Капитанская дочка

Димитрий Кузнецов
Паруса над ладьёю хароновой
И без ветра взлетают, шурша...
Но молитвами Маши Мироновой
Спасены твои честь и душа.

Никуда уж, казалось, не деться и
Не укрыться от лютого зла.
В изувеченной штурмом фортеции
Коченели убитых тела.

Кровью бунт наливался, и точкою
Застывала судьба на мели.
Овладеть капитанскою дочкою
Твой соперник пытался вдали.

А потом – хоть лежи и у трона вой,
Кто услышит обиженный рёв?!
Но молитвами Маши Мироновой
Жив навеки Петруша Гринёв.
  _____________________
  * Иллюстрация:
     кадр из фильма "Русский бунт", 1999,
     в роли Маши Мироновой –
     Каролина Грушка (Польша).

Пушкинскую "Капитанскую дочку" (одно из моих любимых произведений в литературе) я считаю не только классическим образцом отечественной изящной словесности, но и самым пронзительным, откровенным произведением о сущности гражданской войны, о природе "русского бунта"...

Кстати, в советское время (в сталинский период – в обязательном порядке) из текста повести деликатно изымались некоторые фрагменты, идущие вразрез с сов.моралью. Например из VI главы "Пугачёвщина" исключался такой абзац:

"Пытка, в  старину,  так  была укоренена в обычаях судопроизводства, что
благодетельный   указ,  уничтоживший  оную,  долго  оставался  безо  всякого
действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо  было для
его  полного  обличения, – мысль  не  только  неосновательная, но  даже  и
совершенно  противная  здравому  юридическому  смыслу: ибо,  если  отрицание
подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание  его
и того  менее  должно  быть  доказательством  его виновности. Даже  и  ныне
случается  мне  слышать  старых  судей,  жалеющих об уничтожении варварского
обычая...".

И далее: "Когда вспомню, что это случилось  на моем  веку,
и что ныне дожил я  до кроткого царствования  императора
Александра,  не могу не  дивиться быстрым успехам просвещения
и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если
записки мои попадутся в твои  руки,  вспомни, что  лучшие
и  прочнейшие изменения  суть  те,  которые происходят
от  улучшения  нравов,  без всяких насильственных потрясений...".

Вспоминая миллионные жертвы коммунизма в XX веке, моря крови, пролитые изуверами–ленинцами в нашем несчастном Отечестве, горько становится от мысли, что пушкинские слова, пророчества Достоевского, гуманистическая проповедь Толстого – всё это большевицкой нечисти было не только чуждо, но исключительно враждебно и контрреволюционно.

Фильм "Русский бунт" 1999 года, из которого взят кадр для иллюстрации стихов, никоим образом нельзя считать шедевром. Увы, "Капитанская дочка" не нашла ещё адекватного воплощения в кино. И всё же в "Русском бунте" есть удачные актёрские работы: Юрий Беляев в роли коменданта крепости, Владимир Ильин в роли Савельича, Сергей Маковецкий в роли Швабрина... Но мне более всего понравилась там 18–летняя польская актриса Каролина Грушка, исполнившая роль Маши Мироновой. Режиссёр Александр Прошкин искал на главную роль юную непрофессиональную актрису, "без опыта Советского Союза в глазах", которая «выпадала бы из современной жизни, не несла печати "попсы"». Образ Маши Мироновой стал, на мой взгляд, очень запоминающимся.