Взгляд из-за кулис Весна идёт - весне дорогу!

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«ВЕСНА ИДЁТ – ВЕСНЕ ДОРОГУ!»
АВТОРА НАТИКО

Вообще-то на дворе лето, по поводу которого в Интернете уже ходят шуточки: «Весну перезимовали – и лето перезимуем». Правда, под конец июля всё-таки началась ожидаемая жара, но в целом попробуем «перезимовать» весну-2017.
Напомним анонс к конкурсу «Весна идёт – весне дорогу!»:
«Принимаются стихотворения о наступлении весны и о пришедшей весне. Слово «весна», его производные формы или словообразования являются обязательными в тексте стихотворения. Например: «Хорошо весною бродится…», «Весенний день горяч и золот…», «Эй, сердце, стучи по-весеннему!».
Признаюсь, что побаиваюсь «погодных» стихов и, точно так же, конкурсных подборок на эту тему. Везде – «слепят лучи, звенят ручьи, и тает лёд, и сердце тает». Чьи лучи слепят красочнее и у кого весна отличается от того, что привыкли изображать поэты, рисуя это время года?
Наверное, самым оригинальным здесь был Пушкин – он разругал все времена года, кроме осени. И поделом! Не угодили поэту. Интересно посмотреть, что говорят о весне в XXI веке.

С чего начать обзор? Разумеется, с самого начала – СТИХОТВОРЕНИЯ №1 «И снова, как песня, весна оживает…».
…И снова, как песня, весна оживает.
В раскрошенных льдинах река.
Исчезнут сугробы, сосульки растают,
В ручьи превратятся снега.

Неброская почка распустится в бантик,
Потянется в солнечный день.
Пьянит обаянием крошечный ландыш,
Сквозит ароматом сирень.

Сады мельтешат, как в безоблачной сказке,
И птицы так сладко поют.
И светится Солнце несказанным счастьем,
Как будто и впрямь мы в Раю.

Берёзовый сок изумительно светел! –
Весны истекающий срок.
Весна –
Как исток долгожданного лета –
Текущий берёзовый сок…
Во втором катрене «бантик» и «ландыш» - разумеется, не рифма, Автор. В следующем катрене, в строке «И птицы так сладко поют» - избыточное слово «так». Потому что «как именно сладко» поют птицы, остаётся тайной в рамках этого стихотворения.
Очень понравилось многозначность слова «истекающий»: аналогия между берёзовым соком и истекающим временем. А в целом – берёзы, проталины, птичьи песни, и, конечно же, весеннее Солнце – всё на месте, и всё красиво, певуче и достойно открывает весеннюю подборку.

ПРОТАЛИНЫ ПОЭЗИИ
Надо сказать, что общий уровень конкурса очень высок – абсолютное большинство стихотворений наших Авторов сильны, выражают завершённую авторскую мысль, крайне мало или почти нет типичных поэтических ошибок. Весна вдохновляет.
Но одна беда, причём почти у всех «весенних» стихов, за редким исключением: всем известные образы, знакомые по нетленной классике формы… Поэтому в первой части мы почитаем «чего-нибудь необычного».
СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА» и СТИХОТВОРЕНИЕ №18 «ЖИЗНЬ ЗАМЕРЛА, ДОЙДЯ ДО ТОЧКИ. ТРИАДА» - многочастные. Каждая часть достаточно коротенькая, поэтому по общему количеству строк они не выбиваются за рамки требований конкурса. Но всё-таки – почему Авторы решили их делить?
Почитаем «Позднюю весну». Здесь сразу же четыре части, но к четырём «Временам года» это не имеет отношения. Каждая часть –  фрагмент весенней мозаики. И в самой первой же – досадная неточность.
Ей хочется увидеть всё иначе,
Она всё ищет скорые черты
То кругового, жгучего ненастья,
То светлой и холодной чистоты.
«Иначе» и «ненастье» - очень неточная рифма, а если учесть, что каждая часть составляет всего два катрена, то сразу же бросается в глаза. Как заменить – я не придумала. Немножко хаотично по составу образов – но весной это объяснимо. И кто такая «Ей»?
Во второй части мы думали, что весна уже наступила, но вот уж ровно половина стихотворения – а здесь ещё только «предчувствие».
В прозрачной дымке солнышко зевает.
Казалось бы, что сутки напролёт
Природа спит и не подозревает,
Что с ней уже вот-вот произойдёт...
В третьей части зима по-прежнему всё никак не распрощается:
Стрекочут галки – коротко и бегло.
Хранит весна дыхание зимы,
Но тает снег – необычайно белый
На фоне оголившейся земли.
И опять неточность: «зимы» - «земли». Но эта неточная рифма звучит гораздо приятнее, чем «иначе» - «ненастье». И вновь Автор только обещает нам весну, но не показывает. А в четвёртой и вовсе упускает из виду, что, собственно, собирался показать с самого начала:
Не видно ни распутицы, ни снега, –
Стемнело, и вокруг разлился мрак,
Лишь теплится полуночное небо
Пронзительными звёздами – с кулак,

Да фонари покачивают зданье
Вокзала, спотыкаясь и дробясь. –
И можно загадать одно желанье,
Пока звезда с небес не сорвалась...
Только в словах «не видно ни распутицы, ни снега» я вижу приход весны. Впрочем, прихода весны может быть не видно и из-за того, что в стихотворении наступила ночь, надеюсь – всё-таки наконец-то весенняя.
А вот «ЖИЗНЬ ЗАМЕРЛА, ДОЙДЯ ДО ТОЧКИ. ТРИАДА». Три части и постскриптум, мы начинаем с одного катрена и одним катреном заканчиваем. И начало мне очень понравилось:
Ночь. Последний снег. В раскисшей гря`зи,
Охраняя серых дней законность,
Бродит сторожем однообразье.
Поселилась рядом безысходность.
В строке «Бродит сторожем однообразье» слегка распадается рифма, но читается всё равно удивительно мелодично и ровно, музыкально. Необычный образ. А уже во второй части объяснён смысл названия:
Жизнь замерла`, дойдя до точки.
.     .     .     .     .     .     .     .     .    
Весенней теплою порой
На ветке приоткрылась почка –
И точка стала запятой.
Поставленные в тексте точки – не мои, то есть это не пропуск теста, это авторские знаки. Говорим о точке – и вот они, точки, сколько угодно, выбирай любую! Это, конечно же, шутка, но образ «И точка стала запятой» прекрасен. Сперва засыпает до весны природа, потом начинает исчезать зима, но это всё – не конец, в природе вообще нет точек, они легко превращаются в запятую, или же многоточия, надо только уметь видеть. И вот – подтверждение:
Всходило солнце. Новый день
Дарил надежду, предвкушенье
Поры, когда цветет сирень.
Чувств, радующих, пробужденье.
Ритмические разнобои, безусловно, есть. Да и в дальнейших катренах мне не очень понравилась рифма «том» – «дом». Очень упрощённо, это не та элегантность, которая в простоте, это необработанный камешек в изящном ожерелье. Но в любом случае, вторая часть – философская, ядро стихотворения – состоялась, действие получило своё развитие.
И вот она – третья часть, радостная, оптимистичная, по-настоящему весенняя:
Прольются прежние мечты
Дождями первыми весною –
И с прежним молодым настроем
На этот мир посмотришь ты.
 (…)
Дожди. За этим многоточьем
Вираж ли, новый поворот?
«Многоточие дождей» мне понравилось не менее, чем «Бродит сторожем однообразье» и «точка превратилась в запятую». Собственно, постскриптум тут и не нужен, Автор исчерпывающе всё выразил, но всё-таки поставил красивую точку в конце красивых стихов о том, что точек, собственно говоря, не существует. Логично, образно, четырёхчастная структура полностью оправдана, есть объединяющий сюжет, есть главная мысль, есть её постепенное раскрытие, и даже находки пунктуации вписываются в весеннюю тему.

