Портрет, исколотый штыками, Николай II. Матильда

Вера Гиоргадзе
Портрет Императора Николая II в тужурке. 1900. Холст, масло. 71,2 ; 59,2.
                Третьяковская галерея


Серовские портреты не лгут и не льстят. У портретов Серова забывается о том
поте, которым, по словам К. Коровина, он «все брал». Его работа над картиной
была изнурительна, бесконечна и оправдывалась лишь в том случае, если, как он считал, и после ста сеансов сохранялась свежесть одного.
Жуткий, выматывающий процесс понимания художником душевного мира своей модели; процесс, сравниваемый Асафьевым с мыслью совестливой и беспощадной. Мысль рождалась, утверждалась, запечатлевалась на полотне., «Каждый его. портрет,—говорил Шаляпин,—почти биография». Почти,— потому что все-таки довлело, царило его, Серова, понимание, резкое суждение о человеке. Чаше всего оно возводилось
в абсолют. Портреты Серова сравнивали со Страшным Судом.


"Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями."               
                Брюсов В.Я.
_______________________________________


  «Скончался Даль, уже окрестившись в Православие. Мельников-Печерский сразу
  после смерти Даля вспоминал, как это случилось: «Помню раз, года четыре тому
  назад, прогуливались мы с ним по полю около Ваганькова кладбища. Оно недалеко
  от Пресни, где жил и умер Владимир Иванович.
  – Вот и я здесь лягу, – сказал он, указывая на кладбище.
  – Да вас туда не пустят, – заметил я.
  – Пустят, – отвечал он, – я умру православным по форме, хоть с юности
  православен по верованиям.»

_______________________________________




«Архистратига», «Ильи Муромца» творец
И Словаря не бес- «Толковаго» создатель
К своей последней самой главной в жизни дате
Слег Православным, с миром и почил в Отце…

А он в Империи Российския родился,
Великой! – сын  датчанина – наш Даль,
И – полюбил Святую Русь! Но, «Эка шаль,
За три деньги –  шваль…» Ба, какие лица!
Да «Не шали же со свечой с огнем»…

***

Февраль?..
Шалит по-крупному… Шалит…, – не непогода.
Туманом дым, –  в сок белладонны....  Так серо…
/В церковном – «срений» –  серый цвет, 
Что был давно…/

«Июль»  две тысячи семнадцатого года.   
Сейчас, наверное, везде идут дожди….
У всех – свои: косой, слепой, из глаз потоком,   
А где  и льет ветхозаветным  допотопным,
И – кто плывет, кто мокнет, падает, скользит….

А мiр во зле, и тонет хоть, да все лежит!
А что – «глагол»? –   
Коль рифмой к бедам прирученным 
«Кипа'» да  «Серый», -  от смешенья рясы черной
С сутаной белой… 

Но – Глаголомъ! – и сидит
Не первый век в  тужурке срененькой с усами 
Простой «полковник»… – Нам бы встать, ведь – Царь…
Вставай!
Нырни поглубже в те бездонные...  В них – Рай,
Но – через ад, путем Христа… 

Художник знал ли,
Иль кто водил живописавшего рукой,
Владевшей кистью, как пиит роскошным слогом,
Но – чист так взгляд, многоречив, – скорбях при многих,
С блестящей пуще всех брильянтов в нем слезой
Того, кто сменит неподъемную Корону
«Земли Хозяина – до гробовой доски»*
На  тот венец, что ни продать и ни купить,
Как  Самодержца тьмой лишат и Трона, дома…

Сколь верст до – Лобного-то здесь,  а на лице –    
Креста след «Белого Царя» на фоне сером….
Преображенского полка же офицера
Тужурка та –  все в Александровском дворце, – 
Не  той Руси, писалась с буквы что Заглавной
При «Николашке», полном к ней Святой любви
Как к Героине, к чьим ногам Своей Семьи
Все жизни бросил! –  изменившей, как в  романах.

***

Он «Душке Аликс» подарить хотел портрет,
Своей Единственной, Сам преданный и верный…
Серов работал же и медленно, но верно,
И – уловил-таки…. В очах Царя – ответ
Клеветникам всем и предателям России,
И всем врагам, которым имя – «легион»,
И потому так неприглядно все кругом:
Тревога с болью за Отечество в них – синих…

***   

Учитель Репин, что убил Ивана сына
Святой Родителя десницей, называл
«Не оборотистым» Серова: в долг не брал
И торговаться не умел. … Вот и  «Приплыли»… – 
Картина Репина*?..  А Грозный есть и был!
Рука ж отсохла «кровь пролившего»; так сталось,
И участь страшная натурщикам досталась*,
 «Не прикасайтесь» бо «к Помазанным Моим»!
Царь  Александр наш Третьякову запретил*
Ту  «отвращения, -рех,-полную» картину
И выставлять! Цензура вслед – «и иже с ними»,
Что оскорбляли чувства -славных на Руси.
Увековечил Валентин Отца Народа
И после смерти уж, по фото… А когда
Ушел и сам он, не оставив ни гроша
Вдове и детям, Александрович помог им,
Из личных средств  долги все «тюхи»  оплатив.

