Благовещенская церковь Конногвардейского полка

Вадим Константинов 2
                Тут весь в ожидании
                Чуда я скорого...

                И доводам всем
                Вопреки,
                Я вижу коней, понукаемых
                Шпорами...

                И кони,-быстры и легки,
                Несут седоков, точно вышли
                По случаю
                Парада всех  войск...

                И идут
                Пред призрачным храмом
                Отряды летучие
                Полка, что когда-то
                Был тут!..
                24.06.2017.

                Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой
               
Конногвардейский полк сформирован в 1830 г. указом императрицы Анны Иоанновны и занял казармы близ Смольного двора. Здесь богослужение вначале происходило в доме генерал-лейтенанта В. Ф. Салтыкова (б. подворье архиепископа Феофана Прокоповича), где уже имелась церковь Иоанна Предтечи.

4 июня 1741 неподалеку, на втором этаже бывших Кикиных палат, в большом зале была заложена и 12 декабря 1749 г. освящена, в присутствии Елизаветы Петровны, полковая Благовещенская церковь, для которой год спустя Б. Растрелли возвел колокольню. В 1772 г. штык-юнкер Яковлев написал образа для нового иконостаса. Храмом полк пользовался до конца 1799 г.

В 1801 г. полк переехал их Таврического дворца в дом Гарновского у Измайловского моста, там же обосновалась и его церковь. Новые иконы для нее исполнил акад. Г. И. Угрюмов. После переделки дома церковь в 1803 была заново освящена, а в 1807 была перенесена в казармы у Поцелуева моста на Мойке, заняв боковой флигель на углу Конногвардейского переулка, где и находилась более сорока лет до появления нового отдельного храма.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — снесённая в 1929 году православная церковь, которая находилась в Санкт-Петербурге на площади Труда. Полковой храм Конногвардейского полка, расположенный поблизости от полковых казарм, выполнял немаловажную градостроительную роль, выделяя в силуэте города узел оживленных коммуникаций.
Трёхпрестольный пятишатровый храм — один из первых примеров русско-византийского стиля — был построен по проекту архитектора Константина Тона для лейб-гвардии Конного полка в 1844—1849 годах. После постройки церкви возникла мода на многошатровые храмы, его повторения появились во многих городах и весях (напр., храм Казанской иконы Божией Матери в Глебово).

Архитектурное решение с навершием из пяти шатров было нетипично для своего времени, ибо строительство шатровых храмов было свёрнуто православной церковью ещё при патриархе Никоне. В плане храм имел вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем. Как и в некоторых русских церквях, каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие здание, соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. В наружной отделке здания были использованы путиловский камень и финский гранит. Барельефы на фасаде исполнил скульптор Н. А. Рамазанов.

Из святынь нужно упомянуть два креста с мощами, один из которых был исполнен в 1701 г. для царицы Марфы Матвеевны, жены Федора Алексеевича, и отделан чеканкой и жемчугами. Дорогие серебряные оклады украшали два Евангелия конца XVII века. В 1755-1756 известный столичный ювелир З. Дейхман сделал из золоченного серебра священные сосуды. Другой видный ювелир, Ф. А. Верховцев, в середине XIXвека изготовил гробницу для плащаницы, украшенную рельефами. Когда к полувековому юбилею в 1899 г. в церкви производили ремонт, ювелирная фабрика Любавина облицевала престол серебряной одеждой.

Внутри храм был отделан искусственным мрамором; лепные украшения из алебастра местами позолочены. Стены покрывали росписи. Деревянные иконостасы храма созданы охтинским резчиком С. Тарасовым. Во всех приделах иконостасы украшали резные колонны, капители; царские врата и боковые двери были прорезные. Иконы для иконостасов церкви написали на холсте представители академизма: Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, М. И. Скотти, П. М. Шамшин, А. Т. Марков, В. А. Серебряков.

Внутреннее убранство храма поражало роскошью — одной серебряной утвари и украшений было более 160 килограммов. Среди святынь и достопримечательностей храма были два напрестольных креста с двадцатью пятью и девятнадцатью частицами мощей святых угодников; малое Евангелие, напечатанное в 1625 году, некогда принадлежавшее Петру Великому; серебряные сосуды для святого причастия работы петербургского мастера Захара Дейхмана.

На стенах храма висели бронзовые доски с именами павших в боях под Аустерлицем и Бородино офицеров, полковые знамёна, георгиевские штандарты, высочайше пожалованные полку за боевые заслуги. В витринах хранились мундиры Императоров Александра I и Николая I — шефов полка как «знак царской любви к войскам и в вознаграждение по заслугам их в память о государях-благодетелях, изволивших носить их».

В склепе храма были погребены два командира полка — участник войны 1812 года князь А. Ф. Орлов (1787—1861) и князь В. Д. Голицын (1816—1888) и там же устроен небольшой Владимирский придел.

Настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в 1893–1918 г.г. был Протоиерей, Николаевский Николай Васильевич.

Церковь была закрыта и снесена в 1929 году, так как якобы «стесняла трамвайное движение». Ныне её место пустует. При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.