Взгляд из-за кулис Самый лучший день весны

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ»
АВТОРА НАТИКО

Начнём с цитаты. Не классика. Но, безусловно, достойного им быть. Точно знаю, что Автор цитаты за цитирование на меня не обидится, потому что такие мнения должны иногда «ходить в народ»:
- Я не считаю 8 марта праздником, я этот день вообще за праздник не считаю, Женщина должна ощущать себя женщиной всегда, а не только раз в году, - убеждена моя подруга.
От себя добавлю, что праздник Восьмого марта всё же неплох, хотя бы как повод вспомнить эту цитату. Кстати! Судя по страничке с заявками, две трети участников, желающих поздравить женщин с 8 марта – сами женщины, и примерно одна треть – непосредственно мужчины. Так что, по статистике, «на девять девчонок» у нас приходится примерно трое ребят. И предметом нашего следующего обзора является именно то самое «раз в году»: Международный женский день, с лёгкой руки Клары Цеткин и Розы Люксембург отмечаемый уже не первый десяток лет.
Напомним Анонс к конкурсу:
«Конкурс проводится к 8 Марта. Принимаются произведения о замечательном женском празднике, о весне, о молодости, о счастье и любви».
Сразу скажем: 68 стихотворений – это почти «под потолок», но всё ж таки двух для полного счастья не хватило.
И сразу попытаюсь объяснить такую странную хронологию: лето, а мы тут уже второй раз подряд весенними стихами любуемся. Но дело в том, что в обзорах конкурсов, как Вы знаете, был перерыв, весьма длительный. А эти конкурсы – как бы ещё в моей сфере действия. Поэтому, хотя хронология будет и далее бессовестно нарушаться, совестливый ведущий рубрики хотел бы отдать свои литературные долги.


***


Далёкое-далёкое прошлое… Праздника 8 марта тогда наверняка не было, а вот мужчины и женщины – были. СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «ПЕТРОГЛИФЫ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ» уходит в глубь каменных веков, но оно, безусловно, о первой любви. Только не той, которая приходит, скажем, в 16 лет, а той, которая была в каменном веке.
Когда-то, много тысяч лет назад -
Сидела пара на краю обрыва,
И нежно ветер ласковый лобзал
Косматые нечёсаные гривы.
Под ними не спеша река текла,
За горизонт закатывалось солнце.
Обрывки шкуры грели их тела -
Двоих прелестно-юных кроманьонцев.
Во всём была такая новизна -
Хотелось петь и хохотать дуэтом:
Их в первый раз ужалила весна,
И ждало впереди шальное лето.
Наивная любовь была чиста,
Не знала сплетен и кривых ухмылок.
Мерцала неизвестная звезда,
И ночь блаженной темнотой укрыла.
Наутро парень долго высекал
Рисунки, в руку взяв тяжёлый камень -
И эти знаки на одной из скал,
Должно быть, были первыми стихами...
Мастерское стихотворение. Не все тире на своих местах – уж коли мне можно поумничать – но упорядочить их легко. Главное, что внимания на это почти не обращаешь: очень лёгкий слог, точные и красивые образы, стильно и хорошо написано. Особенно понравилась фраза «Наивная любовь была чиста, Не знала сплетен и кривых ухмылок». Да уж, покажите мне того, кто бы посмел щёлкнуть клювом об этих Ромео и Джульетте каменного века! Не понадобился и доисторический Шекспир – парень сам сказал всё, что положено и приличествует случаю. А то, что в наше время у него переводчиков не нашлось – не его трудности, а наши культурные безвозвратные потери.
Очень поэтичный каменный век, у Автора он изображён так изящно, что герои воспринимаются нашими современниками: наверное, чувство на всех одно и за века не изменилось. Кстати, представляю Вам победителя конкурса: история двух кроманьонцев заняла первое место.

ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ
Восьмое марта – это, безусловно, цветы для прекрасных дам. Но для начала поговорим о самой дате. Точнее, нам расскажет об этом Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №49 «ДАТЕЛЬНОЕ»:
Я себя поздравляю с четвёртым апреля.
Да и Вас, если Вам это нужно.
Снова в прошлом остались снега и метели,
Даже ветер не воет натужно,
А поёт в проводах о достоинствах лета,
О полях в предрассветном тумане,
Об особом тепле отпускного билета,
Возлежащем в нагрудном кармане…
(Как красиво сказал: «Возлежащем». Античность и библейские традиции в одном глаголе, и едва заметная ирония)

Понедельник опять начинает неделю.
Каждый день для меня, как награда,
Ну, а завтра…
Поздравлю всех с пятым апреля!
И надеюсь, что это Вам надо.

*Дательное - от слова "дата" – (пояснение Автора)
Автор стихотворения и моя подруга, с чьей цитаты я начала обзор, явно знакомы: для них каждый день – праздник, независимо от даты. Они вообще не рабы календаря: ну какой праздник может быть 4 апреля или же 5-го? Нет, праздник наверняка есть: особенно если традиционный календарь рабочих и выходных совместить с профессиональным (День подводника, День моряка, День химика и так далее), то на работу можно не ходить. Но Автор – не об этом. Он в календари не заглядывает, он поздравляет читателей и окружающих просто с тем, что день наступил, и что в этот день один хороший человек может сказать множеству других хороших людей в своём стихотворении: «Поздравляю с…». Да просто с хорошим днём! Не все понимают, поэтому оговорка «И надеюсь, что Вам это надо» добавляет нотку грусти. Настоящей иронии без доли грусти, наверное, не бывает.

Мучительно вспоминала, за что же я включила в обзор СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «НЕБО ВСЁ ЧАЩЕ МЕНЯЕТ ОКРАСКУ». Начало очень традиционно для весенних стихов. Праздничные стихи, вернее, стихотворения, написанные к определённому празднику, как и об определённом времени года, часто бывают очень похожи одно на другое, не всегда легко отличиться. Поэтому много образов перекликается, и всё это в обилии встречается в русской классике, в которой тема весны – одна из самых популярных (после осени, зимы и лета). А что привлекло меня в этом стихотворении – буду искать. Но привлекло, это однозначно.
Небо всё чаще меняет окраску,
Снегом укрыты поля и леса.
Скоро наступит весенняя сказка,
Мягкие травы умоет роса.

(…)

Как я люблю этот миг возрожденья!
Запах земли, ароматы цветов,
Птиц песнопенья и муз откровенья,
Свежие строчки весенних  стихов.
Ничего особенного, сногсшибательного, сверхоткровенного. Да, лирично, да, красиво, да, типично весенние мотивы. «Правильное», я бы сказала. Но «Свежие строчки весенних стихов» - понравились. И хотя образы вроде бы знакомые, но звучат действительно каждый раз по-новому, по-весеннему, лирично, красиво и свежо. Особых находок в стихотворении, повторюсь, я не обнаружила, но и претензий, кроме некоторой пунктуационной недостаточности, тоже нет. Гладко, правильно и красиво, достойно поэтического альбома.

В СТИХОТВОРЕНИИ №8 «БЕЗВРЕМЕННИК» появляется новый, неизвестный науке цветок, но он так быстро исчезает, что мы не успеваем его разглядеть. Успеваем только отметить фантазию Автора.
Снежных бурь рыданье в звуках скрипки,-
гонит зиму юная весна…
И лазурь небесная с улыбкой
нежно будит землю ото сна.
(Опять-таки – стихов о том, как весна меряется силами с зимой и, разумеется, побеждает, написано много. Новые стихи на эту тему появятся только тогда, когда климат изменится настолько глобально, что прежние поэтические клише перестанут работать)

Нелегко зиме расстаться с троном,-
боль прощанья плавит сердца лёд…
И слезой отчаянья вспоённый,
на снегу безвременник цветёт:
лепестков сиреневая нежность
умиляет, трогает до слёз,
дарит сердцу робкую надежду
на реальность наших зимних грёз…
ВОТ! Вот эти два катрена – центр стихотворения. Ни до, ни после цветок не появляется, да и здесь – появился и исчез.
Далее – причудливая смесь оптимизма и пессимизма. 

