В боевой обстановке. Всего лишь один эпизод

Вячеслав Харитонов 2
   Об этом боевом эпизоде в один и тот же день писали сразу две газеты: "Красная звезда" и окружная - "Солдат Отечества". А случилось это в небе Чечни во время второй чеченской кампании в 1996 году в канун Международного женского дня. 7 марта на КП была поставлена задача на нанесение удара по расположению боевиков в районе жд станции заводского района г. Грозный, откуда вёлся интенсивный огонь, который не давал возможности федеральным войскам 503 МПП перейти в наступление и очистить от них район.

   Вертолётчики ПриВО поддерживали федеральные войска при захвате Грозного. Ударная группа в составе четырёх Ми-24 или, как уважительно называли их сами пилоты, четырёх "горбачей" с аэродрома "Ханкала", ведомых подполковником Владимиром Абрамовым, с полным боекомплектом и на предельно малой высоте выходила на цель. В это время сквозь треск в наушниках ведущего пробился на удивление спокойный голос командира одной из "вертушек" капитана Валерия Фадеева:
   - Я сбит. Захожу на посадку...
   И, действительно, машина Валерия при отвороте от цели была обстреляна из крупнокалиберного пулемёта. Были повреждены гидросистема, левый двигатель и лопасти несущего винта. В любую минуту могло заклинить ручку управления. Спасая экипаж, капитан Фадеев принял решение о немедленной посадке в "зелёнку", осознавая, что там находятся боевики...
   - Держись, Валера! Мы прикроем,- крикнул в микрофон Абрамов, поняв всю тревожность момента и тяжесть ответственности за судьбу товарища. Их связывала длительная служба: сначала на Дальнем Востоке, а позже - в Озинках Саратовской области, откуда и были направлены в Чечню. И командир сопровождал товарища до самой земли, пока не убедился, что тому ценой невероятных усилий и благодаря мастерству удалось-таки посадить подбитый вертолёт. Находящиеся в небе "вертушки", прикрывая совершившего вынужденную посадку, поливали "зелёнку" из всех стволов. Два боевых захода в ожидании появления спасательной группы совершил и Абрамов вместе со своим штурманом Эдуардом Казаковым. Фактически уже тоже на повреждённой машине. А когда командиру сообщили, что на его борту пожар, он не сразу в это поверил. Но медлить было нельзя: пуля пробила бак и аккумуляторный отсек. Загорелось топливо. Была повреждена и гидросистема, о чём нетрудно было догадаться по тому, что машина перестала слушаться. С заблаговременно выключенным двигателем вертолёт буквально рухнул на землю. Кое-как экипаж выбрался из кабины и присоединился к экипажу ранее сбитого Ми-24. Боевики пытались уничтожить или взять в плен лётчиков.
   А в воздухе продолжала кружиться, прикрывая товарищей, пара вертолётов майора Александра Полякова и капитана Алексея Свиридова.
   Вскоре подоспела и поисково-спасательная группа майора Николая Антонова. Они на Ми-8 сели к горящему вертолёту. Натренированные спасатели "горохом рассыпались", заняв круговую оборону, едва колёса их машины коснулись земли. Под проливным огнём боевиков спасатели, используя неровности местности, сумели благополучно взять на борт сбитые экипажи. Совместными усилиями отбиваясь от боевиков, спасатели и летуны достигли Ми-8 и взмыли в воздух с чувством исполненного долга. Всего восемь минут заняла операция по эвакуации вертолётных экипажей, но в памяти её участников осталась на всю жизнь.До сих пор вертолётчики поздравляют 7 марта друг друга со вторым днём рождения. Все они были представлены к боевым наградам.
   Вот так и служат, и ведут себя в боевой обстановке наши земляки.

                В.ВЛАДИМИРОВ.

   Газета "Красное Приволжье" №18(10020) за 22 февраля 2008 года.