МАТЬ и ДОЧЬ глава 2

Лидия Рыбалко
 Так началась новая жизнь Татьяны.Ларису зарегистрировала,правда в метрике, против слова ОТЕЦ,стоял прочерк.Так малышка,при живом отце,стала безотцовщиной. Перед уходом в плавание  Петр пришел попросил показать дочку,Татьяна провела его в избу.Он постоял,помолчал,затем положил маленький сверток на стол и вышел.Там лежали несколько распашонок,шапочка и 25 рублей,по тем временам,это были хорошие деньги. Больше они никогда не встречались.На дочку стала получать,как мать-одиночка,пять рублей.С Катей жили дружно,как сестры, помогали друг другу.В апреле неожиданно заболела Катина дочка,малышка горела огнем. Позвали соседку, бабку Наталью,которая в округе всех ребятишек лечила,заговаривала грыжу,снимала порчу.Она пришла,осмотрела малышку,что-то шептала,медом мазала,Настенька вроде заснула.К утру ей снова стало плохо,Катя повезла ее в город,в больницу,их положили.
Через полтора дня Катерина вернулась одна,умерла Настенька от пневмонии. Катя присела на лавку,обняла голову руками и заплакала, приговаривая:" Что я такого сделала в жизни? Кого обидела? За что меня так Бог наказывает?" Плакала долго,Таня ее не трогала,по себе знала,что только слезы принесут облегчение. Зашла баба Наталья,подошла к Катерине,гладит ее рукой по голове и приговаривает:"Поплачь, девонька,поплачь,легче станет. Что уж теперь,Бог дал -- Бог взял." Катя стала затихать,Татьяна помогла ей прилечь на постель,вскоре та заснула. Только от одного горя еще не оправились,второе чуть не вошло в дом. Катерина ушла на ферму,работала дояркой.Татьяна решила сходить за хлебом,глянула,Лариса спит в люльке своей. Сказала Вовке,чтобы никуда не уходил и к печи не лез. Как нарочно, хлеб еще не привезли,она решила подождать,так как продавщица Нина
  сказала,что привезут с минуты на минуту. Стоят бабы разговаривают,новости местные обсуждают. Вдруг все повернулись,по улице бежал внук бабки Натальи и кричал:" Тетя Таня,бегите домой,кажись у вас дом горит,дым валит,меня баба моя послала." Татьяна ойкнула и побежала к дому,за ней все,кто стоял возле магазина. Шуточное ли дело,дом горит,спасать надо. Забежав во двор, увидела деда Прохора,он держал на руках Ларису,откашлялся и говорит:" Татьяна, не бойся, не пожар это,дымоход перекрыт,я думаю,что это малец,неспокойный парнишка у Катерины,того и жди от него беды."Таня покрутила головой и спрашивает:" А где Вовка-то?" Дед тоже оглянулся кругом:" Сбежал наверно сорванец,испугался." Она постояла,но какая-то сила толкнула ее в избу,забежав внутрь, от дыма ничего не увидела,щипало глаза,огляделась потом, мальчишки не было видно,но послышался плач.Она заглянула на печку,там под старым тулупом нашла его,вынесла на улицу.Дед Прохор подал ей дочку:"Тань,глянь,что это с ней?" Малышка тяжело дышала и личико было  белым.Татьяна дала ей грудь,сначала она не брала,но затем начала сосать,но у нее открылась рвота.Потом она  умыла дочку,села с ней в тень,постепенно щечки порозовели, она улыбнулась матери. Перепуганная прибежала Катя с фермы,поймав сына,отхлестала его ремнем.Долго в саду слышался его плач,пока мать не занесла его в избу.Вскоре дым выветрился,но запах еще стоял долго.
         На другой день,когда Татьяна окучивала картошку в огороде,к ней подошла бабка Наталья.Постояла,посмотрела и говорит:"Смотрю я на тебя,девонька,жалко мне тебя. Молодая,видная,а одна,-- она вздохнула, -- война проклятая мужиков наших перебила.Ну да,ладно,я не за этим пришла. Долго ты у Катьки жить собираешься? Парнишка растет,а как муж вернется?У меня сестра есть,моложе меня на немного,живет одна. Может пойдешь к ней жить? Денег она не возьмет,супу миску нальешь и хорошо.Девчушку твою смотреть будет,а ты робить иди,на "советскую заботу" об ребенке не проживешь."Таня оперлась на тяпку,смотрела на соседку и подумала:" Правда, надо идти работать,а то что эти пять рублей,да и хватит на Катиной шее сидеть." А бабка Наталья,словно прочитав ее мысли,спросила:"Ну что,я говорю с сестрой?" Улыбнувшись,Татьяна кивнула головой.
