"Не то, что мните вы, природа", - написал Тютчев и добавил к этому:
Природа-сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Но, говоря о природе, Тютчев напоминает:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Правда, язык этот не все понимают:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Вопрос в том, "голос матери самой" - для поэта голос ли природы, и, оказывается, истинная мать - не природа:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля...
Так сказывается нечто глубинное, кровное, исконное, подоплёка Святой Руси, как шепчет у Достоевского старица на покаянии за пророчество: "Богородица - великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость".
(Из книги "Креациология, или наука творчества")