770. Игра в бисер

Маргарита Мендель
«Поэт, который в танце своих стихов славит великолепие и ужас жизни, музыкант, который заставляет их зазвучать вот сейчас, – это светоносец, умножающий радость и свет на земле, даже если он ведет нас к ним через слезы и мучительное напряжение. Поэт, чьи стихи нас восхищают, был, возможно, печальным изгоем, а музыкант – грустным мечтателем, но и в этом случае его творение причастно к веселью богов и звезд. То, что он нам дает, - это уже не его мрак, не его боль и страх, это капля чистого света, вечной веселости <...> Умелец Игры играет как органист на органе, и совершенство этого органа трудно себе представить – его клавиши и педали охватывают весь духовный космос, его регистры почти бесчисленны, теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести все духовное содержание мира. Пользуясь нашей метафорой, в пределах сложной механики этого органа, отдельному умельцу Игры открыт целый мир возможностей и комбинаций…»
  Герман Гессе «Игра в бисер»


***

Оплот сомнений и печалей,
Абстракций образов, Игра
Есть в добровольческом изгнании
Жизнь внемирская. Мастера

Ее способны под лучами
Таланта складывать слова,
Владеть красивыми речами,
К Игре готовым быть всегда,

Средь рун магических мечтаний,
Блестящих формул, амплуа
Умельца с ясными очами
И Касталийского гонца,

Кой совершенствует веками
Игру, как мать учит птенца –
Примером собственным. Мы знали,
Что день придет ее конца.

То есть формальное искусство,
Не ведающее Творца,
Пусть техника, порой искусно,
Скрывает пустоту ларца,

Но дурнота от перегрузки,
Сердца сухая тишина –
Цена магистерской обузы:
Отказ от собственного «я»,

От чувств и счастья встречи с музой,
«Аккорда Шубертовского»,
Медитативного союза
Природы, ее естества.

Провинции гипотенуза,
Противница ее угла
Мирских страданий, войн, конфуза
Истории, что не верна

От богословия Иисуса
До наших дней, ведь имена
Владык и мучеников, трусов
Смешали в модус времена.

Лишь музыка – презент искуса –
Улыбчива и весела,
В ней храбрость праздничного вкуса
И даже смерть с ней не страшна –

Утрата всех телесных функций
Субстанции, то – мишура
Души ее тонких конструкций
В плоть возведенного раба.

Нет ничего сильнее презумпции,
Что дарит музыка. Игра –
Не «пробуждение», – революция
Ума и сердца, их борьба.
 


15 июня 2017 года








Иллюстрация к роману Германа Гессе "Игра в бисер" А.Харитонова