Из глыбы времени добыть

Ольга Ботолина
                Из глыбы времени добыть
                Упругий камешек мгновенья.
                Николай Медведев, «Ремесло»
                ***
                … От старых сказок только тени:
                Мир аккуратен и расчётлив.
                И не в цене души смятенье,
                Да и сомненья не в почёте…
                В. Свалов, «От старых сказок только тени»
   Намедни* напросился в руки поэтический сборник Архангельского Северо-Западного книжного издательства 1988 года выпуска «Молодые голоса севера», в котором со своими стихами выступают 24 автора из Архангельской и Вологодской областей. Из них семеро северодвинцев: Александр Ипатов, Ангелина Прудникова, Татьяна Барабаш, Татьяна Бечина, Я (Ольга Ботолина), Светлана Шестопёрова и  Владимир Свалов.
   В списке редакционной коллегии маститые северные поэты 80-90-х: Вадим Беднов, Николай Журавлёв, Анатолий Лёвушкин. Над составлением книги с ними работали В. Лиханова, В. Коротаев, А. Романов. Редакторы: И. Косопалова, Д. Трубин, Н. Гаврилова. Художник и корректор – С. Трубин, В. Фокина. Вот какой солидный коллектив трудился над нашими «голосами». Шлифовал и правил их. Выводил в люди.
   Это первое значимое издание, на 144 страницах которого нашлось место и для моих незатейливых стихов. Что не помешало, однако, увидеть в них творческое зерно немногословному Анатолию Ильичу, руководителю Архангельского областного литобъединения «Поморье». Тогда-то я узнала, что мои стихотворные зарисовки - «это поэзия». Боже, как давно состоялось это яркое литературное событие, презентация которого проходила в одной из библиотек Архангельска, а как будто вчера…
…Мне б позабыть, что юность - на исходе,
Но не сдержать мгновений быстрый бег. (Н. Медведев, «Казалось бы, нечаянная шалость…», стр. 15).
   Мы тогда улыбались над названием – многим «молодым» было уже за 30. Но у некоторых авторов, в том числе и у меня, публикации в книге были первыми, потому к «голосу» это определение подходило. И со временем прижилось. С расстояния прожитых лет уж точно. И вызывает особое чувство…
    Печаль свежа и ласкова усталость
Души моей, - в ней что-то отстоялось… (Юрий Каранин, «Любуюсь звёздным небом из окна», стр. 40)
   Помню, заявив о себе в городских СМИ, по рекомендации замредактора северодвинской газеты «Северный рабочий» Раисы Андреевны Евглевской, приехала на занятие областного литературного объединения «Поморье» в Архангельск. Тогда-то и попала к Анатолию Ильичу моя рукопись. Так три моих стихотворения: «Маме», «Неудачница-невезуха», «Вот снова осень моросит дождями» скромненько обитают на двух страницах книжки, а значит, и в литературной истории родного севера вот уже без малого 30 лет. Несмотря на то, что «голоса» в книге в основном «молодые», я как-то по-особому на этот раз прочувствовала: в руках – достойная внимания и прочтения книга. Дорогая и тёплая.
  Не задаваясь вопросом, зачем мне в очередной раз потребовалось колесить по тропинкам творческого прошлого, листая знакомые страницы, нахожу приблизительный ответ в откровениях Татьяны Хрыновой:
…Так поманит далью путь,
Что захочется до боли
По родной земле шагнуть.
Краски, запахи и звуки
Уловить, понять, принять
Не с отчаянья иль скуки,
А чтоб боль в душе унять. («Отворю калитку в поле…», стр.106)
***
   Тогда, в самом начале творческого пути, я и предположить не могла, что так далеко убреду: Санкт-Петербург - альманах «Бег», «Невский альманах»; Москва - «Поэт года. Лирика»... А дома решением правления регионального отделения Союза писателей РФ меня наградят литературной премией (по документам – стипендией) «за вклад в литературу Севера». Мне довелось участвовать на пяти литературных семинарах и фестивалях, в том числе в Москве на общероссийском съезде поэтов и прозаиков в 2011-м году в Международный День поэзии. И читать стихи в Центральном Доме литераторов. Конечно, о севере: «Скрываю иногда, что из деревни родом…».
А тираж личного сборника «Рябиновая россыпь» в 500 экземпляров не залежался на полках книжных магазинов. Хотя не обошлось, конечно, без критики, которая порой сбивала с ног, но и учила-таки; были и неудачи, качали, как неваляшку…
Не помню, высокО ли я качалась.
Запомнилось – смотреть не надо вниз. (Людмила Горохова, «Качели устрашающе скрипели», стр. 112).
А вот и Саша Ипатов угадывает мой настрой:
…Волна и вечность.
Но ты строптив   -
Идёшь навстречу…
Прилив-отлив. (А. Ипатов, «Всё что-то ищешь», стр. 29)
  Так и выстояла. Я и сейчас не перестаю удивляться каждому новому успеху. Не особо-то и заботясь о нём, не слишком вынося на люди, не сразу и практически через силу соглашаясь на предложения об авторских  творческих встречах… Но очень надеюсь на то, что:
… будет день в бушующей весне,
Когда кому-то с солнцем и цветами
Я подарю всё лучшее во мне.
