Замолчи свой идиш...

Smolyak m
Вдохновило произведение: "Годовщине расстрела ЕАК посвящается"
Автор произведения Григорий Вольф
http://www.stihi.ru/2017/08/08/4580
**********************************************

В СССР, в эпоху Сталина было гонение и методичная борьба с евреями носителями еврейской культуры на языке идиш. Апофеозом стал расстрел ЕАК (еврейский антифашисткий комитет). Мы, послевоенное поколение к сожалению уже не владеем в полном объеме этим языком. Это результат того, как наши родители из-за страха перед властями, вынужденны были абстрогироваться от еврейской культуры и полностью отгородить нас от нее, дав возможность нам жить в советском обществе.
После этого в 52-ом еще будет новое дело против евреев - "Дело о врачах отравителях". По замыслу "отца народов и великого кормчего" Сталина, это дело должно было поставить окончательную жирную точку в существовании евреев в ссср. Советским евреям была уготованна та же участь, которую осуществлял нацистких режим в годы ВОВ.
5 марта 53-го года стала датой облегчения. Мир мог потерять целый народ навсегда.               
               
                Автор


  Квэйтэр, Мойша, квэйтэр,
                Ништ гешригн штил*...


К годовщине расстрела (12 августа) руководства Еврейского Антифашисткого Комитета и Государственного Еврейского Театра,
посвящается.

             ***

Тише, Мойша, тише,
Идиш твой услышат,
За окошком рыщет 3-й мирный год*...
Кадровые чистки,
Ненадёжных списки,
И космополитов - пресловутый род...
Да прикрой же двери,
МГБ звереет,
Или ты не понял - мы враги,.. их вэйс!..
Из Кремля "гос.князи*",
Фрейлехс* топчат в грязи,
И на дЫбу тащат идиш алеф-бэйс*...

Разве ты не видишь,
Приковали идиш,
У столба позора, как Христа на крест?..
Что с ГОСЕТом будет,
Что мы скажем людям,
Где Давид, где Лейба*? Про ночной арест...
У стены расстрела,
Идиш под прицелом,
Умирает клезмер, фрэйлехс, идишкайт*...
Под советским флагом,
Мы в когтях ГУЛАГа...
Замолчи свой идиш*, Мойшеле, зол зайт*...

Салика* убили,
В Минске раздавили*,
Исаак и Додя в каменном мешке*
По ступенькам, слышишь,
К нам крадутся "мыши*",
Твой "Скрипач на крыше*"- в "центре на крючке*"...
Мойша, ты не видишь?..
Замолчи свой идиш,
Вэрт аф мамэлошен*,- нынче приговор...
Ради бога, тише,
Майсэ* твой услышат,
А не то уедешь, как на Биру* вор...

Мойша, гиб а кукн,
Афцурик дэйн рукн*,
Ты забыл наверно драйсик зибэн ёрн*...
Сколькие пропали,
Скольким - жизнь сломали,
Хобн кенэн цурэс, зэнэн ид геворн*...
Мойша, майнэ либэ,
Лодн тир ун штибэ*,
Дядя Ваня дворник, штэйндик дорх ди финцт*...
И у стен есть уши,
Мойшеле, послушай,
Замолчи свой идиш, битте махн штил*...

                                                                      
                09.08.2017

--------------------------------------------------
*Квэйтэр, Мойша, квэйтэр
Ништ гешригн штил - тише, Мойша, не надо плакать (идиш)

*1948-й год, 3-й по счету год после войны 41-45гг., когда был убит Соломон Михоэлс в инсценированном министерством госбезопасности(МГБ) наезде грузовика на руководителя ЕАК и ГОСЕТа.

*гос.князи - партийное руководство СССР во главе со Сталиным

*Фрэйлэхс - Это самый известный (по фильмам и пластинкам, мюзиклам и балетным постановкам) коллективный танец евреев Восточной Европы, танец еврейского местечка. Еще этот танец называется карагод.

