Урок истории Фантастический рассказ

Михаил Кабзон
 
  Ничто не предвещало Алёшке событий, которые произошли с ним в этот день. Утро начиналось   как обычно. Портфель не собран, тетради и учебники по всему дому, времени в обрез, да ещё историю не успел дочитать. Не выспавшийся из- за того, что до ночи засиделся за компом, играя в популярную войнушку, Алёшка кое как закидал в рюкзачок книжки, заготовленные мамой бутерброды, схватил мешочек со сменной обувью и, не успев даже почистить зубы и умыться, помчался в школу. Дорога предстояла   долгая. До элитной школы, куда его пристроил отец, надо было ехать на метро из конца в конец Москвы. Может успею дочитать историю – подумал Алёшка. В метро была страшная толкотня, но ему удалось пристроиться на угловую лавочку. Он достал из рюкзачка учебник и уткнулся в него изучая по дороге недочитанный параграф. Он несколько раз повторил тихонько вслух непонятный абзац, и вдруг произошло что-то невероятное. Сначала была какая-то яркая вспышка, как будто произошло замыкание, затем вагон погрузился в полную темноту, настала жуткая тишина, аж звенело в ушах, потом раздался хлопок и сразу стало светло, и не просто светло, а такой яркий свет, что больно было глазам, и в придачу к этому жуткий рёв толпы. Всё вокруг изменилось. Он сидел с открытым учебником в руках на деревянной ступени какого-то огромного стадиона. Внизу, под ним на поле играли не в футбол, а в настоящую войну. Мужчины с мечами, копьями, щитами, в какой-то странной спортивной форме, в коротких юбках и странных ботинках дубасили друг друга почём зря. Причём команд было не различить. Кто за кого играет было не понятно. И самое противное в том, что он не знал, как здесь оказался и что ему делать дальше.
    Алешка стал вспоминать с чего все началось. Он спокойно ехал в поезде метро и читал, да читал про каких-то римлян. В вагоне было душно и сильно пахло духами от дамочки, которая нависла над ним. В голову не лезла бесполезная информация о древних веках, которые были так давно, что все должны были бы позабыть о них, ан нет, изучай не понятно зачем. Слева от него сидел   старичок, который все время пытался заглянуть к нему в учебник. Алешке это было неприятно и он, как мог загораживался от него. На картинке в учебнике, вспомнилось ему, был изображен   воин до ужаса похожий на тех, что там внизу на стадионе играли в свою странную игру. В памяти всплывали императоры, патриции, легионеры, вассалы, рабы и еще
 всякая ерунда, которую он, еще как следует не проснувшийся, никак не мог объединить в одно целое. И вдруг эта вспышка, и он здесь на этом огромном стадионе среди бушующей толпы зрителей.
     Как это могло случиться?  Неужели он попал в какую-то временную дыру, которые описываются в фантастических романах. Но ведь в поезде метро находился не он один, там бала куча народа. Почему же он попал сюда один? Алешка огляделся вокруг. Никого из тех, кто ехал с ним в метро, не было. Вдруг он увидел в проходе между трибунами старичка, который так старательно заглядывал к нему в учебник. Тот растерянно оглядывался по сторонам, хватал себя за голову и что-то бормотал. Спотыкаясь о чьи-то ноги Алешка бросился по проходу к старичку. Догнав его, он схватил дедушку за полу пиджака, тот вздрогнул, оглянулся и узрев перед собой мальчишку, который сидел с ним рядом в метро, читая учебник по истории, несказанно обрадовался.
  - Так я здесь не один!
 Воскликнул он.
   - Дедушка, где мы? Спросил запыхавшийся школьник.
  - Во-первых я тебе вовсе не дедушка, зовут меня Аполлон Гераклиевич, а во-вторых, не знаю каким образом, но мы очутились в древнем Риме в Амфитеатре1, где сейчас проходят бои гладиаторов.
  - В Колизее2?
  - Нет Колизея, по-видимому, ещё не существует, а тебя как зовут, мальчик?
  - Алешка.
  - Что это еще за Алешка? Назови свое полное имя.
  - Алексей.
  - А по батюшке?
 - Евграфович. Мой папа, Евграф Афиногенович, он старший научный сотрудник НИИ НЕгаз.
 - Ты ведь ехал в школу? Почему твоя школа так далеко от дома? Вы наверно недавно переехали в другой район?