ФИЛОСОФИЯ ВЕСНЫ
Весна, кроме того, что побеждает зиму и позволяет природе расцвести – это ещё и время размышлений. Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №69 «ТО ЛИ ВЕРБА ЦВЕТЁТ» об этом нам и говорит. Но отталкивается от видимой природы, реки, существующей не только в воображении поэта, но и в реальности. Чистой пейзажной лирики лично я – не то чтобы большой ценитель… На мой взгляд, природа должна наталкивать на размышления, и на фоне любого, даже самого прекрасного природного пейзажа должен быть человек. Но пейзажная часть стихотворения достойна того, чтобы быть отмеченной – качественная, точная:
(…)
Так и рвётся душа из реальности  нашей
К берегам безмятежной Нерли.

Там лишь  небо вокруг, тишина и раздолье
Да зеркальная водная гладь.
Это вешние воды рванули на волю,
Разлились, ни унять, ни догнать.

До вселенских небес разлилось половодье.
И открыт всем на свете ветрам
Белым парусом лёгким застывший на взлёте
Белокаменный маленький храм.
Два глагола «разлились» рядом – в конце второго и в начале третьего катрена – исправить просто необходимо, это тавтология, а не усиление смысла и не художественный оборот. Но картинка левитановская: вот река, водная гладь, разливающаяся весной, вот белокаменный храм… Взгляду рисуется за поэтическими образами безмятежная картина.
Он один-одинёшенек в этом просторе
Да торчат кое-где из воды
Словно верные стражи   в  почётном  дозоре         
Распустившейся  вербы  кусты.

Почему же так сердце щемит беспрестанно,
И по-новому видится суть?
То ли верба цветёт, то ли просто настало
Время в душу себе заглянуть.
«Беспрестанно» и «настало» - ну, можно считать рифмой при определённых условиях, но ведь можно и не считать…
Однако очень сильный финал. Вечное и мимолётное, живое и каменное, внешнее и внутреннее – как-то просто и ненавязчиво Автору удалось объединить это всё в одном произведении и заглянуть в душу читателя – сквозь веточки вербы, через отражение белокаменного храма в глади воды...
СТИХОТВОРЕНИЮ №44 «ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ МАЗКАМИ ДЕГА» амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге) и парная рифмовка придают немножко легкомысленный, песенный ритм – ясный, звонкий.
Весеннее солнце мазками Дега
Рисует заволжского мая луга,
Рисует звенящей пастелью мелка
Простор, что симфонией блещет цветка.
Неудачна инверсия «Простор, что симфонией блещет цветка», когда глагол разделяет два существительных, составляющих единый образ, но от неё, по-моему, не уйти. «Труд-изумруд», «лазури-бури» меня искренне опечалили, усилив излишне легковесное впечатление от текста (в то время как образы сами по себе не легкомысленны!).
И, если появится, вдруг, ненароком,
Белёсая тучка на небе широком,
Мы скажем, что это спускается к нам
Архангел, конечно, пройтись по лугам. (здесь не хватает тире – пропущен союз «чтобы», поэтому нужно тире: «Архангел – конечно, пройтись по лугам», или «Архангел, конечно – пройтись по лугам»).
И ангелам нужен простора покой,
Такой приземлённый, такой неземной.
Интересен финал… Действительно, рисуется ясный, яркий день, чистое небо, по которому вполне может спускаться ангел на зелёные луга. Но вот сам образ «простора покой – такой ПРИЗЕМЛЁННЫЙ, такой НЕЗЕМНОЙ» удивляет своей неожиданной парадоксальностью, делает и всё стихотворение глубже. Я люблю такие парадоксы. Земля и небо соединяются, настолько близко подходя друг к другу, что ангелы спускаются с небес. Впрочем, я, кажется, пишу продолжение, а моё дело оценить. Оцениваю.
СТИХОТВОРЕНИЕ №45 «ПОВСЮДУ ВЕСНА…» - о вечном и ненайденном. О смысле жизни.
А, может быть, проще сбежать в никуда - в дожди.
Повсюду весна, а я к осени в плен хочу,
Где мокро и стыло, где теплится только жизнь,
А мысль не пытается  к небу взлететь ничуть.
Дольник придаёт размеру некую «ритмическую неровность» и выразительность. Но при этом рифмы «хочу-ничуть» понравились, а «дожди-жизнь» - нет. Слишком большой наплыв согласных в одном из слов, ударение и акценты не совпадают… Весьма приблизительная рифма портит рисунок, который, впрочем, и так печален: лирический герой стихотворения весной желает осени.
Как воздух пьянит! Все газоны давно в траве,
И бродит по ним пичуга. - Скворец иль дрозд?
Ведь я горожанка - откуда знакомы мне
Названия птиц или  их оперенье, рост? – (прямо-таки орнитологический катрен… И опять-таки: «траве-мне» мягко так стелет, но жестко спать, не рифма).
По виду - не наш пернатый: из теплых мест
Сюда прилетел недавно, чтоб свить гнездо.
Вот если б и люди тоже себе невест
Искали не там, где сытно, а там, где дом! – (здесь я немного не уследила за логикой, в чём нужно брать пример с пернатого, но тем не менее – читаем дальше, вся соль – в финале)
Повсюду цветы мать-и-мачехи - чем не луг?
Открылись бутончики солнцу, ища щедрот.
Зачем о безрадостном думать - а если вдруг
Отыщется повод, чтоб снова творить добро?

Повсюду весна…
Общечеловеческое и даже вселенское окончание как-то сразу же нашло место в мире и для пичуг, наших и не наших, и для луга мать-и-мачехи, и даже для пустыря, покрытого хламом… Везде есть ростки новой жизни и шанс проявить свои лучшие качества. Настоящая весна, хотя, помнится мне, в начале стихотворения герой хотел в осень. Как хорошо, что не попал.

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Давайте вспомним о том, что весна всё-таки – одно из времён года и означает пробуждение природы. Посмотрим, кто лучший мастер пейзажей.
СТИХОТВОРЕНИЕ №67 «МАСТЕР КАПЕЛИ» мне понравилось.
Вот и стихли ветра, посветлело в заброшенном доме.
Голова закружилась от солнца и голубизны...
И всё громче капель молоточком своим монотонным
Подбирает нехитрый мотив для грядущей весны.
Вроде бы, ничего особенного, но есть какое-то умиротворение и очарование в строчках.
(…)
А капель разошлась и трезвонит уже повсеместно,
Утверждая всё громче свои колдовские права.
Оркестровка оттаявших крыш... Где же твой капельмейстер?
А в снегу вырастают, зелёному в тон, острова.
В пропущенном катрене мне не понравилась рифма «внутри» и «отрыв». Честно говоря, сама бы я не знала, что делать, скорее всего, перестроила бы фразы так, чтобы вообще уйти от одного из слов. Но это уже на усмотрение Автора.
Но зато как обыграно слово «капельмейстер»… «Дирижёр, руководитель хора или капеллы», согласно словарю. Но одновременно такая шикарная перекличка с весенней капелью, фактически игра слов без искажения оных... Здесь он настолько к месту, что ради этого «капельмейстера» я готова простить второй катрен. Но всё-таки на месте Автора я бы довела до совершенства всю весеннюю картинку.
СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «МАРТ ЕЩЁ ОДАРЯЕТ СНЕГАМИ…» в нашем обзоре не случайно. Приятное стихотворение. Автор поймал переход от зимы к весне:
Март ещё одаряет снегами,
И – как будто – весна не про нас.
Добродушно хрустит под ногами
Белоснежный нехоженый наст.