*ГОСЕТ - Московский государственный еврейский театр (с 1925 г.), первый в истории театр на идиш. Был создан в 1921 г. на базе еврейской театральной студии (основана 30 июня 1919 г.) при театральном отделе народного комиссариата просвещения в Петрограде, переведенной в 1920 г. в Москву. До 1925 г. назывался Московский государственный еврейский камерный театр. Основателем студии и ГОСЕТа, их художественным руководителем и режиссером всех постановок до 1929 г. был А. Грановский. С 1929 г. ГОСЕТ возглавлял Ш. Михоэлс.

*Алеф-бэйс - еврейский алфавит называется первыми двумя буквами аналогично русской "азбука"

*имена арестованных членов ЕАК (13 человек были расстреляны по заранее сфабрикованным делам)

*Идишкайт - это образ жизни, религия, культура и традиции ашкеназских евреев, живших в черте оседлости на территории СССР.

*клезмер - традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.

*замолчи свой идиш - автор прибегает к еврейскому юмору, как бы говоря: "не надо говорить на идиш"

*зол зайт - будь добр, пожалуйста (идиш)

*Салик - имя Соломон  (ласкательно-уменьшительное)

*Соломон Михоэлс был убит функционерами МГБ в инсценированном ими наезде на него грузовика. Цинизм заключается в том что исполнители убийства были отмечены высокими государственными наградами за "заслуги" перед родиной.

*каменный мешок - тюрьма Лубянки, в которой содержались до расстрела члены ЕАК

*мыши - здесь автор называет мышами осведомителей МГБ

*СКРИПАЧ НА КРЫШЕ - произведение Шалом Алейхем

*в центре на крючке -дело  в центральном комитете МГБ

*Вэрт аф мамэлошен - слово на языке матери (идиш)

*Майсэ - сказка, история (идиш)

*Бира - реки Бира и Биджан протекают в Сибири, где позже был создан Еврейский Автономный Округ, как альтернатива для советских евреев, мечтающих о своей стране. По далекоидущим замыслам Сталина, место сосредоточения всех евреев СССР в ЕАО, должно было стать местом их уничтожения, аналогично фашистской идиалогии об окончательном еврейском вопросе.  Но до создания ЕАО, это было место для ссыльных уголовных элементов.
 
*гиб а кукн, афцурик дэйн  рукн - посмотри назад, посмотри за спину (идиш)

*драйсик зибэн ёрн - 37й год (идиш) этот год ознаменовался самым большим количеством сталинских репрессий. С него начался Большой Террор в сталинской россии.

*Хобн кенэн цурэс, зэнэн ид геворн - и так хватит той неприятности, что ты родился евреем (идиш)

*майнэ либэ, лодн тир ун штибэ - моя жизнь (любовь), прикрой дверь в доме

*штэйндик дорх ди финцт - стоит под окном (идиш) 
Каждый 2-й в СССР 30-х-50-х был доносителем. Дворники составляли наибольший процент осведомителей.

*битте махн штил - пожалуйста сделай тишину т.е помолчи (идиш)




                Историческая справка.


АПОФЕОЗ СОВЕТСКОГО БЕЗУМИЯ.... РАССТРЕЛ ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА

Много есть ностальгирующих по СССР и Сталину. И многих понять можно: они были устроены, они нашли нишу, лазейку, чтоб жить лучше других, или хотя бы не хуже не особо напрягаясь. Я могу понять тех, кому хорошо в тюрьме, когда они там охранники.
Но я не мгу понять мечтающих о тюрьме зэков. Бывает такая болезнь, когда привыкший к застенкам уже не может быть на воле, но чтоб так широко? Эта статья для всех, кто хочет знать правду, но в первую очередь для евреев. На просторах Фейсбука я в последнее время встретил десятки любителей СССР, живущих в Израиле. Антогонистов им тысячи, но эти десятки вызывают тягостное чувство. Многие из них евреи.

