение сплошь увешено сомкнутыми замками. Молодожёны везде одинаково наивны…
Мы тоже прикоснулись к этой святыне и сделали запоминающиеся фото, ведь памятник Кириллу и Мефодию открыт на обозрение для всех желающих, и даже с моря.  А моряки, входящие в акваторию Владивостокского порта, видят памятник издалека и понимают, что они оказались у берегов православной русской земли.
Так получилось, что в день посещения фуникулёра и Орлиной сопки, мы посетили ещё одну достопримечательность – Токаревский маяк на мысе Эгершельд. Просто спускаясь со смотровой площадки, увидели городской автобус с надписью «Маяк», отходящий от близлежащей остановки.
Выбирая между вариантами, воспользоваться по полной программе хорошей погодой, продолжив свои «похождения» в прямом смысле этого слова, или вернуться к обеду в санаторий, выбрали первый. И немного подождав следующего автобуса,  отправились, сами не зная куда, но в сторону маяка.
Маяк был конечной остановкой данного маршрута автобуса, но, как оказалось, далеко не конечной, нашего. Шли мы довольно долго, определяя курс по идущим, как мы решили, в том же направлении, людям.
Маяк обосновался на мысе Токаревского, на полуострове Шкота более известного как Эгершельд, а точнее на Токаревской кошке,  отходящей от этого мыса. Как я потом узнала, это один из старейших маяков Дальневосточных морей,  основанный в 1876 году и названный в честь мореплавателя Густава Эгершельда.
Токаревская кошка оказалась очень  узкой каменистой косой длиной 750 метров, уходящей внутрь залива Японского моря. Оказывается, она создана искусственно. А раньше Токаревский маяк с мысом Эгершельд соединял деревянный мост, от которого теперь остались только торчащие куски ржавых труб.
Сначала маяк был деревянным и состоял из несветящейся башни, а в 1910 году возвели круглую каменную башню высотой 11,9 метра, которая и есть нынешний Токаревский маяк. За прошедшее столетие начинка башни менялась неоднократно, но вид её остался неизменным.
Посещение маяка бесплатное. При ближайшем рассмотрении башня оказалась совсем невысокой. Но по количеству отдыхающих с пикниками и просто бредущих по насыпи было видно, что и маяк и коса очень любимы жителями и гостями Владивостока. Даже, несмотря на то, что в день нашего визита на маяк было хоть и солнечно, но очень ветрено. Отсюда открывается прекрасный вид на город, остров Русский и мост их соединяющий. Наверное, здесь можно бесконечно наслаждаться закатом и восходом солнца, особенно когда есть с кем…
К достопримечательностям центра, которые необходимо посетить для того, чтобы узнать город относится и Спортивная набережная, её ещё называют спортивной гаванью. Своё название она получила ещё в середине прошлого века после строительства спортивных сооружений и стадиона. Она расположена буквально в 500 метрах от центральной площади города.
На набережной есть большая прогулочная зона вдоль моря, рядом расположены палатки с едой, игрушками и сувенирами, есть также кафе и закусочные. Правда, не все из них работали, а некоторые конструкции вообще разбирались до основания, видимо, чтобы на их месте возвести более современные сооружения, отвечающие всё возрастающим запросам времени и туристов.
Наш отсчёт различных памятников, а также больших и малых фигурок, посвящённых тиграм, начался тоже с этой набережной, их там несколько, а по всему Владивостоку вообще не счесть. Большие полосатые кошки уже давно обитают на улицах столицы Приморья. Крупнейший представитель семейства кошачьих, ареал обитания которого охватывает всю территорию Приморья, плотно вошел в приморскую культуру с самого момента освоения этих земель первопроходцами Дальнего Востока. Изображение тигра присутствует как на гербе Приморского края и его территорий, так и на кузовах автомобилей, а  скульптуры полосатого хозяина тайги разбросаны по всему Владивостоку. 
Променад (прогулочная зона)  набережной достаточно длинный, около 1,5 км. Мы посетили её за время нашего пребывания два раза, но всё время заходили от старого океанариума в левую её часть, и, нами остался не замечен и не исследован музей Владивостокская крепость (очень жаль).  Упущенные впечатления: на территории крепости находятся оборонительные сооружения, которые были построены во Владивостоке в начале 19 века, а внутри много экспонатов старинного и современного оружия, а также – с музея открывается прекрасный вид на набережную и на Амурский залив. Оружие, возможно, было бы интересно посмотреть мужу, а мне вот не удалось насладиться видами на Амурский залив (жальче вдвойне).
Но зато посетили океанариум. Это старый океанариум, небольшой, особенно если сравнивать с новым. Но в нём тоже имеется достаточно много аквариумов с обитателями подводного мира Японского моря и других морей и водоёмов, а встречает посетителей «сытый и отдыхающий», как написано на стекле его места обитания, крокодил. Также есть неплохая по ассортименту лавка с сувенирами (китайского производства), где мы прикупили очередную партию магнитиков, часы и термометр с морской тематикой,   а также парусник с надписью «Владивосток» для комплекта.
Плюс этого океанариума, несомненно, в том, что расположен он, в отличие от нового, в туристическом и историческом центре города, и его посещение можно совместить с осмотром других близлежащих достопримечательностей.  Это отличное место отдыха как для взрослых, так и для детей. И не важно, какая погода на улице, внутри всегда комфортно и тепло.
Да, на втором этаже океанариума располагается морской музей, но мы туда не заглянули. Билеты, кажется, надо было покупать с посещением экспозиций музея, а у нас был только океанариум.
Пожалуй, пора переходить к своим впечатлениям, полученным  от нового приморского океанариума на Русском острове, но это уже совсем другая история…

Продолжение следует…