Распахнули зелёные полы
Ёлки-палки по тонким стволам.
Большаком перерезало поле –
Точно белый ломоть – пополам.

Даже воздух согрет по-иному,
Растекаясь по снежным грядам,
Где начало и раю земному,
И людским непочатым трудам, –

Где за каждою грязной дорогой,
Потерявшей течение лет,
Открывается – чистый, широкий,
Вешним солнцем обласканный свет.
Немножко неубедительное противопоставление в финале. «Где за каждою грязной дорогой» «открывается» «вешним солнцем обласканный свет». А что же, грязные дороги проходят в темноте? Или свет – это не свет Солнца, а белый свет, мир? Вот как раз тот случай, когда несколько смыслов вредят пониманию.
В остальном – красиво, действительно красиво, жизненно, искренне. Об этом веками сочиняли и говорили, и тем не менее – незатёрто, хотя и нельзя сказать, что полностью ново. Немножко шкодный оборот «ёлки-палки»: аллюзия к тому, с какими фразами обычно ездят по русским дорогам конь да путник? Понравилось и «Добродушно хрустит под ногами белоснежный нехоженый наст»: прекрасно звучит. В целом видно, что это внутреннее зрение Автора, то, как он видит, а не «образы из классики». Поэтому в эту весну – веришь.
СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «ЧЕРЁМУХА СТОИТ В НЕМОМ ТОМЛЕНЬЕ» - не без греха, скажем так.
Cреди нераспустившихся деревьев,
Еще не удаливших наготу,
Черёмуха стоит в немом томленье,
В весеннем бриллиантовом цвету.
Черёмуха у меня лично с бриллиантом всё равно не ассоциируется, как ни приукрашивай действительность. И, кажется, бриллианты прозрачные, а не белые, как цвет черёмухи. И «удалить наготу» тоже проблематично. Можно одеться, можно раздеться, но с указанным сочетанием у меня лично ассоциируется только – выкинуть мужской журнал с голыми девушками в мусорное ведро. Но читаем дальше…
Ей скучно  среди серого унынья:
В своих непредсказуемых мечтах,
Она, расправив безмятежно крылья,
Как лебедь исчезает в облаках. – в этой фразе опять-таки Автор перебарщивает. Речь ведь идёт о черёмухе. «Расправить крылья», «удалив наготу», она ещё может, но «исчезнуть в облаках» - пока не отцветёт, не может, и то – наверное, лепестки всё-таки полетят вниз, а не вверх. Образ красив, но когда он СЛИШКОМ оторван от реальности так, что между ними не остаётся никакой связки – не играет, смотрится вычурно. Проблема с рифмой: «крылья»-«унынья» слишком отдалённа, хотя слух не режет. Но обратить внимание, мне кажется, можно.
Мчит парусником к не раскрытым тайнам
Далёких и таинственных   морей, - (если «тайны», то обязательно «морей» - стереотип, ведь ещё недавно на этом месте были облака, а вообще черёмухе для роста нужна земля, а не морское дно – ведь это надземное дерево)
Шутя, висит колечком    обручальным
На шпилях  белокаменных  церквей. – (эх, в одном из предыдущих стихотворений образ белокаменного храма был гораздо более уместен, над рекой он смотрится лучше, чем в море, да ещё и неисследованном)
Кидает лепесточки на дорожки,
Чтоб выткать колдовские кружева.
Под тихий перезвон своих серёжек
Ей тополь шепчет нежные слова.

А рядом дуб, от ревности сгорая,
Прижать к груди красавицу готов.
Но много лет лишь трепетно вдыхает
Пьянящий аромат ее цветов!
Пример красивой картинки, даже многих таких картинок, нанизанных друг на друга, очаровательной природы, волшебных оборотов и прочих «плюсов» (даже к рифмам суровых претензий нет) – а в целом рассыпается, как лепестки той самой черёмухи. Ясно, что Автора восхитило её цветение, но, опять-таки, слишком много «тайн морей» и небес он пропустил через себя, так, что скромная черёмуха просто потерялась на этом фоне. Неоконченный роман тополя и дуба тоже нуждается в более полном раскрытии, а он тут как «побочная ветвь сюжета». Могла бы стать главной… Но главной, объединяющей мысли тут нет, Автор. Зато есть красивые картинки. Что тоже неплохо. Но нет весны. И черёмухи.
Название СТИХОТВОРЕНИЯ №19 «КОНЦЕРТ ALLEGRO, ИЛИ ПЕСНЯ ПУСТЕЛЬГИ» сразу же озадачивает и приковывает внимание. Возникает интрига – о чём это?
Концерт «Allegro» без оглядки на день апрельский у окна
Звенит капелью  по порядку,  и трелей улица полна,
И я опять спешу из дома, в лесок, где талою водой
Сбежит ручей в ложок знакомый, и вспыхнет месяц молодой.

Легка, стремительна, стоуста  капель весёлая  весной – (мне очень нравится эта строчка, наверное, словом «стоуста», которое создаёт какой-то интересный оттенок, и при этом придаёт ощущения возвышенности переживаний)
В проулке тихом Златоуста и с крыши дома надо мной. – (с чем же ещё рифмовать слово «стоуста»? Так и думала, что выйдет церковная ассоциация)
Поскольку весна без любви не бывает, то возникает «рыжая чёлка», которая свела с ума «чернявый чуб», причём почему-то с большой буквы. 
Забегая вперёд, скажем, что хэппи-энда не получилось. Тем не менее стихотворение завоевало второе место на конкурсе. Меня смущает строчка: «И дни прошли, а небо - выше, волнует душу сердцедар». В данном случае «сердцедар» - рифма к слову «навсегда». Рифма, сразу скажем, достаточно приблизительная. Но почему «сердцедар» «волнует душу», когда всё прошло? И что такое «сердцедар»? Нет, я за красивые обороты, и всё такое, но в данном случае смысл словотворчества прошёл мимо меня.
Нет стариков на белом свете, изба ветшает у реки,
Лишь на погосте летний ветер качает солнышки-жарки,
Да льётся в синем поднебесье и по отрогам Уреньги
«Ки-и!» – пронзительная песня обыкновенной  пустельги.
Дочитав до конца второй раз, я поняла, почему включила это стихотворение в обзор. За звукозарисовку – песню пустельги в первозданном виде. «Ки-и» - это, оказывается, два слога, так и следует читать, тогда и строчка никак не нарушает ритма всего стихотворения. Ритм, сразу скажу – сложен, но безупречен, ни одного изъяна. Но и пустельга тут как-то сиротливо смотрится… Штрихи, штрихи, от слов из церковного обихода до очередной деревенской любови… И только песня пустельги – весома, зрима и слышна.
СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «ВЕСЕННЯЯ ЗАРИСОВКА» приведу целиком – не удержусь. Одно из лучших стихотворений о весне в этой подборке. Всё просто – но при этом певуче, по-весеннему, живо, жизненно и поэтично. Очень красиво здесь смотрится аллитерация – повтор звуков создаёт необходимые «спецэффекты» для восприятия.
На бескрайних полях
появились проталины-полосы.
Пробуждают природу
бурлящие соки земли.
Отчего-то тоскуя
почти человеческим голосом,
К нам на крыльях усталых
весну принесли журавли.

