Либретто  с нотами для школьного театра ХХ столетия
    (Книжная  серия  «Знаменитые  портреты»)                
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ - УЧЕНЫЙ.
«Николай Петрович Чирвинский (1848-1920) – основоположник  экпериментальной  зоотехнической  науки  в  России. В конце  ХIX  века  в  науке  господствовала гипотеза, отрицавшая образование жира в теле животного из углеводов. Считалось, что жир в теле животного образуется главным образом из жира, содержащегося в кормах. Н.Чирвинский, тогда профессор Петровской земледельческой и лесной академии, провел тщательно продуманный опыт на поросятах. Ученый учитывал количество жира в кормах, которые поедали  поросята, и количество жира в теле   самых  поросят. Оказалось, что в теле животных накапливалось жира значительно больше, чем  они могли получить из кормов. Это открытие сыграло большую роль в зоотехнической науке  и  особенно в практике мясного животноводства. Н. Чирвинский  установил зависимость роста и развития (в частности, его скелета) от различных факторов. Изучив, как изменяются скелет и  отдельные  его  части  под влиянием нормального и скудного питания и т.д., ученый пришел   к  очень важным  выводам. Если животным скармливаются только объёмистые малопитательные корма  (сено, солома, силос,  корнеклубнеплоды),  их желудочно-кишечный канал усиленно развивается, а  развитие костяка подавляется. Скудным кормлением вообще можно  подавить развитие  всего  организма. В случае необходимости можно  подавить развитие пищеварительного тракта, давая животным концентрированные корма (зерно, жмыхи, отруби, мясо - костную  муку) и сокращая при этом количество объемистых  кормов в их  рационе. Таким образом, человек, умело рассчитав количество  концентрированных  и объемистых кормов в рационе животных, т.е. сбалансировав их, может регулировать развитие и костяка, и пищеварительных органов  животных. Эти исследования в дальнейшем стали научной основой для разработки типовых   рационов кормления сельскохозяйственных животных.  Н. Чирвинский изучил влияние на рост и развитие животных не только типа кормления (грубые, сочные, концентрированные корма и т.д.), но и его уровня (обильное, скудное или среднее кормление)».  
Детская энциклопедия.  Том  6. Сельское хозяйство. Москва. Педагогика. 1974. С. 343. 344.
Действующие лица:                1. НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ –  видный  русский ученый в сфере зоологии;    
 2. МИХАИЛ ГАВРИИЛОВИЧ –  председатель агрофирмы                3.ГРИША –  юннат    9 лет;  сын агронома Михаила Гаврииловича;                4.ГАЛЯ ЧАМАТА – будущий зоотехник, 14 лет     
 5. НИНА ЧАМАТА –  сестра Гали , 12 лет              
6.КЛАВДИЯ – 12 лет;  сестра Марфы;                7. МАРФА  –   молодая свинарка – красавица, 18  лет                8. ПАСТУХИ  – сельский хор  «Пастораль» 
9. ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА  – будущий  механизатор, 14 лет
10. ВЛАДИМИР ДУДКА - директор сельской школы
12. ВАЛЕНТИНА ДУДКА - супруга директора школы
13. ОЛЬГА КОЗИН - учительница немецкого языка
14. ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК - юнкор, дочь учительницы Ольги Козин, 10 лет
Явление 1. Учёный  Николай   Чирвинский  встретился с учителями сельской школы и юннатами - участниками  фольклорного хора "Пастораль").
(Декорации  фермы животноводства.
 В свинарнике к ученому Николаю Чирвинскому  и  председателю агрофирмы 
Михаилу   являются преподаватели сельской школы: Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин,  юнкор Людмила Шевчик; фольклорный  детский хор «Пастораль»:  юннаты  Марфа, Галя, Нина, Владимир  Чупилка;  несут  тазик, зелёный витаминный  корм  поросятам).
Корм  Beta   vulgaris  saccharifera                (Ораторская речь ученого Н.Чирвинского)    
«Физиология растений – наука, изучающая жизнь растений,
 называется  физиологией  растений. 
Одним  из основоположников этой науки в нашей стране  был 
К.Тимирязев, профессор Московского университета  и  Петровской 
Земледельческой и лесной академии (ныне Московская академия 
им.К.Тимирязева). Процесс  фотосинтеза  играет  особенно  важную 
 роль  в создании урожая.  Необходимы
 два условия: достаточное число листьев   у  растений
и высокая интенсивность и продуктивность  фотосинтеза».
Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. Том 6. 1974. С.35.
Н.ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
 
Что такое «продуценты»? Это весь зелёный корм:  
                С сорняками сено,силос.Это учит  агроном.
                Вы  слыхали «продуценты»:свиньям  желуди несут? 
                Продуценты –  ветки  дуба, поросятам жир  дают!
                
