Столпник

Анна Рыбба
Столпничество – интересное и неоднозначное явление в христианстве …


            Во внутреннем твоём монастыре
            Устав нечеловечески суров,
            Запретны там и слабости, и жалость.
            Воздвиг «обитель духа» на горе,
            В себе себя былого поборов!
            И впрямь – взойти на столп тебе осталось …

            Удобнее оттуда обличать
            Идущего неправедным путём,
            Пороки, в коих мы погрязли ныне!
            Простые люди слушают и знать …
            Чего же больше в подвиге твоём –
            Смирения, а может быть, гордыни?

            Небесной умываешься росой,
            Без крыши над упрямой головой –
            Суровую избрал себе обитель!
            Живёшь полуголодный и босой,
            Но, видимо, Господь всегда с тобой,
            Известно: что ни столпник – долгожитель.

            В молитвах непрерывно – день и ночь!
            Пророчествуешь – там тебе видней …
            А мы – внизу, но душами – не ниже.
            Пытаясь человечеству помочь,
            Ты ближе к Богу – дальше от людей,
            Но ради них же, Столпник? Ради них же?


     Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. (с)