Метро

Шамота Сергей Васильевич
МЕТРО

Да ну их, эти поздние забавы! —
Уединиться каждый очень рад.
И в этом люди правы и не правы,
И поезда об этом говорят!

Мы — вместе! Нам шампанского и славы!
Всё впереди! Гей, в кучу и виват! —
И в это тоже просится лукавый...
И поезда — рассеивают яд!

Москва поспешно на себя глядится:
В ней, ритмом жизни, набухает путь:
Гудит. Стучит во все колокола. Резвится,
Свою в метро заталкивая суть.

Оставя, неизбежно горклый хор
Родных, безумный, надоелый лепет,
Туда из тысяч миллиардов пор
Она идет, бежит, надеется и едет.

Не то, чтоб — запах, или кто — приветил...
Не то, чтоб ветром дунуло в окно...
Не то, чтоб жизни суть ты там заметил —
Москве твоей, другого не дано!

Идет старик, фуфайкою прикрывшись...
Вот тащит тельце старушонка-мать...
Ты смотришь, ожидания напившись,
Устав минуту долгую стоять.

Все разноликое сменяет друга-дружку...
Печалью утешают, веселят,
Манят, толкают в душную ловушку...
Бросают на тебя прощальный взгляд...
                И всё — тебе...

Ах! Сколько раз красивые глаза
Мелькнут. Останутся. И будут — рядом
Златые букли и духов стрела,
И губы красные, шепнувшие: — Не надо!

Кто их целует? Верно уж — не я.
Другой, счастливый, где-то в Питерграде.
И верность одинокую храня —
Метро ее доверишь... И тетради...

Как грустно! Право, грустно представлять
Сколь часто здесь страдали и любили...
Как часто забывали возвращать...
И брали, что совсем не заслужили...

Так жизнь устроена! И здесь — довольно врат.
Молитва не всегда — колеса лечат.
И временем, бывает, наугад —
Зажгутся и задуются все свечи...

Вот ветер размахнет, ударит хмарь
Надеждой скорой, на иную встречу...
С перрона поезд унесет печаль,
Как только я тебя-другую встречу...

Неясны отзвуки... Но сбудешься и "ты"!
Поверив, что живет на этом свете
Тот, кто в метро подарит "вам" цветы,
Мечтающий зимой о знойном лете...

Как часто поздно дарятся цветы...
И замечаются — когда не надо смысла...
Коль поздно распускаются они,
То вянут отчего-то тоже быстро.

Ритмически качается вагон,
В стекле, как в зеркале, мелькают отраженья...
Перроном заменяется перрон,
Означив неизбежное движенье...

Ему внимают честно: говорят,
Читают, механически кивают,
Толкаются, целуются, ворчат,
И взгляды через головы кидают...

Ах! Эти взгляды... Где и бросишь их!
Спасибо, Бог — мужчины полюбили
Прекрасных женщин милые черты!
(За что нас, грешных, женщины любили?!)

Мы, право, низко недостойны их...
Но делать что? Ведь есть и мы на свете.
Хоть в каждом, в нас, плохого на двоих —
Но лишь от одного родятся дети.

Хоть так — хоть так, а надобно решать...
Трудненько женщинам. Еще трудней —
               
                мужчинам:
Так тяжко, дамы — СЕРДЦУ выбирать.
(Сподобиться б для этого — кретином)

Прошу мне резкость эту извинить
За то, что так бестактно мне ругалось.
Себя ругать бы — тоже не забыть,
Но верьте слову — первому досталось...

Метро Москвы! Ты сколько помнишь лиц
Унылых, радостных, родных, поспешных...
Метро играет с нами — только блиц!
И очищает за минуту — грешных!

Огни его — навряд ли — догорят:
Кто ЗДЕСЬ прожил, тот ТАМ о них тоскует —
Там запах врет!! Там розовый закат
Не теми красками всевышний нарисует!!

Да все ли хорошо? Но не спеши!
Не надо оправданий-примирений:
В сладкоголосьи правды, или — лжи,
Толкаются в приливах совпадений...

Метро не виновато! Здесь поэт
Находит время для отдохновений,
И ветер острых этих ощущений
Хранят страницы многих-многих лет!

Сюда не пробирается под кожу
Морозным светом брызнувший сонет.
Но сколько белых слов и черных бед
Лелеют своды, память потревожив...

Узнают люди, только погодя
Зачем бывает ощущенье страсти...
Но сколь острей под сводами несчастья!
Так, как прекрасней образ с алтаря.

Зачем они бегут?  За днями — дни...
Зачем огни с перрона уплывают?
Без боли, видно, счастья не бывает!
Любовь, как правило, рисует на крови...

