Экспертный обзор. Юлия Белохвостова. Июнь-2017

Большой Литературный Клуб
Опрометчиво приняв предложение «тряхнуть стариной», я взялась  сделать экспертный обзор июньского лонг-листа, более-менее объяснив свой выбор в шорт-лист. Сначала прочла все стихи без имен, чтобы не сбивать саму себя поиском узнаваемых интонаций. Но, похоже, я слишком долго не принимала участия в жизни стихирской, а потому большинство авторов для меня неизвестны, кроме того, весь лонг, все 34 стихотворения каким-то странным образом слились для меня в общий текст, обнаружили некое если не всегда художественное, то стилистическое , тематическое и даже лексическое единство. И дело даже не в том, что здесь идет такой коллективный поиск на ниве так называемого «свободного стиха», в котором, правда, забывается, что свобода от рифмы, ритма, строфы – это еще не достаточное условие для создания верлибра, например. Дело в общем ощущении, что ничего не изменилось за те годы, которые я не читала ни одного текста здесь. Так иногда не читаешь какого-то автора долго, потом возьмешь его стихи и удивляешься – надо же,  как он изменился! а здесь такого не произошло. Будто замерла поэтическая жизнь, не меняется язык, нет ни Ирины Евсы, ни Светланы Кековой, ни Владимира Гандельсмана, ни Бахыта Кенжеева, ни Сергея Шестакова… Не читают их авторы, читают только друг друга. Есть еще ощущение небрежности – в работе с рифмой ( уж если это сложная, составная рифма, то она должна быть очень точной, не яйца их – китайцами, точнее! нельзя постоянно выезжать на ассонансе), в звукописи стиха (отдаЙ ЕЙ ЕЁ заботы – попробуйте прочесть это вслух). Но некоторые тексты я все же отобрала, и о них поговорим подробнее.

5. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Скульская»
http://www.stihi.ru/2017/05/14/10980 отборочный тур для резидентов

Здесь есть работа с рифмой, прислушивание к слову, только работа эта еще не доведена до конца, работа есть, иногда она становится давлеющей – как в форме слова «платьице»,  возникающей только для рифмы с возвратным глаголом, мастерства, красоты, легкости не чувствуется ( те самые яйца их – китайцами, а вот рядом мы – ягоды – уже хорошо). Понравился образ туи, замышляющей шишкоягоды.  Что еще понравилось – это конкретное очень стихотворение, не отвлеченное, как большинство в лонге, нет у автора отстраненности японца, созерцающего восход луны – нет, он сам участник этого стихотворения, он видит не абстрактное дерево, а тую, он обращается не к какой-то обобщенной даме, а к Скульской  (тут уж думай гадай, к той или не к той),  у которой нет внешности, но есть эти палки, а значит – характер, история какая-то (любовь к скандинавской ходьбе по крайней мере). У самого же ЛГ и внешность есть, и возраст – по крайней мере, лысина.  Кантария показался притянутым к рифме, случайно попавшим в этот текст.

6. МАРИАННА БОРОВКОВА «Нам жить ещё...»
http://www.stihi.ru/2017/05/11/1746 отборочный тур для резидентов

Первое впечатление от стихотворения – детское, не смотря на философский замах («нам жить еще»). Но финал многое меняет, он очень хорош:   остальное – сами. Просто о сложном. Почти библейская простота. И  пес некий, обобщенный, и травы какие-то, неизвестные. И синий лес, и золотые тени – кажется, что вот-вот выйдет на эту тропу огнегривый лев, синий вол и пролетит над ними золотой орел. Однако до притчи текст не дотягивает, а жизненную наполненность от такой степени обобщения теряет. Еще хотелось бы отметить, что слишком много наречий : вопреки, вразрез, наперерез, они словно и ткань самого стихотворения разрезают, мешая общей картине.

15. МАРИНА ВОЛКОВА – ВТОРАЯ СТРАНИЦА «Пастушок»
http://www.stihi.ru/2017/06/01/6015 номинатор Семён Кац

При моей любви к историческим темам в стихах, мимо этого произведения, конечно, я пройти не могла. Гладко написано, напевно. Иногда, может быть, даже слишком гладко. Вплетенная тема Россия-Украина понятна – это ведь Елизавета назначила гетманом Малыя России, обоих сторон Днепра и войск запорозских младшего брата своего Алешеньки, при котором как раз Украина практически получила автономию. Но стихотворение не об этом, и не о сегодняшних отношениях России и Украины. Это такая песня о любви, почти народная, с такими же народными, узнаваемыми и простыми эпитетами.  И все таки сУетностью.

