Суета сует

Сергей Всеволодович
                Письменное слово должно быть
                свободным от лести.               
                Климент Александрийский (Стром. 1. 6:1)   
               
                Если я и действительно погрешил,
                то погрешность моя при мне остается.
                (Иов. 19:4)

                Всё сует суета, и приходит всему свой черёд,       
                Но тот, кто слышать умеет, многое обретёт.
               

Слово сказав, Он поднял человека из праха, 
Вдох лишь один, и забилась душа, аки птаха…
И возвращая к истоку начала начал, 
Твари своей, Он заповедь первую дал:
–  Здесь будешь жить мой Адам, не в пустыне,
Будет помощник – жена, и еда в изобилье, отныне,
Только два древа, запомни, здесь трогать нельзя,
Они мой запрет, в них смерть для тебя.
Древо для жизни, средь рая бесплодно.
Древо познания – смерти подобно,
Зло и Добро в нём неразделимо,
И в небесах, уж начертано имя,
Что вознесётся Любови алкая,
Да грянется оземь, себе разверзая.         
Время придёт, и ляжет секира у древа,    
Не для тебя эта чаша и это бремя.

                2010г.         



                Пояснение к комментариям:

     Работая над циклом стихов о Слове, глупо привносить свои пустые домыслы,
тут бы дай бог, разобраться хоть немного с уже данным нам в святых Писаниях.
     Мне ж хотелось показать пример работы со словом, без отрыва его от основы.
И ещё, я стараюсь работать с древним текстом, а не синодальным, так как
разночтения между ними, не смотря на все уверения, порой довольно ощутимы,
к тому же надо учитывать богатство и многообразие русского языка при обозначении
одного явления. Например, «бдите» и «бодрствуйте»; первое звучит приказом, второе пожеланием,
что опять-таки по-разному влияет на понимание общей ситуации.
Или «начало» и «реки»; в первом случае за ним стоит мощная стихия, во втором просто
констатация факта, не более, хотя речь идёт о водах, вытекающих из Рая и несущих жизнь.
Я работаю с текстами данными нам здесь, на Святой Руси, доступными и утверждёнными, и их
может прочесть любой желающий, выбирая старославянский или современный русский язык.
     Как сказал очень уважаемый священнослужитель, текст Святого Писания живой, и одна и та же глава,
но прочитанная в разное время и с разным настроем, донесёт по-разному сказанное.
В комментариях к стихам, будет использован церковно-славянский текст, взятый за основу,
в размышлениях – в основном синодальный, как более доступный.


     И цитата из Хорхе Луиса Борхеса «Три версии предательства Иуды».
«Предполагать в Писании ошибку недозволительно; не менее недозволительно
допустить случайный эпизод в самом знаменательном событии истории человечества.»



                Комментарии:

01. Суета суетствий, рече екклесиаст, суета суетствий, всяческая суета.  (Еклл. 1:2)
02. Всем время и время всяцей вещи под небесем:
       время раждати и время умирати, …  (Еклл. 3:2)
03. имеяй уши слышати да слышит.  (Мф. 13:9)
04. и сердце мое вдах, еже ведети премудрость и разум: (Еклл. 1:17)
05. И созда бог человека, персть (вземъ) от земли,
       и вдуну в лице его дыхание жизни:
       и бысть человек в душу живу.  (Быт. 2:7)
06. И насади господь бог рай во едеме на востоцех,
       и введе тамо человека, егоже созда. (Быт. 2:8)
       Река же исходит из едема напаяти рай:
       оттуду разлучается в четыри начала. (Быт. 2:10)
07. И благослови их бог, глаголя: раститеся и множитеся,
       и наполните землю, и господствуйте ею,  (Быт. 1:28)
08. И рече господь бог: не добро быти человеку единому:
       сотворим ему помощника по нему. (Быт. 2:18)
09. И заповеда господь бог адаму, глаголя:
       от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси:  (Быт. 2:16)
10. И прозябе бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь:
       и древо жизни посреде рая,
       и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго. (Быт. 2:9)
       от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него:  (Быт. 2:17)
       И рече бог: се, адам бысть яко единъ от нас, еже разумети доброе и лукавое:
       и ныне да не когда прострет руку свою и возметъ от древа жизни и снест,
       и жив будет во век. (Быт. 3:22)
11. а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете. (Быт. 2:17)
12. аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе:
       аще кто снесть от хлеба сего, живъ будет во веки:  (Ин. 6:51)
13. радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех. (Лк. 10:20)   
14. Возлюбленнии, возлюбим друг друга, яко любы от бога есть,
       и всяк любяй от бога рожден есть, и знает бога:
       а не любяй не позна бога, яко бог любы есть.  (1Ин. 4:7-8)
       И поверг сребреники в церкви, отиде: и шед удавися. (Мф. 27:5)
15. яко причтен бе с нами и приял бяше жребий службы сея:
      сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде,
      и излияся вся утроба его: (Деян. 1:17-18)
16. уже бо и секира при корени древа лежит:
       всяко убо древо, не творящее плода добра,
       посекается и во огнь вметается. (Лк. 3:9)
17. И прешед мало, паде на лицы своем, моляся и глаголя:
       отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия:
        обаче не якоже аз хощу, но якоже ты. (Мф. 26:39)
        возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем:
        и обрящете покой душам вашим:
        иго бо мое благо, и бремя мое легко есть.( Мф. 11:29-30)




                Размышления:


                Часть 1. Общая.