И вот, не потому ль нам, без порока
Прожить, судьбою, видно, не дано...
Любовь — несчастье! Это — метка рока!
Влюбленность лишь — шампанское вино...

Его здесь пьют. Лакают. Пригубляют.
Ему — внимают. Или — продают.
Надеясь на веселье — предлагают.
Или — другому спешно отдают.

Несовпаденья слились с совпаденьем...
И отрешение находит, обратясь...
И это жизни ясное движенье
ЗДЕСЬ отражает это, торопясь...

Не может все исчезнуть безвозвратно!
И не бывает заколочен путь!
И если б, не отстирывались пятна,
То сердце б, не могло и отдохнуть!

Прелюдьей громыхательств и волнений
Бушует жизнь, как новое вино.
Приходит поезд, словно добрый гений,
И люди погружаются в него.

Не потому ли здесь душе спокойно
Что здесь занозы ты не будешь вынимать?
Быть с незнакомыми — не надо воевать,
Оставив для своих отметку — "Больно".

Здесь каждый день рождает жизни звуки,
Спеша, не все, что надо — повторять...
Здесь, право, сладко счастие терять,
Переносить любви печальной муки.

Они останутся с тобою навсегда,
Смахнув с лица улыбку, сдвинув плечи.
Но это ли — скажите ли — беда
Когда любовь уходит нам навстречу?..

Не в этом ли — отрада — жизни суть,
Не в этом символ горьких пробуждений?
От сна безвольного — уводит только путь,
Пусть даже несчастливых, увлечений!

А коль иначе — то конечно, ты не жил!
И уходить — совсем не интересно.
Не освятив смятением могил
Любви болезненной, сменив ее на — кресло.

И вновь — Метро! Опять тебе спасибо!
Ты открываешь нам навстречу путь.
Где каждый выбирает: либо-либо —
Увидеть, не заметить, улизнуть...

Сменяют быстро поезда друг друга...
Еще быстрей — проносятся года!
Наверно, это тоже — навсегда,
Когда мы ищем недруга — не друга.

Зачем?! — устала жизнь нам повторять —
Не могут к нам колеса достучаться:
Не обретая — вряд ли — потерять...
Не оставаясь — вряд ли — оставаться...

Вот эта жизнь — не просто праздный звон:
Нелепость действия тревожит ощущенья.
Ее закон — не столько песня-сон,
Сколь пляска под свое же песнопенье.

Мотают рельсы резко — поезда
Наверно потому, что мир наш — тесен,
В котором, вряд ли — горе — не беда
Лишь потому, что сердцем — интересен.

Его б, в себе бы надо оставлять.
А мы привыкли — ближними кидаться!
Давайте, как в метро, плотней стоять,
Чтоб после от бездушья — не спиваться!

Давайте брать оттуда мы, пример,
Ведь далеко ходить, и впрямь, не надо.
Жизнь — парадокс, но призрачен барьер
Людских сердец, а мы в котором — стадо.

Когда ж приходят в сердце поезда —
Неясности спускаются во время:
Препровожая серое их племя,
Мы можем улыбаться до утра!

И не затем, чтоб гордость усыпив,
Вдеть ногу нагло в чью-то, душу-стремя.
Гордыню прогоняя — сыпем семя,
В себе любви желание открыв!

Тебе, Метро, спасибо и за это:
Весь мир — в тебе, лишь только загляни!
Пока горят твои, метро, огни,
То песня жизни — все еще не спета!

Последний поезд... Кто в него садился
И знал при этом, что последний он?
Кто в поздний раз девчонке полюбился,
Как первым будет — и последний стон!

Как символ веры в то, что быть случится,
Непрошеным, холодным вечерком
Дай Бог, в Метро Московском очутиться
Тому, кто оказался не при ком!

Вдохнуть, живой струей возникший ветер,
Вбирая запах девичьих кудрей,
И оказаться пленным на рассвете
Своей души, мечтающей о ней.

Она приходит, но опять уходит...
Пускай уйдет! Мне не темно без ней...
Но как мучительно минуты бродят
Под одиночество, в душе моей!

Спасибо, женский пол!! Спасибо, Боже,
За то, что, грубых нас, ты вдохновил! —
Нам не прожить без ножек, да одежек,
Которыми ты ножки те прикрыл...

А их так много здесь... Любимых женщин
Что, вряд ли лучше надо вдохновлять!
Друзья мои! Ведь слез намного меньше,
ТАМ, где о них — не надо вспоминать!

Любимые глаза — пускай найдутся
Под стук колес, что будет узнавать
Как под него — любуются, смеются
И губы подставляют целовать;


                9 января 1995 г.