Желудь, листья  -  продуценты,это витаминный дуб.
                
Бабы  любят  листья  дуба: для  купанья  и  на  суп.
                
Корм Beta saccharifera- это жмыхи  от свеклы.                Малоценны продуценты!Вы  бы опыт провели!                Сорняк сочный -  Pastoralis                (Cappsella  bursa Pastoris ) –                есть трава «пастушья сумка»,дарит витамин  и жизнь.  
ХОР «ПАСТОРАЛЬ»:
                
Есть кусты Sambucus Nigra,витаминный продуцент. 
 
                Наша бузина есть кормом.Изобрел  я тут “патент”.  
 
                Sorbus aucuparia - поросятам добрый корм!
                Черноплодная рябина - продуценты ест народ! 
 
                
Продуценты – это травы,Barbarea – сорняки. 
                
От сосны  корм витаминный, симбиоз: дуб и грибы.  
 
                Что такое «консументы»?  Поросята – едоки!  
                Отруби  ест  потребитель!Потрудитесь в две руки. 
 
                
Что такое консументы?Потребитель меж людей: 
                  свиньи, козы и коровы.Мы изучим лист-пырей. 
 
Консументы-поросята потребляют сено,рожь.   
                Свиньи - вегетарианцы едят  лепесточки  роз.                           
РОСТ ПОРОСЯТ   ЗАВИСТ ОТ СКЕЛЕТА    
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
 
Рост зависит   от  скелета у подвижных поросят.                                
Костяк  свинки  разгружайте.Не давай ей всё подряд! 
                                Если много наедаться поросятам даст  народ:                Сено,силос,корнеплоды подавляют тварям рост.
 
                Свиньям отруби давайте,костную  муку и  жмых. 
                                
На природу  выселяйте, научите всех родных. 
 
Малоценный и объемный,вегетарианский  корм.
                Корм  наполнил   весь  желудок у животных  выше  норм.   
 
(Юннаты Марфа и Галя Чамата   вручают  полевые  цветы учёному Николаю Чирвинскому   
и  председателю агрофирмы Михаилу).
ПРОДУЦЕНТЫ У РУЧЬЯ                (Идеологическая  ария    свинарки Марфы)                
МАРФА:
   
Для учёного России я  букеты принесла! 
                Прочитала Ваши книги: в семинаре  для  села!
                
Для знакомства: я  свинарка, Марфа имя  у меня.  
                
Продуценты – эти травы я срывала  у плетня.                
Пан профессор,благодарность Вашей матери и Вам! 
                Помогли учить основы Продовольственных  программ.
  
                Продовольственной программы нужно планы выполнять.   
                                Мясо, молоко – народу нужно выработать, сдать! 
                С  зоологией связалась рано песенка  моя!
                
Продуценты  – эти  травы я   срываю  у  ручья.
 
                                Бройлер –  куры  выше  ростом,потребляют концентрат.
                                Потребитель –  консументы**должны  кушать виноград.
                
Консументы – потребитель: это  куры, петушки,
                Консументы  –  поросята,едят желуди  с   руки.  
--------------------------- 
  *Продуценты – зелёные растения.** Консументы  – потребители
 растений (продуцентов), разделяются  на  две группы.
 1) Травоядные консументы  –
зайцы, козы. 2) Консументы - хищники, потребители
травоядных консументов – лисы, волки, львы.  
                                
Явление 2. Муха - «зеленоглазка» съела  овес  (Avena   Sativa)
ГАЛЯ  ЧАМАТА, юннат: 
 Пан профессор, научите: где вредитель на кустах?
Муха  есть «зеленоглазка»,муха съела  часть овса!
Консументы – поросята  сьели  вкусно лист куста!
Вегетарианцы – дети  в  злаках видят:  красота!
Процветает свиноферма, есть целебный кормоцех.
В  Институт  ребят впишите, потрудились  мы для  всех.
Консументы  ныне  сыты,  консументы –  едоки!
Институт животноводства  мы  построим у  реки.
ххххххххх
*Avena  sativa  - овес. (Латынь).
CAPSELLA  BURSA  PASTORIS                (Детский  хор «Пастораль» с Клавдией)                
                           КЛАВДИЯ: 
Я поросятам принесла траву "пастушью сумку".    
                                И поросяток  накормлю по книжному рисунку.
                                ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ": 
Cappsella bursa pastoris –
 трава  "пастушья  сумка". 
                Не кислый лист,как барбарис,
и чудного рисунка. 
Cappsella  bursa   pastoris
легко в полях узнаем.
                                                Траву пастушью сумку  мы 
 
для поросят  срываем. 
               