Читайте, аиды, знайте, что делал СССР с вашими предками. Вы забыли? Может, вы помните, как вы или ваши родители нашли теплые места при Брежневе, затаились и тихо и тайно процветали? Но не всегда было так. Антисемитизм советской власти, Сталина и его присных - то, что нельзя забывать. Ниже статья о том, как Сталин поступал с евреями.

“На обратном пути из зала суда, когда 70-летнего Соломона Лозовского несли на носилках к “черному воронку”, их догнал капитан, поднял подсудимого за бороду и, тыча перед носом кулаком, большим, чем лицо арестанта, сказал: “Ну, Соломон, морда жидовская. Если ты еще раз будешь мне говорить одно, а судьям — другое, если и дальше весь процесс заворачивать не в ту сторону будешь, я вытащу твои кишки, шею твою ими обмотаю и еще останется, чтобы повесить на них твоих детей, что на свободе остались. Понял? Хватит мне нервы трепать, устал я уже с тобой бороться”. Эти показания несшего Лозовского сержанта приводит Д.А. Волкогонов в статье “Феномен Сталина”, (Литературная газета, 9 декабря 1987 г).

Аресты по делу Еврейского Антифашистского комитета начались в декабре 1948 года.

Были арестованы бывший руководитель Совинформбюро С.А. Лозовский, поэты и писатели П.Д. Маркиш, Л.М. Квитко, Д.Н. Гофштейн, И.С. Фефер, Д.Р. Бергельсон, народный артист РСФСР В.Л. Зускин, главврач Боткинской больницы Б.А. Шимелиович, научный сотрудник Института истории АН СССР И.С. Юзефович, старший редактор государственного издательства литературы на иностранных языках И.С. Ватенберг, переводчик ЕАК Ч.С. Ватенберг-Островская, зам. Редактора дипломатического словаря Э.И. Теумин, журналист-переводчик Л.Я. Тальми, Института физиологии академик Л.С. Штерн и замминистра Госконтроля РСФСР С.Л. Брегман.

Их обвиняют в шпионаже в пользу США, в намерении отторгнуть Крым и продать (!) его Америке, наконец, в препятствии ассимиляции посредством развития культуры на языке идиш.

Предполагалось, что по опыту московских процессов 30-х годов следствие продлится не более 3-7 месяцев. Жиды — интеллигенты, как миленькие, дадут нужные показания, заучат их наизусть и повторят на открытом процессе. Однако с перерывами следствие продолжалось более 3 лет и не достигло желанной цели, несмотря на то, что арестованных евреев били смертным боем.

На закрытом суде, состоявшемся в мае-июне 1952 г., Б.А. Шимелиович говорил:

“Я никогда не произносил того, что записано в первом протоколе моего допроса от марта 1949 года и подписанного мною. Эти показания в моем отсутствии составил следователь Рюмин еще с кем-то..

Я спорил 3 года 4 месяца и, поскольку будет возможность, я буду спорить дальше и со следователями и, если нужно, и с прокурором. Я должен заявить, что я получал в течение месяца (январь — февраль 1949 года) примерно, с некоторыми колебаниями в ту или другую сторону, в сутки 80-100 ударов, а всего по-моему я получил около 2 тыс. ударов. Я многократно подвергался телесному наказанию, но навряд ли найдется следователь, который скажет о том, что при всех этих обстоятельствах я менял свои показания.."

Помимо избиений их бросали в карцер. Перец Маркиш побывал в карцере дважды и только после этого подписал нужные показания.

В письме из Лефортовской тюрьмы от 18 апреля 1952 года на имя “Товарищей Берия и Маленкова” он жаловался: “На всех допросах стоит сплошной мат, издевательства, оскорбления и прочие зверские выходки. Бросали меня со стула на пол…

Ночью 16 марта меня схватили и привели в так называемый карцер, а на деле, как потом оказалось, это была холодильная камера с трубопроводной установкой, без окон, совершенно пустая, размером 2 метра. В этом страшилище, без воздуха, без питания (давали кусок хлеба и две кружки воды в день), я провел восемь суток.