Мы забудем прошлые потери,-
вешний воздух головы вскружИт:
(Ну вот, видите, весна – она круче Нового года! Всё безоблачно)
в близость счастья с жадностью поверив,
вновь  кладём  сердца  на плаху лжи…
(А тут – всё обманно. Про «плаху лжи» красиво сказано, но почему именно эту? Под цвет воротничка, что ли? Есть много других плах. В чём обман? Откуда в весеннем стихотворении такой минор?)

И опять тревожное томленье
бьётся бабочкой в тисках груди...
(И опять минор)
Опасенья - прочь! И прочь сомненья!
Ведь  пришла весна , пора любви!
А тут – опять оптимизм. Причём опять – безосновательный. Непонятно, в чём был обман, но здесь забыли даже, что он был, здесь вообще нет ничего, омрачающего душу. Почему же она была омрачена всего двумя строками выше?
Но это понимаешь, только когда вчитываешься. Обороты вроде бы привычны и знакомы, и на первый взгляд даже не замечаешь, что они ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ! Ну нельзя верить весне – и ей не верить.
Откровенно говоря, я ожидала от «Безвременника» красивой легенды, какую рассказывают про другие цветы. Практически о каждом цветке есть легенда, а вот о безвременнике, придуманном Автором, нет. А жаль – Вы бы могли её придумать, Автор! Потому что те, кто придумал все остальные легенды, давно затерялись в веках. А тут – такая находка, и она осталась реализованной только частично. Можно додумать, конечно, но хотелось бы и прочесть…

СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «ГЛИЦИНИЯ» включаю потому, что про цветы. Да, очень романтично и, безусловно, придётся по душе читательницам, но тут ещё больше «общих слов», поэтому полностью цитировать не буду – есть ссылки в финале обзора. 
Цветущая глициния над балюстрадой белой
Ветвями, как ручонками, цепляется к ограде,-
Соцветия душистые вскипели нежной пеной,-
Сиреневое облако на бурном водопаде...
(«Белой» и «пеной» - неудачная рифма, но отмечаю просто из вредности, менять ничего не надо. Вполне можно считать приблизительной рифмой, основанной на созвучии – не будем ломать такие красивые стихи)

Дурманящими струями пропитана округа,-
Весенними цветеньями охвачены предгорья...
И сумерками спрятана красавица-подруга,
Томится ожиданием свидания у моря...
Как видите, много прилагательных, традиционных для «весенней лирики»: цветущая, сиреневое, нежный, дурманящий, весенние… Говорим – «весна», подразумеваем их. Но вот из всего стихотворения один образ западает в душу: «Ветвями, как ручонками, цепляется к ограде». Образ неожиданно живой, немножечко детский, но именно здесь Автор пишет так, как видит. Нет, в искренности Автора сомневаться я не собираюсь, хорошие стихи создаются только искренне, но «ручонки» цветущей глицинии так живо увидела, что захотелось помочь этим веточкам забраться, куда они там карабкаются, и покрепче ухватиться, чтобы не упасть.

СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «ВЕСЕННЕЕ» начинается как-то сразу в народном духе, я бы даже сказала – в овощном:
 
Солнце спелое, ядрёное
пробудилось ото сна,
пахнет ландышем, черёмухой
раскрасавица-весна.
(«Раскрасавица» - это либо мотив народных сказок, либо «слогозаполнение». Но «народная» тема на «раскрасавице», собственно говоря, и исчерпана, значит, был лишний слог)

Наслаждаются рассветами
вишни в белых конфетти;
(А здесь венецианский карнавал)
Тучки в небе так обманчивы
/им держаться б на плаву/...
(Автор, но ведь они и держатся! На плаву, на высоте, как угодно, но они выше, чем что бы то ни было другое на земле!)

