1. Всё не так просто...
Жизнь – это шанс для восхожденья духа.
Безумный фанатизм иль атеизм
Как крайности вредны: в душе разруха,
В смятенье ум, в болезнях организм.
Мы верим в Бога, с верой жить нам легче,
Хоть и не знаем кто и что есть Бог.
Но с этой верой мы сильней и крепче,
С ней всякий злое горе превозмог.
Нам скажет атеист: "Самовнушенье!
Ты можешь верить в труд и в месяц май.
Люд тёмный раньше в идолах спасенье
Искал... Ты лучше разуму внимай!
И верь в себя, в себе лишь будь уверен –
Всего достигнешь с верою такой!".
... Но почему в час тьмы, где свет неверен,
Невольно шепчем мы: "О, Боже мой!"...?
"Не верю в Бога я, но, всё же, что-то
Там где-то есть...", – такое говорил
Отец мне и, наверно, оттого-то
Не признавал икон, жил в меру сил.
"Наука, ясный разум – в этом сила!
И убери со шкафа сей портрет", –
Так про икону Господа гласил он,
Поклонник атеизма с юных лет.
Он – результат советской пропаганды,
Что Бога нет. Но вера там была!
Культ знаний, свет науки, мощь труда – в них
Народ советский верил, вёл дела.
Я тоже был воспитан в этом духе
И верил в коммунизм, как в идеал,
Но жизнь идёт, С-С-С-Р в разрухе...
Без Бога нет пути – таков финал.
Спасибо Ильичу за просвещенье
Народов тёмных в нашей сверх-стране.
Итог сей нам без преувеличенья
Даёт карт-бланш в науке и в труде.
Ильич был "богом" для людей советских,
Он жил недавно, знали мы о нём
Из повседневных книжек наших детских:
Учёный, гений, практик. Он с царём
Борьбу нещадно вёл и для народа
Свободу вырвал для рывка вперёд.
И "тёмных" мужиков, баб год от года
Всё меньше оставалось. Словно лёд
Невежество их таяло в ученье,
В труде на благо Родины своей...
Но Ленин не владел ни исцеленьем,
Ни воскресеньем, что до наших дней
Мы слышим о Христе как Сыне Бога
Уже две тыщи с лишним лет подряд.
И Церковь в мире создала так много:
И Библию, и храмов мощный ряд.
Иисус Христос был магом, чародеем,
Он совершал такие чудеса,
Что нам не снились. В мыслях не посмеем
В нём усомниться, ведь на небеса
Хотят попасть из нас все после смерти:
О жизни райской кто же не мечтал?!
Но Ленин тоже, верьте иль не верьте,
Нам будущее светлым обещал.
Не после смерти, а на этом свете,
Пусть не для нас – для внуков, их детей.
Там – рай загробный, здесь – земной. Нам эти
Посулы так приятны для ушей!
Одно другому не противоречит,
Хотелось бы везде нам побывать(!)
Но Ленин ведь – известно всем – не лечит,
А с именем Христа нам благодать.
Ты в церковь лишь войди – там обстановка
Даёт комфорт, спокойствие в душе.
И, не стесняясь просьб своих и слов, ты
Молитву прошепчи, и вот уже
Объят твой разум дивной пеленою
Контакта с Богом, и в глазах Христа
Читаешь ты поддержку, и с такою
Поддержкой жизнь – как с чистого листа!
Быть может, это лишь самовнушенье?
Не всё так просто, друг мой дорогой.
Внушенье тоже важно, но везенье –
Не от тебя зависит, Бог с тобой!
От случая зависит. Ну а случай –
Во власти Бога, чёрта, высших сил.
Раздумьями земной свой мозг не мучай
И помни, у кого из них просил...
Есть люди, что и к Дьяволу стремятся
И молятся ему, как мы Христу.
Но не хочу в аду я оказаться,
Там страшно... Лучше к Богу я пойду.
И не скажу я слов плохих о Чёрте,
Он – демон, ангел тёмных высших сил.
Не нам его судить, свой выбор чёткий
С кем быть – из нас уж каждый совершил.
2. Вопросы по существу
Не верил Ленин в Бога или верил –
Не знаю я, ведь сам тогда не жил.
Писали, будто верил, но на деле
Он Церковь-то от власти*) отдалил**) .
Писали также: по его указу
Священников прогнали, храмы жгли,
Что он считал религию заразой,
Попов – жульём, дурманящим мозги.
Умнейший человек – и вдруг такое!
Наверно, это было неспроста.
Не всё так просто! Время то лихое
Не разобрать нам сразу, с кондачка.