 - Нет, это папа устроил меня по блату в эту дурацкую школу. Там у всех голова забита только уроками и отметками. Ни каких удовольствий, учителя строгие, не подступиться. Я в своей бывшей школе на пятёрки и четвёрки учился, а тут из троек не вылезаю, и то кое как.   
 - Ну вот теперь кое-что проясняется, усмехнулся Аполлон Гераклиевич.
        Мимо шёл строй одетых, как на картинке в учебнике, мужчин. Внезапно один из них обернулся и сказал остальным
      - Послушайте, кажется это они.
      - Кто они?
      - Да те самые, сбежавшие из легиона3, за поимку которых обещано приличное вознаграждение, по- моему целых сто динариев4. И одеты как-то странно, наверное, чтобы их не узнали. Забираем их, там на месте разберёмся. Кажется, это тот самый кастрис5, отец которого служил и героически погиб в легендарном легионе Мартиа, который полностью погиб в один день. Несокрушимых на земле, этих великих воинов поймали в море. Вражеский флот напал и поджёг их корабли, и тогда одни из них, не желая дарить врагу победу, покончили с собой, посчитав, что сгореть заживо, будучи беспомощными в море, — пустая трата их жизней. Другие же пытались перепрыгнуть на вражеские суда, чтобы погибнуть в неравном бою. Это был самый мощный и прославленный легион Рима, а сынок сбежал. Позор.
 - А старик, наверное, из ветеранской когорты6, решил закончить службу и внучка с собой прихватил. Надо их брать и тащить к нашему легату7.
      Аполлон Гераклиевич, преподаватель римского права в юридической Академии, прекрасно понял о чём идёт речь и чем это может кончиться. Он приказал Алёшке притвориться немым и ни чему не сопротивляться. Дальше будет видно, что можно будет предпринять для их спасения. профессор   знал, какие строгие обычаи царили в римской армии, и что их могли просто публично закидать камнями, так как дезертирство считалось самым страшным преступлением. Солдаты схватили мальчишку и старика и повели их с собой.
    Перепуганному Алёшке не надо было притворяться немым, он и так не мог вымолвить ни одного слова, в горле пересохло и на лбу выступила испарина. На дрожащих ногах он вместе со своим спутником последовал за легионерами.
  - Что делать, как отсюда выбираться, не сон ли всё это?
Проносилось в голове у мальчишки. Он, для верности, ущипнул себя за левое ухо, но ничего не произошло. Тем временем они шли от Амфитеатра по священной дороге8, проходившей с запада на восток через весь Римский Форум9 к лагерю легионеров, который находился за Капиталийским холмом.
Их окружали величественные здания с колоннами, статуями и барельефами   посвященными Античным богам, но Алешке было не до того, чтобы рассматривать все эти чудеса архитектуры.
    Лагерь, куда их привели представлял собой огромный палаточный город со своими улицами, расположенными в строгом геометрическом порядке. Везде был идеальный порядок. Никто не шатался без дела, у всех были свои обязанности, строго расписанные уставом.
  «Беглецов» поместили в одну из палаток и приставили охрану из двух, огромного роста, легионеров. Уставшие и измученные нехорошими предчувствиями, Алешка и Аполлон Гераклиевич расположились на походных кроватях, находившихся в палатке, и стали совещаться.
  -  Ты ведь читал в метро как раз про древний Рим. Откуда у тебя этот учебник по истории?
  - Я свой потерял, где-то оставил, не помню где, а этот мне мама случайно купила в букинистическом магазине, рядом со своей работой. Он в идеальном порядке, не одной загибки или пометки, совсем как новый, только картинки в нем какие-то странные. То четкие, яркие, а то совсем тусклые, еле заметные. Я думаю это от освещения зависит.
   - Да нет, освещение здесь не причем. Слышал я что в старые времена попадались такие странные учебники, но в наше время…     Мне кажется, это он виновен в нашем приключении. Береги свой учебник. Я думаю, что только он сможет помочь нам вернуться обратно.
   - Но я его на стадионе, в амфитеатре, на скамейке оставил.
Промямлил Алешка.
   - Ну и дела, однако не расстраивайся, такие книги просто так не пропадают, обязательно объявится где-нибудь.