Из-за дальних морей
к долгожданным местам возвращаются.
Крылья, стёртые в кровь,
им на отдыхе спать не дают.
Чуть пригревшись на солнце,
земля с холодами прощается
И для странников дальних
готовит надёжный приют.
Возвращение птиц – самая весенняя из картин, сложно и красиво нарисованная, легко и просто читаемая. Ничего особенного – но это одно из самых «весенних» стихотворений конкурса. Всё гениальное просто. «Крылья, стёртые в кровь» - сразу ощущается, как стремились журавли домой. Вот так и объединяются природа, поэзия и любовь к родной земле, легко и ненавязчиво, в одном произведении.
СТИХОТВОРЕНИЕ №31 тоже называется «ВЕСЕННЯЯ ЗАРИСОВКА», но здесь всплывает другой «природный элемент» весны. Правда, пока мы до него доберёмся, нам нужно пройти все стадии урбанизации – отнюдь не природного явления.
С погодой нынче повезло,
всего лишь март, а солнце в силе.
Такое раннее тепло
синоптики провозгласили.
Синоптиков, кстати, в природе тоже нет. Дрозды есть, журавли есть, есть черёмуха, верба, а вот синоптики – примета человеческой цивилизации. И, по свидетельствам очевидцев, ошибаются гораздо чаще, чем поэты приукрашивают.
И я прищуриваю глаз,
как любят маленькие дети,
и всё, что окружает нас,
я вижу в необычном свете.
«Вот я вижу – выбивают кресло. Вижу – приближается гроза. До чего же это интересно – открывать и закрывать глаза», - поётся в известном детском мультфильме. Реальность действительно изменяется под прищуренным взглядом лирического героя. 
Всё изменяется слегка,
смещая линии пропорций,
всё выдумка наверняка
весной играющего солнца.

Но открываются глаза
и мир становится обычным.
Водитель жмёт на тормоза,
ругаясь словом неприличным.
Ну вот и зачем это «слово неприличное» весной? Правдиво, не скрою, но как-то не по-весеннему, что ли. Такое слово может прозвучать в любое время года.
Бежит мальчишка с рюкзаком,
конечно, не по переходу.
А я мурлычу про погоду,
пригревшись мартовским котом.
А вот и возник наконец-таки природный элемент – мартовский кот. Сразу скажем – немногие наши Авторы вспомнили об этом колоритном персонаже, поэтому не отметить его хотя бы на примере одного стихотворения нельзя. Но по поводу самого произведения я в затруднении: считать ли его шуточным, или просто жанровой зарисовкой, или «бытовой сказкой»? Лёгкий оттенок иронии ощущается, есть жизненные детали не всегда поэтичной повседневности, вроде бы даже кое-где природный колорит. Но только мартовский кот делает это произведение по-настоящему весенним!
А теперь перейдём к экзотике: СТИХОТВОРЕНИЮ №33 «ЗАПОЛЯРНАЯ ВЕСНА». Это совсем другое, чем весна в Подмосковье, не скрывает Автор.
 Когда в моей родной Москве уже тюльпаны отцвели,
Сирень волшебным ароматом взяла в объятия сады,
Навстречу северной весне умчалась я на край земли,
Где луч от светлого заката летит до утренней звезды.

   И наступил полярный день, у ночи не осталось сил.    *)
По самой кромке горизонта скользнуло солнце колесом
И, словно северный олень, взлетело ввысь среди светил,
Откуда через купол тонкий глядит в наряде золотом.

   Листочки тоненьких кустов из почек выбились на свет,
Тесня снега, пробились травы вдоль сопок, речек и озёр.
И вопреки игре ветров пространство обретает цвет -
Суровый край и величавый свободой дышащий простор.
После «величавый» не хватает запятой, Автор, в остальном – величественный Север мы увидели. Слово «тундра» не упомянуто, но и без неё картина предстаёт перед глазами. Отдельно хочется отметить ритм: очень музыкальный, в середине каждой чётной строчке как будто делаешь вдох, задумчивую паузу, чтобы потом опять быстро-быстро побежать дальше – до следующей чётной строчки. Очень напевно. И, хотя мы имеем дело с двусложным размером, большой соблазн назвать его «четырёхсложным», хотя такого определения и нет в стихосложении – настолько он неспешный, плавный, как песня коренного жителя Севера. 
Но вернёмся к зиме, уж коли заговорили о севере. СТИХОТВОРЕНИЕ №54 «КОНЕЦ ФЕВРАЛЯ» - очень профессионально, это ощущается с первых строк. Только стоящие рядом слова «ветер»-«ветреник» нужно обдумать. Смысл понятен: «ветер» - явление природы, «ветреник» - легкомысленный. Но ведь они ещё и созвучны, а значит, возникает не смысловая, а слуховая тавтология, от которой лучше избавиться, потому что «ветреный ветреник» соблазняет, конечно, поэтическую душу, но печалит критика.
Ворвался ветер – ветреник и враль,
В окошко неба – то, где синь смеётся…
А за окном дотаивал февраль
В лучах пока неласкового солнца.
Две крайние строчки впечатлили – точно, скуповато, но исчерпывающе, так, как и должно быть в стихотворении. Поэтому я и говорю – работа мастера в начале ощущается.

Но март тепла штрихи прорисовал
Из-под снегов весёлой талой влагой –
И вот уже взошёл на пьедестал
Подснежник первый синею отвагой.
Опять-таки, незначительная претензия: «взошёл на пьедестал» «отвагой» требует предлога «с» - «С отвагой», а он теряется, его попросту нет. Грамматика меня зело смущает в данном случае.
Дальше цепочка уже неразрывна до самого конца стихотворения:
А ветер новый – ветер перемен
Ласкал иначе лица и одежды,
И сумасшедший первый цикламен
Возник легко в камнях – и где-то между

Утрат зимы и мартовских забот,
Февральских вьюг – и ласковых апрелей…
И с ним, я знаю, нежность прорастёт
В душе, что в зиму тлела еле-еле –

Она вздохнёт, и… Нет, не удержать
Земным цепям лукавую беглянку!
И распахнёт весна твою тетрадь,
И свой мольберт раскроет спозаранку.

Не пожалев ни красок, ни цветов,
Добавив птичьи трели в ароматы,
Весна из зимних вырвется оков –
И я в неё поверю!
Как когда-то…
Непонятно, чего большое в произведении – надежды на счастье или горечи сожалений, но красиво. Есть и сожаления – остатки зимы, есть и проклюнувшееся счастье – весенние цветы. Красивые, художественные обороты, яркие и содержательные, и зелёные ростки надежды...
А это произведение хочется отметить особо: СТИХОТВОРЕНИЕ №42 «А ПОД УТРО ВЕСНА».
А под утро луна, принесенная ночью в подоле,
отойдя ото сна, вспоминая видения дня,
озарит серебром захмелевшее майское поле,
соловьиную трель за собой в поднебесье маня.
(Разнородные, приятные рифмы, красивые и неизбитые образы…)
Словно слезы земли ниспадают по взгоркам потоки
в голубой ручеек, пополняющий души озер,
и курлычут опять журавли, пролетая над сопкой,
и шуга на реке громоздится в опасный затор.