Установка включалась, холод всё время усиливался. Я много раз впадал в беспамятство. Такого зверства я никогда не видел и о наличии в Лефортове таких холодильников не знал, был обманут. Этот каменный мешок может дать смерть, увечье и страшный недуг. 23 марта это чуть не кончилось смертью — меня чудом отходили...”

К слову, о мате. Эстер Маркиш, вдова Переца Маркиша, пишет в книге “Столь долгое возвращение”(Тель-Авив, 1989):

“Не успела Лина Штерн пересечь порог кабинета министра Абакумова, как тот заорал:
— Нам всё известно! Признайтесь во всём! Вы — сионистка, вы хотели отторгнуть Крым от России и создать там еврейское государство!
— Я впервые это слышу, — сказала Лина Штерн с сильным еврейским акцентом.
— Ах ты старая б...! — выкрикнул Абакумов.
— Так разговаривает министр с академиком, — горько покачав головой, сказала Лина Штерн”.

23 марта 1950 года Абакумов подает Сталину список на 85 человек, подлежащих расстрелу. В нем были 16 арестованных членов ЕАК. В сопроводительном письме он пишет:

“Заседания Военной коллегии по опыту прошлого считаем необходимым провести без участия сторон в Лефортовской тюрьме с рассмотрением дел на каждого обвиняемого в отдельности без права обжалования, помилования и с приведением приговора суда в исполнение немедленно. Рассмотрение дел в Военной коллегии намечаем начать 27 марта с.г. Прошу Вашего разрешения”.

Это категорически не устраивало Сталина. Ему нужен был открытый громкий процесс как предисловие к “окончательному решению еврейского вопроса” и как суровое напоминание всему народу о завершении периода послаблений, вызванных войной.

После вынужденного перерыва следователи возвращаются к “делу ЕАК”. Однако, евреи очень упорствовали и не хотели учить предписанные им роли, а у следователей нет в руках никаких других “документов”, кроме резиновых дубинок и плеток. Шансов на успешный открытый процесс никаких..

Сталин в бешенстве: отработанная в течение 2 десятилетий схема буксует. Во всем виноват, конечно, Абакумов.

До сознания Сталина еще не доходит, что мягкотелые жиды — интеллигенты оказались духовно сильнее абакумовских “мастеров заплечных дел”.

12 июля 1951 года всевластного министра Госбезопасности В.С. Абакумова арестовывают на основании организованного Маленковым доноса Михаила Рюмина, заместителя Абакумова (Ф. Лясс). Он обвиняет Абакумова в сокрытии преступных действий врачей, убивших А.С. Щербакова, начальника Главного политического управления Советской Армии, о чем якобы стало известно из допроса врача профессора Я.Г. Этингера, принимавшего участие в лечении Щербакова. Чтобы скрыть их преступление, Абакумов установил для Этингера “более суровый режим”, и он вскоре умер. (В действительности это Рюмин забил его до смерти 2 марта 1951 года, добиваясь признания его вины в смерти Щербакова).

9 августа министром МГБ становится С. Игнатьев, два месяца спустя Рюмина из подполковника производят в генералы, назначают начальником следственной части МГБ в ранге замминистра.

Дела всех обвиняемых членов ЕАК сводятся в одно “следственное дело No.2354;. Однако следователям так и не удалось “подготовить арестованных к открытому процессу и, скрепя сердце, тиран согласился на закрытый суд, поскольку 5 из 15 подсудимых отказались от своих показаний, вырванных у них под пытками: Б. А. Шимелиович, В.Л. Зускин, С.Л. Брегман, Л.С. Штерн, П.Д. Маркиш.

Арестованный вскоре вслед за Абакумовым главный следователь по делу ЕАК полковник Владимир Комаров пишет 18 февраля 1952 года письмо Сталину: “…В коллективе следственной части хорошо знают, как я ненавидел врагов. Я был беспощаден с ними, как говорится, вынимал из них душу, требуя выдать вражеские дела и связи. Арестованные буквально дрожали передо мною, они боялись меня, как огня.