Когда Катерина пришла с дневной дойки,она ей все рассказала."Ты только не обижайся,Катюша,мне правда работать надо,да и вам посвободней станет." Катя рассмеялась:"Да все правильно,хочешь, я завтра с председателем поговорю,чтобы взял тебя в совхоз,к нам на ферму дояркой пойдешь?"Теперь громко рассмеялась Татьяна:"Да я же не умею".Катерина встала,взяла две кружки и пошла за печку,вернулась,протянула одну ей. Подруги стукнулись кружками,бражка пахла медом,приятно щипала горло.Катя,вытирая губы ладонью, ответила:"Научу,научу дергать за дойки".
         Хозяйка дома,баба Валя,оказалась приятной старушкой,правда,плохо слышала. В свои 80 лет,сама вела свое небогатое хозяйство,управлялась в огороде. Они сразу понравились друг другу. Татьяна смотрела на дом,потому что избой его не назовешь.Бабушка Валя,видя,с каким интересом она рассматривает
 небольшой, двухэтажный домик с резными окнами,сказала:"Дом этот еще мой отец строил. Великий мастер был,все, до последнего гвоздика,сделал сам. Шибко робить любил и нас к этому приучил.Ну ,пошли что-ли,жить будешь на втором этаже,там зимой теплей.-- Посмотрела на ее дочку, -- как девчушку-то звать? " "Лариса,"-- ответила Татьяна,взяла узел с вещами и пошла следом за хозяйкой.Они поднялись наверх и баба Валя открыла дверь в комнату:"Вот здесь и будешь. Раньше ента  комната сына мово была,Павлуши,да погиб он на войне,будь она проклята. А мужа еще в тридцать седьмом ночью увезли. У нас тогда беда случилась в совхозе,коровы стали дохнуть,а он скотником был,вот и забрали. Больше я его и не видела. Сестра говорила,что твоих родителев тоже засудили? -- Посмотрела на узел,покачала головой, -- это все твои вещи?" Таня кивнула,хозяйка покачала головой и вышла.
       Комнатка была маленькая,но очень уютная. Разложив свое небогатое имущество,она открыла окно,которое выходило в сад.Вдохнув чистого свежего воздуха,Татьяна рассмеялась,схватила дочурку и спустилась вниз. Баба Валя хлопотала возле русской печи, Открыла заслонку,достала ухватом чугунок и ловко поставила на стол. "Садитесь, -- пригласила жиличку, -- картохи вот сварила." От чугунка шел аромат сваренного молодого картофеля,тут же, на столе, появился глиняный кувшин с молоком и кусок ржаного хлеба домашней выпечки. Они поели,Татьяна попросила бабушку присмотреть за Ларисой,ей надо было идти к председателю.
Возле правления ее уже ждала Катя,они вошли.Матвей Авдеевич сидел за столом,увидев женщин,снял очки и посмотрел на них вопросительно. Катерина подошла ближе,присела на стул и обратилась к нему:"Я привела ее,Матвей Авдеевич.Вот она хочет работать на ферме,дояркой."Он посмотрел на Татьяну так,что она не знала куда деться от этих глаз.Наконец выговорил:"Да какая доярка из этой крали? И зачем ей наш совхоз?Ей в город надо.У нас мужиков после войны, на пальцах сосчитать можно, да и те сбежали в город за длинным рублем.Вот твой,Катерина,где он сейчас? -- она пожала плечами,а он продолжил. --У нас же одни бабы все на себе тянут,кругом нищета".Помолчал,потом с какой-то болью добавил:"Зато у нас,всеобщая вера в светлое будущее! Только где оно,это светлое будущее,если Страна своего колхозника,как липку, обдирает." Вдруг он замолчал,испуганно глянул на молодиц,обратился к Татьяне:"Лады,не передумаешь,то приходи,чего греха таить,мы рады любому человеку."
        Сначала было очень тяжело,но вскоре втянулась. Катя и правда научила ее доить коров.Привыкла к запаху навоза,ходить в огромных резиновых сапогах.Появились подруги,с которыми бегала на танцы в клуб.Когда в деревню привозили фильм,клуб набивался до отказа. Сначала появлялась самодельная афиша:большими буквами было написано название фильма,а пониже и помельче -- танцы.Танцевали под патефон,выбор пластинок,жаль,был небогат. Танцы --вальс,фокстрот,танго.И,конечно,Утесов,Шульженко и Русланова.
Баба Валя всегда отпускала ее:" Иди-иди,милая,чего дома сидеть,мы с Ларочкой и вдвоем управимся." Одна беда,кавалеров почти не было,но это не останавливало молодых бабенок и девушек.Но никто не выходил в круг,когда раздавалась любимая всеми музыка "цыганочка с выходом",это было,когда в клуб приходил Сашка со своим армейским баяном.Татьяна лихо отплясывала цыганочку. Летала по кругу,выбивая дробь каблучками стареньких туфель,озорно подергивая плечиками.Настя,жена Сашки-баяниста,ни на шаг не отходила от мужа,ревниво поглядывая на плясунью.
Так шли годы.Татьяна работала,а дочка подрастала.