Тёщин язык

Длиннющий, в несколько километров, изобилующий крутыми поворотами подъём среди местных шоферов получивший прозвище «Тёщин язык», заслуженно пользовался у них, немногочисленных в ту пору автолюбителей и заезжих дальнобойщиков исключительно дурной славой.

Летом слабенькие моторы Зилков и Газончиков там дружно закипали, а зимою нередко вообще подняться было невозможно, покуда нерасторопное начальство районного ДРСУ не пришлёт «посыпалку» с солёным песком.
В середине 70-х Тёщин язык печально прославился ещё и тем, что именно на этом участке трассы вдруг стали необъяснимым образом пропадать грузы из проходящих по нему машин.

Поначалу грешили на самих шоферов: пломба сорвана, а в кузове не хватает нескольких тюков с одеждой, или упаковок с обувью, или мешков сахара – в ту пору всё имело немалую цену – что ж тут неясного? Однако водители дружно клялись, что товар не брали, и на последней остановке проверяли пломбы. Руководство автохозяйств и грузовладельцы, хотя в этом и не признавались, верили им, поскольку прекрасно знали, что любому опытному водителю известно множество ловких способов стащить что-то из своего фургона, оставив пломбу совершенно целёхонькой. Да и тот факт, что все пропажи обнаруживались именно после преодоления Тёщиного языка, наводил на определённые мысли.

Тайна раскрылась сама собой.
Ничего загадочного, тем более, мистического, в этой истории не оказалось. Просто банда ловких корешков, в местной блатной среде известных, как «зятьки» именно по причине, что «работали» они на Тёщином языке, вскрывали фуры прямо на ходу, пользуясь тем, что скорость машин на затяжном подъёме была крайне малой, а водителям на узкой дороге с частыми крутыми поворотами было не до того, чтобы глядеть в зеркала.

Схема была предельно проста: один из «зятьков» запрыгивал на отбойник или просто повисал на запоре ворот, срывал замок и распахивал воротину, затем с подскочившим подельником на бегу, а то и просто идя быстрым шагом, не торопясь вытаскивали из заднего ряда упаковки с товаром и передавали трём другим членам шайки. Те утаскивали хабар за придорожные кусты и возвращались за новой ношей.

Возможно, долго ещё они «чистили» бы вынужденных тащиться по проклятому серпантину дальнобойщиков, если бы не роковая случайность.
В один прекрасный (но отнюдь не для «зятьков») день по Тёщиному языку медленно пробиралась гружёная под завязку Алка.* Тащившая её старенькая Шкода выбивалась из сил, и на одном из самых крутых участков подъёма её можно было легко обогнать неторопливым шагом.
Главарь привычно рванул ручку запора, и… был буквально катапультирован воротиной, стремительно распахнувшейся под бешеным напором тринадцати тонн огромных астраханских арбузов!**

…На скамье подсудимых оказались лишь трое из пятерых «зятьков» -- невероятно удачно приземлившийся в густой кустарник мастер беспарашютного спорта и два «носильщика», не успевших выбраться на дорогу. Раздавленные всмятку трупы двоих других приехавшие на место происшествия гаишники долго разыскивали среди растянувшегося на добрые три сотни метров алого арбузного крошева.


6-7.09.17г, Заозерье
___________________________________________________

* Алка (ALKA) – полуприцеп-рефрижератор чехословацкого производства, весьма популярный в СССР в 70-80-е годы.

** В те далёкие времена очень многие грузы даже на дальние расстояния возили просто навалом, без тары.
__________________________________________________

История записана по мотивам подлинных событий, произошедших в 1975 году на участке дороги Углич – Ростов (Ярославская область)


Рецензии
Да уж...поели ребятки арбузиков. Картина, как говорится, маслом.
Мне твой рассказ тоже пару случаев напомнил. Они правда не связаны друг с другом. Один о воровстве нашего пригадира контейнеровозов, а другой о том, как мы зимой штурмовали Карпатский перевал. Расскажу как нибудь. Не сегодня. Букв много. А времени чота мало:)
Жим!