     Автор не претендует на всеобъемлющее знание святых текстов,
но, чтобы писать осознанно, как сказано у Матфея (7:7-8);

     «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
     ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Но тут есть правда возможность «соблазнитеся», как предостерегал Екллесиаст (1:17-18),

     «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
     узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали;
     и кто умножает познания, умножает скорбь».

     Единственные достоверные свидетели жизни Иисуса – книги Нового Завета.
И главные из них конечно Евангелия – Благая весть, но изучая их надо соблюдать ряд правил,
чтобы не впасть в соблазн надуманных собственных трактовок. Надо помнить, что не только все толкования субъективны
по отношению к источнику, впрочем, как и мои собственные,но и сами источники субъективны по отношению к друг другу,
в чём-то повторяясь, в чём-то противореча, ибо в основе их лежат логии Иисуса, из не дошедшего до нас документа Q.
Изложенные без хронологического порядка, они зачастую оказываются в евангелиях там,где их наличие посчитали наиболее
уместным. Но личный фактор мог превалировать над фактами хроники, и тогда мы видим значительные расхождения в текстах,
вплоть до полного противоречия, и более того, одно и тоже событие приписывалось порой трём разным лицам
к примеру история о женщине с алавастровым сосудом). 

     Необходимо учитывать время написания текстов и характеристики их авторов:
     Марк – из семьи близкой к апостолу Петру. Со временем он стал его учеником и спутником.
Папий Иерапольский приводит свидетельство ученика Христова, пресвитера Иоанна:
     «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нужды слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господа передать по порядку”.
Евангелие от Марка, по мнению специалистов, первое по времени написания.

     Матфей, бывший мытарь, сборщик налогов. Папий Иерапольский свидетельствует:
«Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог».
Его задача была убедить слушателей, что Иисус и есть Мессия, согласно Ветхому Завету.
Отсюда и постоянное «согласно писанию». До нас дошёл только его греческий перевод.
Евангелие от Матфея фактически второе по времени создания.

     Лука, врач и согласно преданиям – первый иконописец. Выходец из греческой семьи,
имел хорошее образование. Был сподвижником святого апостола Павла.
Автор Евангелия и Деяний святых апостолов, чья подлинность в ранней церкви была бесспорной. Ириней Лионский писал: «Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге».

     Иоанн, один из Двенадцати апостолов, и входил в тройку любимых учеников Христа. Пред ними Иисус преобразился, их просил разделить с ним часы бдения.

Евангелие от Марка (9:2-3,7-8);
     «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору   
     высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими,    
     весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.»

     «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий:
     Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
     И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.»

Евангелие от Марка  (Мк. 14:32-34);
«Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте».


                Часть 2. Иоанн.

      Разум человеческий есть дар божий, ибо все мы созданы по образу и подобию Его.
И если описанные события у одного из евангелистов расходятся с разумным объяснением,
то более стоит доверять божьему дару, нежели написанному, ибо не было задачи в точности стенограммамы. Даже встречаются места с логическими провалами, но несущими акцент мировоззрений автора, к примеру трапеза на Тайной вечери,

От иоанна святое благовествование (13:23);
     «Бе же един от ученик его возлежя на лоне иисусове, егоже любляше иисус:»,

Скорее поверишь, что ученик, которого Он любил, сидел (слева ли, справа) близ него, чем представить, как Он преломляет хлеба, с лежащим на его груди. Это мелочь, но она порождает сомнения в объективности данного текста. Дело в том, что у Иоанна Христос указует, без права
выбора, кто должен предать, у остальных же евангелистов Он не навязывает своей воли,

Евангелие от Иоанна (13:26-27);
     «Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув
     кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус
     сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он
     это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему:
     купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок,
     тотчас вышел; а была ночь».

Была ночь, иди и купи, не дожидаясь утра, логично. И если сатана вошёл только с куском хлеба,
то как могут Иоанн и Христос (согласно опять-таки Иоанну) обвинять Иуду, ежели он пока чист.
И тут выбор веры; либо прав Иоанн (в данном месте), либо остальные трое евангелистов…

     Особенно же заметно расхождения между Иоанном и остальными в момент Богоявления.

От марка святое благовествование. Зачало 2. (1:9-12);
     « И бысть во онех днех, прииде иисус от назарета галилейскаго и крестися от иоанна во
     иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и духа яко голубя, сходяща
     нань. И глас бысть с небесе: ты еси сын мой возлюбленный, о немже благоволих.
     И абие дух изведе его в пустыню».

От матфея святое благовествование. Зачало 6. (3:13-17);
     «Тогда приходит иисус от галилеи на иордан ко иоанну креститися от него.
     иоанн же возбраняше ему, глаголя: азъ требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне?
     отвещав же иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. 
     Тогда остави его. И крестився иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася ему небеса, и   
     виде духа божия сходяща яко голубя и грядуща на него. И се, глас с небесе глаголя: сей есть 
     сынъ мой возлюбленный, о немже благоволих.

