Столпничество – интересное и неоднозначное явление в христианстве …
Во внутреннем твоём монастыре
Устав нечеловечески суров,
Запретны там и слабости, и жалость.
Воздвиг «обитель духа» на горе,
В себе себя былого поборов!
И впрямь – взойти на столп тебе осталось …
Удобнее оттуда обличать
Идущего неправедным путём,
Пороки, в коих мы погрязли ныне!
Простые люди слушают и знать …
Чего же больше в подвиге твоём –
Смирения, а может быть, гордыни?
Небесной умываешься росой,
Без крыши над упрямой головой –
Суровую избрал себе обитель!
Живёшь полуголодный и босой,
Но, видимо, Господь всегда с тобой,
Известно: что ни столпник – долгожитель.
В молитвах непрерывно – день и ночь!
Пророчествуешь – там тебе видней …
А мы – внизу, но душами – не ниже.
Пытаясь человечеству помочь,
Ты ближе к Богу – дальше от людей,
Но ради них же, Столпник? Ради них же?
Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. (с)