Константин Камень   08.09.2017 09:25     Заявить о нарушении
Очепятка. "Бригадира" конечно же.

Константин Камень   08.09.2017 09:26   Заявить о нарушении
Привет, Костя.

Да уш, соберись как-нить, с удовольствием послушаю.

По поводу воровства грузов сам бы цельный том мог накатать, столько реальных историй за годы работы на транспорте накопилось! В основном, конечно, уже когда не сам колесил, зато и набралось их гораздо больше))
Да и не только на эту тему...

Николай Орехов Курлович   08.09.2017 14:06   Заявить о нарушении
Одну из немудрёных схем слегка обогатиться придумал наш бугор. А! Не! Вру! Фу ты нуты! Чуть напраслину не наговорил на хорошего человека! Это был не бугор наш вовсе, а один из немногих, искуственно сделанных "героев соцтруда" того времени. Он ещё и в профкоме заседал, и, естественно, на всех собраниях толкал пламенные речи о том, как надо увеличить ускорить объём грузоперевозок и т.д. О! Вспомнил ещё одного героя соцтруда в Калининской автобазе минтяжстроя города Донецка. Мещерякова. Это когда я там работал в одной из районных автоколонн. Он на "КРАЗе" таскал четыре!!! прицепа. В этом и заключалось всё "геройство". Приезжая на загрузку стройматериала, бросали всё и всех и грузили только его. Такая же картина на выгрузке на стройплощадке. Плюс полгорода в пробке, когда он передвигался по объектам.
Ну, ты знаешь всю эту тогдашнюю кухню. Не мне тебе рассказывать.
Даа...так вот, наш "герой" придумал следующее.
Тут небольшое отступление.
Когда идёшь в рейс, то на конечной грузовой, ты, либо едешь разкружать контейнера непосредственно к заказчикам, либо снимаешь их на грузовой, тебе ставят четыре порожняка (столько вмещал контейнеровоз) и ты едешь на загрузку. Но часто бывало, что загрузки нет. Ну, нет и всё тут. И ты едешь домой с пустыми контейнерами, что тоже являлось перевозкой, поскольку "порожняк" на грузовых станциях тоже был в дкфиците. Однако бывало, что возвращались и совсем пустыми. Это для АТП хоть и неприятный факт, но не убыточный.
И вот он (блин, запамятовал как звать-величать) имея хорошие связи на николаевской и запорожской грузовых станциях, брал "порожняк", а оформлял, как вроде уезжал пустым. А контейнера трёхтонники продавал по деревням и посёлкам по пути следования. И так несколько лет, пока не начало ощущаться отсутствие и без того дифицитного "порожняка", и кто-то из киевского главупра, чисто случайно побывав в одной из деревень николаевской области, обратил внимание, что во многих дворах стоят трёхтонники, используемые в хозяйстве, как надёжные сарайчики. Ну и пошло-поехало. Через пол года его повязали. Посадить не посадили. Куда нах..? Хэрой же ш! Но, какие-то кары неьесные на него всё же снизошли. Впрочем, последствия этих кар нам были неведомы, ибо он так и продолжил работать в АТП. Уже без пламенных порывов на собраниях, но...
Такие вот качели, братка.
До связи.
Жму!

Константин Камень   09.09.2017 08:24   Заявить о нарушении
Знавал одного такого «героя»)) Правда, до «Гертруды» его не дотянули, но орден трудового красного знамени он «заработал» -- точно так же, как и твой знакомец. На уборке к «Колхиде» с мазовской шаландой цепляли ему два зиловских хвоста, которые с поля, ессно, другие машины вытаскивали на дорогу, а он пёр потом 24,5 тонны зерна по прямой до элеватора, где на разгрузку (без очереди, ясно дело) опять же их подавали другие – кто под руку подворачивался, в том числе и такие, которые с прицепом никогда не ездили и пятить его для них мука-мучинеская была.

