Нефертари...

Марина Асташина
Нефертари - не просто Женщина,
То Владычица из долины Цариц.
Долгая память людям завещана,
В Древнем Египте яркая зарница.

Власть красоты надолго обещана,
Душа повсюду летает, как птица.
Милостью Богов ранее отмечена,
Во взгляде скрыта её тайная сила.

Царской красой навеки увенчана,
Около нас на века, будто застыла.
Судьба оказалась, увы, изменчива,
Но всё в прошлом тихо отпустила.

Жизнь современниками расцвечена,
Свои воспоминания нам подарила.
В зале Эрмитажа  Она «встречена»,
Словно над экскурсантами парила.

Эти строки посвящены Царице Нефертари, оставившей у меня неизгладимый след и яркие впечатления после посещения выставки «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине», организованной Государственным Эрмитажем.

На фото - изображение Нефертари из посвящённого ей храма в Абу-Симбеле.

Нефертари Мери-эн-мут («Нефертари» означает Прекрасная спутница, «Мэритенмут»— Возлюбленная [богини]Мут) — первая супруга Рамсеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил своё величайшее открытие, обнаружив в 1904 году знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; её расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы Книги Мертвых и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса. Увы, усыпальница была ограблена ещё в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

С 16 июня 2017г. в Манеже Малого Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) открылась выставка «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине», организованная Государственным Эрмитажем и Египетским музеем в Турине, при поддержке компании Lavazza, информирует пресс-служба музея.
В основе выставки «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине» ; фиванские материалы, добытые Дроветти и Скиапарелли. Ключевая фигура выставки ; царица Нефертари, оказывается представленной на фоне Долины цариц, где экспедиция Скиапарелли открыла ее гробницу. Открывает экспозицию раздел, посвященный Нефертари, Великой жене царёвой Рамсеса II, считавшейся живым воплощением богини Хатхор, супруги солнечного бога. Монументальные статуи из древних Фив иллюстрируют функции царя, являвшегося не только правителем страны, но и посредником между людьми и богами, и царицы. Многочисленные предметы в этой части выставки иллюстрируют слияние образа Нефертари с несколькими богинями.
Ключевой фигурой выставки является царица Нефертари, жена Рамсеса II. Ее гробница была Детали оформления дворца, ритуальные и бытовые предметы, принадлежавшие знатным дамам и использовавшиеся при царском дворе — статуи и рельефы, предметы туалета, косметические принадлежности и ювелирные украшения ; дают представление о придворной жизни и положении, которое занимала женщина в древнем Египте во времена Нефертари — XIX династии и первых тридцати лет правления Рамсеса II.
Представленные на выставке редкие находки ; разнообразные декоративные элементы, фрагменты музыкальных инструментов, деревянный подголовник для поддержки основания головы во время сна, сосуды, чаши,; дают представление об условиях, в которых жили царская семья и знать.
Выставка будет открыта до 10 января 2018 года в Малом Манеже Эрмитажа и Большом дворе Зимнего дворца г. Санкт-Петербург.

Рецензия на стихотворение

...многое кануло в Прошлое,
Многое - неизведанно...
Есть там: плохое, хорошее,
Нужное..., бывшее предано...

Сергей Таболин

Ответное стихотворение Александра Нелепова

Не мыслил без Нефертари диалога! http://www.stihi.ru/2017/08/31/4275