Серов при жизни слыл «молчальником великим»,
Был сдержан, справедлив, зело правдив и...
И – не смолчал*! Что  провокаторы стрелки'
И  с крыш по мирной демонстрации палили
В то воскресенье, видел сам. Встал за Царя,
«Кровавым» ставшего с подачи воронья,
Бо верноподданным был сын
Больной России!

***

И – в Эрмитаже, в том Февральском Октябре,
Портрет «домашний» Царя-Батюшки в погонах
Умучен был…. То ль бес вселился в вольных
Его солдатушек,  одну с кем кашу ел?..
До пустоты глазниц лик красными штыками
Свого «Верховного» кололи! Что им –  Гнев? – 
Без страха Божия… Но – «не горят в огне»:
Осталась копия, случайно ль?..

И – пред нами
В  простой тужурочке Романов Николай
Второй сидит и смотрит ясными очами
И в душу каждого из нас, аки лучами,
Что брызжут солнцем и росою через край,
Не «гражданином»! – Тем, кто снится век ночами
И  даже имени боящимся Его   
С огромным нимбом
Над  Честной, «…как лунь» – Главой,
И с облаками под ногами!
 
А над нами –
«Небесны хляби разверзошася»*… Глазам,
Отсель не зреть очей  Николы в них, а жаль.  – 
Царя земного Покровителя, – чьи «мощи»….

А Царь день Ангела  зимой лишь отмечал! – 
Хоть  и рожден был пред Николой Вешним,
Мощи
Ибо Святителя, что Веры Правой был
Всегда ревнителем, из Мир перенесли 
Во итальянский Бари, выкрав их разбойно…
«Христов Угодник» на Вселенском же Соборе
Никейском даже заушил еретика               
Хулил Спасителя бо тот, и Матерь Божью
Уничижал сей еретик… И брань была,
Почти всю Церковь захлестнувшая тогда….

Вот и сейчас – град, ураган, гром, ливнь до дрожи;
Туман  плотней все и всеядней, в свете молний….
Свинцова мга стеной… А что за пеленой?..
Уж – не Потоп! – Знаменьем радуга –  дугой....
И тяжко так, и за Отечество так больно…

Все те же «Трусость и предательство, обман
Кругом» и всюду…. Ничего не изменилось…
И – над Святынями глумятся что есть силы,
И ищут ироды опять закласть Царя,
Спустя сто лет… Вот и  Христа все  распинают
Без масок уж на сцене и в кино,
Пером и кистью грязной, словом, что – Дано,
Как и «талант»,  который «тайной» зарывают.

***

Учил Учитель преждь, дарующий Венцы,
Само Живое воплотившееся Слово!
За Ним – Евангельской рекой, Заветом Новым,
Его Апостолы – «земли Соль»; вслед – отцы
Святые Церкви и «Единой» и «Соборной»,
И знатны пастыри Соборов всех Семи
Святых, Великие Учители текли….

Стоит же Море, –  в соль Содома и Гоморры,
Соленых  глубже всех! – всем  «Мертвым»...

Сколь историй…
И сколь сплетенного в Истории Земли,
Не Нечволодов* что оставил – Карамзин! -
После себя…. Но с места сдвинулось то море,
И – славных предков пробиваются ростки!
 
       
Благодаря кому, мать-Волга Русской стала?! – 
А Репин взял вот, Иоанна и убил
«Искусством»…
Грозным – Царь для враг же токмо был!

А  лже-Учитель, се «Распни!» копьем ваяет.

На небе – Мученик с Семьей! …Матильда – кто? –
Земля ей пухом… Да и все мы здесь под Богом. 
Идет Октябрь…. Не покаянно… 

Тече  Волга!
Не  от «Приплыли» б – до «Не ждали»…

Царь грядет!






_______________________________________


                Правила Святого Шестого Вселенского Собора, Трулльского
Правило 63. Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем,
не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем.

                "Ей, гряди, Господи Иисусе!"

_______________________________________

*Шалить –  1. Баловаться, резвиться, заниматься шалостями. Дети шалят.
2. Своевольничать, поступать противозаконно, а также разбойничать (устар.).

СРЕНИЙ - церк. серый. ...

*«Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича. В такие моменты великий молчальник
Серов молчать не мог». 

«Серов был человеком с незащищенной совестью. Совесть и поступок не разделял.
Мог вызвать на дуэль буржуа, оскорбившего его мать.
Поленова не припимают в передвижники — Серов выходит из Товарищества.
Серов с Поленовым совершают акт большого политического мужества — пишут письмо в собрание императорской Академии художеств, президент которой, великий князь Владимир Романов, командовал войсками в Петербурге и руководил расстрелами.
«Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января»».


