Белая сирень

Валентина Рженецкая
Саша был необыкновенным человеком и большим фантазёром! И однажды он всем доказал это. Мой друг обладал притягательной внешностью, весёлым нравом и имел огромное количество друзей! Похоже: его любили все!

Дня за три до его ухода я общалась с ним по скайпу, как потом оказалось, в последний раз.

Эта беседа ничем не отличалась от других предыдущих. Александр, как обычно, в тот день был бодр и весел.

Я же, в свою очередь, сидела на редкость печальная у своего компьютера, потому что накануне пережила много потрясений. Настроение не хотело возвращаться, и Саша старался меня отвлечь, подбадривая шутками.

Мне даже казалось, что у меня болела сама душа. Несколько дней назад занемогла бронхитом моя внучка, а малышке  не было и месяца от роду.  Её положили в больницу вместе  с её матерью. Я поделилась с Александром своей тревогой.

- Я сочувствую тебе, подруга,- печально произнёс он.

А через пару дней Саша скоропостижно умер… Он просто уснул и не проснулся. Это был тяжёлый удар.
***********************************

Вчера мою внучку выписали из больницы, а я предалась воспоминаниям и пишу этот рассказ.

Самое странное, о чём я теперь вспоминаю, и что не даёт мне покоя, это наш последний разговор с Сашей.
Он как бы невзначай сказал:
- На следующий год, после моей смерти, приезжай на мою могилку в мае и привези мне мои любимые цветы. Ты же знаешь, какие у меня любимые цветы?
На мгновение я растерялась от неожиданности, потому что не знала, что ответить.
- А какие твои любимые цветы? - спросила я, стыдясь того, что не знаю ответа на его вопрос.
- Белая сирень,-  произнёс Саша спокойным тихим голосом.
**********************************

Должна заметить, что о своём уходе Александр говорил и раньше, но я его всегда ругала и настаивала на том, чтобы он даже и не думал об этом… только не в этот раз. Почему - то я эту, на первый взгляд странную просьбу, не восприняла всерьёз. А надо было.
Неожиданно в моей голове пронеслась одна мысль, и я озвучила её.  Я попросила его присниться  мне во сне и рассказать, как ТАМ, и он пообещал мне это…
*********************************

Когда уходит из жизни человек, первые дни тянутся мучительно долго. Душа и сердце тоскуют, а из глаз ручьём текут слёзы… целое море горьких слёз… океан слёз… Скорбь от тяжёлой утраты  обжигает воспалённый мозг.

Но стоит пройти рубеж девяти дней, незамедлительно следует другой – сорок дней. И вот уже пролетает год: быстро, незаметно.
*********************************

Какая пышная и ароматная в этом году сирень! Особенно белая! Саша так любил эти цветы! Он просил меня привезти ему их. Я целый год ждала этого дня и не забыла о Сашиной просьбе.

Сегодня я еду к моему другу и везу ему целую охапку сирени.
На кладбище, среди многочисленных огромных деревянных крестов и гранитных плит, было какое – то душевное умиротворение. На деревьях уже распустилась нежная листва, такая не смелая и молодая.

Уже издали, среди кое- где пробивающейся из – под земли зелени, я увидела огромный сугроб снега. Было как – то странно...
Ведь снег растаял ещё в начале апреля. Тогда что это?

Неожиданно, совсем рядом над моей головой, пролетел огромный  чёрный ворон, чуть ли не задев меня своим крылом.

Какая – то доля секунды, и уже где – то в глубине незнакомого пространства я услышала его громкое карканье.

Мне захотелось подойти к тому месту, куда полетела птица, тем более, что искомая могила, была предположительно, мне по пути. Там же и белело загадочное белое пятно. К тому же рядом находились какие –то люди. Я понадеялась, что спрошу у них, если не смогу справиться сама.

Так я нашла пристанище моего друга и учителя. Когда я подошла ближе, ничего ни у кого расспрашивать не пришлось. Мой взгляд устремился на тёмную мраморную плиту. На ней я прочла, написанное золотыми буквами, знакомое имя Александра, а  с  портрета на меня смотрели глаза. Это была его любимая фотография при жизни, которую я узнала без особого труда. А вокруг всё было усыпано ветками белой сирени. Цветы ещё свежие, только оставленные. Собравшиеся около его могилы люди, с любопытством разглядывали меня. Среди них я стала узнавать знакомые лица. У одного высокого худощавого человека в тёмном коричневом плаще развивался в руках какой – то листок бумаги.

«Он читал стихи»,- пронеслось у меня в голове. Ветер внезапно
вырвал у него этот листок и понёс куда- то на холмик соседней могилки. Незнакомец почему – то не обратил на это внимание. Он смотрел на меня своими выцветшими глазами, а поседевшие, коротко стриженные волосы, выдавали его почтенный возраст. Он молчал. Молчали  и все присутствующие.

Сегодня к Саше пришло очень много друзей. Слёзы наворачивались на мои глаза, и я  заплакала навзрыд. Сирень водопадом стала разлетаться из моих рук. И тут я почувствовала, как кто – то из находившихся рядом, подлетел ко мне и стал энергично трясти меня. Какой странный метод успокоить человека.
Сквозь слёзы я увидела моего сына. Он меня звал. А потом вдруг произнёс:
- Мама, что случилось?
**************************************

Боже мой! Это был всего лишь сон? Сегодня 21 июня 2017 года – самая короткая ночь в году. Скоро Саше девять дней. Он выполнил своё слово, и теперь я обязательно сделаю то, о чём он просил меня незадолго до его смерти!