Год 38-й. Дума

Игорь Карин
   Это произведение произвело на меня огромное впечатление в детстве, где-то в классе шестом. Я выучил его наизусть и повторял как молитву каждый день.  Оно стало кодовым словом к сочетанию «Поэзия Лермонтова» - вспоминалось в первую очередь.  (Так, позднее, таким кодовым словом к «Стихи Есенина» стало «Поэты Грузии, я ныне вспомнил вас…»).
   Все школьные годы «Дума» служила мне в этом качестве. Но в университетские годы ее потеснили другие вещи. Теперь же на  первобытный  восторг накладывается скепсис философа и словесника. А почему, спросите. Так сейчас и пройдусь по строкам  Думы.
   В примечании к моему тому сказано, что стихи напечатаны при жизни автора. В советское время они толковались как едкий упрек лермонтовскому поколению, которое было подавлено подавлением восстания декабристов: кто-то замолчал, кто-то забился в угол и постарался забыть о протестах на площадях… Но Лермонтов не забился в угол и не замолчал, а гневно обличил эти пороки своего поколения – подчеркивалось в научных  работах и школьных программах.
     «Дума» - это новое дёргание тигра за усы после «Смерть поэта» и это же  предтеча едких строк о «немытой России», только здесь сужен круг до «интеллигентской»  части народа русского. Но по сути сказанного, это «часть народа» тоже «немытая Россия», которая ничему не научилась и ни на что не способна.
  Итак, почитаем «внимчиво» (слово Солженицына) и по-современному.
   Ну-с, что такое «дума» как вид поэзии, все знают:  дума Гражданина о судьбах Народа и Родины. И кто-то ликует, а кто-то и печалится.
   «Печально я гляжу на наше поколенье!»
         Печалится, значит, автор-то. Принято. А почему «наше»-то? Ведь надо было бы сказать: «на моё поколение». В ритм не вошло бы? Или это отстранение от сего поколения? Сравните:  «Герой Нашего Времени», милостивые государи мои, … портрет... не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к Роману).
     И тут надо делать Выбор: либо автор Включен в это поколение, а значит, наделен всеми пороками этого «романтизированного» поколения, либо он стоит НАД ним, как нас учили в школах. Надеюсь, свой выбор Вы сделали давно, Милостивые Государи Мои? Я вот тоже сделал, и тоже давным-давно.
        Но вернемся к Думе:
  Его грядущее  - иль пусто, иль темно.
        (Так с кем тут этот «Мастер Культуры»? Да уж, конечно, не с этим поколением. Почему это? Да вот, глядите сюда:  Грядущее  пусто и темно. Это у Лермонтова-то? Ему же Доподлинно известно, что в Грядущем-то он будет Велик и Славен. И потому, - что настоящее его было наполненным и ясным).
      Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
      (Темна-ты, матушка Россия! Даже твои лучшие дети не умыты и не просветлены знанием. А Я, Лерма, Постиг столь многое, что это не осилить всему моему поколению! Было ПОЗНАНИЕ, но не было сомнения, хотя и «Во многой мудрости много печали!»
      А далее, как и всюду – минорная музыка стихов:
    И жизнь уж нас томи-ит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
     (вот эта музыка меня и заколдовала когда-то:  том-ииит…)
  К добру и злу постыдно равнодушны…
       ( Это Лерма-то? Ну, как бы не так: он всё время бурно реагировал на эти Добро и Зло и даже тогда, когда его никто не издавал. … Но далее опять Воин и Офицер гневно обличает):
     И перед властию – презренные рабы…
    (Мало ему было гонений за Пушкина, так опять напрашивается на них!
     Затем две строфы – только О НИХ,  с блестящим завершением):
      И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
   Глядя насмешливо назад.

    (Пропустил строки, очень-очень важные – и пойду назад):
  И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни  злобе, ни любви….
     Чеканно, блистательно, но. Ненависть и Любовь – неразлучная Пара противоположностей. А причем тут «злоба»? Злоба – это на Второй стадии Триады, ибо на третьей может быть лишь высокий Гнев или «Ярость благородная». А злоба – животное чувство, НЕ ДУХОВНОЕ, биологическое - и только.
    Пошел я почитать словари.  Вот наш С.И.Ожегов:  «Злоба – чувство гневного раздражения (!) против кого-н.»  Злюсь на жену, кричу на нее, пускаю кулаки в ход – всё это «неблагородное раздражение!» Ученики в школе изливают злобу на учителя и готовы на самые крутые меры.
    Нет, Лерма должен был заменить «злобу» по крайней мере «гневом».Но и тогда будет нелепым: «Ничем не жертвуя злобе».
    Это что – «оговорка по Фрейду», когда некто выдает свои истинные чувства, или романтическое своеволие в словах: тот кто меня любит, поймет. ..  Люблю, но не за такие ляпы или откровения!
   Эк, скажете Вы, нашел к чему придираться! Делов-то!
Но вернемся в век Лермы. Как? Да почитаем великого языковеда Даля: на слово «зло» у него восемь (!!) страниц. Простите, но я поцитирую то, как понимались «зло» и производные от него (какая Глубина и Широта здесь у Даля!):
  «Духовное начало двояко:УМСТВЕННОЕ и НРАВСТВЕННОЕ; первое относится к ИСТИНЕ, а противоположно к ДОБРУ (благу) и к худу, ко ЗЛУ. ВСЯКОЕ ЗЛО ПРОТИВНО БОЖЕСТВЕННОМУ ПОРЯДКУ. В отвлеченном виде, ЗЛО олицетворяется духом тьмы».
      Из этого следовало, что ЗЛОБА – от духа тьмы. Но Лерма в своих «Демонах» восставал против МИРОПОРЯДКА, а значит и против Нравственности, основу которой составляет Человеколюбие… И вне всякого сомнения, Разумная Жизнь в Космосе строится  на том же основании – иначе ВСЕЛЕНСКАЯ ЗЛОБА и САМОУНИЧТОЖЕНИЕ на любой из планет.
      Но Лерма не закоренел во Зле Демонизма, о чем я не раз говорил в моих заметках-эссе. Очень скоро я приведу цитаты из других, Ангельских, стихов. (Хотя в романах и драмах ангельское в их героях отсутствует).

    Прошу прощения у моих милостивых государей за немецкую дотошность, но по отцу я – немец, если это хоть как-то меня  оправдает в ваших глазах. Also Karin.