КЛАВДИЯ:                                Траву я поросятам дам: улучшить кормоцех.  
                                По  мясу выполню я план, державный план для всех. 
                                Cappsella  bursa  pastoris всё стадо  исцеляет. 
                И  всякий  маленький  пастух траву  в полях срывает. 
 ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ": 
Cappsella bursa pastoris –
 трава  "пастушья  сумка". 
                Не кислый лист,как барбарис,
и чудного рисунка. 
Cappsella  bursa   pastoris
легко в полях узнаем.
                                                Траву пастушью сумку  мы 
 
для поросят  срываем.                                
Явление  3. ПРОДУЦЕНТЫ - РАСТЕНИЯ                
            
(Декорации свинофермы. Около свинофермы председатель Михаил,  дети Владимир Чупилка, Людмила Шевчик, Нина  
и Марфа  с полевыми цветами, с детским  хором “Пастораль», с учительницей Ольгой Козин   благодарят  учёного Николая Чирвинского, дарят ему букеты; несут зеленый корм поросятам  и положили  в  кормушки).
ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА, ЮНКОР: 
Я  слыхал, есть  «продуценты»: 
свиньям  желуди несут!                
Продуценты –  ветки  дуба,  поросятам жир  дают! 
Расскажите,пан профессор,в Академии  Петра  
                
Позволяют  дать водицы поросятам   тут  с   утра?   
                
Или лучше: витаминной воды  мятной  свиньям  дать?  
                
Иль голодных  поросяток хворостом  во  поле гнать? 
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:                Что такое «продуценты»? Весь зелёный кормоцех?  
                Даст ли свиньям  пропитанье   
кукуруза, соя, лес? 
                          
Что такое  «консументы»? Потребитель-воробей?
                                Зайцы  - едоки  капусты,консументы    меж  людей!  
          
Явление  4.                
ТИМИРЯЗЕВА УЧИТЕ
(Декорации свинофермы.
На  научный  совет  к   учёному Н. Чирвинскому и председателю агрофирмы Михаилу Гаврииловичу являются юннаты фольклорного  детского хора  «Пастораль», преподаватели сельской школы - Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин с цветами; юнкор Людмила Шевчик; дарят цветы учёному Николаю Чирвинскому).
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ:
Тимирязева учите! Фотосинтез выполняй!
И  по  мясо - заготовкам  наши  планы воплощай!
Подрастайте  вы, ребята, посадите  виноград!
Коню   дайте, поросенку:   в  бытии  утехи  дать.
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:
Вам  спасибо,  пан  профессор, научил про  кормоцех! 
                                Буду  поступать  в сельхозы, кормоцех  создам для всех. 
ВЛАДИМИР ДУДКА, учитель:
Выполним большие планы  наших бабушек,  отцов.  
                                С  зоотехниками в дружбе,сделать план: «Всегда готов». 
Всякий эллинский  патриций и  плантатор, пан  рабов
Вёл  на солнце для закалки; каждый эллин был здоров.
ВАЛЕНТИНА ДУДКА:
Что такое  «консументы»? 
 Это -  козы,  едоки! 
                                Отруби  ест  потребитель!  
Потрудитесь в две руки! 
ОЛЬГА КОЗИН:
Arvum - поле по латыни!
И гербариум  учить
Все обязаны юннаты,
Вишенку водой  полить. 
МЫ ПОСТРОИМ ИНСТИТУТ
(Полилог)
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:
Мы построим Институты лучших всех  агронаук.
Окормляем свиноматок  с добротою детских рук.
ЮННАТ ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА:
Поросят  ведём во поле: травы добрые  искать!
Фотосинтез  будет  в  мышцах; укрепляем  поросят.
ЮННАТ  ГАЛЯ ЧАМАТА:
                                Мы построим  Дом юннатов,   как Чирвинский  нас  учил! 
                                Мой отец стал   агрономом,   в  корма силы воплотил.
НИНА ЧАМАТА:
                
Я прошу  Вас,  пан профессор:   запишите  в Институт!
                
Выражаю  благодарность за ученый ясный труд!  
ХОРОМ:
Вам спасибо, пан профессор, научил детей  с добром.   
                
Наши козочки, коровы    напоили молоком!
Зоология - наука, нужно выучить латынь!
Фотосинтез изучаем - солнца свет и неба синь.
(Дети с учителями совершают хоровод с зелёными венками, с полевыми цветами, с колосьями).
 (1974-2017).                
Научный консультант АДОНИС, студент-агроном.