Всё лучшее, спасённое стихами. (Н. Мимма, «Пишу стихи», стр. 84)
***
    На презентации сборника я узнала, что Инга Чурбанова – дочь Ольги Фокиной, легендарной поэтессы Севера, в честь которой проводятся ежегодные литературные фестивали в Архангельской и Вологодской областях, которые собирают всю писательскую братию под её Слово-крыло.
Вот и нынешним летом Фокинский фестиваль отгремел в её родном Верхнетоемском районе Архангельской области, став гвоздём художественной юбилейной программы села Верхняя Тойма.
  Не знаю, как растила поэта Ольга Александровна, но поэтическое имя дочери никак не вяжется с определением «начинающая», хотя стихи на то время публиковались пока только в периодической печати. Голос её не по-юному мудр, строки выверены, хотя и признаётся автор в «дрожи руки».
   Женя Пономарёв. Простой, общительный парень, на пятилетку моложе меня. Неугомонная душа. Выпускник АГПИ. Успешно работал на областном радио. В то время, когда мы познакомились, его стихи уже были опубликованы в журнале «Литературная учёба», до чего мне, новичку в СМИ и литературных кругах, было, как до звезд… В стихотворении «Живу теперь в тепле и сытости» он сам шутливо признаётся: «…Я вроде местной знаменитости: поэт и даже музыкант».
До жизни столичной Евгений работал учителем в с. Конецгорье Виноградовского района, много стихов «наносил» из вольного леса.
…Стихи и песни бесшабашные
Полезут в голову с небес.
Не побоюсь я неуютности,
Их отнесу в свой тёплый дом
И там свалю по безрассудности
У батареи под окном.
Пускай лесная да небесная
Стечёт и высохнет вода,
Но звуки вольные и честные
Не испарятся никогда. («Живу теперь в тепле и сытости», стр. 122)
   Валерий Чубар всегда был интересен мне как автор и как личность. Мы не были близко знакомы, но шли параллельно, пересекаясь на литературных фестивалях и семинарах, творческих мероприятиях. На страницах новых изданий. «Как две уцелевшие спички из спичечного коробка». («Возвращение с загородной прогулки», стр.63)
   С Ольгой Корзовой, несмотря на то, что столько лет «обитали» под одной обложкой, мы познакомимся в 2007 году на Каргопольском областном фестивале молодых (опять же!) прозаиков и поэтов «Поэзия Севера всегда молода» (почти через 20 лет!), где Ольга представила поэтический сборник «Чёрное и белое». За столь солидный путь она достигла многого, давно член Союза писателей России. Но и тогда, перед публикацией в нашем коллективном сборнике, стихи уже публиковались в газетах.
   Имя Елены Кузьминой, члена СПРФ, одной из бдительных руководителей регионального литературного процесса,  на севере и не только - на слуху. Становление многих поэтов и прозаиков региона прошло на её глазах и не без её опеки. Это будет потом. А в сборнике я бы выделила стихотворение «Странники». Созвучно…
   Для жизни по-прежнему данники,
Скопив на последнюю дань,
Идут седовласые странники
Упрямо и истово вдаль.
Кто в избранных, кто не в избранных –
Все почести нынче не в счёт.
Для них начинается сызнова
Дороги круговорот.
В тяжёлых мешках за плечами
Прошедшие годы несут.
Не с близкими, не с друзьями –
Все порознь идут и идут…
А даль, где всё лучше и проще,
Сверкает, шумит и зовёт,
Но там, за берёзовой рощей,
Последний мелькнул поворот… (Елена Кузьмина, «Странники», стр. 111)
    Каждый раз, перечитывая книгу, отмечаю, вздыхая: за тем, последним поворотом, Анатолий Занин, Надежда Мимма… Смотрят со снимков такие молодые Женька Пономарёв, Володя Свалов, Таня Барабаш…
…Захочешь друга позвать, а он
Как за завесой пыли.
Как будто кричишь в немой телефон,
Как будто разъединили…
(Валерий Чубар, «Уходящие», стр. 68)
  Наверно, именно в такие минуты, под душевным натиском необходимости  воссоединения, и тянется рука за книжкой с не совсем точным названием «Молодые голоса Севера», где мы все под одной крышей-обложкой, чтобы услышать те самые, дорогие сердцу, живые «голоса».
 …  И отпускаем, словно упускаем.
Возврата нет.
А хочется вернуть.
И удержать.
И словом не спугнуть.
Но отпускаем,
Словно упускаем… (Вячеслав Бала, «Друг другу счастья от души желаем», с 83).
   Но звучат они  и теперь уже точно будут звучать, пока живы друзья, книги и читатели. И как ни парадоксально - всегда оставаться молодыми.
   Пусть ум, бессилен и недужен,
Блуждает в липкой мгле, -
Я буду жить, покуда нужен
Кому-то на земле.
Душа соломой тает быстро
В костре крутого дня, -
Я буду жить, покуда искра
Осталась у меня.
А если ветер по равнине
Развеет скудный прах, -
Я буду жить в друзьях и сыне,
И отблеском – в стихах. (Н. Медведев, «Пусть ум, бессилен и недужен», стр. 15)
***
Расшевелив былое и повернув вспять время, отмечаю неутешительный результат:   
…Душу
Заполнило оно не этажами,
А вперемешку. Будто бы цыганка
Растасовала прошлое, как карты,
 И, ничего не разобрав, ушла… (Ю. Каранин, «Любуюсь звёздным небом из окна», стр.40)
17 июля 2017 г.

НАМЕДНИ - на днях, недавно, незадолго. Буквально — «того дня».