От луки святое благовествование. Зачало 10. (3:21-22);
     «Бысть же егда крестишася вси людие, и иисусу крещшуся и молящуся, отверзеся небо,
     и сниде дух святый телесным образом, яко голубь, нань: и глас с небесе бысть, глаголя:
     ты еси сын мой возлюбленный, о тебе благоволих»    

В первых трёх  Благовестиях, Иисус получает личное Откровение, предназначенное только для него, что он есть Сын Божий, и для обретения благодати божьей на него нисходит дух святый,
после чего он мгновенно оказывается в пустыне, чтоб пройти искушения. Это рассказ об избранности человека, человека, ставшего богом.  Но Иоанну ни к чему это откровение, ему нужно не свидетельство того, о чём он и так знает, а доказательство того, что было именно так, как он это воспринимает, от того не нужно и испытание Иисуса духом, ибо лишнее оно.
Если Креститель пришёл не для того чтоб проповедовать, а чтоб окрестить Христа, то зачем?
Если Он изначально чист, то чище не станет, ежели только чтоб Предтеча увидел, как нисходит дух святый, и мог свидетельствовать о том. Ведь до того он «не знал Его», и лишь после явления голубя и откровения свыше, он понял кто перед ним. Удивительно, но в Евангелии от Иоанна нет рассказа о самом крещении. Есть описание предстояния «но стоит среди вас Некто,
Которого вы не знаете» и которого не знает он сам, есть свидетельство Иоанна на следующий день после крещения, и через два дня после, когда ушли от него два его ученика, но самого момента Богоявления  – Нет…

Евангелие от Иоанна. (1:19-37);
     «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов
     спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
     И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
     Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
     Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
     А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос,
     ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто,
     Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня.
     Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
     Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
     На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который
     берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал
     впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в
     воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа,
     сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
     Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа
     сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
     И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
     На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
     И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
     Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

     Перечитывая Евангелия от Иоанна, не можешь избавиться от ощущения, что слышишь
голоса двух людей: Иоанна, вспоминающий слова и деяния Христа, и его толкователя, пытающегося донести то, что, по его мнению, не совсем убедительно поведал Богослов,
и максимально отредактировать его речь, что приводит порой к довольно странным и неубедительным моментам. Так он переносит по времени заповедь причащения, и то,
что реально преобразовывалось, становится скорей оборотом речи.

Евангелие от Иоанна. (6:53-56)
     «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
     Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть
     и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
     Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
     Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Затем, как можно соединить слова Христа «да любите друг друга», с Его «провокациями»,
«один из вас диавол», после чего о любви и доверии речи быть просто не может.

Евангелие от Иоанна. (6:70-71);
     «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он
     об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати».

И это при том, что несколько ранее Он утверждал об избранности апостолов

Евангелие от Иоанна. (6:65,37)
     «…никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

    «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон»,

Тем самым допуская мысль, что Бог – Отец, изначала выбирает предателя, и путь Иуды неотвратим, а значит Иуда не может быть судим, поскольку был жертвой обстоятельств и не мог поступить по-другому. И это подчёркивает Бог – Сын, когда макает хлеб и даёт его Иуде,
повелевая тому отправляться и творить предначертанное. Но поскольку, согласно трём евангелистам, Иуда всё же причастился, то и его ждёт жизнь вечная.

Евангелие от Иоанна. (6:39-40)
     «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить,
     но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, 
     видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».


                Часть 3. Иуда.

    Начало начал, Первый Человек – Адам, и в нём как бы изначально уже заложено всё человечество, и конечно же народ избранный, который был довольно сильно рассеян по земле, и десять колен его потерялись в пути. Из оставшихся – Иудино, как более многочисленное и жизнеспособное, утвердилось как символическое имя всего народа.
Второй Адам – Христос, как глаголет в своём послании св. ап. Павел,

Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (15:22);
     «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,»

Но Сын Человеческий имеет двойную натуру; Божьей – Он принадлежит Небу, но другая, человеческая, имеет свой род, и по линии Иосифа он идёт от Иуды, сына Иакова. А роль колена Иудиного весьма велика. Да и само имя Иуда (Йехуда) – восхваление, прославление Господа.
Иудой был наречён брат Иисуса. Человек по имени Иуда по преданию нашёл крест Господний.

Бытие (29:35);
     «И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа.
     Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать».

Евангелие от Марка (6:3);
     «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?
     Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

     Иуда – апостол, и как апостол знал Бога, знал Любовь, и он повесился.
Здесь уместно опять вспомнить Х.Л. Борхеса. «Три версии предательства Иуды»;
     «Муж, столь отличенный Спасителем, заслуживает, чтобы мы толковали его поведение
не так дурно. Приписывать его преступление алчности … означает примириться с самым низменным стимулом…
     Слово, воплотившись, перешло из вездесущности в ограниченное пространство, из вечности – в историю, из безграничного блаженства – в состояние изменчивости и смерти; было необходимо, чтобы в ответ на подобную жертву некий человек, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву. Этим человеком и был Иуда Искариот.
     Иуда, единственный из апостолов, угадал тайную божественность и ужасную цель Иисуса. Слово опустилось до смертного; Иуда, ученик Слова, мог опуститься до предательства и
до обитателя геенны огненной. Миропорядок внизу – зеркало миропорядка горнего;
земные формы соответствуют формам небесным; пятна на коже – карта нетленных созвездий;
Иуда, неким таинственным образом, – отражение Иисуса. Отсюда тридцать сребреников
и поцелуй, отсюда добровольная смерть, чтобы еще верней заслужить Проклятие…
     Аскет, ради вящей славы Божией, оскверняет и умерщвляет плоть; Иуда сделал то же со своим духом. Он отрекся от чести, от добра, от покоя, от царства небесного, как другие, менее героические, отрекаются от наслажденья… В его поступках было грандиозное смирение, он
считал себя недостойным быть добрым… Иуда искал Ада, ибо ему было довольно того, что Господь блажен. Он полагал, что блаженство, как и добро, – это атрибут божества и люди
не вправе присваивать ее себе…»

     Но может всё было проще. Не было б предательства, не было б и Спасения, ведь
слово «предать» имеет несколько значений: предать как обман, измена, предательство,
предать как огласить, озвучить, и предать (передать), – принести в дар.

Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (15:24);
     «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, …»

     А в глазах Иуды к тому же настолько ценный дар, что он просит относится к нему бережно,
и с благоговением целует Его перед тем как передать,

Евангелие от Марка (14:44-46);
     «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите   
     осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
     А они возложили на Него руки свои и взяли Его».

И о поцелуе; Иуда помнит слова равви, и своим поступком указует на то, что он больше
не раб, выполняющий начертанное, а верный ученик, в своей жертве уравненный со своим
учителем, ибо свершает данное осознанно, по своей воле

Евангелие от Иоанна (15:15);
     «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его»;
     но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

     То, что так и должно быть, утверждал и сам Христос, а когда Пётр попытался помешать аресту, не дать свершиться писанному, то

Евангелие от Матфея (26:52-53);
     «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч,
     мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он
     представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
     как же сбудутся Писания, что так должно быть?»…

Да и предателем – вором его постоянно называл Иоанн, человек объявивший себя в Евангелии «любимым учеником», если это конечно не самовольные дополнения Прохора.
Что скорее всего так и есть, ведь обрабатывая свой труд, он мог несколько приукрасить
своего любимого учителя, и постараться посильней очернить Иуду.


                Часть 4. Иоанн и Иуда.

Уильям Баркли пишет:
     «…Нам нужно ответить еще на один вопрос. Мы уверены в том, что за четвертым Евангелием стоят ум и память апостола Иоанна, но мы видели, что за ним стоит еще свидетель, который написал его, то есть, буквально изложил его на бумаге. Можем мы выяснить, кто это был? Из того, что оставили нам раннехристианские писатели, мы знаем, что в то время в Ефесе
было два Иоанна: апостол Иоанн и Иоанн, известный как Иоанн-пресвитер, Иоанн-старейшина. В Ефесе были апостол Иоанн и пресвитер Иоанн; причем пресвитер (старейшина) Иоанн был столь любим всеми, что он, в действительности, был известен под именем пресвитер старец, совершенно очевидно, что он занимал особое место в Церкви…
А теперь обратимся к двум коротким посланиям — Второму и Третьему посланиям апостола Иоанна. Послания эти написаны той же рукою, что и Евангелие, а как они начинаются?
Второе послание начинается словами: «Старец избранной госпоже и детям её» (2Ин.1).
Третье послание начинается словами: «Старец — возлюбленному Гаию» (3Ин.1).
Вот оно, наше решение.
В действительности послания записал Иоанн-пресвитер; в них получили отражение мысли
и память престарелого апостола Иоанна, которого Иоанн-пресвитер всегда характеризует словами «ученик, которого любил Иисус» …»

     Быть учеником ученика, которого любил сам Иисус, что может быть слаще для сердца,
Ведь выше только апостолы первого призыва и евангелисты. Не будучи свидетелем,
но искренне возмущённый тем, что поступок Иуды не был осуждён в уже написанных Евангелиях, он пытается задним числом доказать, виновность Иуды, не пренебрегая даже собственными добавлениями, искажающими слова Иисуса, и всё во благо «справедливости», которая была нарушена в его понимании. Например, возьмём

Евангелие от Иоанна (17:11-17);
      «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое,
      тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
      Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне,
      Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
      Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою       
      Совершенную.  Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их,
      потому что они не от мира, как и Я не от мира.
      Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
      Они не от мира, как и Я не от мира.
      Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».

Здесь пояснение о «сыне погибели» звучит скорее толкованием на Евангелие, чем авторской речью свидетеля апостола Иоанна, сравним это место с другими, его же;

Евангелие от Иоанна (18:9)
     «да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».

Евангелие от Иоанна (15:3):
     «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».

Евангелие от Иоанна (15:13-20):
     «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
     Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
     Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
     но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
     Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод,
     и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
     Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
     Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
     Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас
     от  мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам:
     раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас;
     если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

Здесь все они избранные, и Иуда в их числе, и все они очищены, и все они не от мира сего,
а значит и не подвержены его страстям, следовательно, Иуда не мог быть вором, и его деяние
не может быть списано на желание заработать 30 сребреников, ведь он даже не торговался
об оплате, сколько дали, столько и взял, ибо пророк уже объявил цену крови и предрёк как быть с полученными деньгами. И Иуда исполнил всё, как написано было в писании.

Евангелие от Матфея (27:3-8);
     «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать
     сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь
     невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме,
     он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали:   
     непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.   
     Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
     посему и называется земля та "землею крови" до сего дня».

Из вышесказанного главное – «возвратил» и «купили на них землю горшечника», а на счёт
«раскаявшись», это уже не деяния Иуды, а мнение автора, его предположение.

Книга пророка Захарии (11:9-14);
     «Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая - пусть умирает, и гибнущая - пусть гибнет,
     а остающиеся пусть едят плоть одна другой. И возьму жезл Мой - благоволения и
     переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
     И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня,
     что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою;
     если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников.
     И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они
     оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для 
     горшечника. И переломил Я другой жезл Мой - "узы", чтобы расторгнуть братство между
     Иудою и Израилем».

Книга пророка Иеремии (18:1-6);
     «Слово, которое было к Иеремии от Господа:
     встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
     И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.
     И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал
     из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.
     И было слово Господне ко мне:
     не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. 
     Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.»

     Можно ещё добавить, что и Адам был сотворён из глины, но что было ждать от непомнящих даже Псалтири и не разобравших в Последних словах Иисуса –  21 псалом.
 
