Беседы с великим скульптором Вячеславом Клыковым

Валентин Суховский 2
 Работая в газете "Гулок"  я как-то написал статью о творчестве Бунина, а через какое-то непродолжительное время я делал беседы с выдающимся скульптором Вячеславом Клыковым сначала для газеты "Лампада", а потом для журнала "Воин России", где перед этим была опубликована моя беседа с известным поэтом-песенником
Николаем Доризо, по непонятным для меня причинам не прошедшая в "Гудке". С Клыковым беседы получились откровенные и содержательные, но редакция журнала сделала сокращения в том числе о бюстах Белова, Крупина и Бунина.Привожу фрагмент:
   -Вячеслав Михайлович, с той давней  выставки Ваших скульптурных работ, где меня
наряду с другими прекрасными Вашими произведениями особенно привлекли, даже поразили бюсты замечательных русских писателей, наших друзей Василия Белова и Владимира Крупина,  прошло немало времени и вот, приходя в возглавляемый Вами Центр славянской письменности и культуры среди бюстов Николая 2, Пушкина, я увидел бюст Бунина, который мне напомнил бюст Крупина тонкостью, изящностью черт лица и стати и какой-то не сразу уловимой схожестью черт характера или я преувеличиваю?
   -Вячеслав Клыков: Хотя Вы первый, кто это заметил, но этим меня не удивили. И Бунин, и Крупин, начинали как поэты, а стали яркими прозаиками, сумевшими передать
душу и суть русского человека разных эпох. При том, что они сами представляли разные эпохи и по происхождению разнились, но любовь к деревне и корневая русскость того и другого сквозит во всём: творчестве, характере и в чертах лица и всей стати.
   Уже были опубликованы статьи и я передал их Вячеславу Михайловичу, но вот эта
часть беседы и та, где я спрашиваю  ваятеля, почему он не изобразил Николая 2 по
принципу памятника Екатерине 2 со всеми великими деятелями эпохи: реформатором Столыпиным, радетелем кооперации и вдохновителем Всероссийских съездов кооперативов Чаяновым, великими  живописцами и писателями, в том числе и Буниным,
не  получили развернутого , как мне кажется ,объяснения Клыкова, хотя и то, что
он смог создать поражает воображение грандиозностью.
   Как он сумел понять душу Рубцова, с которым я был знаком в ранней юности так,
что фигура Рубцова на берегу Сухоны стала притягательной, как и его пронзительные стихи. Клыкову удалось передать в лице выдающегося лирика и  светлую грусть, и ранимость его души. Рубцов редко бывал резким, а чаще участливым. Удалось Клыкову передать и образ учителя Пушкина, мастера баллад Константина Батюшкова у древнего Вологодского Кремля, ведущим под уздцы коня. Именно на коне, преследуя с победоносными русскими войсками Наполеона, Батюшков вошёл в Париж.
  Великий скульптор воссоздавал образы и великих полководцев: Георгия Жукова на
Манежной площади у Кремля. Дмитрия Донского в Угреше, Илью Муромца перед Муромом,
духовных вождей: Владимира  в Белгороде, Преподобного Сергия в Радонеже, Серафима Саровского в Сарове и Курской Коренной пустыни, недалеко от родных мест ваятеля. Впечатляет его памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади, давшим нам письменность и несшим духовность. Государственного деятеля Петра 1 Клыков представил по своему в Липецке. Великолепна его дивной красоты и гармоничности звонница на Прохоровском поле, а почему не дали поставить эту колокольню на Поклонной горе в Москве? Даю нашу вторую беседу с  великим Клыковым .
  - Вячеслав Михайлович, Вы создали так много памятников и так много сделали для укрепления державного духа и воссоздания плодотворной почвы  патриотизма, что и обозреть трудно. И всё-таки начнём с памятника, вокруг которого до сих пор бушуют страсти и споры, с памятника маршалу Жукову.
  -  Я настаивал, чтобы он был установлен на Красной площади, чтобы перекликался с другим памятником спасителям Отечества - Минину и Пожарскому. Жуков достоин этого; он спас не только Россию, но и Европу. сочетание тактики и  стратегии полководца с несокрушимостью Русского духа и глубинной православной веры/ маршал возил с собой икону Божьей Матери/, со всенародной любовью к нему и доверием сыграли решающую роль в Победе в Великой Отечественной войне. К Жукову была такая же любовь как в предшествующие века у русского воинства к Суворову, Скобелеву, Нахимову. Это была всепоглощающая, неубывающая со временем любовь, обрастающая легендами и мифами. После долгих дебатов памятник великому полководцу был поставлен на Манежной площади . На мой взгляд, место неудачное, в тени Исторического музея. Памятник работает, когда освещён, когда есть определённое пространство вокруг него. Я ваял Жукова таким, каким он запечатлён на историческом Параде Победы:  мерный шаг лошади, приставший на стременах маршал. Для меня, как художника, подлинность превыше всего.