Быть может, Церковь меры и не знала,
И укротить её задумал он.
Из крайности – да в крайность... Не пристало
Нам из сегодня да судить тот стон.
Вопросов к церкви было ведь немало:
"Охота" на науку***) и на "ведьм"****) .
Сожжение учёных, а в подвалах
Ждал "ведьм" садизм, пляс похоти и смерть.
Нередко "ведьмой" – девушек смазливых
Попы-подонки звали, не страшась
Ни Бога, ни Суда. Крик жертв пугливых
Веками бился в замках: похоть всласть
Глумилась над девчонками, прикрывшись
Рассказами о Боге, о грехе...
И термин "мракобесие" явился
Как крик о страшном зле, лихой беде*****) .
Давно всё это было, но остался
Осадок недоверия в душе:
И Церковь как глашатай христианства
Не смоет тот позор ничем, нигде.
Позор Европе! Там это вершилось:
Католики-еретики-огонь...
В России же такого не случилось
Нигде, ты православие не тронь.
Да и при чём Христос здесь, в самом деле?!
То – происки служителей церквей.
Они служили Богу, как хотели,
Дела давным-давно минувших дней.
Вопросы к церкви были и в России,
Не объяснишь их верою одной.
Учёных-атеистов поносили,
Науку тормозили... И "Долой!", –
Сказал той церкви вождь страны Советов,
И прав он был! А может и не прав.
Но в тот момент он важным видел это:
Простор научной мысли вволю дав,
Повёл народ России к просвещенью.
Убожество поповских букварей
Он упразднил, к научному мышленью
Привёл людей от уровня зверей,
Молящихся иконам безрассудно,
Считавших, что Земля – на трёх китах...
Невежество искоренялось трудно,
Но был задор в проснувшихся сердцах!
Значенье веры – важно для народа,
Но просвещение ещё важней.
Союз науки с верой год от года
Уводят нас от мрака к свету дней.
И каждая по-своему блистает:
Наука – мощь ума, как взрыв в тиши.
А вера – от ума, порой, спасает,
Она суть восхождение души.
О, Церковь, не отстань от просвещенья,
Невежество не красит никого!
Наука, не забудь: твои творенья
Без Бога увлекут нас всех на дно!
3. Восхождение общества
Святая вера в Бога – это догма,
Её ничем в умах не замутить!
А в церкви служат люди и не ново,
Что всё испортить могут, извратить******) .
Попы ведь тоже люди, им пороки
Людские все присущи, вот беда!
Святой им мог бы высказать упрёки,
Святые в жизни были здесь всегда...
Да, слава Богу, Церковь возродилась
В России нашей нынешней опять.
Но вряд ли нужно, чтоб возобновилась
Борьба её за власть – к рукам прибрать.
Народы нынче правят, а не Церковь!
Религия и вера – не одно:
Ты можешь веровать, но и до смерти
На службы не ходить, коль решено
Тобою так. Никто твоей свободы
Здесь не отнимет – двадцать первый век.
И тем честнее вера, и народы
Сильнее верят, верит человек!
Он верует и в Бога, и в науку,
Нет "тёмных" мужиков, как век назад.
Тот век прошёл не зря, лихую муку
Народ не зря терпел глаза в глаза.
"Пути Господни неисповедимы",
Он к лучшему народы все ведёт.
И вера в Бога в нас неистребима,
Она с наукой мир ведёт вперёд!
Мы знаем те ступени восхожденья:
Слепая вера, после атеизм,
Наука, снова вера... Но спасенье –
Союз науки с верой, в этом жизнь!
Служитель культа – он же и учёный,
А жрец науки – с совестью Христа.
И Библии все притчи-перезвоны
Наука подтвердит – и до конца.
И где-то там, за гранью, мы постигнем
И истину, и мир, и путь Христа.
Быть может, лишь тогда-то и воздвигнем
Мы новый мир, как с чистого листа.
Где нет вражды, ни злобы и ни мщенья,
Где правит лишь Христос, а Дьявол – нет.
Там просят у обидчика прощенья,
И лишь любви сияет дивный свет...
Прекрасной сказки мир зовётся "раем",
Туда попасть мечтает всяк из нас.
Для тех, кто жил в аду, рай досягаем,
Рай нужно заслужить – вот и весь сказ.
4. Парус веры
Я каждодневно утро начинаю
С молитвы пред иконами, что в ряд
Стоят в моём шкафу и составляют
Иконостас мой, золотом горят.
Христос мне улыбается глазами,
Подбадривает к новым вехам дня.