Особенно я ненавидел и был беспощаден с еврейскими националистами, в которых видел наиболее опасных и злобных врагов. Еще в бытность свою на работе в МГБ СССР я докладывал Абакумову о своем политическом недоверии Шварцману, Иткину и Броверману..

Узнав о злодеяниях, совершенных еврейскими националистами, я наполнялся еще большей злобой к ним и убедительно прошу Вас: дайте мне возможность со всей присущей мне ненавистью к врагам отомстить им за их злодеяния, за тот вред, который они причинили государству. Прошу Вас, товарищ Сталин, не откажите мне в своем доверии”

До передачи дела в суд оно рассматривалось на заседании Политбюро (3 апреля). Было принято решение расстрелять всех, кроме Лины Соломоновны Штерн (полагают, что Сталин, очень интересовавшийся вопросами долголетия, принял во внимание, что академик Штерн — крупный специалист в области геронтологии). Политбюро определило, что дело ЕАК должно рассматриваться Военной коллегией Верховного суда СССР при закрытых заседаниях без прокурора и защитников.

Суд происходил на Лубянке с 8 мая по 18 июля 1952 года, председатель суда — генерал-лейтенант юстиции А.А. Чепцов, члены — генерал-майоры И.М. Зарянов и Я.П. Дмитриев.

“Судьи получили одновременно и груду томов, с которыми только еще предстояло знакомиться, и непреложный для суда приговор. Суд превращался в формальность, — написал 5 лет спустя Чепцов о деле ЕАК члену Президиума ЦК КПСС министру обороны Г.К. Жукову. — Незачем было входить в подробности… доискиваться истины — она могла оказаться опасной для судей”

Напомню: членов Президиума ЕАК обвиняют в шпионаже в пользу США, в намерении отторгнуть Крым и продать его Америке (не иначе, как Аляску?), наконец, в препятствии ассимиляции посредством развития культуры на языке идиш.

На суде быстро выяснилась полная несостоятельность всех обвинений.

— Свои показания, данные на следствии, вы подтверждаете? — спросил Чепцов Лину Штерн.
— Нет, ни одного.
— Почему?
— Потому что там нет ни одного моего слова. Я три раза переводилась из Внутренней тюрьмы в Лефортово за то, что я не хотела подписывать романа, написанного следователем. Все мои показания, которые предъявляются мне на суде, я отметаю, я от них отказываюсь.. У меня была единственная возможность — дожить до суда, а я только этого и хотела. Я не боюсь смерти, но не хотела бы уйти из жизни этим позорным пятном — обман доверия, измена… Я чувствовала, что дело плохо, и я могу сойти с ума: а сумасшедшие ни за что не отвечают.

Желая придать процессу хоть какое-то подобие законности, А.А. Чепцов попытался направить дело на доследование. Он встретился с Маленковым. Тот категорически потребовал: “Выполняйте решение Политбюро!”.

И Чепцов выполнил. “Забыв”, что всего 6 лет назад спектаклю “Фрейлекс” (“Свадебный карнавал”) была присуждена Сталинская премия, он обвиняет деятелей еврейской культуры в национализме, в воспевании старины: “Вы обвиняетесь в том, что препятствовали ассимиляции путем пропаганды чуждого еврейским массам языка идиш и идишистской культуры”.

“Да, — соглашается истерзанный пытками Давид Бергельсон, — суть моего национализма состояла в том, что я был чрезвычайно привязан к еврейскому языку, работал в нем 28 лет. Я знаю, что мне предстоит недолгая жизнь, но я люблю его (мой язык), как сын, любящий мать”.

Нет и не может быть национальной гордости у евреев, национальная гордость разрешена только русским. О ней писал Ленин в статье “О национальной гордости великороссов”.

Лев Квитко сказал в последнем слове: “Продолжая писать по-еврейски, мы невольно стали тормозом для процесса ассимиляции.. Будучи руководителем еврейской секции Союза писателей, я не ставил вопрос о закрытии секции. Это моя вина (напомню: об этом позаботился А.А. Фадеев).

Истерзанный пытками Борис Шимелиович говорил: “До суда я не считал, что противодействие ассимиляции — это национализм... быть против ассимиляции в наших советских условиях это значит бороться с советским правительством, иначе я это не понимаю”.

Дальше всех идет Л.Я. Тальми: “Чтобы еврейский народ развивал свою культуру, нет необходимости, чтобы всё было на еврейском языке”.

Авторы этих страшных заявлений прекрасно понимали, что “национализм — это ненависть к другим народам, а любовь к своему — это патриотизм” (Борис Стругацкий). Они знали, что их ждет расстрел, и сказанное в последнем слове отнюдь не было мольбой о помиловании.

Сказанное ими говорит не о них, а о страшной жизни в “самой свободной на земле стране” (Аркадий Гайдар). Нельзя не отметить достойное поведение на суде С.А. Лозовского: он обвинял, а не оправдывался.

Hе только на суде, но и за его пределами всех советских евреев обвинили в двух взаимно исключающих друг друга преступлениях: в национализме и космополитизме!

В это самое время находившийся в Нью-Йорке Борис Полевой лгал Говарду Фасту, что встретил на улице Льва Квитко перед самым отлетом из Москвы. Позднее в письме от 25 марта 1957 года Говард Фаст писал ему: “…почему ты сказал нам здесь, в Нью-Йорке, что еврейский писатель Квитко жив и здоров, живет с тобой в одном доме, по соседству, когда он был казнен и его давно нет в живых? Почему? Зачем тебе нужно было лгать? Почему ты не мог уклониться от ответа и сказать нам, что ты не знаешь или не хочешь говорить об этом? Зачем ты лгал так страшно и намеренно?”

17 июля все подсудимые, кроме Лины Соломоновны Штерн и тяжелобольного Соломона Леонтьевича Брегмана (он умер в тюрьме в начале 1953 года), приговариваются к расстрелу. Их расстреляли 12 августа 1952 года.

Честь и слава этим героям, не давшим тирану сломить их духовно. Повторим имена 13 расстрелянных:

Соломон Абрамович Лозовский, р. 1878
Иосиф Сигизмундович Юзефович, р. 1890
Борис Абрамович Шимелиович, р. 1882
Вениамин Львович Зускин, р. 1884
Давид Рафаилович Бергельсон, р. 1884
Перец Давидович Маркиш, р. 1895
Лейба Мойсеевич Квитко, п. 1890
Исаак Соломонович Фефер, р. 1900
Давид Наумович Гофштейн, р. 1889
Леон Яковлевич Тальми, р. 1893
Илья Семенович Ватенберг, р. 1887
Чайка Семеновна Ватенберг-Островская, р. 1901
Эмилия Исааковна Теумин, р. 1905.

Еврейской культуре на языке идиш был нанесен смертельный удар. Вся литература была изъята из библиотек и магазинов и сожжена, наборные машины уничтожены, шрифты рассыпаны. Цвет еврейской творческой интеллигенции — 430 писателей, артистов, художников, музыкантов отправлены в лагеря. Вернулись единицы.

Отныне по радио — ни одного еврейского слова, песни, просто имени. Само слово “еврей” становилось чем-то вроде ругательства. Узнав, что ты еврей, тебя начинали жалеть.

Он был хирургом, даже “нейро”…
Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей.
Но огромное это светило,
К сожалению, было еврей.
               
                (Владимир Высоцкий)


Первая публикация о процессе ЕАК появилась 16 марта 1956 года в американской газете “Форвертс” (на идише). Уже много лет в Израиле ежегодно 12 августа устраиваются вечера памяти погибших, рассказывается об их жизни и работе, их произведения. В 1992 году посол России в Израиле Александр Бовин опубликовал статью “Я плачу вместе с вами”. Он писал:

“Я представляю Россию. Но я представляю ее в Израиле. Поэтому в этот трагический день я плачу вместе с вами, люди Израиля, и прошу вас: простите”

               
               
                Соломон Динкевич