Скоро будут взрывать, вызывая отчаянно лето,
скоро пустят в поля ненасытных железных коней,
и опять по ночам на расстрельное небо кометы,
отжигая хвосты, устремятся всей мощью своей.

А с востока ветра налегают на линии ЛЭПов,
прерывая сигнал и пуская в эфир миражи…
Вот как так можно красиво совместить природные картины, линии ЛЭП, комбайны, закладку зарядов под лёд для того, чтобы облегчить ледоход – и поразительно поэтичную природу?
И опять над окном прилетевшие ласточки лепят
незатейливый домик, в котором поселится жизнь…
Люблю красивые финалы. Природа непобедима, и всегда под крышей самого наисовременнейшего дома найдут возможность прилепить своё гнездо ласточки – птицы весны. Побеждает жизнь.

ТАЯНИЕ СНЕГОВИКОВ
Картины природы, конечно же, завораживают, но что-то часто среди них стали возникать то автобусы, то комбайны, то вообще линии электропередач. Поэтому давайте рассмотрим «неприродные» приметы времени. Здесь – явления, свойственные человеческой цивилизации. Забегая вперёд, скажу, что о пакетах, бутылках и прочем, что попало на землю до выпадения снега и открывается весной, наши Авторы деликатно не упомянули. Поэтому весна получилась немножко задорной, немножко задумчивой, но – очень экологичной.
И СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «ГОСУДАРЫНЯ МЕТЕЛИЦА» - наверное, самое весеннее с этой точки зрения. Упоминаем для порядка – просто больше никто не коснулся такой весеннее-масленичной темы. Но есть и смущающие нас строки.
Зима сворачивает полог,
Трамбует снежные холсты,
Намасливает склоны горок,
И сыплет творогом во рты.
Нет, ну вкусно, конечно, но можно было бы несколько более поэтично это выразить. Ну ладно бы ещё снегом на шапки и воротники, но творогом во рты… Технически не представляю.
На крышу бани сын Ванюша
С печеной птичкою залез.*
Поет закличку – чтоб, послушав –
Весна зашла поглубже в лес.
Закличку поют для того, чтобы весна вышла из леса и наконец-то наступила. А сын Ванюша, получается, её загоняет «поглубже в лес» - чтобы не нашла дороги?
А с поля слышен лай и посвист,
Гром старых лодок и корыт:
Там с чучелАми пестрый поезд
Веселых ряженых летит.
«ЧучелАми» вне комментариев: я думала, это такое масленичное стихотворение-шутка, а это обычная речевая небрежность, над которой необходимо работать. Закличка не означает небрежности, и «народное» не ассоциируется с «простецким». Даже Александр Сергеевич Пушкин отступал перед мудростью и глубиной народных поговорок.
Родней – с вареньем и грибами
Несем на кладбище блины*.
Все пращуры неделю – с нами.
Их вздох – как оттепель весны.
Лучше не «роднёй», а «семьёй» - делать что-либо «всей семьёй» более привычно восприятию, чем «всей роднёй». Вообще всё стихотворение – более-менее поэтизированная череда народных весенних обычаев. С точки зрения этнографической, безусловно, вещь ценная, но вот как внезапно началось – так и внезапно обрывается. По катрену на обычай, и в результате возникает медведь, который «рвёт с зевак шапки», но при этом «рычит по-доброму» и призывает людей «не спать», а весь сор из дому нести «под чучело в костёр». Стихотворение с простым перечислением я не оцениваю, кроме перечисления, должно быть ЕЩЁ ЧТО-ТО, какая-то главная мысль. А здесь – и народные гуляния, и чучела, и медведи (которых водят не в каждом населённом пункте, кстати), и поминовение предков, в общем, всё есть, но это скорее информационно, чем поэтично. И хотя стихотворение и так длинное, но какого-то завершающего четверостишия, подводящего черту, мне упорно не хватает. Я знаю, во имя чего Масленица, могу найти смысл и подробное описание всего действа в Интернете. Но личность Автора спряталась от меня в обычаях и унеслась на тройке с бубенцами.
А рядом – СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СНЕГОВИКА». Три катрена – это немного, давайте прочтём. 
Вот и кончается жизненный путь,
снег превращается в море без края,
время проворно приметы стирает,
тает и тает высокая грудь.

Бремя фантазий сегодня не впрок,
ты размечтался и выпал из яви,
солнце весеннее пьёт "саперави" -
брызнувший дружно берёзовый сок.

Ноша серьёзна, а жизнь коротка,
мрачно зияют пустые глазницы;
пусть же тебе напоследок приснится
снежная баба и вздох ветерка.
Как трагично… Обычный снеговик – а в описании его весенних переживаний ощущается как минимум Шекспир в переводе Маршака. Очень поэтично, образно и целостно. Ни прибавить, ни убавить – дождаться зимы и непременно вылепить нового. Уважение Автору за снеговика – буквально «вжился в образ».
СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ» любопытно. Мобильный мир современных скоростей вдруг представляется лирической героине не таким уж важным, и вспоминается мамины кушанья, проклёвываются новые листочки, и вся эта суета и «современность» перед новой весной кажется чем-то суетным и ненужным. Противопоставления «суетного» «вечному» чётко ощущается, вот только никто из тех, кто противопоставляет, не поменяет свой «мобильный мир» на тихую заводь родных деревень. От этого все беды – и стихи.
На кухне закипает чайник,
И снова -  суматошный день.
Вдруг вспомнила я  мамин  драник,
И  тына  нашего  плетень.
Привычный  душ, мобильный завтрак.
Сольюсь опять с толпой людской,
Трясясь  в трамвае спозаранок,
Я вспомню    иву над рекой,
Где  соловей – родная птаха,
Вовсю  солирует в кустах,
Черемух белые папахи,
И воздух, что весной пропах.
Его милей нигде не сыщешь,
И лишь кружится голова.
Здесь кажутся добрей и чище
Обыкновенные слова.
Очень милый и приятный финал – хорошие, добрые стихи, почему нет?
СТИХОТВОРЕНИЕ №22 «МАРТ-1991 В НИИ-хххх» начинается шифровкой. Какое НИИ, где, когда – служебная тайна. Вернее, научная. А может быть, даже государственная. Можно, конечно, дешифровать стихотворение построчно, разыскивая там приметы конкретного НИИ, но мы не будем. Суть – не в научных открытиях, а в весне. Весна и НИИ – самое экзотическое сочетание этой подборки стихов.
...Настроенье праздное – шеф бурчит: "Уволю!.."
Выключаю лазеры*,  выхожу на волю.

Ух! – и захватило дух   от тепла и света.
Здравствуй, март, желанный друг,  провозвестник лета!
Рисуется взгляду молодой аспирант, или кандидат, или даже кто-то ещё покруче, но думаю, что всё же аспирант или ассистент. Он детален, не то чтобы сильно неромантичен – скорее уж правдив, называя все окружающие его вещи почти своими именами.
снизу скользко, сверху льёт,  сбоку задувает,
а ночами напролёт   кошки завывают!

Ужас, жуть, кошмар, беда,   светопреставленье!
Но всё это ерунда,   мелочь по сравненью

с тем чудесным фактом, что   девушки, как в мае
в туфельках и без пальто   глазками стреляют, 

с тем, что почки лопнули,   не дождавшись Пасхи,
с тем, что пробки хлопнули   без былой опаски**,

что настал сезон любви,   страсти и азарта,
что не скис "Рояль"*** в крови   к Дню Восьмого Марта!
Как видите, художник как минимум правдив. Поэтому он сам всё рассказал, что «всё это действительно мелочь по сравнению с…».