   В это время в головной палатке собрались трибуны10для обсуждения действий легиона в сложившейся обстановке. Надо было выдвигаться на новые позиции в связи с начавшейся компанией в Британии. Император Клавдий11, решивший обложить британцев данью   готовился к походу на остров с четырьмя легионами.  Во главе армии, направлявшейся в Британию, был поставлен опытный полководец Авл Плавтий12. К четырем вверенным ему легионам были добавлены вспомогательные войска (пешие и конные), так что всего его армия насчитывала около 40.000 солдат.  Веспасиан13, служивший легатом в войске Плавтия, был поставлен во главе Второго легиона, в котором и находились наши несчастные. Как раз во время дебатов по поводу предстоящего похода Веспасиан вошёл в палатку. Трибуны приветствовали его вставанием.
    - Садитесь.
Приказал им легат.
  - С этого момента легион находится на военном положении.
Продолжил Веспасиан.
 - Необходимо вызвать всех   центурионов14, логистиков15, для обеспечения передислокации личного состава и продовольствия к месту новой стоянки - Булонь, откуда войска должны будут переправляться на остров. Какие у вас новости?
  - Да вот тут поймали двух дезертиров, не знаем, что с ними делать. Сейчас не до них. В войсках и так царит недовольство по поводу похода в Британию, не хочется раздражать легионеров и предавать это огласке.
  - Приведите их ко мне, интересно на них посмотреть.
  - Да, это действительно интересно, уж очень странно они одеты и один из них немой.
  - Пошлите за арестантами.
     Аполлона Гераклиевича и Алёшку привели в головную палатку. Они уже точно знали где они    находятся и что им угрожает, но не имели представления о точном времени, какой сейчас год и в зависимости от этого, как себя вести. Профессор прекрасно знал римскую историю и по портретам, которые дошли до нашего времени, войдя в палатку, узнал полководца Веспасиана. Преклонив перед ним колено, он   обратился к полководцу
    - Великий Тит Флавий Веспасиан, нас по ошибке схватили ваши легионеры, мы не какие не беглецы и не дезертиры. Я ученый занимающийся римской историей, а это мой воспитанник, немой с рождения. Я знаю многие языки, в том числе язык басков и германцев. Если Вы возьмете нас с собой, мы можем быть Вам полезными. Кроме того, я хорошо знаю историю похода в Британию Вашего предшественника Юлия Цезаря16, знаю об ошибках, которые он совершил и могу уберечь Вас от их повторения. Еще я знаю, что этот поход будет успешным и прославит Вас в веках.
  Слова старика позабавили Тита, но и заставили задуматься.
  -  Кто они?
Спрашивал он себя.
  - Почему я о них раньше ничего не слышал? Может они шпионы, но по проникновенной речи ученого этого не скажешь. С другой стороны, одеты они очень странно, не по гражданскому не по-военному. Надо держать их при себе, а там видно будет. Веспасиан распорядился отвести арестованных в лагерь и усиленно охранять. Так Аполлон Гераклиевич и Алешка попали в свиту знаменитого легата.

       У Веспасиана день выдался на редкость удачным. На боях гладиаторов он на тотализаторе выиграл кругленькую сумму, кроме того его сыну Титу исполнилось три года и по этому поводу готовился праздник, на котором должен был присутствовать сам Авл Плавтий.
И еще, уходя из Колизея он нашел на одной из трибун, оставленную кем-то странную книгу. Таких он раньше никогда не видел. Она была написана очень странными буквами на небычном материале и изображенные на ее страницах рисунки были очень яркими и как будто живыми. Раньше ему приходилось видеть книги, написанные на глиняных и восковых дощечках, на папирусе и даже на листе золота, но такой еще ему не попадалось.  Он захватил книгу с собой, чтобы потом более подробно её рассмотреть.

