Эстетика. Верхний Судок Владимира Сорочкина

Катерина Пас Чна
ТРИАДА  В  ПРОИЗВЕДЕНИИ “ВЕРХНИЙ СУДОК”
ПО ТЕЗИСАМ ГАДАМЕРА

Исследователи философии культуры с учениками эстетики и детских музыкальных школ совершили вышивку "Панта рэй"-"Река Верхний Судок" к стихам Владимира Сорочкина: вышита партитура,картина бытия с маленькой голубой  речкой - бисером - между разными цветными пластами бытия: голубая река Верхний Судок "бежит, как подранок", между желтой глиной, разнотравьем, между одуванчиками и зеленым укропом  с зонтиками- на нитяной  белой скатерти,в просторе культуры. (Ойкумена -простор культуры). 

По тезисам Гадамера в философском  методе  герменевтика  следует выполнить две интерпретации: 1) осветить контекст  эпохи, в которой родился феномен культуры, 2) особенности мировоззрения субьекта культуры,  совершающего  интерпретации: кандидат искусствоведения  или  студент.  Musical  function – кафедра философии МАУП, учителя-авторa в школьных  хрестоматиях  Украины “Словарь дошкольника”,“Золотая криница”, “Ключ к знаниям”. (Донецк.Бао. 2007). Исcледователь кафедры  философии  МАУП сотворила новую музыку ХХІ столетия к волнующим  строкам-шедеврам "Верхний Судок" - в качестве "Панта рей" (река Гераклита).
 
ВЕРХНИЙ  СУДОК.
“Эта  речка  бежит, как  подранок,
По оврагу, вдоль  топкой  тропы.
Никуда  ей  не  деться  из  рамок
Берегов  и  бетонной  трубы.

Неказиста  и нетороплива,
Знай  - свои  обдирает бока.
Даже  в бурную  пору разлива
Не  бывает  река  глубока.
Но  и ей, неуемной, по нраву
 В  пору теплых  туманов  и  гроз
 Напоить  и деревья, и травы,
Приютить плавунцов и стрекоз”.
Владимир СОРОЧКИН.
(Литературный институт им.М.Горького.Москва).
Lamento – итальянский  музыкальный термин  “жалобно”; как  “Жалоба Ингрид” в опере “Пер Гюнт” Грига. Неприхотливая  река  Верхний  Судок поёт  жалобно  Lamento, вырываясь из   бетонной трубы.

«Стоическое лектон – не сама вещь,   а  её языковое выражение, говорит Прантль;   а с другой стороны, лектон – и не субьективная  мысль  в душе говорящего. Прантль в этом смысле  рассуждает вполне реалистично: если лектон есть словесный предмет в абстрактном виде,   то, значит, оно мало чем отличается от слова;   а если оно применяется  у стоиков для построения    всей логики и онтологии, то, значит, здесь     у  стоиков просто  номинализм, или  номиналистическая онтология».Prantl  C. Geschichte  der  Logik  im Abendlande. Leipzig. 1855./Лосев  А.История  античной  эстетики.Москва.Искусство. 1979. С.93.578.

"LECTON УМОПОСТИГАЕМОЕ" В ЭЛЛАДЕ

“Поскольку сами стоики учили, что  Lecton есть умопостигаемое, сам собой возникает вопрос о том,совпадает ли  это  Lecton с традиционно-платонической понимаемой идеей.
Стоическое  лектон всегда практиковалось у стоиков как некое адиафорон, как прежде всего лишенное какой-бы то ни было положительной  или отрицательной оценки, как нечто “безразличное”, о котором нельзя сказать ни того, что оно существует, ни того, что оно не существует. Стоики   прекрасно чувствовали, что их учение об   умопостигаемых лектон, об этих бесконечно разных   образных словесных предметностях, не может быть учением   о понятиях, которые  являются  отражением   материальной  действительности  и, с другой стороны, обладают своей собственной, пусть хотя бы и условной, логикой.  Но в то же время стоики были только имманентными логиками. Стоики являлись настолько материалистами, что у них в основе всего лежит “художественный первоогонь”, то есть нечто физическое, и сама  душа   является не чем иным, как только тёплым дыханием”.(Лосев А. История  античной эстетики.Москва. Искусство. 1979.С.99).

К  сочинению таланливого поэта-живописца  Владимира, песняра лауреата премии “Народный поэт” 2015 года, на честь юбилея   почитатели красной словесности  прибавили ноты “Панта  рей” – “Река Верхний Судок” с эпиграфом Древней Еллады:  “Все меняется, течет – панта рей. Нельзя  дважды шагнуть в  одну  и  ту же  самую  реку”. (Гераклит).  (Эстетика.2010. С. 58).

В оригинальных  стихах  выпускника Московского Литературного института им.Горького употребляется   эллинский компонент  древней античной  эстетики К.Прантля  (Lecton) лектон помысленное  и  лектон  высказываемое.Поэтическое Lecton  К.Прантля в стихотворениях "Верхний Судок", “Ирий”  имеет  триаду Гегеля,тезис –антитезис –синтез:“Ирий”, “чемоданы  ... там “не нужны”. Присутствует отрицательная частица “НЕ”( “Не  нужны”) в свете  германской  диалектики. Свидетельствует 1-ый закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. 2-ой закон диалектики Гегеля: единство  и взаимопроникновение  противоположностей. Третий закон диалектики Гегеля - закон отрицания отрицания: отрицая устаревшее  качество, общество обязано взять лучшую сторону из прошлого – и  созидать  новую  ипостась  общества и культуры  в  будущем времени.

Исследователи кафедры философии  отражают новые качества в  философии культуры ХХІ столетия:  партитуру, ноты,  музыку “Панта рей - река Верхний Судок” и   новую  вышивку партитуры “Эта речка  течет, как  подранок”,синтез культур, феномен культуры  ХХІ столетия, в  эпоху постмодернизма, 2017 г. Вот Lecton  высказываемое: слова –антонимы, противоположные  по значению (из стихотворений “Верхний Судок”,  “Ирий” Владимира, лауреата премии "Народный поэт").Река Верхний Судок “Неприхотлива” – есть противоположность “прихотливая”, “капризная”.”Но  и ей, неуемной, по нраву…”Река “Неказиста” – противоположность:широкая река, как  Волга,” НЕ бывает глубока” – есть противоположность:  глубокая река (диалектика  Гегеля).
Река Верхний Судок "нетороплива" - и ей противоположность в эстетике (картина
живописи с быстрой рекой).Такой картиной бытия с быстрой рекой может быть отражение быстрой реки Терек в Грузии, в горах.

Противоположности в  педагогике.Light  - heavy (английск.): легкий (перо) – тяжелый (чемодан). Cold – hot , холодный –горячий.(Мороженое- кофе). Fast – slow (быстрый – медленный: автомобиль и улитка ). Short – tall (низкий – высокий). Left – right ,правый  - левый(ботинки).Dark – light (темный – светлый). A  lot – a   few (много –мало). Small - big  (маленький – большой). Full – empty (полный - пустой). Short – long  (короткий – длинный). Salty – sweet  (соленый – сладкий).  Old – new  (старый –новый). Clean – dirty  (чистый -  грязный). (Чашка  и сапожки).   Fat –thim  (толстый – худой).(Бегемот – и  змея). Unhealthy – healthy (вредный-полезный). (фрукт). Азбука в картинках.

 Тезис –антитезис –синтез (знаменитая философская триада Гегеля) присутствует в русских  сонетах  “Предчувствие”, “В золотом потоке”, “При двух свечах” Владимира - талантливого выпускника Литературного института им.Горького с  требованиями  к составным частям: отражать тезис, затем антитезис, рассмотреть диалектические  “противоположности”  и  антиномии И.Канта, и  в конце сонета сделать синтез, похожий на афоризм (крылатое слово  поэзии).  “Не  отдана  ни доброму, ни злому./Не хочет быть служанкою княжна, / И впредь уже не будет по-иному".
 Философское откровение “ширококрылый”  с нежным  литературным почерком поэта Владимира, лауреата премии "Народный поэт"  есть тот самый диалектический лексикон  К.Прантля в современной эстетике; с отрицанием  “не”: “не надо” : “ Мне сил не надо занимать, /Сама  сумела разгадать / Я вещий дар, в тебе сокрытый”. (Осенние крылья).

Вышивка №2. Верхний Судок. Угроза солипсизма.
http://stihi.ru/2021/08/31/3842

Вышивка №3. Третье прочтение. (Философ Алексей Черняк.Третье прочтение).
http://stihi.ru/2021/08/31/2671