Жёлтоглазым одуванчиком
солнце падает в траву.
Вот за одуванчик я это стихотворение и выбрала. В последних двух строках – очень красивый оборот, абсолютно естественный и при этом очень поэтичный. Облака удержались, не упали, а вот солнце закатилось в траву «желтоглазым одуванчиком». Если бы всё стихотворение было таким же точным и выразительным…

СТИХОТВОРЕНИЕ №38 «УТРО В ГУРЗУФЕ» включила в обзор из-за цветущей лаванды. Здесь есть ошибки в рифмах, практически нет сюжета, только картинка, но зато цветёт лаванда. Вообще не так уж и много цветов в обзоре, как оказалось. Приходится искать их аж в Гурзуфе.
Жарю омлет на открытой террасе.
Светлую тень мне дает абрикос.
Улочка наша в цветущей лаванде
К синему морю бежит под откос.
(«Лаванде» и «террасе» вообще не рифма, но лаванда ведь есть… И это, безусловно, прекрасно. Дальше есть такие же трудные случаи рифмовки, как «халатик» - «праздник»: тоже, кстати, рифма весьма относительная, лучше подобрать что-то более созвучное. Если жалко выбрасывать «халатик», то попробуйте видоизменить «праздник»).

Кресла под тенью платановых веток.
Розы в саду, как любил хан Гирей.
Чай на столе ароматен и крепок.
Утро в Гурзуфе достойно царей.
Только в последнем катрене рифмы практически идеальны. Ах, ну да, тут ещё и розы… Я их как-то не заметила, всё затмила нерифмованная, но цветущая лаванда. Вообще тут и сюжета как такового и не нужно, достаточно идиллической картинки, в которую вписываются и солнце, и халатик, и омлет, и цветы. Домашнее и царственное рядом, а лирические герои, хоть и не цари, но цветущая лаванда и розы, а также Гурзуф, роднят их с царями.

В СТИХОТВОРЕНИИ №54 «8 МАРТА – ДЕНЬ ТЮЛЬПАНОВ» женщинам конкурса и окрестным читательницам наконец-то подарили самые весенние из всех цветов – тюльпаны:
Восьмое марта - день тюльпанов.
Возможно, кто-то возразит,
Но женщин радует тюрбанов
На длинных шеях гордый вид.
Не сразу соображаешь, к чему относятся тюрбаны и с чем согласуется их падежное окончание, а также чьи имеются в виду шеи. Предложение не совсем удобно для прочтения из-за порядка слов. Что с этим делать, я не знаю – можно оставить и так. Я же догадалась, что к чему относится, и остальные догадаются. Но вот до чего я не додумалась – зачем в стихотворении столько образов, как они связаны между собой. Забегая вперёд, скажу, что финал красив – в конце стихотворения мы выходим к «озёрам, бездонным, как сама любовь». Красивы две первые строки и две последние, но остальное мне очень тяжело анализировать. Нет общей идеи, сюжета, который бы объединял эту «лавину образов»: тюльпаны, тюрбаны, хижины и дворцы, витражи и миражи. Напоминает оружейную палату с винтовками, которые ни разу не стреляли. Для удачного же произведения вполне достаточно одного ружья.
Финал красив, ещё раз повторюсь. И ещё – это единственное во всей подборке стихотворение о тюльпанах, о которых в дальнейшем повествовательном процессе я даже как-то позабыла. Отвлёк прекрасный образ бездонных озёр.