Псалтирь (21:2);
     «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня?»

Евангелие от Матфея (27:45-47);
     «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
     а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани?
     то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
     Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.»

А Иуду мир возненавидел, искренне возненавидел, весь мир, и не так, как толпа в Иерусали;ме.   

Евангелие от Иоанна (19:6-7);
     «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!
     Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
     Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть,
     потому что сделал Себя Сыном Божиим.»

Евангелие от Иоанна (15:25);
     «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.»

 Псатири (Пс. 68:5);
     «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои,
     преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать».

Евангелие от (Матфея (20:16);
      «Так будут последние первыми, и первые последними,
      ибо много званых, а мало избранных».

Ведь недаром по свидетельству Луки, Иисус не только позволил Иуде причаститься,
но и благословил сесть на престол колена Израилева, в Царстве Его, что было бы
невозможно, при том, что Иисус ведал о будущем предательстве и своей погибели.
Иисус не мог соврать своим апостолам, ибо не Он Отец лжи. 

Евангелие от Луки (22:14-22,29-30),
     «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
     и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
     ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
     И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
     ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие 
     Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое,
     которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
     Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас
     проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий
     идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
     И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.»

     «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
     да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем,
     и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых».

     Правда у Марка, первым из четырёх описавший тайную вечерю, события несколько поменяны местами, и Иисус сначала объявляет о неизбежном предательстве, а затем уже даёт свой завет, но и здесь не отвергается причащение Иуды, ибо «пили из неё все».

Евангелие от Марка (14:20,22-24):
      «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо».
      «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите,
      ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
      И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая».

Евангелие от Матфея (26:20-29);
     «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая…»


                Часть 5. Дела Веры.

     Для первых христиан главный вопрос Веры был один, воскрес ли Иисус,

Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (15:13-14);
     «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
     а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

И не было нужды в соблюдении последовательности действий. Главное – это было, а где,
когда и при каких обстоятельствах, да так ли сие важно, раз всякое сомнение должно быть исторгнуто. Но отказывая себе в праве усомниться в истинности уже сказанного, мы всегда
подводим себя к одному единственному аргументу: Credo quia absurdum («Верую, ибо абсурдно») — латинское выражение, приписываемое Тертуллиану.

     «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно.
     И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно.
     И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно»

Вот и действия апостолов (согласно писанию) порой вызывают непонимание:
Спор о старшинстве У Луки, происходит на Тайной вечере;

Евангелие от Луки (22:24-28);
     «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
     Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями
     называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий
     - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли?
     А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,»

Евангелие от Матфея (20:17-27), на дороге в Иерусалим;
     «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
     вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и    
     книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и
     распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых
     с сыновьями своими, кланяясь и чего -то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь?
     Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону,
     а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите.
     Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? 
     Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я
     крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую
      - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
     Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
     Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними,
     и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть
     большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;»

Но в обоих случаях они стоят рядом с Откровением, и каждый раз возникает глупый и неуместный спор. Апостолы словно глухи и слепы. Но ведь всех их направил, по словам Иисуса,
Его Отец Небесный, и судьбу каждому уготовил Он же. Иисус же очистил их словом и заключил с ними Новый Завет, и призвал бдить, но не все смогли внять ему и будто для овеществления этого призыва, возникает образ женщины сумевший не проспать предуготовление.

     Все Евангелия опираются в той или иной степени на небезызвестный документ Q.
И в нём имелся рассказ о том, как некая женщина умастила Иисуса дорогим мирром.
Матфей в своей 26 главе почти дословно цитирует Марка.

Евангелие от  Марка (14:3-11): 
     «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина
     с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему 
     на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
      Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим.
      И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала
      для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить;
      а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к   
      погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире,
      сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
      И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
      Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники.
      И он искал, как бы в удобное время предать Его».

Лука же и Иоанн полностью меняют обстановку и главную героиню, а значит и смещают смысловые акценты в данном событии.

Евангелие от Луки (7:37-39,44-50);
      «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме
      фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала   
      обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его,
      и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он
      был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница…»
      «И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом
      твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы
      своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает
      целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
      А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много,
      а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
      И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
      Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.»

Евангелие от Иоанна (12:1-8)
     «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он
     воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним
     из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,
     помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием
     от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его,
     сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
     Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор.
     Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
     Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
     Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

И вот объяснение этих мест Блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским:
      «О мире упоминают все четыре евангелиста. И думают некоторые, что у всех их разумеется одна и та же жена. Но несправедливо: это две разные жены, из коих одна упоминается у Иоанна (12, 3), она же и сестра Лазаря, другая - у трех прочих евангелистов, А если вникнешь,
то найдешь, что их было три: об одной упоминается у Иоанна, о другой - у Луки (7, 37-38), а у прочих двух евангелистов - о третьей. Ибо упоминаемая у Луки была блудница и помазала Господа среди Его проповеди, а упоминаемая у Матфея сделала то же около времени страдания, и притом она не была явная блудница. Господь приемлет усердие ее, как издержавшей так много на миро. "Некоторые же вознегодовали", - замечает евангелист.
А Иоанн говорит, что негодовал Иуда (Ин. 12, 3-5). Можно думать, что и прочие апостолы упрекали жену, так как они постоянно слышали от Христа учение о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как поносившем жену с лукавым намерением. "И роптали на нее", то есть негодовали, укоряли, поносили.»

     Даже Блаженный Феофилакт не может в своих комментариях предаться чистой фактологии, и повторяет выдумки Иоанна, кто и о чём думал, во время своих деяний.
Скорее всего данное событие происходило действительно, но у каждого из евангелистов несколько разное видение и понимание его сущности, что конечно не мудрено, как и их желание обставить его соответственно своим мировоззрениям, но поскольку Матфей только повторяет Марка, рассмотрим троих.
     Марк, а вернее свидетель Пётр, говорит о том, что апостолы в своём служении, не были готовы к откровению об окончании земного пути Иисуса, и только женщина, не входящая в ближний круг, что-то ощутила и приготовила Христа к жертве. Осознавший же это Иуда,
первый понимает и принимает необходимость исполнить должное.
     Лука, как воспитанник греческой культуры, уделил особое внимание тому факту, что даже
Блудница может спастись, принеся покаяние и жертву Господу своему.
     Но у Иоанна главный акцент, на, казалось бы, благой порыв помочь нищим, рассматривается как ещё один способ совершить зло. Для него Иуда был вором изначально, возможно поэтому
Иоанн не стал описывать призыв будущих апостолов, единственный из всех евангелистов.
И поскольку его мнение вступало в противоречие со словами и действиями Спасителя, он считает своим долгом напоминать всем, что Иуда вор, хоть и апостол. Но, если Иисус был бессребреником, а апостолы не от мира сего, и даже мытарю Левию деньги безразличны настолько, что его, профессионала в денежном вопросе, не назначили хранителем кассы, то почему автора Евангелия от Иоанна так они волнуют. Что ему до денег, которые всё равно должны быть отданы, украл какую-то часть из них Иуда или нет, для человека не от мира сего, возлюбившего брата своего, они не должны иметь значения. Если же он жалеет о них, то он был наверняка среди тех, кто пожалел мирру, пролитую женщиной на Христа, ведь эти триста монет можно было раздать беднякам, и отводя от себя подозрения, он винит другого.
И возникает вопрос, что стоит за ненавистью Иоанна к Иуде. Версий может быть несколько.
Но вот несколько из них, хотя они все могут быть как ошибочны, так и взаимодополняющие:

– Любовь к Иисусу, нежелание прощать виновного в Его смерти, даже если так и должно бысть.

– Ревность к Иуде, севшим на Тайной вечери по другую сторону Христа, вместо его брата.

Евангелие от Марка (26:23);
     «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня»;

Солило стояло перед Христом, ибо он должен быть предуготовлен к жертве,
и дотянуться до неё не вставая, могли лишь его соседи по столу. Ведь несерьёзно
думать, что солило было одно, и все должны были каждый раз вставать из-за стола,
чтоб макнуть в неё хлеб. Иоанн с братом вели спор, мечтали о небесной доли,
а рядом с Ним оказался Иуда, предатель, да как такое можно простить.

Евангелие от Матфея (20:21-23);
     «Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону,
     а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…
     дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит,
     но кому уготовано Отцем Моим».

– Зависть к Иуде, ведь если слово Иисусово верно, то Иуда первым из апостолов оказался
рядом с Христом на небесах.

Евангелие от Матфея (24:34-36);
     «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
     небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
     О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»;

– Раскаяние. Иисус говорил, что ему предстоит умереть, а они делили посмертные лавры,
и не слышали Что Он им говорил. И даже мать их была больше озабочена славой сыновей,
а не судьбой Учителя. Христос предупреждал, что все соблазнятся в ту страшную ночь,
так оно и вышло.

Евангелие от Марка (14:27);
     «И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь;
     ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы».

Иоанн не отрекался от учителя как Пётр, трижды отрёкшийся, но он вместе с ним проспал часы бдения, и трижды, не смотря на просьбы Христа, оставлял свою службу, наверно то не было чистым предательством, но часовой оставивший пост всегда считался таковым.

 Евангелие от Матфея (25:13);
     «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа,
      в который приидет Сын Человеческий».

 Евангелие от Матфея (26:33-35);
     «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
     Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух,   
     трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою,   
     не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики».

– Ненависть, рождённая из букета переживаний, отказ от своего еврейства, как отказ от ветхого мира и его завета, бесконечная ненависть к Иуде как символу Иудаизма. Наглядней всего она проявилась в сцене суда над Иисусом. По Иоанну Иудеи утверждают: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть», но «нам не позволено предавать смерти никого», т.к. это нарушит божественные планы в отношении Иисуса, которого мы не признаём Христом, и от того Он должен быть «предан Иудеям», чтоб оказаться распятым римлянами, не считающего Его виновным. И они заставляют Пилата, сделать за них грязную работу, хоть Иисус и намекает, «от себя ли ты говоришь», или тебе настроили, ведь и Царство моё не от мира сего.
И здесь чётко обозначен водораздел между Ветхим и Новым заветом. Отныне все Иудеи
виновны в том, что распяли «нашего Господа», а распявшие просто умыли руки.

Евангелие от Иоанна (18:29-37);
     «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
     Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
     Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему:
     нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал   
     Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
     Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
     Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
     Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне;
     что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было 
     Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям;
     но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал:
     ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать
     о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.»

Евангелие от Иоанна (19:6-7);
     «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!
     Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
     Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть,
     потому что сделал Себя Сыном Божиим.


                Часть 6. Мистерия.
 