...В садике с Викусенькой    млею и шалею,
с кухни тянет вкусненьким   пополам с "Шанелью".

– Глянь, Викуся, всюду жизнь – мошки, мышки, люди,
Всё кружит-спешит-бежит,   радуется, любит!

Мир наполнен сильною,  дерзостною негой,
облачка по синему   пробегают небу,

солнце щёк касается   бескорыстной лаской...
Ах, весна-красавица,
                здравствуй,
                здравствуй,
                здравствуй!
Вот Вам и вечный спор лириков и физиков – почему люди с инженерным и математическим образованием успешны в поэзии. Потому что они умеют поверять алгеброй гармонию и точно знают длину весенних юбок девушек – тоже примету времени года.
СТИХОТВОРЕНИЕ №24 «ПЛОЩАДЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» красиво, как и многие стихотворения о Питере, только параллели, которые проводит Автор между собою и тем, что видит, не всегда понятны, но прекрасны и поэтичны.
Светлей с каждым утром назначенный час перед сменой.
В тумане все четче реки Монастырки мосты.
На фоне Невы за решеткой видней постепенно               
Чугунный фонарь и на кладбище Лавры кресты.

Мы парком идем – осторожно, как все пешеходы:
Под выпавшим снегом предательски скрыт гололед.
Но прелесть по-мартовски хрупкой и свежей погоды
Знакомой улыбке неясный подтекст придает.

Ты руку даешь: перед наледью скользкий пригорок.
Так близость пьянит, что обоих качает слегка.
Сидит, как вчера – та же нищенка возле собора.
И голуби ходят, толкая друг друга в бока.

Весенний снежок подаянием падает в кружку,
И влажное хлопанье крыльев разносят ветра.
Вчера я по сути была... площадной побирушкой.
Сегодня дал руку мне ветреный город Петра.   
А может быть, это и верно: конкретный город для нас – это не только окружающие нас здания и исторические памятники, но и встреченные нами в этом городе люди. «Блеск и нищета» северной столицы, и какое-то неповторимое очарование, которое сопровождает все стихи о Петербурге.

СТИХОТВОРЕНИЕ №50 «У СНЕЖНОЙ КРЕПОСТИ» напомнило мне «масленичную» тему. Там снежные крепости были штрихом, катреном. Здесь они – в центре построения стихотворения. И это не констатация факта, обычая, а действительно настоящий «снежный бой».
У снежной крепости слабеет оборона,
Но нужно устоять любой ценой!
И бьются до последнего «патрона»,
Мальчишки, несогласные с весной!
«НЕ согласные» с весной – пишется отдельно, но это мелочи.
Случалось всё, и в эту зиму тоже,
И снег, и дождь, и даже снег с дождём!
Но вот весна всё спрашивает строже
С зимы, и наступает с каждым днём!
«Всё спрашивает строже» - не очень удачная инверсия, ритмически верная, а грамматически ошибочная, может быть, поискать варианты? Но это всё меркнет перед возникающим образом: истинное наступление действительно ведёт весна, и она победит, безусловно, всех защитников и нападающих у снежных крепостей.
Весна она стратег непревзойдённый! – (тире после «Весна»! Ох, знаки-препинаки…)
Берёт теплом любые города!
И дрогнул ею замок окружённый,
Чтобы поздней исчезнуть без следа!

Ночь тайно сыплет в лужи горстки льдинок,
Зиме поёт на бис под «минуса»*,
Но шансов нет - проигран поединок!
А до весны каких-то полчаса!

Зима ревёт горючими слезами,
Остатки снега исчезают с крыш
И торопясь сворачивает знамя,
Проигранной войны, февраль-малыш…
Прекрасно, задорно, образно, только показать корректору – и можно смело в бой, за поэтические вершины. Символическая параллель между «февралём-малышом» и теми мальчишками, которые весной играют в «снежную крепость», добавляет произведению глубины образности. В общем, взял снежок Автор – и попал в точку.

РОМАНТИКА МГНОВЕНИЯ
Тема весны – тема любви в поэзии. И как бы Александр Сергеевич ни любил осень, а весеннюю тему в стихах не отменить.
СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «НЕ СПЕШИ, ВЕСНА» - об этом. Точнее, о том. В общем, о том же, что и все.
Весна, весна – купель и суматоха,
Она в пути, уж приоткрыла дверь, - (ОНА – это «весна» или «купель» и «суматоха»?)
Но, все-таки, мой друг, не так уж плохо
Упасть в сугроб, как в мягкую постель.

И, затаившись, ждать прикосновенья
Любимых губ, чуть приоткрыв глаза,
Глотая снег, с греховным наслажденьем
Шептать слова, на чувства нанизав. – (я думала, чувства нанизывают на слова, а не слова – на чувства).

Потом катиться кубарем под горку,
И снова пасть в спасительный сугроб.
Прием актерский в данной обстановке.
Но он гарант заманчивейших троп. – («заманчивейших» немножко натянуто, как будто Автор не знал, какое слово употребить, и занял слоги превосходной степенью, но в целом мысль понятна!)
(…)
Весна, весна, ну, подожди немного,
Мою судьбу,  шутя,  не  ослепи,       
Притормози на жизненной  дороге,
Нечаянно сугроб не растопи!
Прекрасный финал – просьба к весне, чтобы сугроб не растаял не ко времени. Ну в самом деле – не в весеннюю же распутицу падать? Конечно же, в мягкий снег! Далее – по тексту.
Заманчивое название у СТИХОТВОРЕНИЯ №10: «Я ВЕСНУ ОТКРЫВАЮ СТЕКЛЯННЫМ КЛЮЧОМ».
Я весну открываю стеклянным ключом.
И врываюсь в неё через снежные двери.
Переулки холодные мне нипочём.
Я влюбляюсь в весну. Я ей ветреной, верю.

Замороженный город играет со мной.
Растворяется в лужах своих постепенно.
Позабыв про порядок, закон и покой,
Я бегу из морозного, зимнего плена.

И по скользким ступеням спускаюсь в апрель.
Вновь сажусь в самолёт, и лечу в май звенящий. – (здесь некрасиво сплываются ударное «лечУ» и ударное «в мАй» - икты с иктами не сходятся, Автор)
Там, в полёте, меня ждёт болтливая трель.
Звонких капель концерт заводной, настоящий.

Пусть на улице март, и сугробы вокруг.
Но я всё-таки вижу весны пробужденье.
Растворяется в воздухе зимний недуг.
Прочь уходит, сквозь дождик бодрящий, весенний.
Не очень яркий финал, два прилагательных в данном случае ослабляют впечатление. Как будто Автор сказал, какой дождик, а потом догнал читателя и доуточнил. И небольшая путаница с месяцами, да и временами года тоже. То лирический герой находится посреди зимы, то он летит на самолёте «в апрель», вот он уже в мае, потом, как в «Двенадцати месяцах наоборот», происходит март. Ну и, наконец, бодрящий весенний дождик смывает «зимний недуг», то бишь и стеклянные ключи, и снежную дверь.
Начало было многообещающим, образ «Я весну открываю стеклянным ключом» вообще очаровал. И вообще я даже подумала, что это больше «про природу», чем «про любовь», пока не поняла, что у лирического героя – роман с весной… Тсс, не будем мешать.
СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «БЛИКИ НА ОКНАХ. С ВЕСЕННЕЮ ПРЫТЬЮ…» прекрасно с первых строк:
Блики на окнах. С весеннею прытью
Утром цветы раскрывались на ветках.
Май рисовал свой узор на салфетке
Неба расшитого солнечной нитью. – (неба ЗАПЯТАЯ расшитого)

Первую зелень вплетал осторожно,
Запахов переполняя дурманом. – (переполняя ЗАПАХОВ ДУРМАНОМ – опять инверсия подводит)
Можно почувствовать так. А возможно
Сухо назвать это самообманом.