Немножко экзотики Востока: СТИХОТВОРЕНИЕ №58 «ВЕТКА САКУРЫ» подразумевает, что эта сакура как раз цветёт, нежными кипельно-белыми цветами. И только в финале мы узнаем, что сакура – иносказание. Однако же она есть – поэтому отмечаем.
Есть точка возврата от первой зари
И прожитой нами последней печали.
Мы тихо стоим на высоком причале -
Курлыканьем долгим звучит попурри.
(Скорее уж «Курлыканье долгим звучит попурри». Попурри – это музыкальный термин, выражаясь современным языком – это «микс» из разных мелодий, объединённых в одно произведение, предполагается плавный или внезапный переход между мотивами. Получается, что мы слушаем «попурри», которое звучит «курлыканьем». Или всё-таки «курлыканье», которое звучит как музыкальное произведение? Автор, не обижайтесь, начало мастерское и профессиональное, это чувствуется. «Зари» и «попурри» - да, отличная рифма, только нужно урегулировать вопрос с падежом «курлыканья»)

Весна не предел, а трамплин для прыжка -
В полете не видно, что пасмурно небо.
Скользящим лучом поднебесная репа
Рассеет, как дым по земле, облака.
(«Небо» - «репа»: прелесть, а не рифма! Первый раз вижу. И, самое главное, точно и неожиданно. И не выбивается из общего лирического настроения, чего уж совсем трудно было ожидать. Философская мысль «Весна не предел, а трамплин для прыжка» достойна быть отдельным афоризмом).

Наскальным рисунком блестит полынья -
Стекляшкой врезавшийся в памяти постер,
Повисшим кусочком от скола у дня,
Сакрально светла, принимая свой постриг.
(«Стекляшкой врЕзавшийся» - по логике вещей. Причастие совершенного вида, действие уже СОВЕРШЕНО. Ну или «врезаЮЩИЙся» - то есть находящийся в процессе. Несовершенный вид причастия. Но это не наш случай. Наш случай – первый. Но тогда «врЕзавшийся», а значит, нелады с ударением. Однако, если считать «врезАвшийся» совершенного вида, но в прошедшем времени, то ошибок нет, но как же всё сложно…
В остальном склоняю голову перед эрудицией Автора. Прочитала как древнее заклинание, в котором не всё понятно, но загадочно и потому пугающе-прекрасно)

В двенадцатом доме царит чистота,
Прозрачностью манит картинность пейзажей.
Над постером, словно невесты фата -
Нетронутость ветками сакуры ляжет.
Опять постер – и наконец-то она: ветка сакуры! Ура, товарищи. Собственно, самой сакуры здесь и нет, это, как я уже говорила, художественный оборот, сравнение – и даже не с фатой невесты, а, возможно, с белым-белым снегом, с какой-то прозрачностью и белизной, которой, наверное, и нет названия, только одни сравнения, и те – нездешние. Наверное, я всё-таки сторонник других стихов, в которых главная мысль не прячется за таким калейдоскопом деталей и иносказаний. Но оценить, что стихотворение это на уровень выше многих, и что калейдоскоп мастерский, я могу.

В СТИХОТВОРЕНИИ №61 «АХ ТЫ, ПРОКАЗНИК, МЕСЯЦ МАРТ!» наконец-то зацвёл подснежник. Я его жду уже с первого же стихотворения, а он появляется только в 61-м. Хотелось бы отметить, кстати, это стихотворение не только за профессионализм (придирок не будет, говорю сразу), но и за верность образу. Как начал Автор с карт – так ими и завершил, вынимая каждый раз из рукава козыри:
гадал пасьянсом февраля,…
но призрак марта
вошел в игру почти с нуля –
и спутал карты!
и больше нет в раскладе слёз,
душевной драмы,
ушли снега, ушел "мороз" –
кресто'вой дамы..
(Какие образы! Снега – холод крестовой дамы, улыбка весны – червонной, хорошо, что пиковой нет, иначе бы появилось полнолуние или лунное затмение вместе с вьюгой)

ушло "распятье" короля –
кресто'вой масти!..
прошли метели февраля!
о солнце, здравствуй!
мне улыбается весна –
черво'нной дамой!
а март-валет, плеснув вина, –
разгладил шрамы!