     Но сумели ли до конца осознать апостолы грядущее с их Учителем, и что Царство Небесное, а не земное ожидало их впереди, и всем им, кроме Иоанна – «любимого ученика», предстоит вслед за Христом стать жертвой великой Мистерии, определяющий на века сознание и деяние человечества. Стоит внимательней перечесть Благовестие Матфея,

Евангелие от Матфея (26: 20-29);
     «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
     и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
     Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
     Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
     впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым
     Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
     При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
     И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам,
     сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
     И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
     ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
     Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня,
     когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

Иисус предупреждает, что поступок для предавшего, обернётся тяжким испытанием,
и настолько, что лучше ему было не рождаться, чем пройти сквозь это.
Одиннадцать задают стандартный вопрос «еда аз есмь, господи?» (Матфей (26:22).
Господи, так обращаются к вышестоящему, и здесь мы имеем дело с послушанием,
«обаче не якоже аз хощу, но якоже ты» Матфей (26:39), однако Иисус не хочет навязывать
свою волю, жертва должна быть добровольной, даже несмотря на то, что Он обязуется
спасти всех, посланных к нему Отцом.

Евангелие от Иоанна (6:39,44);       
     «Се же есть воля пославшаго мя отца, да все, еже даде ми, не погублю от него,
     но воскрешу е в последний день».
     «… никтоже может приити ко мне, аще не отецъ пославый мя привлечет его,
     и аз воскрешу его в последний день».

И Иуда, в отличии от других апостолов, проявляет понимание ученика, произнося – Равви,
поэтому Учитель подтверждает его право выбора «ты реклъ еси». (Матфей (26:25),
Интересна и ещё одна деталь, за праздничным столом все макают хлеб в «соливо»,
Но Иисус заранее предупреждает, что «омочивый со мною в солило руку, той мя предаст:»
И ещё Иисус говорил, что Он хлеб жизни.

Евангелие от Иоанна (6:47-51)   
     «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
     Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
     хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
     Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек;
     хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Левит (2: 13);
     «И всяк дар жертвы вашея солию да осолится:
      да не отставите соли завета господня от жертвъ ваших,
      во всяком даре вашем да принесете господу богу вашему соль.

Христос макая хлеб в солило указует на приготовление к жертвоприношению,
где Он сам выступает в виде жертвы, но проделавший тоже самое одновременно с ним,
становится как бы сопричастным и приносит уже свою жертву, здесь имеется в виду,
что весь гнев мира обрушится на него и будет проклято средь людей, даже имя его.

от матфеа святое благовествование Зачало 10 ( 5:10-13);
     «блажени изгнани правды ради: яко техъ есть царствие небесное.
     блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради:
     радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки,
     иже (беша) прежде вас. Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится?
     ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки.

от марка святое благовествование (9: 49-50);
    « Всяк бо огнем осолится, и всяка жертва солию осолится.
    Добро соль: аще же соль не слана будет, чим осолится?
    Имейте соль в себе, и миръ имейте между собою.

Соль выступала в роли консерванта, сохраняющего чистоту и мудрость, и была одновременно символом завета с Богом. Тако и слово, есть в нём соль и живо оно, нет и хоть выкинь вон.


                Часть 7. Борение.

     Всё происшедшее в Гефсиманском саду, было грандиозной Мистерией, не менее важной,
чем Богоявление или Преображение. Иисус подошёл к последней черте, осталось предаться
в руки земных исполнителей задуманного. И здесь бес искушения вновь настигает Его, после
того, как трижды искушал в пустыне.
     Искушение Первое: 40 дней, молился Иисус, ничего не ев в пустыне и взалкал (40 дён он жил духовным, и когда насытился духовно, плоть потребовала своё). И предложил сатана свершить чудо ради плотского, а не ради духовного, попытаться извлечь прибыль из божьей благодати, на что Он, как Сын Возлюбленный пойти не должен, да Он и не восхотел,

от луки святое благовествование (4:4);
     «И отвеща иисус к нему, глаголя: писано есть, яко не о хлебе едином жив будетъ человек,
      но о всяком глаголе божии».

     Искушение Второе: Не просто плотское, но царское, всё иметь будешь и не будет нужды,
ежели признаешь, что не Сын Божий, а человек простой. Не хочешь божьего, получи земное.
И тут Иисус ставит сатану на место. А место твари после Господина, и кто не слышит Господа, пусть слышит сатану,

от луки святое благовествование (4:8);
     «И отвещав рече ему иисус: иди за мною, сатано писано есть: поклонишися господу богу 
     твоему, и тому единому послужиши».

     Искушение Третье: Если духовное у тебя превыше плотского, то ты Сын Божий, и смерти для тебя нет, ибо спасаем будешь всегда. Так докажи это и попробуй себя убить сам. На что Иисус отвечает, что Он послушен воли Отца, и не станет испытывать Его.

от луки святое благовествование (4:12-13);
     «И отвещав рече ему иисус, яко речено есть: не искусиши господа бога твоего.
     И скончав все искушение диавол, отиде от него до времене».

     И вот это время пришло, час для последнего, Четвёртого искушения – искушения жизнью.
Почему же это искушение оказывается самым страшным для Христа? Потому, что как бы не была сильна Его любовь и вера в Отца Небесного, Он прежде всего Сын Человеческий, и как любой человек, хотел жить, это естественное состояние и оно заложено в нас природой.
Он подошёл к точке невозврата, и впереди «прыжок веры», а на кону жизнь, и ничего нельзя будет изменить. А плоть слаба, и может не так страшна смерть, как переход, умирание на древе, ведь распятым предстоит быть всё же человеку, а божественное …, оно проявится потом, всё будет, но здесь и в сей час Его ждёт страшная, мучительная смерть.
     И Он просит, «если можно», если только есть другой способ послужить Господу своему, но тут же обрывает себя, ибо уже всё уготовано и Он знал об этом, «но не чего Я хочу, а чего Ты».