(…)
В тамбуре гаснет на кончике спички.
Свет зажигается в душах.
                В весенний
Вечер уносит с тобой в электричке
Так высоко, где не будет двух мнений. – (грамматически не поняла этого предложения. В весенний вечер НЕЧТО уносит с тобой в электричке ЧТО? так высоко, где не будет двух мнений – это нуждается либо в доработке, либо в расшифровке для таких читателей, как я. Можно оставить и так – для тех, кто понимает)
.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

Май, вдохновляя, выводит нередко
Из темноты, из густого тумана. – (почему «нередко»? Необоснованное наречие, май из темноты и густого тумана выводит не нередко, а раз в году. И кого? И куда? Такие «провисающие» в воздухе смыслы создают недоговорённость)
Душу излечит. Укутает рану
Солнечной нитью расшитой салфеткой.
Очень нравится то, как Автор закольцевал своё стихотворение. Мы с солнечной нити, расшитой салфетки начали – и с ней же и вернулись. Так бережно-бережно месяц май лечит душу, что хочется на цыпочках удалиться и не мешать. Но недоговорённости в предыдущих катренах заставляют всё-таки стихи не перехваливать. Ни разу не произносится «любовь», но она где-то тут, витает по электричке…
СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «ЗАРОЖДАЮТСЯ НОВЫЕ ЖИЗНИ» - о главном. Нет, сначала, конечно же, «джентльменский набор весны»: соловьи, луна, подушка, весна, влюблённые… Но затем – противопоставление земного мира и небесного. Небесный – астрономически холодный, и даже Луна спокойна, холодна и расчётлива, звёзды не котируются, трели соловьёв не долетают, и ей совершенно нет дела до того, что там внизу, какой влюблённый взгляд за ней следит.
Ей-то  страсти  земные  совсем ни к чему -
Кровь по венам струится холодным потоком,
Да  и   сердце  едва  ли  подарит  кому.
Здесь гораздо  спокойнее  быть одинокой!

Здесь  и  дети  рождаются  не от  любви -
То холодный расчёт необъятной  Вселенной.
Так что сколько б ни пели внизу соловьи,
Наверху всё спокойно и слишком степенно.
Не совсем поняла, какие вообще «дети рождаются» в космосе, даже предполагать не берусь. Но образ явно для противопоставления суетливой земной жизни, которая в данном случае глубже и мудрее небесной, во всей своей непрочности и непостоянстве. Земная жизнь – суетлива, непостоянна, мимолётна, ей недостаёт упорядоченности и безмятежности светил, но настоящая жизнь – именно здесь.
Ну и пусть себе дремлют в таинственной мгле
И на пылких влюблённых глядят с укоризной.
А  у  нас по  весне  на   цветущей  земле
Там  и   тут  зарождаются  новые  жизни!
Остаётся ответить словами классика: «И вершина любви – это чудо великое: дети!». Вот они здесь и появляются. А зачем ещё весна? Бессмертие – это не Луна, которая всё равно когда-нибудь приблизится к Земле на неприличное расстояние, не Солнце, которое когда-нибудь взорвётся. Бессмертие – это хрупкая жизнь, которую передают дальше, как эстафету, в надежде, что наши потомки будут жить лучше нас. Впрочем, это уже я додумала – в стихотворении об этом не говорится.
Школьная любовь в СТИХОТВОРЕНИИ №49 «ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВЕСНА» даётся в ракурсе видения взрослого, но это понимаешь не сразу. Наоборот, сперва всё безмятежно, по-детски, наивно и светло.
Давай опять вернёмся
В далёкий хрупкий март,
Где мы с тобою - девочка и мальчик,
Где средь обычных вёсен -
Четырнадцатой старт,
В ней тайны так чудесны, так прозрачны!

Я неприметна с виду,
Наивна и чиста,
Но сумерки уже тревожат душу...
Ты смотришь чуть сердито
На мой девичий стан -
Как я могла покой и сон нарушить?!

А солнце удивлённо
Глядит в твою тетрадь,
Где вместо формул строчки со стихами,
И ты такой влюблённый,
Что даже сам не рад -
Смятенье в голове, а в сердце пламя...

Давай опять вернёмся
В далёкий хрупкий март,
В тот самый день, что целой жизни равен -
Возьмём оттуда солнце,
Весенний аромат
И, может быть, судьбу свою исправим...
В одной финальной строке – умудрённость взрослого человека, который оглядывается назад и думает, что там могло быть счастье. Может быть, и так, может быть, и не так, никто не может сказать, потому что осталось хрупкое воспоминание и нереализованная юношеская влюблённость. Но ведь и воспоминание само по себе прекрасно – такие хорошие стихи, Автор… Школьный роман – школьный романс, нужен композитор. 
СТИХОТВОРЕНИЕ №51 «ЛЕЛЯ» создано в духе народных песен – музыкально, образно, мастерски, как древний заговор. Чувствуются обороты, свойственные русским песням, опять-таки характерный для народных произведений ритм, само имя «Леля» - из славянских легенд. Но звукопись, конечно же, потрясающая – вполне современная:
Леля бледная, Леле холодно...
С неба сыплется снулый снег.
За околицей кличет колокол,
Снится солнечный оберег. – (постоянные «л», прилагательное «снулый», в общем, авторское, помноженное на народное, выглядит вот так, с шиком).
Слова «волглом плауне» в следующем катрене как-то нагромоздились в моём сознании, но рифма к слову «пламени» как минимум оригинальна. И такие слова «высокого стиля» присутствуют рядом с «народными», немножко нарушая атмосферу заговора, однако придают стихотворению колорита. В заговоре ведь не всё должно быть понятно, но важно, чтобы он завораживал и запоминался. И приносил удачу.
СТИХОТВОРЕНИЕ №53 «МАГНИТИК», на первый взгляд, к весне не имеет никакого отношения. Ну, подумаешь – сосед улетает в командировку, или в отпуск, или в другое путешествие, и просит соседку:
В час, когда с воротника я откалывала брошку,
По-простому, по-соседски, попросили вы меня:
«Поливайте орхидею и подкармливайте кошку,
Я сегодня улетаю… очень срочно… на три дня!»

У порога дал ключи под слова: «Хоть и не нытик,
Но за кошку беспокоюсь. Ишь, худющие бока.
Привезу вам что-нибудь и, конечно же, магнитик
С видом Эйфелевой башни. Ну, пока, пока, пока…»

Вот и жёлтое такси по весенним длинным лужам
Подкатило. Промелькнули вы и чёрный чемодан,
Но прощальный взмах руки вам не виден и не нужен,
Ведь у вас совсем с другою затянувшийся роман…
Собственно, весна здесь – как фон для любви. Та же самая история могла произойти и летом, и осенью, и зимой. И так же предсказуем её финал:
Всё о том, как дорог мне восемь лет её хозяин,
И о том, что выйти замуж предлагали, и не раз.
…Глупый план - влюбить его в свою душу -  не реален,
Но, быть может, орхидея с кошкой как-то сблизят нас.