*Во время переписи населения в графе «род занятий» Государь указал:
«Хозяин земли Русской», а в «сроке службы» у него значилось: «До гробовой доски».

*Почему Александр III запретил картину «Иван Грозный убивает своего сына»
 В эпоху либерализации Александра II в России было создано Товарищество передвижников. Но с приходом к власти Александра III «заморозка» коснулась и художников. В 1885 году сначала Победоносцев, а затем и царь запретили к показу «полную отвращения» картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Этот конфликт стал поводом к введению цензуры для всех картин в России…….  4 марта 1885 года президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, ссылаясь на высочайшую волю брата, распорядился по окончании петербургской выставки «нигде более, и ни под каким предлогом» не выставлять и не распространять картину Репина каким бы то ни было. Специальное предписание московского обер-полицмейстера запрещало купцу Третьякову выставлять картину
«в помещениях, доступных публике».
Десятки картин после этого были подвергнуты цензуре. Вот только один пример — судьба картины Николая Ге «Что есть истина?», показанной на выставке Товарищества в 1890 году. Полотно удачно прошло предварительную цензуру, но вызвало резкую критику Победоносцева, писавшего Александру III о «всеобщем негодовании», возникшим в петербургском обществе: «Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило публично выставить картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над тем
образом Христа, который выше всего дорог сердцу христианина и составляет сущность христианской веры. Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка после Петербурга обыкновенно развозится по городам внутри России. Можно представить, какое произведёт она впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания
на правительство, так как народ до сих пор ещё думает, что всё разрешаемое правительством им одобрено».
Александр III ответил резолюцией: «Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить её по России и снять теперь с выставки». Вскоре после этого картина была удалена из экспозиции, а её изображение — из иллюстрированного каталога выставки.»
*Картину «Приплыли» написал не И.Репин, а Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Картина называется "Монахи ("Не туда заехали")". Датируется 1870-ми годами. Холст, масло. 52 см х 78,5 см.

*В Ветхом Завете говорится о Всемирном потопе (Бытие, гл. 7, ст. 11 12):
«Разверзошося вси источницы бездны, и хляби небесные отверзошася.
И бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять ночей».


*Царь мученик Николай II праздновал свой день Ангела на Николу зимнего 6/19 декабря, хотя день рождения у него перед самым перенесением мощей в Бари.
*Последние годы жизни Репин провел в своем имении «Пенаты» в Финляндии (сейчас это поселок Репино в Ленобласти). О правлении Николая II – наследника Александра III, художник отзывался грубо, предрекая, что вскоре «вся эта мерзость рухнет». Однако революция быстро разочаровала Репина, как и всех просвещенных людей эпохи. Репин остался в Финляндии, все предложения вернуться на родину он гневно отвергал, называя власть большевиков «быдлом». Он не желал иметь с такой властью ничего общего.

Художника также возмутила реформа русского языка, когда были упразднены несколько букв. Когда букву «ять» заменили на «е», фамилия «Репин» читалась с ошибкой - «Рёпин». Получая корреспонденцию, художник возвращал такие письма почтальонам со словами - «никакого Рёпина здесь не живёт!»
                ИВАН ГРОЗНЫЙ. ПРОКЛЯТЬЕ КАРТИНЫ РЕПИНА
                http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post356358300


*«Сказания о Русской земле». ... Книга, написанная действительным членом Императорского Русского военно-исторического общества, боевым генералом  Александром Нечволодовым, уникальна. Ее первое издание стало настольной книгой в семье последнего российского императора Николая II. "Сказания о Русской земле" включают в себя обширнейший историографический материал: от древнерусских былин, песен и летописей до работ тех, чьи имена вписаны в золотой фонд истории нашего Отечества. Каждая страница книги пронизана любовью к России и гордостью за ее славное прошлое, настоящее и будущее.
Автор, следуя пожеланию Николая II, украшает это издание многочисленными рисунками – как воспроизведениями с исторических картин современных ему русских художников, так и снимками с древних икон, рукописей, со стенописи храмов, старинных зданий, оружия и разного рода утвари. Подробно разбирая прошлое России и ее значение среди остальных государств, автор совершенно соглашается со взглядами на будущность русской земли, высказанными в начале XVI века старцем Елизарова монастыря Филофеем: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Нечволодов — автор четырехтомных выдержанных в патриотическом духе «Сказаний о Русской земле», вышедших в свет впервые в 1909 г. и затем не раз по указанию императора Николая II переиздававшихся до революции. Это произведение использовалось и как учебное пособие. Нечволодов один из первых придал хазарскому сюжету, до этого бывшему достоянием исключительно академической науки, характер антисемитского мифа: он писал о 200-летнем иге «торговцев-жидов» над Русью, надолго задержавшим развитие страны


21 июня (4 июля н. ст.) 2017г.



http://www.youtube.com/watch?v=8ikWN8dVNi4
;;; ;;;; ;;; ;;;; ;;;;;