(Сделаем всё-таки небольшой пропуск, переведём дух)
щебечут гимны воробьи –
весне и марту!
о, да! я так хотел любви!
и в масть – вся карта!
сложился правильно пасьянс!
в одно движенье!
ах, впереди – весны роман-с,..
любви круженье!
«Старорежимное» окончание «роман-с» появляется для точной рифмы с «пасьянсом», но при этом придаёт колорита позапрошлого века. Да-с! И превосходный, блестящий финал, шулер в нём – просто в масть.


ВЕСНА – И БЕЗ ЦВЕТОВ
Собственно, для меня на цветах Восьмое марта и закончилось, началась весна.
Очень красиво СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «НОКТЮРН НА КЛАВИШАХ ДУШИ». Как никогда, уместна музыкальная терминология, да и вообще – красиво. Замечаний нет, читайте:
Там, собираясь вновь в полёт
под шорох трав и звуки скрипки,
душа от радости поёт
в объятьях солнечной улыбки.
Какое счастье в мире жить,
встречать рассветы и закаты,
как легкокрылые стрижи,
играть под плавное legato*

ноктюрн на клавишах души
«В объятьях солнечной улыбки» смутило. Множественное и единственное, одушевлённое и неодушевлённое в моём сознании поссорились. Я считаю, что «солнечная улыбка» может заключить кого-то в «объятия» посредством «солнечных рук», которые в стихотворение просто не поместились.
В целом очень красивый ноктюрн, точнее, стихотворение, достойное самой солнечной улыбки.

Если предыдущее произведение можно считать мужским оптимизмом, то СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «У МЕНЯ ВЕСНА!» - уже оптимизм женский. От мужского он отличается тем, что ему не нужно особых поводов для счастья. Скомандовала себе: «У меня весна сегодня!» - и всё… Конечно же, по ритмике, строю и образам оно куда проще предыдущего – настоящей музыкальной шкатулки. Здесь всё конкретно. Но подкупает оптимизм лирической героини:
Ах, какое нынче утро!
На душе - сто тысяч арф!
Я поверх тяжёлой шубы
Повяжу цветастый шарф.
(Кто-нибудь слышал оркестр в сто тысяч арф? Наверное, божественно красиво. Но я на секунду представила себе, каково дирижёру… «Утро» - «шубы» - проблема с точной рифмой)
Как соскучились серёжки
По танцующим ветрам!
Не читается нисколько...
Позабыт «Отель Бертран»
(«Серёжки» и «нисколько» тоже не рифма, но за оптимизм я этому Автору прощу если не всё, то многое)
…рядом с сотовым и пилкой,
И блестяшками для губ.
…Нарисую взглядом лужи
И по лужам побегу
(Тут вообще рифмуются только чётные строки. Если это приём – другое дело. Но тогда он должен распространяться на всё произведение, а мы видим его только в финале. Притом обычно он применяется в длинных стихотворениях, когда Автор идёт «путём наименьшего сопротивления». Но в коротких стихах, тем более в одном катрене, смотрится как небрежность. Предлагаю зарифмовать «лужи» с «тушью», если Вас устроит такая поправка. Все поправки – разумеется, на усмотрение Автора).
Мимо стрессов и работы
Прямо к кассам "Синема".
...У меня весна сегодня.
До свидания, зима!
Фух! «Сегодня» и «работы» после вышепрочитанного – даже почти рифма. И ещё раз хотелось бы отметить настрой произведения: просто, но эффективно, судя по настроению лирической героини.

СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «ТУТ И ТАМ» традиционно весеннее, опять-таки, много привычных образов. Может быть, из-за игры слов «Тут» и «Там», а может быть, из-за чего-то ещё мимо не прошла. Это «чего-то ещё» необъяснимо, хотя вроде бы задача у меня такая – объяснять, почему не прошла мимо.
В мире стало чуть теплей
С прилетевшими грачами.
Март на стылую погоду
Явно вешает клише:
Снег готовится бежать
Ошалевшими ручьями
По уставшему асфальту,
По заждавшейся душе…
(Схема простая и одновременно сложная – один из плюсов произведения)
(…)
По ручью до Енисея,
Задевая все коряжки,
Беспризорные серёжки,
Надоевшие ольхам…
(«Надоевшие ольхам»… По-моему, ольха – как раз то дерево, которое сложно поставить во множественном числе. «Заросли ольхи» знаю, а «надоевшие ольхам» - не слышала)
Это Там!
А Тут вовсю
Стаей бегают дворняжки
По упавшим этой ночью
В лужи сонным облакам…
Образами, скажем так, не перегружено, но те, что есть – красивы и необычны, повторюсь, есть в стихотворении какое-то очарование. И уже отмеченный способ рифмовки – такой убаюкивающий, хотя двухсложные размеры обычно «быстрые». Но этот – укачивает. Так и видится, как облака брели по небу, уснули и скатились вниз, на землю. Очень интересный образный ряд.

В стихотворении №20 «ВЕСНА» появляется весенняя птица – соловей. Образ соловья – один из самых популярных в «весенних» стихах, но этот особенно запоминается:
…а соловей осоловело
Насвистывает гимн  всему, что воскресая расцветает...
По кромке неба  бахрому ночь распускает золотая.
«Осоловелого соловья» и захочешь – не забудешь.

В СТИХОТВОРЕНИИ№18 «ВЕСЕННЕЕ» соловей тоже есть. Да и по замыслу оба – стихотворения-признания, с красивым финалом. Эта птичка несколько бодрее предыдущей, что не может не радовать.
Ты увидишь  на рассвете
Желтоглазые луга,
Солнцеликих первоцветов
Золотые берега.

И наконец-то, ещё один раз перед тем, как закрыть тему – цветы. Как-то я их проглядела при первом прочтении и обратила внимание на соловья, а потому быть этому стихотворению во второй части обзора. Однако первоцветы – ещё один случай появления цветов в конкурсе.

Любопытна авторская позиция в СТИХОТВОРЕНИИ №25 «ЛУНА В ВЕСЕННЕМ АМФИБРАХИИ». Луна здесь представляется свахой, напористой и бесцеремонной. Но цель у неё вроде бы не плоха. Только глагол «растусует» мне не понравился: конечно, Луна бесцеремонна, но ей можно, она ж вроде бы светило, а почему так бесцеремонен с нею Автор? Непонятно.
Озадачил меня и финал:
Портьеры закрой,
            и в окно на луну не гляди!

Получается, лирические герои занавесились занавесками, но всё равно ощущают, что чего-то не хватает… Впрочем, от такой нахальной Луны я бы тоже спряталась. Запись лесенкой в данном случае облегчает восприятие, очень музыкальное произведение, вальсирующее.

В СТИХОТВОРЕНИИ №42 «ВЕСНА – У КАЖДОГО СВОЯ» главный герой – март. Причём со строчкой о том, что «Для марта снег не характерен», я бы поспорила. Почему же «не характерен», если начало марта – наследник февраля?
А  послезавтра будет дождь
И будет сыро, будет хмуро.
Непостоянная натура -
Ни на кого он не похож!
А вот с этим и не поспоришь. Лёгкая погодная зарисовка, без особых вопросов со стороны читателя.