     Первым римлянином, вступившим с войском на землю Британии, за сто лет до похода Клавдия, был Юлий Цезарь., который выиграл сражение, устрашил обитателей острова захватил побережье, но не завоевал страну, оставив решение этой задачи своим потомкам. У Клавдия было много причин продолжить дело своего предшественника, одной из которых была борьба с Друидами17. Им приписывали занятия колдовством, кроме того они приносили своим богам человеческие жертвы, запрещенные Клавдием. Галлийские Друиды были в оппозиции императору, а британская корпорация друидов всегда поддерживала их. Нельзя было окончательно уничтожить друидизм в Галлии18, пока Британия оставалась непокоренной, и, таким образом, существование друидизма на острове было одним из мотивов его завоевания.

       В Британии в лесу Пазлвуд19 собрались главные жрецы друидов.

(Философами и пророками, магами и целителями называли друидов — могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь друиды — не просто «древесные ведуны», владеющие секретами целебных сил растений. Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними).

      Друиды уже знали, что против них Римом готовится военный поход. Они также знали, что у Британцев не хватит сил противостоять военной мощи Рима. Нужно было разработать план спасения и сохранения тайных знаний. Ученики школы Друидов должны в кратчайшие сроки завершить курс познания тайн природы и магии с тем, чтобы они могли передать их следующим поколениям. Школа Друидов находилась в красивейшем лесу в центре Бретани20. Под кронами старинных раскидистых дубов ученики друидов постигали истины, передаваемые им старейшими мудрецами. Для сохранения тайны, свои знания Друиды передавали только из уст в уста. Ни каких записей они не вели, поэтому у учеников должна была быть незаурядная память. Они обязаны были знать наизусть все заклинания, рецепты лечебных и магических зельев и отваров, состоящих из растительных и животных ингридиентов, Названия сотен трав и кореньев и много-много другого. Кроме этого их обучали военному делу и много времени посвящали физическому развитию учеников. В эту школу набирали самых способных из кельтских детей21. Среди них были два друга -  Тревор22 и Адейр23. Тревору больше нравились науки о растениях и животных, о составлении различных рецептов лекарств, магических зельев и отваров. Адейр увлекался заговорами, заклинаниями и мечтал приобрести силу способную переносить его во времени и в пространстве. Несмотря на разность интересов они были неразлучны. Жрецы пророчили этим талантливым ребятам великое будущее. Друзья любили вместе прогуливаться по лесу, между вековыми дубами и вести научные споры или заниматься фехтованием. Сейчас они обсуждали последний урок, который вызвал у друзей некоторые сомнения. Речь шла о человеческих жертвоприношениях. Тревор рассуждал, что для того, чтобы вызвать дух предков, не обязательно освобождать, в качестве посланника, душу человека, отделив её от бренного тела.
   - Ведь нас учили, что душу имеет все живое, даже растения. Почему нельзя послать душу какой-нибудь целебной травы или, в крайнем случае животного?
   - Но как душа травы или животного передаст послание душам предков, ведь они разговаривают на разных языках.
Возразил Адейр.
 - Не правда, я научился заклинать деревья, чтобы они помогали мне найти дорогу в лесу или преградить дорогу непрошеному гостю. Если они понимают меня, то я думаю, что и наши предки, а может быть и старшие жрецы понимают их язык. А о животных я вообще молчу. Я прекрасно понимаю оленей и белок и они, мне кажется, понимают меня.
 - Может ты и прав, но обычаи есть обычаи и не нам их изменять.
Так они шли, рассуждая о своих сомнениях, когда их срочно вызвали на совет старейшин.
 
