Тень Остапа Бендера

Лариса Григорьевна Сергеева
 
  "Не разводиться же
  с каждой индивидуально.
  На просторах страны так
  легко затеряться,
  и  девиц  на выданье тоже хватает."

  Тень Остапа Бендера

  Как тут не вспомнить Остапа Бендера.  В начале романа Ильф и Петров, выбирая тему своей сатиры, хотели Остапа Бендера сделать брачным аферистом.  Но потом выбрали более политическую тему. Он стал выискивать скрытых миллионеров и шантажировать их. Дело, в общем-то, по теперешним временам не без опасное.
  Но намётки многожёнства в романе остались. Это и вдова, и студентка из общежития, и Тоня, встреченная им любовь. Да и само имя, намёк на мусульманство,
на обращение с женами ,как с вещью, есть и в романе, и, особенно, многозначительны в фильме.
  Эта беготня  от жены по лестницам Издательства! Напоминает скрывательство от алиментов. Смотрится этот кадр не очень логичным.
  Казалось, это он, Остап, должен вернуться в местечко, где живёт вдова, чтобы развестись. Не может же он всю жизнь оставаться без жены.
  Таких начатых и не доведенных до конца тем очень много в романе, и поэтому он и производит впечатление фарса, недостоверности развития характера главного героя.
  Экранизация романа началась где-то в шестидесятых годах, пик приходится на 1971 год,когда была создана версия с Андреем Мироновым в роли Остапа.
   И в  шестидесятые годы просходят случаи многожёнства в стране. Оттепель этих годов способствовала тому, что не ловили мелких жуликов и проходимцев.
   Они быстро поняли, что преступления против жён и детей не наказываются слишком строго, и воспользовались этим обстоятельством. В 1971 году выходит последняя экранизация произведений Ильфа и Пртрова. Примерно в те же годы просходит ужесточение наказаний тех, кто уклоняется от  уплаты алиментов, и тема уроливого русского варианта "многожёнства" сходит на нет.