Искусство Нихон коку

Айзек Гончаров
            А Страна восходящего солнца всегда пленяла меня своей изысканностью и самобытностью. Я с детства увлекался и хокку и танка, с возрастом моё влечение не притупили высокопарные западные сонеты и триолеты. И особенным мне казалось даже место Японии в истории нашей цивилизации, но, не углубляясь в определённые аспекты развития эдакого острова чести и доблести, думаю, что далеко не всё в японской культуре я могу понять и принять.
            Зато духи японских поэтов сокрылись глубоко в моём сердце, их слишком много, чтоб выделить кого-то конкретного. Но, если это необходимо, то приведу в качестве примера четверых: Сайгё, Мацуо Басё, Ямабе но Акахито и Нукада. Среди стихотворений вышеупомянутых авторов вы найдёте великолепное описание природы и человеческой жизни, нравственное самопознание. Проникнув глубже в японскую философию, вы и сами захотите создать подобное произведение, с чем вам, надеюсь, помогут эти небольшие схемы:

Хокку
5—7—5
Классическое японское трёхстишие.

Танка
5—7—5—7—7
Классическое японское пятистишие.

Ката-ута
5—7—7
Народный стих.

Сентока
5—7—7—5—7—7
Народная песня.

Нагаута
5—7—5—7—7—5—7—5—7—7…5—7—5—7—7—7—7
Прежде всего, это песня. Принцип построения такой же, как и в танка, но размер может быть до 50 стихов и более, песня заканчивается двумя строками по 7 слогов.

Японский сонет
5—7—5—7—7—5—7—5—5—7—5—5—7—5
Концовка знаменуется моралью/риторическим вопросом.

Рэнга (совместное творчество)
Первый автор: 5—7—5, второй автор: 7—7
Правилами поэтики конечное количество строф не ограничивается.

Синквейн
2—4—6—8—2
Форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии.

Обратный синквейн
2—8—6—4—2

Зеркальный синквейн
2—4—6—8—2    2—8—6—4—2

Синквейн-бабочка
2—4—6—8—2—8—6—4—2

Корона синквейнов
5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение.

Гирлянда синквейнов
Аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Гончаров А.С.
2017