        Алешку и Аполлона Гераклиевича поместили в обоз, следовавший за легионом к месту стоянки – Булонь, на побережье Ла-Манша, откуда должна была начаться компания по покорению Бретании. Веспасиан вспомнил о своих пленниках и решил познакомиться сними поближе, он приказал охране привести   к нему старика. Когда пленник предстал перед ним, полководец предложил ему присесть. Веспасиан  показал профессору книгу, которую он нашел  в амфитеатре. Сердце Аполлона Гераклиевича радостно забилось, ведь это была та самая книга, которую Алешка так небрежно оставил на трибуне.    Старик не подал виду, что неслыханно обрадовался находке.
 - Что Вы можете сказать об этой книге?
Спросил Веспасиан.
  - На каком она языке, сможете ли Вы разобрать, что в ней написано?
  - Мне необходимо время для изучения этого необычного фолианта.
Отвечал профессор.
  - Эта книга написана необычным способом на языке Венедов24, которые живут очень далеко и еще как следует не изучены. Мне приходилось слышать о них. В ней должны находиться предсказания о будущем, и описаны прошедшие события. Эта книга, если в ней разобраться, может быть очень полезной. Дайте мне её, я попробую прочитать, о чем в ней говорится. Веспасиан наградил старика серебрянной монетой и разрешил взять книгу. С замирающим сердцем, зажав под мышкой чудесную книгу, Аполлон Гераклиевич, направился в свою палатку, чтобы поделиться с Алёшкой чудесным возвращением учебника. Профессор показал мальчишке и серебряную монету. У парня загорелись глаза.
  - Я собираю старинные монеты и такой древней у меня ещё не было. Подарите её мне. Она украсит мою коллекцию, если конечно нам удастся вернуться домой. 
 -Конечно, конечно.
Согласился старик.
Алёшка зажал монету в кулаке и больше с ней не расставался. Только иногда, разжав пальцы, он любовался её блеском и чётким профилем императора Клавдия.
 
    Переправившись через Ламанш и опрокинув встреченные на их пути войска британцев, легионы Авл Плавтия, двинулись в глубь острова. Быстрая победа в начале похода воодушевила легионеров и римские войска ускоренными темпами шли вперёд. Тяжёлые обозы с продовольственными и другими необходимыми запасами, не успевали так быстро продвигаться и отставали от основных сил.

    В это время в Шервуде собрались главные ведуны друидов. Был удобный случай напасть незаметно на стоянку обоза, отставшего от основного римского войска, захватить провиант и пленных, чтобы принести их в жертву для совершения своих магических обрядов. Для этого они решили послать два отряда и возглавить их должны Тревор и Адейр.
 Вызванные на совет старейшин, друзья и не подозревали, какая задача будет поставлена перед ними.
 - Это будет вашим боевым крещением
Сказал им в напутствие старший из жрецов.
 - Вы достаточно изучили военное дело и являетесь лучшими фехтовальщиками среди учеников. Набирайте два отряда из своих друзей и возглавьте их. Вечером вы выходите на задание. Основной задачей для вас будет – привести в лагерь хотя бы двоих живых пленных, которые нам будут нужны для связи с предками.
 - Значит они будут принесены в жертву?
Спросил Адейр.
 - Да. Тебе что жалко этих варварских завоевателей, которые силой хотят отнять у нас жизнь и свободу? Вперёд ребята, желаю вам успеха.