Он три новых движка тогда угробил за сезон, потом ему 375-й поставили, ураловский, за полночи, тот хоть и помощнее малость, но всё ж не для таких сверхнагрузок; с ним он, всё-таки, кое-как завершил свой «трудовой подвиг»

Это было, когда нас типа в стройотряд отправили после 3-го курса, а на самом деле обычные сельхозпринудработы; кто на зерносушилке работал, кто комбайны ремонтировал, а мне 53-й газончик достался, тоже зерно возил, так что этот «герой» всё время на виду был.
К счастью, у меня в первую же ночь фаркоп списьдили), поэтому мне ни разу не пришлось его хвосты подтаскивать)

Там ещё другая объеПаловка была, ради выполнения плана всем совхозом: опосля разгрузки нередко посылали на соседний элеватор, и там грузили опять зерном – типа «в долг» от государства совхозу «на семена». А через пару дней его же увозили вновь на сдачу, и так по кругу…
И мне нередко такая халявная обратка перепадала, и другим тоже, а ему всегда, ессно.
Я тогда по такой схеме «туда-сюда» на плече 17 км и то без малого пять сотен заработал, а он сколько, прикинь?
____________________

Гы!) У меня тоже трёхтонничек стоял за гаражом, но я его «честно» купил у себя в АТП за 200р (по цене металлолома))
Тока не впрок оказался – спёрли его однажды ночью прям вместе с соседовым «Восходом»))
С ответным, я.

Николай Орехов Курлович   09.09.2017 13:49   Заявить о нарушении
Превет!
Вот ссылка с ютьюба о австралийских дальнобойщиках.
И никакого геройства. Обычная работа. Хотя, работёнка та ещё. Будучи в Канаде такие автопоезда наблюдал, но очень редко. Там и без того автоперевозки очень развиты. Главное качественные дороги, качественная техника, качественное техобслуживагие и логистика. А ведь это залог успешной экономики. Это жилы, вены и артерии этой самой экономики со всеми вытекающими.
http://youtu.be/fC07axbSbWw

Константин Камень   09.09.2017 17:33   Заявить о нарушении
Привет, Костя.

Спасибо, но не получилось посмотреть, я в деревне пока, мамин комп старенький, видео не тянет…(( Вернусь домой, посмотрю.
Хотя я про австралийские автопоезда знаю, я ж этой темой всегда не только по работе интересовался и увлекался.
Конечно, по-любому тяжело такого монстра вести, хотя там дороги в основном прямые и местность равнинная, на сотни миль ни единого подъёма. А движки не особо и мощные для таких – 500-600 лошадок, это при 113-116 тоннах общей массы в два раза меньше, чем в Европе по закону минимально положено.

Насчёт вен и жил» это ты прав, безусловно; работая в хозяйстве, где мы перевозили, помимо много прочего, продукцию с пищевых предприятий по точкам, не раз сталкивался с ситуацией, когда из-за единственного «не вовремя» пробитого колеса целые очереди выстраивались за хлебом или молоком, хотя обычно при всём нашем советском бардаке их не было.

Только для экономики, всё ж, голова нужна, в первую очередь. Помнится, в другом предприятии был такой клиент – фабрика механики пианино, а сами пианино делали в этом же городе, километрах в пяти.
Так вот, на этой самой «механике» изготавливали малюсенькие детальки из бука, мои ребята грузили их и везли… в Свердловск, за 2600 верст! Там в них сверлили две маленькие дырочки и приклеивали какие-то суконочки, и на обратку обычно брали те детальки, что привозили предыдущим рейсом, но уже с дырочками и тряпочками, и везли на ту фабрику, которая в 5 км от первой… Какая наxeр экономика такой идиотизм в состоянии выдержать !!!

Николай Орехов Курлович   09.09.2017 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.