Вокруг него верхами и низами –
Святые, смотрят прямо на меня.
Пречистой Девы скромная улыбка,
Святителя Николы добрый взгляд
Помогут встать на твердь из топи зыбкой
И в новый день меня благословят.
Святой Саровский, Иоанн Креститель,
Матрона, Сергий Радонежский – все
Влекут мой разум в светлую обитель
И помогают выстоять везде.
И радостно мне видеть эти лица,
Я верую и верю им всерьёз.
И знаю я: что в жизни ни случится,
Они меня поддержат в море грёз.
Всевластна, беспредельна сила эта,
Им по плечу любое волшебство:
Настроят на прекрасное поэта,
Дадут, коль нужно, лодку и весло.
И мы плывём по морю жизни нашей,
И парус веры нас влечёт вперёд.
И с верой наша жизнь светлей и краше,
Пусть и не знаем, что произойдёт.
5. Восхождение души
И в церковь мне зайти всегда приятно,
Так хорошо, светло там на душе!
Иконы и священник – благодатно...
Но службы посещать, всё ж, не по мне.
Таков пока мой уровень, не скрою,
Мой уровень причастности к тому,
Что называют "церковью". Порою
Про службы вспомню я, но не иду.
И слава Богу, что никто не тащит
И не толкает в шею, чтобы шёл.
Душе своей я буду сам приказчик,
А всё иное – это произвол.
Нам церковь помогает приобщиться
К священной вере в Бога, слава ей!
И буду в Рождество я веселиться
И славить Пасху до скончанья дней.
И, может быть, когда-нибудь приду я
На службу, чтоб всенощную стоять.
Душа моя взметнётся и, ликуя,
Вдруг устремится к церкви – благодать!
Но неприятен вид людей, стоящих
Баранами с потупленным лицом,
Вид "тёмных" баб собой производящих...
Ведь ты пришёл общаться здесь с Христом!
Так разверни ты плечи, радость встречи
Изобрази, брат, на лице своём.
Ты просветлён наукой, эти речи
Иисус поддержит, сила веры – в нём!
= = =
У каждого своё здесь восхожденье:
Тот – атеист, тот – добрый либерал,
А тот – фанатик, он души спасенье
В поклонах видит, лоб порасшибал*******) .
О, наш Господь всевышний! Помоги нам,
Свой путь пройти и ум не растерять.
Фанатиком не стать, не быть кретином,
Что сущность Бога будет отрицать.
"Наука, ясный разум – в этом сила!" -
Я помню те слова отца всегда.
Но вера нас пока не подводила,
Христос сияет в мире, как звезда!
И радостно икон мне видеть лица,
Я верую и верю им всерьёз.
"Наука-вера-разум!" — уж стучится,
Порядок новый в наше море грёз.
ПРИМЕЧАНИЯ:
*) До революции 1917 г. церковь участвовала в управлении страной. Так, в России в период с 1721г. по 1917г. действовала заимствованная у протестантов система государственной церкви, при которой православная церковь в законодательстве именовалась "господствующей". Создателем этой системы стал Пётр I, при котором упразднили патриаршество и учредили Святейший правительствующий синод. Этот орган представлял собой высшую законодательную, административную и судебную инстанцию Русской православной церкви. При этом церковь находилась в подчиненном положении у государства.
При Петре I также была введена должность обер-прокурора Синода, которому надлежало быть "оком государя и стряпчим по делам государственным". Эта должность в Российской империи существовала наряду с должностью обер-прокурора Сената.
**) Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" был принят Советом народных комиссаров РСФСР 20.01.(02.02.) 1918 г. Устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Он заложил основы для развертывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. Утратил силу Постановлением Верховного Совета РСФСР 25.10.1990 г.
***) Так называемая "святая инквизиция"(от лат. inquisitio - розыск) в католической церкви в 13-19 веках представляла собой судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Еретиками нередко объявлялись ученые (см. Большой энциклопедический словарь - БЭС).
****) В средневековье представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования - так называемую "охоту на ведьм". Однако под этим лозунгом нередко творилось совсем другое...
*****) Инквизиция, "охота на ведьм", противодействие со стороны церкви прогрессу и науке были названы в своё время мракобесием. Немецкий философ-экономист, основоположник теории научного социализма Карл Маркс писал: "Религия - это опиум для народа".
******) Ещё 200 лет назад великий русский баснописец И.А. Крылов в своей басне "Мирская сходка" писал:
"Какой порядок ни затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку".
*******) "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт!" - известная русская пословица.
Апрель-май 2017