Аида Дружинина - готово

Час Донбасса
Глава: "Судьбы"

Аида Дружинина    живёт   г. Ачинске Красноярского края. Родилась 22 июня 1935г. в с.Зеленое, Днепропетровской области. Папа ушел добровольцем на фронт в первые дни войны. Семья   с другими беженцами,  спасаясь от войны, дошли до Сталинграда. Через Волгу не успели переправится.  Детей, женщин, стариков  с белым флагом отправили в тыл к немцам. Приютила их  (четверых!) глухонемая Акулина Кравченко (моя девичья фамилия Кравченко). В станице Верхний Курмояр пошла в школу в 1943г. В 1953г. окончила Кругляковскую среднюю школу. В Москве  работала на заводе пластмасс. В Красноярск приехала по комсомольской путевке. Окончила театральную студию. Работала на краевом радио и телевидении. В г.Назарово  была  звукорежиссером  телевидения. В г.Ачинск  работала в  театре  драмы, в учреждениях культуры.
Член РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ.
Всё верно


И это БЫЛО

          Война...
                Война - сплошные беды.
          Неважно: враг ты,...
                брат,...
                солдат...
          Война.
                Война... и до победы -
          Дожить.
                Пройти весь этот ад.

   1945 год. Мы приехали из-под Сталинграда на Украину. Три с лишним года мы скитались...убегали от войны. А она нас всё равно нашла под Сталинградом. И вот...мы дома в селе Зелёное. Наш дом спалили немцы.  Поселились у тёти Мариши. Зимним утром я проснулась и первое, что увидела - зайчики! Много зайчиков.Они прыгали, серенькие, по  белому от снега огороду, и я боялась их спугнуть. Вышла тётя Мариша и сказала, что это кролики. Почему... кролики?...Я буду их зайчиками называть.
   Это было давно. Зимой. Сейчас весна. Я могу их кормить даже с руки.
   Хожу в русскую школу. Во второй класс. Сегодня -девятое мая. Обычный солнечный день. Я иду по пустырям и разглядываю пепелища. Уже зеленеет травка. Прыгают лягушата. Полно божьих коровок.
   Прозвенел звонок. Я села за свою первую парту рядом с Витькой Порхняковым. Я всегда сижу за первой партой, потому что маленькая. Ну - никак не расту, а очень хочется.
   Сидим тихо. Ждём учителя. А его нет и нет. Мы уже по классу стали ходить... Вдруг  Костя Коростылёв увидел в окно такое, что и мы все стали смотреть в окна, затаив дыхание. А там...бежит учительница по пустырю...но.. странно как-то. Будто выполняет команду "На месте...-бегом марш!"  Бежит... бежит...а всё на одном месте. Падают у неё все-все тетрадки. Она собирает их...они снова падают...Она...то - бежит, то - тетрадки собирает. А они всё равно падают. Весь класс уже хохочет. А она...как махнёт рукой, да как побежит...прямо в школу! А все тетрадки так и остались на улице.
   И на площади стало твориться что-то необъяснимое. Понашло народу!...Стали убирать с площади всё-всё... Даже все старые железяки убрали. Вот кому они помешали?   Сроду их никто не трогал. Не до них. А мы тут в войну играли. Настоящие же. Трофеи.
   Вместо учителя к нам пришла вожатая и стала спрашивать, кто у нас не пионер и какие у нас оценки. Оказалось, мы с Витькой только октябрята. Остальные давно пионеры.
   И снова к нам никто не идёт. В коридоре пусто. А что творится в классе!... Ой! Шум -до потолка! Мальчишки даже борьбу затеяли.
   Наконец нас собрали в школьном дворе.Директор школы Иосиф Евсеич Шишлаков  объявил, что сегодня день ПОБЕДЫ.
    
               Пришёл войне капут.
                Он снился
               Четыре года по ночам.
               Пустырь наш мигом изменился.-
               Убрали весь военный хлам.
               Народ ликует!
                Всюду толпы.
               Ты не услышишь тишины.
               Ура!!!
                Конец...подумать только!...
               Нет!
                Нет! 
                И нет уже войны.

   Скоро начнётся митинг. Мы оставили в классе сумки с тетрадками и пошли подметать площадь(майдан). А там поставили  три машины, опустили борта...
Приставили к машинам порожки... Кумачом украсили бока машин и написали  мелом: "ПОБЕДА!"
   На трибуну поднялись достойные сельчане. Все в орденах и медалях. У моей мамы медаль "Видминнык народнойи освиты" (Отличник народного образования)
   Я уже была на митингах под Сталинградом. Сегодня всё по-другому... К машинам подходили и подходили люди.
 Они плакали, смеялись, целовались,снова плакали...Пели фронтовые песни: "Эх,-дороги", "Катюшу", "Соловьи","Распрягайтэ хлопци конэй". В воздухе было что-то такое...
                ЛЮДИ!!!
   Они Были счастливые, даже когда плакали. Плачут и смеются сразу. Такого больше я никогда не видела. Но и ПОБЕДА ОДНА!
             Рыдала площадь.
                Вдруг...застыла.
             По убиенным в той войне.
             И это БЫЛО.
                Было!
                Было
             В моей любимой стороне.
             Такой был первый праздник мая.
             Он - нас избавил от оков.
             ПОБЕДА - радость,
                но...немая
             Живых родных: сирот и вдов.

   Все волновались.Так трудно было поверить в это волшебное слово ПОБЕДА...Слово какое красивое! И пришла по весне, когда всё в цвету! Когда много и света, и солнца! Честно скажу, не помню ни слова,что говорили на трибунах. Они говорили, а в ушах звучало: ПОБЕДА...ПОБЕДА...ПОБЕДА! И все плакали. Плакали и смеялись. Слёзы капали сами по себе. Лица светились и сияли от счастья. Один плачет...другой смеётся...
   Как долго мы к ней шли!
      Четыре года страшной войны...
           Один...ЕДИНСТВЕННЫЙ счастливый день.
                ДЕНЬ ПОБЕДЫ...

                АХ, сельчане!
                Родные...дальние...
                Если б знали, как снится мне дом.
                Да...поля, мне родные... плавни ли,...
                Что живут где-то там, за бугром.
                А бугор тот построили люди.
              Визу нужно, чтоб в дом мне войти.
              Ностальгия так мучит...до жути.
              Да,кордоны стоят на пути.
 
   Сегодня девятое мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
   Я, Аидка Кравченко, иду по улице села Зелёное, Нижне-Серогозского района, Днепропетровской области. На моей груди сияет красный галстук. Мне его при всём народе на грудь повязали.
   Счастливая - пресчастливая!!!
   Я знаю: больше никогда - никогда войны не будет. Мы всех фашистов перебили. И алое знамя водрузили над рейхстагом. Я даже представила как оно красиво развевается на ветру. Только не знаю ещё, что такое рейхстаг.
   Воронка от бомбы. Внизу воронки - лягушата. Я сегодня не стану их вытаскивать из неё. По краям воронки зеленеет травка. А вот кусочек от чашки... с рисунком. Ой, какая красивая сирень!... Возьму себе на память.
   Так хочется сделать что-то необычное...особенное... Но что?
   И я, кувыркаюсь по зелёненькой травке,бегу вприпрыжку и кричу:
   
   УРА!!!
           ПОБЕДА!!!
                Больше никогда-НИКОГДА не будет войны.
                УРА!!!!
               


Лисичкин хлеб

       Воспоминания.

