День граненого стакана

Геннадий Москвин
В ООН, ЮНЕСКО, Всемирный фонд русской культуры

                заявление.
                ______________



       Мы, активисты "Стакановского движения", выступаем с инициативой вернуть россиянам несправедливо забытый великий народный праздник — День Граненого Стакана. 72 года прошло с тех пор, как автор знаменитого монумента "Рабочий и колхозница" товарищ Вера Мухина вместе со своим другом, соратником и собутыльником товарищем Казимиром Малевичем создала величественный памятник советской эпохи — Граненый Стакан.

       Много воды (разбавленной в соотношении 60% на 40%) утекло с тех пор, но граненый стакан и поныне в душе и сердце каждого русского человека является вечным символом душевного застолья, дружной компании и теплых встреч. В память об этом знаменательном для каждого русского человека событии мы громко заявляем о возвращении великого праздника народу.

       Отныне каждые выходные дни месяца, а также дни получения зарплаты, пенсии, премиальных, подъемных, командировочных, суточных, гробовых, а также других источников официальных и неофициальных доходов и халтур, облагаемых налогом, объявляются Днями Граненого Стакана и становятся Синими днями календаря.


Секретарь Правления
И.И. Петров — Водкин


_______________________



      Граненый стакан — лучшее и талантливейшее произведение советского дизайна. С какой стороны на него ни посмотри. Можно сколько угодно приводить разные жизнестроительные советские проекты — сравнить граненый стакан не с чем. Стакан — это вершина. Стакан — это Стакан. Слова — народные. Музыка  — от души. Граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому граненые стаканы производят до сих пор и используют в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах.

      Слово "достаканъ" встречается в русской грамоте 1356 года и в Духовной грамоте Ивана Калиты (умер в 1340 году). Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды — tostakan (низкая круглая посуда типа пиалы).

      "Веселие Руси есть пити" и древняя Русь  — родина стакана. Грани произошли от дощечек, скрепленных обручем, как это делается в бочонке. От обруча произошел якобы и стеклянный поясок наверху. Но едва ли в стеклянном не сувенирном изделии была рабски повторена деревянная форма. Ободок придуман исключительно для того, чтобы было удобно губам и чтобы холодная водка или горячий чай с лимоном текли в рот в одной точке, а не со всех граней сразу. Кроме того, ободок в двухсотпятидесятиграммовом стакане вмещает ровно пятьдесят граммов, в отличие от лежащих ниже двухсот.

        «Мухинский» гранёный стакан, в народе также называемый — «маленковским» или «губастым» — буквально платоновская идея граненого стакана, сверкающая в стекле. С таким стаканом жизнь  — полная чаша. Без стакана в жизни не разобраться. Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе — "Стаканы бить". С тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

        Символ русского национального характера — граненый стакан в его современном виде, разработала скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента "Рабочий и колхозница". Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата".

        По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший (чего грехи таить?) пропустить после работы рюмашку — другую. Известно, что Вера Мухина, несмотря на "госзаказ" ваять монументы, увлекалась легкими материалами  — стеклом и пластиком. Правда, эти ее работы почти неизвестны.

        Так вот. Вера Мухина, не изобрела граненый стакан как таковой. В экспозиции музея Фаберже в Баден-Бадене демонстрируется натюрморт в стиле «авангард» 1905 года на котором изображены яичница-глазунья, скелет селёдки и гранёный стакан. Зато она создала, что называется, стаканный ГОСТ, прозрачное изделие с двенадцатью, а не с 16-ю гранями (по числу республик СССР), возведя народное творчество в непререкаемый профессиональный канон.

        Впрочем, есть версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга, пропустив рюмашку — другую из обычной посуды, он с приподнятым настроением рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, —  правда, почему-то, предлагая изготовить его из металла. Для Гулага, что ли? Следы селедки и наброски стаканов сохранились в его дневниках.

       Вероятно, по пьяной лавочке, в гостях, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом , будучи "многогранено" развитым художником, предложила делать граненую питейную чашу всех времен и народов из стекла.

       Вера Мухина была, наверное, самым именитым в России скульптором, пять раз ставший лауреатом Сталинских премий. Эту женщину называли "каменным оракулом сталинского режима", однако сама она этим званием не гордилась. Родилась Вера Игнатьевна в купеческой семье в Риге, где ее дед имел большой дом, приобретенный за счет экономии средств на пьянках, то есть, за счет ведения исключительно трезвого образа жизни.

