имеет ли право художник ругать власть

Уменяимянету Этоправопоэта
В Интернете спорят, имеет ли право художник ругать власть, если он живёт и творит на государственный счёт.

Начинать нужно не с этого.

Народ трудится в полях, на заводах, в шахтах. Учителя учат, врачи лечат.

Они получают зарплату, на которую покупают книги, билеты в кино и на выставки.

По идее народ сам решит чьё творчество ему ближе, книги и билеты раскупят и у творца будет на что творить.

Но есть телевидение и Интернет где зритель ничего не платит.

Государство финансирует создание телефильма, но где государство берёт на это деньги? Упрощённо говоря, из народной зарплаты.

Теперь смотрите, что получается – показали по телеку бесплатное кино. Хорошее оно или плохое, но народ хочет продолжения.

В том или ином виде народ получит продолжение – содержания или стиля.

Не имеет значение платно или бесплатно для зрителя идёт кино.

Увеличьте зарплату и введите плату за телевизор, а народ всё равно захочет продолжения.

Проблема только в том, что продолжение всегда хуже.

И здесь мы подходим к главному.

Вопрос – имеет ли право художник ругать власть, если он живёт и творит на государственный счёт неправильный, потому что источник денежных затрат художника всё равно не государство, а народ.

Правильный вопрос, поэтому другой и он короче неправильного вопроса – имеет ли право художник ругать власть?

На этот вопрос не два ответа, а три.

Третий ответ такой – каждый художник и каждый зритель решает сам.

На первый взгляд это уловка и хитрость – ведь если каждый решает сам, тогда получается, что право ругать власть имеется, но это только на первый взгляд.

На самом деле право ругать власть не обсуждается, как не обсуждаются вопросы – кто в какого бога верит, кто кого любит, кто какую причёску носит и т.д.

Точно так же в физике не обсуждается вопрос, что такое электрон, который, как известно, неисчерпаем, как и атом – волна или частица.

Электрон имеет дуальную природу. При распространении ведёт себя как волна, а при соударении – как частица.

Так и художник – при распространении он имеет право, а при соударении – не имеет право.

Мне самому трудно это понять, но такова природа художника.

При распространении художника от одной власти к другой он имеет право ругать власть, а при соударении художника с властью – не имеет права.

Возьмите любого художника, только не сразу в кандалы и в тюрьму, а мысленно – это называется мысленный эксперимент.

Возьмите мысленно любого художника от Иисуса до Иосифа, но не мужа Марии, а – до нашего Кобзона.

Имеет, не имеет, имеет, не имеет, имеет, не имеет – дуализм налицо.