Строки длинные, но музыкальные, как весенние ручьи, прыгающие по кочкам, ритм нигде не нарушается, легко изложено. Очень жизненный, лёгкий слог делает строки легко звучащими, а печальное содержание – не таким уж и печальным. Ведь, пока есть кошка и орхидея, есть и надежда)
СТИХОТВОРЕНИЕ №64 «ПЕРВОЕ УТРО ВЕСНЫ» построено на рефрене. Вообще система строф довольно сложная, но красивая. 
Став от обид затворником в миру',
тоски комок, обугленный лжи магмой, - (вот в этой строке беда с ударениями, «лжИ мАгмой» делает строку неудобочитаемой, ни инверсия, ни ударения неудобны, лучше переработать, хотя образы, безусловно, яркие)
лечить пытался «Доктором Живаго»,
но понял, что от скуки я умру:
заумность и туманность фраз грустна,
февраль и так меня уныньем мучит;
вдруг за окном чирикнул утра лучик:
пришла весна!

Сквозь пелену-туман от сигарет,
дешёвых, с мундштуком под грифом «бедность»,
увидев утра мартовского бледность,
я будто был лучом любви согрет.
Забыв про боль, – отёкшая десна! –
над рифмой умирающею ноя,
одёрнув штору, выглянул в окно я,
а там – весна!
(…)
Ворвавшись в спальню, – сдвинув вбок кровать,
сплетая вихрь Матиссного аллюра, –
пронзают сердце стрелами амура
и приглашают с ними танцевать!
Такое не увидишь и во снах;
вздохнув, я прошептал лучам: да ну' вас!..
Но чувствовал: ко мне опять вернулась
моя Весна
В хорошем смысле слова «взрослое», зрелое стихотворение. Результат размышлений о прошлом и веры в будущее. Здесь нет любви как таковой, ни образа, ни подобия, но сама весна несёт с собой какую-то надежду, обновление, дух новизны, и это ярко чувствуется. Какие-то бытовые чёрточки очень художественны, неожиданно раскрыты привычные образы, ну и, конечно же, есть образ Чуда, которое врывается в повседневность и совершенно не спрашивает нас, хотим мы этого или не хотим.

УЛЫБКА ГЕНИЯ
В этой части я собрала все стихи, которые не попадают ни в одну из названных ранее частей, но, безусловно, достойны того, чтобы быть отмеченными. Вот такая многоликая весна у нас получается…
СТИХОТВОРЕНИЕ №61 «НА БЁДРА МАРТА, С ТАЛИЙ ФЕВРАЛЯ»
На бедра марта, с талий февраля,
Весна, как музыка, струится переливом,
Поёт о том, что жизнь дана не для..,
А для того - чтоб быть с тобой счастливым.
Не знаю, как это: «не для…», «а для». В чём разница, уважаемый Автор? Сознанием я понимаю, что «жизнь дана не для – вражды, глупостей, нерешительности, далее по списку», а для счастья. Но выразить это надо было как-то не только пунктуационно, с помощью многоточия и предлога, а более содержательно.
Два остальных катрена я восприняла больше как собрание общих фраз, безусловно, оптимистичных, и в целом я вижу, что это стихотворение-признание. Но образ «бёдер марта» и «талий февраля» смутил моё воображение с самого начала. Стесняюсь продолжить анатомический ряд – ещё есть коленки, а далее – пятки. Многообещающий образ. Если бы в двух других катренах были бы такие же по смелости образы, было бы ещё интереснее.
СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» очень любопытное, но недоговорённое. Недопрыгал этот зайчик по лужам, и стихотворение оборвалось, как та самая невидимая нить, за которую он был привязан:
Непостоянный, как февраль,
Смешной весёлый сумасшедший,
Дурашливый и шалопутный враль – (слишком длинная строка, но это не портит восприятия, ритм приятный и чёткий)
Любитель зряшных путешествий.
Тебе бы в марте пережить
Котов весеннее супружье. – (нужна запятая?)
И за невидимую нить
Себя выгуливать по лужам.
Очаровательно, но как-то быстро закончилось, да и «котов супружье» - что оно солнечному зайчику? Он принадлежит к другой видовой категории и материальной субстанции. Но он – есть в этом конкурсе.
***
И, в качестве эпилога – «говорящее название». СТИХОТВОРЕНИЕ №26 называется «ПОЭТ ВЕСНОЮ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ». Надо ли пояснять очевидное?
Очень понравился образ «блин солнца сказочно медов» - такой весенне-масленичный, круглый и жаркий, очень вкусный. Немножко самоиронично, немножко ледоходно… А в общем-то, настоящее весеннее стихотворение, Автор немножко потренируется и напишет летнее.
Блин солнца сказочно медов,
Небес хрусталь над птичьим граем...
Я робко что-нибудь сыграю,
Не отойдя от холодов.

Намёков, призрачных следов
Всё нет. Черновиком ненужным
Горит дневник зимы недужной.
Скупа зима на сок плодов.

Бегу из плена городов,
Где, ностальгируя, страдаю.
Впадая в Волгу под Валдаем,
Вскрываю Каспий ото льдов.

И рифмой в тысячу пудов
Дроблю воздушную строфу я,
Освобождаясь и кайфуя,
Как будто ледокол "Седов".

Пусть говорят, что стих бредов.
Весна зовёт. Ещё слетаю.
Вот только крылья подлатаю
Для поэтических трудов.
***

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «ВЕСНА ИДЁТ – ВЕСНЕ ДОРОГУ!»
1. http://www.stihi.ru/2011/09/20/1682 
3. http://www.stihi.ru/2013/08/20/8426 
18. http://www.stihi.ru/2014/07/01/638   
69. http://www.stihi.ru/2013/04/29/5656 
44. http://www.stihi.ru/2013/05/16/5103 
45. http://www.stihi.ru/2015/04/27/2801 
67. http://www.stihi.ru/2014/04/25/6508 
4. http://www.stihi.ru/2014/03/06/3559 
7. http://www.stihi.ru/2015/05/04/6995 
19. http://www.stihi.ru/2015/04/01/1625   
20. http://www.stihi.ru/2013/07/16/305 
31. http://www.stihi.ru/2014/03/29/10903 
33. http://www.stihi.ru/2016/05/25/4200 
54. http://www.stihi.ru/2017/03/05/4637 
42. http://stihi.ru/2010/05/05/1704   
23. http://www.stihi.ru/2012/02/26/4410 
5. http://www.stihi.ru/2015/03/19/10764 
13. http://www.stihi.ru/2013/04/13/11000 
22. http://stihi.ru/2012/03/05/3968 
24. http://www.stihi.ru/2015/09/26/5536   
50. http://www.stihi.ru/2017/03/02/3944 
8. http://www.stihi.ru/2016/02/13/3203 
10. http://www.stihi.ru/2016/03/24/9480 
17. http://www.stihi.ru/2014/06/24/878 
21. http://www.stihi.ru/2014/03/05/2111 
49. http://www.stihi.ru/2014/11/01/4092 
51. http://www.stihi.ru/2016/03/25/418 
53. http://www.stihi.ru/2016/05/11/2216 
64. http://www.stihi.ru/2017/03/05/11128 
61. http://www.stihi.ru/2013/02/25/77 
40. http://www.stihi.ru/2015/02/03/5176 
26. http://www.stihi.ru/2016/07/08/2040

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО