Музыкальный Парнас

Катерина Пас Чна
ПАВЛОВ  Александр Валентинович -aвтор  11 книг: Ипостаси” (1992), “Слоны и любовь” (1994), “Грустная история” (1994),  “Шагнувшие на красный свет” (1999), “Отражение неба”,  “Лариса  онлайн”и др. Многие  его стихи удивительно сочетаются  с картинами  замечательного московского художника  Ольги Пузановой.
С Александром В. Павловым - песенником выучим темы: 
1)  Парнас и Пегас в Греции,
2) Ценности по Риккерту; красота –одна из шести трансцендентных ценностей Германии. Мир трансцендентного  смысла –по ту сторону бытия в Баденской школе неокантианцев.(Радугин  А.Философия.Москва.Центр. 2004). Философская  энциклопедия. 1967.Москва.С.509).
 3) Антиномии.И.Кант.
4) Релятивизм  в трактате Беркли.

“Не живёт без музыки Парнас:
 Вдовьего пронзительного воя.
Всклянь полна та песня, где  о нас
 Горестно поют в эфире двое”. (Александр Павлов).

“К чему  все  эти антиномии?
 Душа в томительном  плену...
Напев Господской  филармонии
 Внезапно сдунул  тишину.
Ах, серце, - мается  музыкою,
 Блаженства  чает от неё”.
(Александр Павлов. Фисгармония в Плещееве).

Горячо поздравляем  яркого поэта Александра Павлова: песни поют  двое дуэтом –   Петр Чайковский и баронесса Надежда фон Мекк -  с учениями  о непостижимой кантовской “вещи  в самой себе” (кантовская загадка бытия), о шести трансцендентных  ценностях: красоте, истине, нравственности, личной святости, надличностной святости, счастье. (Мир трансцендентного  смысла по Риккерту,  1863-1936).
“Философия – нормативное учение; учение о  ценностях – аксиология. Ценности, по Риккерту, образуют совершенно самостоятельное  царство, лежащее по ту сторону субьекта и  обьекта- “мир трансцендентного смысла”. Неокантианцы устанавливают определённую иерархию ценностей, символизирующую, по их мнению, прогрессивное развитие и  процесс самоопределения человека.
Риккерт вычисляет шесть сфер духовной жизни: логику, эстетику, мистику, этику, эротику, религию  и устанавливает  соответствующие  им  типы  ценностей: истину, красоту, надличностную  святость,  нравственность,счастье, личную святость”. Радугин А. Философия.Москва.Центр. 2002. С. 239, 240.

"ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ СОЗНАНИЯ"

 “Что существует вне сознания?  На вопрос о существовании чего-либо  за пределами сознания Г.Риккерт отвечает следующим образом: всё познаваемое  имманентно сознанию и не существует  вне сознания. Независимой от сознания реальностью может обладать лишь недоступное познание трансцендентное, допущение котрого является гносеологической  необходимостью. Таким образом, Риккерт сочетает субьективный идеализм  с допущением реальности трансцендентного, из чего он делает  вывод, что религия “выше всякой науки”. Риккерт. Границы естественно-научного образования понятий. СПБ. Москва.1903. С. 613./ Философская  энциклопедия. 1967.Москва.С.509.

У  русского  многообещающего поэта Александра Павлова в иррациональном  мышлении существуют  мифы – верования в Древней Греции, Парнас (гора Зевса)  и  греческий крылатый конь  поэзии Пегас, на котором   нежные поэты  долетают  в мир вдохновения  и видят “картины”. Хороший одаренный поэт А.Павлов, вероятно, увидел реалистичные  картины  осеннего сбора урожая.
“Приникнув  к построчной причудливой вязи листа,
 Притихну, вдали услыхав перелётную стаю.
 Пейзаж межсезонья, как свой временник, неспроста,
 Навыворот  снова и  снова усердно листаю”.
Александр Павлов. 26. 09. 2016.
Читатели  видят такие реалистичные картины, просят школьников совершить реалистичные вышивки  с плодами  для воспитания  детей  художественной  элиты.
Автор Александр Павлов   призывает  читателей брать пример  с литературных героев  сочинения “Фисгармония  в Плещееве”,совершать толерантность и душевное равновесие.
“Осенью 1884 года в подмосковной усадьбе “Плещеево” близ Подольска по приглашению  Надежды фон Мекк гостил Петр Чайковский. Хозяева были в Москве, и никто не мешал композитору работать и отдыхать”, -сообщает  автор  в своём  исследовании “Фисгармония в Плещееве”.“Напев  Господской  фисгармонии / Внезапно сдунул  тишину”.
Возрастающий  эстет-поэт Александр Павлов – автор талантливых книг  “Ипостаси” (1992), “Грустная  ирония” (1994), “Слоны  и любовь” (1994),  “Шагнувшие на красный свет” (1999)  смотрит на Парнас вместе  с   немецким философом-неокантианцем  по имени  Риккерт  1863-1963 гг.(из Баденской философской школ ы неокантианцев), дуэтом   летят  на музыкальный  Парнас  в поисках “красоты” –трансцендентной  ценности Германии, и отражает   релятивизм  изменчивого мироздания ХІХ-ХХІ ст.

«Релятивизм – (от латинского:  Relativіs – относительный), возведенный в ранг  теоретической  концепции принцип, согласно с  которым  все  в мире  только  относительно. Крайним  выражением  такой точки      зрения является, например, позиция  Беркли  в  труде   «Трактат  о  началах   человеческого знания», СПБ, 1905, с. 62:
«То, что говорится  о  безусловном  существовании  немыслящих  вещей без  какого-либо  отношения   к  их  воспринимаемости, для  меня  совершенно непонятно. Их Esse   есть   persipі;  и  невозможно, чтобы  они  имели  какое-либо  существование  вне духов  или  воспринимающих их мыслящих  вещей».( Беркли. Трактат  о  началах  человеческого  знания).  Из такого  подхода вытекает отрицание каких-либо  абсолютных  субстанциональных  моментов, сторон  в  вещах, научных теориях, моральных нормах  и  т.д.  В  зависимости от предметных  областей, где  реализуется  этот  принцип, различают: релятивизм метафизический  (онтологический),  т.е. утверждение, что  вещи  и    их свойства  существуют  только   в  отношениях  к  другому (обычно  под  ним  понимается  дух, воспринимающий  субьект)».
«Философская энциклопедия».Москва.  1967. С.497, 495.

Чуткий автор взволнованно  сообщает в стихотворной речи:
“Пред своей   любовью  мы  честны.
Лишь себя привычно обманули...
 На мои, под ропот ливня, сны
 Намело  снегов  седых  в  июле”.
(Александр Павлов).

Пламенный поэт   А. Павлов  является хранителем   музыкальной  русской  традиции дома  композитора  Петра Чайковского в сочинении “Фисгармония  в Плещееве”, видит   прекрасные  картины, риккертианские  немецкие   трансцендентные  сны, связанные с красотой, с Алисой, с  чайной церемонией, пишет  хорошие стихи  о философии И.Канта “антиномии” (взаимоисключение из двух противоположных положений одного)  в  стихотворении “Фисгармония  в Плещееве”, ищет  философский  “мир  трансцендентного смысла”  в музыке –второй природе, или культуре.

Использована литература:
1.Павлов Александр. Слоны  и любовь. Николаев. 1994.
2.Павлов Александр.  Ипостаси.
4. Философская  энциклопедия/Что существует вне сознания/ Москва. 1954.
5.Радугин А.Философия/Риккерт.Москва.Центр. 2004.
6. Риккерт. Границы естественно-научного образования понятий. СПБ. Москва. 1903. С. 613|Философская  энциклопедия. 1967.Москва.С.509.
7.Беркли.Трактат  о  началах   человеческого знания, СПБ, 1905, с. 62/Философская энциклопедия.Москва.  1967. С.497, 495.