  - Удивительно много было народу во время открытия Вашей звонницы на Прохоровском поле. Ветераны, общественные деятели, казалось все патриоты были душой и помыслами слиты воедино на этом увековечивании благодарной памяти. И в этом удивительно стройном сооружении проявился ваш талант архитектора.
  - Меня  волновала идея третьего по значимости ратного поля России. Оно сыграло в отечественной истории не меньшую роль, чем Куликово поле или Бородино. После него наши войска победоносно наступали. Наряду с решающим танковым сражением это был бой духа, повлёкший перелом войны. Белгородское руководство поддержало мою идею поставить белокаменную звонницу на Прохоровском поле. Она для меня дорога ещё и тем, что в течении нескольких лет модель звонницы участвовала в конкурсе мемориала на Поклонной горе, всегда выходила в финал и на последнем туре заняла ведущее место. Жюри не выполнило обещания. Но я не очень жалею: когда в юбилей Победы в 1995 году на Белгородчине открывался комплекс, включая храм и звонницу, это стало праздником на всю Россию. Победительный дух этого сражения вселяет в души многих, побывавших на Прохоровском поле, надежду, что Россия собирает духовные созидательные силы для того, чтобы начать наступление в культурной и экономической сферах.
  - На одной из Ваших выставок на меня произвели впечатления бюсты известных писателей, выполненные, как показалось, с особой любовью. Вам удалось передать мудрость и душевную стойкость Белова, лиризм и мягкость Крупина, вдумчивость и ранимость Шукшина. Чем объясняется такая глубина знания характеров?
  - Белов и Крупин мне дороги как друзья и единомышленники. Я родился в Курской области в деревне. Образы, создаваемые ими, знакомы мне с детства, а талантливо выписанные мастерами слова, сегодня помогают постичь глубину русского характера.
Герои Белова, Крупина и Шукшина - труженики на родной земле, уходя в город, они не всегда находят приложение своим силам и тоскуют от нереализованности. Когда умер Шукшин, мне казалось, что я потерял родного, близкого человека. Я обратился к другим изобразительным средствам, но задачи литературы и искусства близки.
  Работая над памятником выдающемуся лирику Николаю Рубцову, который был установлен в Тотьме в 1985 году, я не только беседовал с его близкими друзьями, но
главным образом впитал душой его великолепную поэзию. И до сих пор люблю слушать
песни на слова Рубцова. Изумительно поёт их Татьяна Петрова. Через год после открытия памятника Рубцову. во время праздника славянской письменности и культуры в Вологде, был открыт мой памятник учителю Пушкина, автору проникновенных элегий Константину Батюшкову. Поэт не расставался с конём во время сражений в России и Европе в 1812-1814 годах, въехал на коне в Париж да и многие элегии создавались во
время конных прогулок. Поэтому я и изобразил Батюшкова с любимым конём.
  - Пушкин - великий непревзойдённый поэт. Замечательный прозаик. Бунин всю жизнь писал стихи и прозу, добившись поэтическим талантом Золотой медали Пушкинской премии, а прозаическим - Нобелевской премии в литературе. Ваш памятник Пушкину открыт в Арзамасе, где поэт останавливался по пути в Болдино, а памятник Бунину в
Орле, в котором набрал силу его талант. Когда вы работали над воплощением их образов, интересно, что было главным: их поэзия, проза или... державный дух. великий патриотизм?
   - Творчество и мировоззрение их, великих выразителей русского духа и тонких стилистов, величайших знатоков языка и истории Державы, неразрывны. Но и Пушкин прошёл эволюцию от влияния Чаадаева и "западников" до полного им противостояния. Неслучайно он писал: "Только варвары едет своих предков, только низость и пошлость пресмыкается перед настоящим, забывая о прошлом." Что стоят стихи "Отцы -
пустынники и жёны непорочны" и "Клеветникам России". В них Пушкин - глубоко православный человек, патриот и монархист. Крик души Бунина в "Окаянных днях" о том, что он против разрушения России, смуты и братоубийства. Эти два титана духа
помогают нам выстоять и в нынешнее время, сохранить устои, вернуть историческое своеобразие России, её место в мире. Что важнее - творчество или гражданская позиция, пусть каждый решает сам.