Наконец-то у меня получился «почти человеческий» обзор: не на 30, а на 15 печатных листов. Это ли не праздник? И читатель не устанет, и критик откланяется ровно за пять минут до того, как зрители начнут топать ногами.
СТИХОТВОРЕНИЕ №64 «ПОПУТЧИК» красиво своей недосказанностью. Но при этом никаких особых «поэтических» приёмов Автор не применял: дорожная зарисовка, через Крым едет поезд, в вагоне – попутчики. Это очень реалистичная романтика, которую не нарушает даже шуршание пакетов:
Слово за слово… Тронулся поезд, оставляя шумливый перрон.
Пассажиров в купе моём – трое. Мчит по Крыму московский вагон.
За окном и сады, и домишки, и лугов потемневших ковры.
Чай в дороге сегодня не лишний – вечный символ вечерней поры.               
(…)
Сам рассказ – простой и безыскусный, но за этой простотой – практически безупречное владение словом. Ни одного изъяна, ни одной придирки… Просто, понятно, и опять-таки: вся соль в финале:
До рассвета осталось так мало… Как досадно, что поезд спешит!
Финал открыт, что там, после станции – никто не знает, это будет «совершенно другая история». (с)

Очень красиво СТИХОТВОРЕНИЕ №65 «ПРИЗРАЧНАЯ НЕЖНОСТЬ»: на первый взгляд, лёгкая лирическая зарисовка, но за ней – красивая весенняя картинка. Единственное замечание – к словосочетанию «весны антураж». Само слово «антураж» здесь как-то неуместно, излишне, «инородно», я бы сказала. «Антураж» обычно придаёт колорита, создаёт внешние спецэффекты. А стихотворение прекрасно внутренними переживаниями. Всё стихотворение – это внутренний отклик лирических героев на внешний «антураж», поэтому по смыслу он подходит, конечно.
А вот «дым кальяна» очень уместен, хотя курение – это яд. Само стихотворение – как вспышка или колечко лилового дыма. Дунешь – растает, но не забудется.

***
В начале и в конце обзора стихотворения приводятся полностью. В СТИХОТВОРЕНИИ №60 «ВСЁ КАК ВСЕГДА» - действительно, всё как всегда. Такой же, как и всегда, окружающий мир, и в нём – двое… И это делает привычный вроде бы мир «не таким, как всегда». Хорошие «весенние» стихи.
Играет ветер лёгкою гардиной.
Она и рада – весело летать ей…
Фонарный столб с поводками блондина
Уже представил, что окно – без платья,
И заглянуть пытается нахально
Под занавеску, внутрь, в моё жилище…
А под окном олива чуть печальна,
И по дороге вдоль машины свищут –
Летят с какой-то скоростью нездешней,
Как будто в Космос путь им предназначен…
На травке, сбоку, просто и беспечно
Уселась пара… Отдыхают, значит…

Садится солнце, вечер на пороге.
Обычный вечер – всё, как было прежде.
Окончен день – обычная дорога
Через труды, заботы и надежды.
Всё как всегда – и всё привычно вроде.
Земля готова к звёздному причастью…
Обычный день, нормальная погода…
Но рядом - ты. И это - просто счастье…


СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ»

10. http://www.stihi.ru/2015/03/22/2119   
49. http://www.stihi.ru/2016/04/04/4064 
17. http://www.stihi.ru/2009/06/04/5759 
8. http://www.stihi.ru/2010/03/08/2613 
9. http://www.stihi.ru/2009/01/11/3502 
21. http://www.stihi.ru/2015/04/25/4326 
38. http://www.stihi.ru/2016/03/20/4026 
54. http://stihi.ru/2016/03/08/12141 
58. http://www.stihi.ru/2016/03/10/3288 
61. http://www.stihi.ru/2014/02/02/740 
40. http://www.stihi.ru/2016/02/01/2374 
4. http://www.stihi.ru/2010/03/12/533 
5. http://www.stihi.ru/2010/03/12/526 
20. http://www.stihi.ru/2015/06/21/10002 
18. http://www.stihi.ru/2015/04/19/6230 
25. http://www.stihi.ru/2014/04/06/10199 
42. http://www.stihi.ru/2016/03/21/11688 
64. http://www.stihi.ru/2015/05/30/9515 
65. http://www.stihi.ru/2008/11/18/4946 
32. http://www.stihi.ru/2015/01/03/10993
60. http://www.stihi.ru/2015/05/20/7357 

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО