2017-3. Обзор от Ланы Степановой

Золотой Пегас
О себе:

Родилась в 1967 году в Латвии, живу там же. Работаю в бюро переводов.
Были публикации стихов в альманахах и журналах «Письмена», «Рижский альманах», «Глагол», «Юность», «Белый Ворон», «Млечный путь» и др. Книг пока нет. 
Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/palderjani 

Очень прошу, не называйте меня  арбитром. Я никого не сужу, просто озвучиваю взгляд со стороны. Сегодня это делаю я, завтра – вы.

Те стихотворения, которые начинают мой список, расставлены согласно произведённому впечатлению. Дальше распределение по местам довольно условно – я бы разделила тексты на 2-3 группы с равным количеством баллов внутри каждой из них, но подчиняюсь условиям конкурса.

________________________________________

1 место – №  6. «Нас не станет когда-то потом…»

Вечная тема, но раскрыта по-новому. Много удачных, запоминающихся строк и образов. В том числе начальная строка и завершающая, что очень важно. Минус: эпитет ничего  добавляет к стихотворению, ничего не поясняет, только отвлекает внимание. Свою роль, насколько я поняла, он уже сыграл.

*
 
2 место – №2 «Весеннее»

Очень светлое, ясное стихотворение. Тоже трогает и волнует. «Буерыбы» мне не очень нравятся, но благодаря им стихотворение запоминается, что хорошо. Некоторые ритмические неровности здесь явно намеренны, но я бы сгладила. Кстати, именно они помешали мне поставить стихотворение на первое место. Так в битве жизни и смерти победила последняя))

*

3 место –№1 «Груши»

В этом стихотворении меня привлек психологизм.  «Всё казалось, что-то должно случиться…»  – мне кажется, что в жизни такая ситуация распространена, а в стихи  попадает довольно редко. Стихотворению не идёт на пользу неточная рифма в конце, на фоне всех прочих точных очень выделяется. А герои не могли кореллу завести?))

*

4 место – №9 «Монада»

Словесные игры/афоризмы очень хороши, но, на мой взгляд, переперчено с ними. Не должны они составлять большую часть текста. В этом, например, за ними сюжетная линия теряется.
*

5 место – №10. «Вспомнить всё...»

Здесь интересен нетривиальный сюжет, который обнаруживается ближе к концу. Если у читателя хватит терпения дочитать, он будет вознаграждён. Но как оживить довольно вялое начало, я не знаю. Может, вообще убрать его, и начать стихотворение со слов «Берта теперь свободна от Ганса, и всё ж…», а «подвиги» героя описать парой эпитетов?

*

6 место  –  №4  «Люблю...»

Приятное стихотворение, напевное и душевное. «Несбытые мечты» немного испортили впечатление: это надоевший сетевой штамп… И плюхаться, мне кажется, может что-то мягкое и не гремящее. Жестянка (здесь: обида, сравненная с ней), скорее, грохнется.

*

7 место – №5. «Потаённое небо»

В этом стихотворении мне понравилось первая половина. Дальше начались вопросы без ответов: как сочетаются родниковость и ожог, и по какому признаку глаза сравниваются с растениями. Золотой  – цвет, смолянистый – запах или блеск (кстати, ничего смолянистого в чабреце не наблюдала), акварельный – лёгкая расплывчатость. Избыточно, мне кажется.

*

8 место – №11. «С десяти и до вечера»

Этому стихотворению не хватает основной идеи – зачем всё это написано. Начало интересное, а финал смазан.

*

9 место – №3. «По берегу идем. Река…»

Очень уж традиционно и предсказуемо тут всё течёт и переплывает…

*

10 место – №8. «Закрыть глаза...»

Про эпиграф я уже говорила в одном их комментариев. Не вижу оснований для его появления здесь. Само стихотворение кажется прочитанным уже множество раз. Только футбольный мяч придаёт ему какую-то индивидуальность. ;
*
 
11 место – №13.  «В деревенском пятистенке»

Тоже довольно традиционно, хотя некоторые детали придают повествованию живость. Но другие детали, наоборот, вызывают вопросы. «Печь, озябшая до глины» – когда говорят «озябнуть до…» имеют в виду что-то глубинное, а глина – это поверхностный слой. Это всё равно, что о человеке сказать: озяб до кожи. «Мурашей пройдётся свита» – свита – это сопровождение высокопоставленной особы. За кем собираются шествовать муравьи? «Лунный свет потоком стёк бы – щели пола широки » – а почему не стёк, что ему помешало?

*

12 место – «12. «Улетаю в осень»

Основной проблемой этого стихотворения мне кажутся несвязность образов и  необоснованность некоторых из них. Особенно удивила осень-гувернантка. По какому признаку это сравнение? 

*

13 место – №7.  «Поймать себя за раненое слово»

Перебирать стеллажи? Стеллажи мыслей? Нанизывать чувственность на вертел? Спрашивать у злого (кого/чего?)... Это за пределами моих литературных предпочтений. Строка, вынесенная в заголовок, кажется самой удачной.