Доменико Дзампьери... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картина: "Ринальдо и Армида".


Доменико Дзампьери (21.10.1581, Болонья - 06.04.1641, Неаполь, Италия) - итальян-
ский художник болонской школы, наставник Николы Пуссена и Клода Лоррена, пред-
шественник классицизма. Сын башмачника.
Доменико Дзампьери, прозванный Доменикино, был одним из виднейших представителей
Болонского академизма. Учителя Доменикино братья Карраччи, основатели Болонской
Академии.
Доменикино поступил к братьям Карраччи в 1595 году, до этого он некоторое время учился у работавшего в Болонье фламандского живописца Д. Кальварта, но в возрасте
четырнадцати лет перешёл в "Академию направленных на истинный путь" - так называли Карраччи свою школу. Вместе с Аннибале Карраччи Доменикино принадлежит честь со-
здания алтарной картины нового типа - насыщенной условной театральность и помпез-
ной риторикой. Очевидная ориентация на классические образы придавала искусству
Доменикино весьма заметный, рассудочной оттенок, который нередко дисгармонировал с
патетической эмоциональностью композиции.
Доменикино много работал в Риме. В первых годах 17 века он помогал Аннибале Кар-
раччи расписывать палаццо Фарнезе. С перерывами, во время которых Доменикино наез-
дал в родную Болонью, он большую часть жизни провёл в Риме. Последнее десятилетие
жизни Доменикино связано с Неаполем.
Будучи верным поборником академизма, Доменикино все своё творчество придерживался твёрдо установленных правил. Подобно своим учителям он занимался теоретической
деятельностью: ему принадлежит методологически обоснованное деление итальянской
живописи на школы. Выступая охранителем традиций, Доменикино тем не менее подвер-
гал творчество ренессансных мастеров суровой критике. У Микеланджело он находил
недостаточное благородство, у Рафаэля - чересчур жёсткий рисунок, у Веронезе -
слишком вялый, а Тициана Доменикино вообще отказывал в умении рисовать. В своём
собственном творчестве он отводил рисунку решающее место. Картина "Ринальдо и Ар-
мида", хранящаяся в Лувре, принадлежит к лучшим творениям Доменикино. Герои знаме-
нитой поэмы Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" изображены отдыхающими в волшебном саду Армиды. Волшебница очаровала рыцаря Ринольдо и, перенеся его на
свой остров, заставила забыть о друзьях и долге. Предводитель крестоносцев Гот-
фрид Бульонский послал воинов вернуть Ринальдо. Доменикино показывает их в левой
части картины переговаривающимися в кустах. Суровый воин Ринальдо представлен
в виде нежного юноши, почти подростка. Улыбаясь пухлыми губами, он держит зеркаль-
це, а Армида, почти девочка, грациозно оставив пальчики, поправляет прическу. Эти
полудетские образы придают академической картине наивную прелесть и обаятельную
свежесть непосредственности. Но в картине также весьма силён оттенок сентименталь-
ной красивости. В немалой степени этому способствуют фигуры асуров, порхающих над
возлюбленным, целующихся или безмятежно спящих. В этой картине особенно хороши
данные крупным планом фрагменты пейзажа. Пейзажные фоны Доменикино часто проник-
нуты поэтической свежестью и оригинальностью. Своим творчеством мастер готовил
почву для классического пейзажа. Крупнейший французский классицист Н. Пуссен
ценил Доменикино очень высоко. До середины 19 века Доменикино рассматривался
ценителями изящного, как один из величайших художников, подлинный наследник Рафа-
эля.






                @