       Всемирно известная скульптурная группа "Рабочий и колхозница", возведенная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, должна была агитировать за социализм. Однако, в глубинном смысле произведения Вера Игнатьевна призналась лишь намного позже, незадолго до смерти: в качестве композиционного прототипа она избрала группу античных тираноубийц Гармодия и Аристогитона, как бы намекая на бесчеловечность сталинского террора. 

        О том, что такое политические репрессии, Мухина знала не понаслышке. Ее мужем был известный врач Алексей Замков, ставший прототипом доктора Преображенского в "Собачьем сердце" Михаила Булгакова. Доктор Замков прославился тем, что обнаружил в моче беременных женщин гормон, способный вызывать созревание половых органов у мышей всего за четыре дня.

        Об открытии узнали высокопоставленные чиновники, и доктор Замков вскоре получил известность чудо — лекаря, умеющего быстро и безболезненно избавлять от бесплодия и импотенции. К доктору выстраивались огромные очереди, и попасть к нему стало непросто. Вспомните кадры из "Собачьего сердца" с эпизодами очередей импотентов к профессору Преображенскому.

        Курировал и поддерживал работу ученого сам Максим Горький. Говорят, "буревестник революции" тоже поддерживал с помощью Замкова свою измученную не нарзаном, а оргиями плоть. Препарат на основе мочи получил название "гравидан" и даже был запатентован.

        Затем Замков попытался лечить гравиданом алкоголизм и наркоманию, порок сердца, шизофрению, и даже рак. В начале 1930-х годов он основал в Москве НИИ гравиданотерапии, по сути, став основателем модной ныне уринотерапии.

        Словом, до поры у супругов все складывалось благополучно. В середине 30-х годов они решили сбежать из страны Советов в буржуазную Латвию, собрали вещи и прибыли на вокзал. Однако затея не удалась: чекистам удалось раскрыть "заговор", супругов повязали прямо на перроне и доставили на Лубянку.

        Их несколько дней таскали на допросы, и дело все больше пахло расстрелом. Но тут за доктора "самым возмутительным образом" вступились сразу три постоянных клиента — Каганович, Молотов и Ворошилов. Его освободили. Но тут Замков заявил, что, пока не окажется на воле и его жена, он работать не станет. Пришлось покориться.

        Однако спустя пару лет выяснилось, что от частого применения гравидана у мужчин возникает эффект привыкания, и лекарство не только не помогает, но и вредит. С партийными вождями во время обильных любовных свиданий стал случаться конфуз. Такое не прощают. Тогда Замкову припомнили все "грехи", арестовали и сослали в Воронеж. Там он вскоре умер — как бы от инфаркта.

        А вы говорите "Граненый стакан"! Сосуд этот в своей удивительной простоте сравним в мире разве что с легендарной приталенной бутылкой "Кока — колы". Да и то вряд ли. Наш классический граненый стакан сделал бы честь любой дизайнерской школе, озабоченной социальной миссией дизайна, экологической чистотой и совершенством формы.

        Недаром в год юбилея стакана, когда печать славила юбиляра, писали даже, что к рождению знаменитой формы причастен отец супрематизма Казимир Малевич. Да и могло ли быть иначе? Правда, создатель "черного квадрата" скончался еще в 1935-м, но это было его личное дело, кого это смущало? В таком дивном акте творения должны были участвовать не только Малевич, но и Пушкин, Гоголь, Толстой...

        Вера Мухина умерла в Москве 6 октября 1953 года. Перед смертью она призналась близким, что ненавидела водку и сталинский режим и всю жизнь искала эзоповские средства для того, чтобы Сталину водкой насолить. Вероятно, таким средством и стали придуманные ею граненый стакан и пивная кружка: из них пили миллионы советских людей, рассказывая друг другу бесчисленные анекдоты про сильных мира и насмехаясь над ними. А кризис, разруха и народное отчаяние — это святое дело, они и поныне на дворе.

        И опять нынче без бутылки, что к чему, никак не разобраться. А с граненым стаканом и без гравидана все проблемы - по...выше колена, пониже пупа.