18. ПАФФ ПИФФ (НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ) «Стихи без названия»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/609 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Не могу сказать, что в этом стихотворении есть какой-то прорыв, открытие, новизна необыкновенная. Но ведь и не для того написано, и не о том .  И не для меня как читателя – для себя, чтобы сохранить какие-то детали, мелочи, дорогие сердцу. Простые, чистые рифмы, ровный слог – все будто для того, чтобы не отвлекаться от воспоминаний.  И эта увеличенная последняя строфа, словно замедляющая свой ход река, и бумажный голубь, наверняка сложенный из листка, вынутого из той самой пишущей (непишущей) машинки, с неслучайно выбранной буквой «эль».   Очень атмосферное, наполненное живым чувством стихотворение.

25. АННА ЛИПШТЕЙН «До востребования IV»
http://www.stihi.ru/2017/02/13/11126 номинатор Юрий Семецкий

Это стихотворение я с большой долей сомнения включаю в свой обзор. Почему? потому что было уже письмо Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…», и уже был день никакого числа в «Записках сумасшедшего» Гоголя. Но проходишь первую строчку, и дальше – бежавший в рай, но обжившийся в аду – и это прежде всего ласкает слух. Вот оно, благозвучие, та самая эвфония, которую Брюсов считал одним из трех китов стихосложения. Это и есть передача эмоции звуком. И дальше – передача накала эмоции пунктуацией – именно в тот момент, когда возникает тема, о которой говорить тяжело, пропадает пунктуация, э то уже драма, это сознательно. У Ракель-то внуки уже «агу», а тут – вымышленный косяк и только беспощадное войско памяти.  Да это пьеса готовая.

29. АННА МАРКИНА «трещины»
http://www.stihi.ru/2017/06/20/675 конкурсный литературный портал stihi.lv

Мне интересна здесь рифма последней строфы ( потому что я все равно про себя это стихотворение делю на три строфы, вполне семантически разделенные и законченные), рифма с раздвижением, хоть и не вполне точная, но на звук прекрасно организующая поэтическую речь. Кажется несколько излишне развернутой метафора ремонта, зачем появилась эта бригада, если мы ничего о ней не знаем? или уж наоборот нужно было докручивать эту тему, распределить виды работ между членами бригады. И кто тот человек, у которого взгляд  заточен?Заказчик? Проверяющий? я не чувствую его, не вижу, он – некий назывной персонаж, безликий. Еще один момент – как снег из лета? или как снега летом ждешь его? Какая-то неловкая строчка. Мне кажется, что это стихотворение нужно еще писать, что у него бОльший потенциал, чем результат.

30. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «эскимо»
http://www.stihi.ru/2017/06/19/7045 конкурсный литературный портал stihi.lv

Это стихотворение тронуло меня, оно настоящее, живое, не вымученное и не выдуманное. Не понимаю, зачем здесь этот сплошной текст без пунктуации и без деления на строфы? Каждый прием должен быть чем-то обусловлен, транслировать какую-то мысль автора, здесь же он просто прием сам по себе, мало связанный с замечательной историей, рассказанной читателю.  Мне импонирует язык стихотворения – естественный, бытовой, домашний, так и говорят с мамой, это добавляет достоверности. Единственное, чего надо бы избежать: платьиЦЕ Цело – это вот этой мухи ЦЕЦЕ.

32. ИЗ БУРГОСА «Слова»
http://www.stihi.ru/2017/06/11/1402 номинатор «Термитник поэзии»

По самой манере складывать слова, может, и не пригодные для вечности, но очень правильно расставленные по местам, по свободному включению разговорного языка в ткань произведения, мне что-то почудилось знакомым, и я убедилась, что уже читала этого автора, когда работала над одним номером поэтического журнала и потом вычитывала его. Да, пожалуй, узнаваемо  - нет никакого натужного стремления сделать что-то «не как все», найти  какие-то особые эпитеты ( какая девица? да просто «рыжая такая») или рифмы (они все довольно просты здесь, даже слишком просты), но есть картинка, есть настроение, и все персонажи не просто так, а нарочно сюда попали и заняты каждый своим делом. И этот белый плащ – запоминающаяся деталь. Для автора это, похоже, маркер, знак, и не первый такой белый знак – я помню другой: белая, как солнце над пустыней, клиники эстонской простыня. Особые отношения у автора с белым ц(с)ветом.

На этом, пожалуй, все. Большое спасибо за оказанное доверие.