  Небольшой обоз, в котором находились Алёшка и профессор готовился к ночной стоянке. Легионеры, в обязанность которых входила охрана, выбрали большую поляну, где можно было расположить гружёные телеги, коней и людей, и начали готовить место для установки походных палаток и ограждений, защищавших обоз от внезапного нападения неприятеля. Одни вырубали кустарник и мелкие деревья, расчищая место для палаток, другие рубили колья для ограждения стоянки, и только четверо легионеров с четырёх сторон зорко наблюдали за окружающим их лесом.
   Два отряда друидов, под предводительством Тревора и Адейра, незаметно окружали стоянку. Лес был для них родным домом и помощником, он ветвями деревьев скрывал их от взора противника и подстилал мягкий мох под ноги, чтобы не было слышно шагов. Друидам легко удалось бесшумно обезвредить охрану и отряды вплотную приблизились к стоянке обоза.
   Увлечённые работой легионеры не ожидали такого внезапного нападения и не были готовы отразить атаку друидов. Не успев создать строй, они по одиночке сражались с врагом. Выученные сражаться в строю, они не могли достойно сопротивляться искусным фехтовальщикам друидам. Однако не привыкшие сдаваться римские воины бились до последней капли крови.
 Профессор и Алёшка с ужасом наблюдали за кровавой битвой, спрятавшись за бочки с вином в одной из телег.
 Когда сражение закончилось, Тревор и Адейр, разгорячённые битвой с ужасом увидели, что в живых не осталось не одного римлянина и они не смогли выполнить основную свою задачу – взять пленных, которых можно принести в жертву для выполнения священных обрядов.
 -  Что будем делать?
 Спросил Адейр.
 - Надо обыскать обоз. Может быть там спрятались какие-нибудь трусишки, если найдём, то их не жалко будет и на костре поджарить. Друзья приказали своим отрядам тщательно осмотреть все телеги. Из одной из них друиды вытащили онемевших от ужаса профессора и Алёшку.
 Аполлон Гераклиевич пытался объяснить, что он вовсе не римлянин и сам является пленником, но никто не хотел прислушаться к его речам. Только у Адейра возникло какое-то подозрение. Как-то, хоть и не очень заметно, речь старика отличалась от речи обычного римлянина. Она была очень правильной,
без всяких ненужных междометий, и простонародных выражений. Это смутило Айдара. Подойдя к Тревору, он поделился с ним своими сомнениями.
- Давай выслушаем их, согласился Тревор.
Друзья подошли к пленникам.
 - Кто Вы и как сюда попали?
Профессор не знал с чего начать, но потом, придя немного в себя, он решил поведать друидам всю правду о своих злоключениях, поскольку предполагал, что им, обладателям тайных знаний и магам, будет понятен и правильно понят его рассказ.
 - Мы попали к Вам из далёкого будущего.
Начал Аполлон Гераклиевич.
 - Виной всему волшебная книга, которую читал этот отрок, показал он на Алёшку, но как всё это случилось и каким образом она смогла перенести нас в ваше время непонятно. Вот этот фолиант.
И профессор показал книгу Тревору. Тот, удивлённо разглядывая её, не зная верить или  не верить словам старика. Внимательно приглядевшись, он заметил, что картинки в книге, как живые, а под каждой из них, еле заметная для человеческого глаза надпись на непонятном языке.
   Тревор и Адейр распорядились, чтобы находившиеся в отрядах друиды, собрали всё, что может пригодиться в повозки, запрягли лошадей и двигались в обратный путь. Связав на всякий случай пленников, друзья отправились вслед за обозом. Прибыв на место, они сразу, вместе со стариком и мальчишкой, направились к старейшинам. Оставив связанных Аполлона Гераклиевича и Алёшку под большим раскидистым дубом, Тревор и Адейр долго о чём-то шептались с главными ведунами. Затем пленников представили к взору старейшин.
 - Мы готовы выслушать Вас.
Сказал один из них. И тут профессора понесло. Он, как на лекции в Университете, начал говорить о возникновении друидизма, в Галии и Ирландии ещё задолго до нашей эры. О процветании в средние века и увядании их учения после внедрения христианства. О том, что их учение будет забыто потомками и через два тысячелетия люди будут искать и не смогут найти никаких свидетельств о тайных знаниях друидов, и, если бы Вы помогли нам вернуться в наше время, сказал он в заключение, мы могли бы возродить ваше учение.
  Зря Аполлон Гераклиевич произнёс последнюю фразу. Она вызвала резкое отрицательное влияние на старейшин.
 - На костёр их!
Воскликнул один из них.
 - На костёр, на костёр!
Поддержали остальные. Никто никогда не будет обладать нашими знаниями.
Если человечество утеряло их, значит оно недостойно быть нашим  преемником.
 На большой поляне, огороженной огромными булыжниками, выложенными в форме круга, был сооружён постамент из брёвен. Сверху на постаменте   установлена металлическая клетка в человеческий рост, а внизу разложены   сухие ветки. Пленников заперли в эту клетку. Вокруг кострища, с зажжёнными факелами в руках, выплясывали друиды, распевая какие-то магические заклинания. К постаменту незаметно подошёл Тревор.
 - Я ничего не смог сделать для вашего спасения.
Заговорил он.
 - Но не много разобрав надписи под картинкам в вашей волшебной книге, я смог прочитать одну фразу. В ней говорится «Хочешь вернуться назад - читай три раза подряд». Я не знаю, что это значит, но может быть вам это как-то поможет. Вот возьмите.
 И он протянул профессору учебник. А в это время друиды, танцевавшие вокруг костра, всё время сжимали круг и подходили всё ближе и ближе к кострищу,   где в железной клетке, онемевшие от ужаса, находились пленники. Опомнившись, Аполлон Гераклиевич протянул Алёшке учебник и велел искать то место в книге, на котором он остановился, когда читал в метро. Вдруг раздалась команда и друиды с факелами бросились к костру и стали поджигать сухие ветки. Быстрей, быстрей торопил профессор Алёшку. Костёр постепенно разгорался и дым от него уже начал щипать глаза, когда нерадивый ученик воскликнул
 - Я нашёл.
 - Быстрее читай последний абзац три раза подряд
Проговорил профессор, тряся мальчишку за плечо. Задыхаясь в дыму, Алёшка стал читать…