Евангелие от Марка (14:32-36)
     «и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно;
     побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился,
     чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе;
     пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».

Тяжкий путь назначил себе Христос, неподъёмною ношу взвалил на себя.

Евангелие от Луки (22:43-44);
     «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился,
     и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».

А кто поможет простому человеку, если слаб он. И уснули Апостолы, не захотев разделить бдение своего равви. И Христос простил их. 

Евангелие от Марка (14:42) (Мф. 26:41-42)
     «И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час:
     вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
     Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.»

Передающий меня в другие руки, раз вы отказались разделить со мной последние минуты.
И как последнее сомнение, а вдруг и этот ученик оказался слаб, для чего он пришёл,
свершить таинство и принести жертву, или просто позарился на деньги?

Евангелие от Матфея (26:49-50);
     «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
     Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?»

Вопрос для Христа не был пустой укоризной. Без взаимной жертвы, его жертва переставала нести сакральный смысл. Что толку приносит себя в жертву миру, если мир равнодушен к тебе.
Любимые ученики проспали Христа, самый твёрдый, как камень, оказался слабым и отрёкся, даже предупреждённый о своём поступке. Остальные просто разбежались.
Но жертва человека ради того, чтоб возродился Бог, многого стоит. В язычестве долгое время практиковались человеческие жертвоприношения, как наиболее доступное общение с богами.

     У М.А. Булгакова в его романе «Мастер и Маргарита», есть интересный пассаж.
Один из главных героев книги, Иешуа Га-Ноцри, который в евангелии от сатаны является образом Иисуса Христа, перед своей кончиной на кресте, отказавшись от положенного «пития», «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь», и напоследок добавляет,
«что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Но в настоящих евангелиях, трусость проявил в первую очередь Пётр, отрекаясь раз за разом от своего учителя. Способен ли человек, проявившим трусость, быть беспорочным, сумеет ли побороть искушение? Сатана говорит: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» Но истинный Иисус Христос не отринул Петра, ибо человеская плоть слаба, но дух силён, и значит не всё так однозначно. И если понятно, почему Христос простит Петра, вызывает недоумение поведение стражи; на их глазах одному из них, рабу Малху, отрубили ухо, а они не только не избили его за это, но ещё и спокойно дали убежать, что в истории любого государства – нонсенс, а в данном контексте указывает на добрую, любящую власть… Странно, очень странно выглядит рассказ Иоанна об аресте Христа. Здесь Иисус уже не ведающий сомнений, не молящий о Чаше смертной, а Владыка, ибо от слов его стражники падают ниц, и приказы Его исполняют мгновенно и с почтением.

Евангелие от Иоанна (18:4-12);
     «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
     Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я.  И когда сказал им: это Я,
     они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса   
     Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть   
     идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».

     Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему
     правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне
     не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины и тысяченачальник и служители    
     Иудейские взяли Иисуса и связали Его»,

А что же Пётр, Кифа «камень, скала». Он снова слабеет без Христа, согласно Иоанну

Евангелие от Иоанна (18:15-17)
     «За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком
     первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне
     за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал
     придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли
      Этого Человека? Он сказал: нет».

Как принято считать учеником, приведшим Петра, был рассказчик, апостол Иоанн.
Но если это так, или это был любой другой, кроме Иуды, то почему не возникло претензий
к этому апостолу, ведь не могли не видеть его рядом с Христом. Если же допустить, что им
был Иуда, то к нему понятно притязаний быть не могло, но тогда значит, что и Пётр не считал
его предателем, ведь набросился он с мечом на бедного раба, а не на соученика Иуду.
Пётр растерян и поддавлен, сумбур в голове от набегающих дум:

Евангелие от Матфея (18:7)
     «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку,
     через которого соблазн приходит».

Евангелие от Матфея (26:24)
     «впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем».

Евангелие от Матфея (18:21-22)
     «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?
     до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды
     семидесяти раз».

Евангелие от Матфея (7:1-2)
     «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы;
     и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Евангелие от Матфея (18:11)
     «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

А это значит, что должна быть некая высшая правда, правда божественной мистерии;

Игнатий, епископ Антиохийский, ученик св. Иоанна:
     "Разве не мог бы я писать вам с большей полнотой о Мистериях?
Но я боюсь это делать, чтобы не нанести вред вам, кои все еще младенцы.
Простите меня за это, иначе, не будучи способны перенести их веское значение,
вы могли бы быть подавлены им. Ибо даже и я, хотя я связан (во имя Христа) и способен понимать небесные вещи, ангельские чины и различные виды ангелов и их сонмов,
разницу между Силами и Властями и различие между Престолами и Началами,
и величие, и могущество Эонов, и превосходство Херувимов и Серафимов, величие Духа, царствия Господня, и превыше всего несравненное величие Всемогущего Бога,
- хотя мне известны все эти вещи, но я все же никоим образом не достиг совершенства
и я не такой ученик, как Павел или Петр."
   

Послесловие 1.
Галилео Галилей.
                «И всё-таки она вертится!»

Послесловие 2.
Библия. Евангелие от Иоанна (18:23)
                «…если Я сказал худо, покажи, что худо;
                а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

Послесловие 3.
В.С. Высоцкий. «Прощание с горами».
«Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал.»

      
2017г.
Архангельск.