 - Молодой человек, проснитесь, уже конечная станция.
Трясла за плечо Алёшку дежурная по платформе.
 - Надо выходить из вагона.
Алёшка, ещё не опомнившись от пережитого ужаса, открыл глаза. Перед ним стояла симпатичная женщина в форменной одежде работника метрополитена. Сам он сидел на угловой лавочке в совершенно пустом вагоне. Вдалеке на платформе мелькнула чья-то очень знакомая спина, а дежурная настойчиво просила его выйти из вагона.
 - Неужели мне всё это приснилось.
Подумал мальчик. Он посмотрел на свой учебник по истории, который лежал у него на коленях. Учебник как учебник, ничего особенного. Алёшка спрятал его в рюкзачок и вышел из вагона. Но вдруг его, как молнией ударило. Распрямив пальцы, сжатые в кулак, он увидел на ладони серебряную монету с чётким изображением профиля императора Клавдия. 
 

   1. До сооружения Колизея бои гладиаторов в Риме проходили в специально построенных для этого деревянных амфитеатрах, которые сгорели при пожаре во время правления Нерона.
   2. Колизей, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. .Находится в Риме.  В нем проходили различные театральные представления, а также бои гладиаторов. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. Он вмещал до 50 тысяч зрителей.   
  3. Легио;н — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 4200 пехотинцев и нескольких сотен всадников. Каждый легион имел свой номер и название.
  4. В год легионер получал 225 динариев
  5. Кастрис.   Легионеру, было запрещено жениться на всё время службы. Хотя детей иметь не запрещалось. Рождённый в военном лагере назывался «кастрис», таких охотно принимали в легион в след за отцом.
  6.Когорта -  составная часть легиона, в легионе состояло 10 когорт. Ветеранская когорта -  состояла из старослужащих, отслуживших свой срок, но не пожелавших покинуть армию.
  7. Легат – командующий легионом.
  8. Сaмaя извecтная yлицa Древнего Рима — Священная дoрога, мecтo триyмфальныx шecтвий вpeмен респyблики и импepии.
  9.Форум - это величественный комплекс зданий улиц и площадей, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
  10. Трибун -  один из высших чинов в римской армии. Трибуны командовали непосредственно легионами. В каждом легионе было 6 трибунов, которые по очереди возглавляли его. Трибуны подчинялись непосредственно легату. Трибунам были подчинены центурионы.
  11.  Клавдий – Римский император 41 – 54 г.н.э.   
  12. Авл Плавтий – политический деятель ранней римской эпохи.
  13. Тит Флавий Веспасиан – полководец, командующий легионом, прославившийся во время британской компании. В последующем римский император с 69 по 79 г.н.э.  . 
  14. Центурион – командующий центурией, состоящей из 100 легионеров.
  15. Логистик в армии отвечал за продовольственное снабжение.
  16. Гай Юлий Цезарь - Римский диктатор. Гаем Юлием Цезарем в 55 и 54 годах до н. э. были проведены две военные компании в Британии. Однако полного подчинения Британии Риму он не добился.
  17. Друиды - могущественные обладатели тайного знания у кельтских народов.
  18. Галия – римская провинция, расположенная на нынешней территории Франции.
  19. Пазлвуд – один из красивейших и загадочных лесов в Англии, его называют сказочный лес.
  20. Сейчас он называется Шервудский лес и известен современникам по легендам о Робин Гуде. Однако он существовал со времен ледникового периода.
  21. Кельты – воинственный древний народ, который до становления Римской империи завоевал обширное пространство в центральной Европе, но потом был вытеснен римлянами.
  22. Тревор – по кельтски – мудрый.
  23. Адейр – по кельтски – сила дуба.
  24. Венеды – так называли римляне славянские народы, в том числе русских.