  Я пишу воспоминания о людях, которые защитили мою страну от врага, о тех,кого помню. Сегодня я расскажу о человеке, который оставил глубокий след в моей жизни. Наверное, и у него я училась быть доброй. Это мой дядя колхозник из села Малая Лепетиха, что на Днепре в Таврии, - Тимофей Слынько. Дядя Тимоха... Виделись мы редко да и лет мне было всего шесть. А человек остался в памяти светлым и очень добрым.
  Обычное украинское село... Акации, абрикосы растут на улице. Украинская хата утопает в саду. Широкая каменная ограда. Широченные окна. На окнах плакучие цветы. И огромные сени. Вот здесь, за столом и собирались мы все, чтобы  поесть кавунов с солёным огурчиком и свежим хлебушком. Не верите? - Попробуйте. Я до сих пор помню хруст арбуза, да с крупиночками... Ломаешь его...и мякоть сама в рот просится.  А в миске солёные огурчики и рядом свежий  хлеб... А запах - аж на улице слюнки текут.
   А ещё я помню, как мы играли в жмурки (прятки) среди вишен, яблонь, груш...
 А когда приближался вечер, все ребятишки нашей улицы собирались и шли на край села встречать дядю Тимоху. А  если он задерживался, шли ему навстречу в поле с надеждой: "Вдруг и мы увидим лисичку."
  Поля на Украине были безмерные и не заканчивались, а медленно сливались где-то далеко-далеко с горизонтом. Идём краем дороги. Васильки...голубенькие, фиолетовые, красный горошек... Сорвёшь... Цветочек к цветочку - сплетёшь венок... И-красавица. Выгоревшие волосы...веснушки...перекликаются с васильками. Глаза блестят.Птички вылетают из-под ног. Иногда и гнездо пустое на пути попадётся. Хорошо! Ширь.Простор. Далеко... Высоко синева неба. Ни облачка. Голоса птиц сливаются с писком и хохотом ребятишек. А тут и телега показалась.
  Что есть сил - наперегонки - к дяде Тимохе. А он улыбается нам всем. В человеке столько доброты и ласки... Светится всё: глаза, лицо, руки... и даже кнут. Вот сколько нас собралось! Всем достанется и слово доброе, и улыбка,
и лисичкин хлеб... Да ещё и по головке каждого погладит. А мы уши развесим и слушаем...слушаем... про то, как ему лисичка хлеб испекла. Каждый раз по разному. Вот кто был писатель! Сказочник. Мы и бежали к нему сказку послушать про лису, про хлеб. И лиса у него была добрая, старательная.
Усаживались на телегу и ехали на колхозный двор. Оттуда пешком домой. И только его дочь Нинка гордо восседала на плечах отца. От этого дядя Тимоха был ещё выше, ещё красивей и значительней.  Богатырь земли русской! Потом в школе я узнала про Илью Муромца. Я всегда думала, что он похож на дядю Тимоху. Не наоборот.
  Война перевернула всё. Всю нашу жизнь. Дядя Тимоха прошёл всю войну без царапинки. Мы получили от него письмо. Готовились к встрече. Он так хотел нас увидеть, особенно жену и детей. А мы-то как соскучились и выросли за четыре года!  Но...-пришла похоронка: "24 мая погиб при выполнении боевого задания."
 Я тогда жила в Лепетихе. Тётя Луша слегла в постель больная. Она всё время переживала за свою бововню. Так на Украине хлопок зовут. Она ведь-звеньевая. Нужна была вата для телогреек, лазаретов. Все мы помогали тёте Луше и не заметили, что рядом нет Мыколы (сына тёти). Вечером он не пришёл на ужин. Не пришёл и ночевать. Утром всё село знало о ЧП. Обыскали всё: чердаки, днепровские кручи, катакомбы, сараи... И где мы только не были за трое суток, а - нашли его в воронке от бомбы... На том поле, откуда привозил его отец лисичкин хлеб. Я не помню, какая была погода. День...вечер...утро?... Не помню,  как выглядело поле. Нет...- сколько не напрягаю память. Я помню воронку... тело мальчика, сложенное калачиком, и серые пустые глаза, глядящие в пространство.
  Николай Тимофеевич Слынько вырос. Служил. Работал. Стал замечательным отцом своих детей. Жил в Запорожье. помогал и своей маме. Мой двоюродный брат мой ровестник честно прожил свой век. Семья и сейчас в Запорожье.
  Вернусь к бововне.  Бригада и их ланкова (бригадир) Лукерья Моисеевна Слынько  вырастили такой урожай хлопка!... И мы бегали помогали. Мне нравилось следить за цветочками. В течение дня их окрас менялся и менял всё поле. Оно становилось желтеньким, белым, розовым, малиновым. А когда поспели плоды...мы вытаскивали из раскрывшихся коробочек вату с семенами. И вот эти семена были дороже золота. Они были будущий урожай. Сейчас в тех местах неспокойно. Одни за красных(Донбасс, Иловайск) другие за белых. Трудно знать, что Донбасс каждый день обстреливают гады из "градов". Ещё труднее узнать, что кто-то из твоих родичей стоит у "града". В этом виновны и мы. Промолчали, когда страну разрушили... Не потребовали суда над участниками Беловежской пущи... Молча и спектакль с моря проглотили. Ну невозможно было поверить в спектакль с главным лицом страны. Помню ночью слушала Горбачёва, как он мужественно отказался. И остался вопрос на который нет ответа. Голосовали все за Союз. И что?!
  ОХ, и люблю же я отвлекаться. Вот-вот...-про хлопок. Всё звено  все шесть человек получили медали. А тётя Луша - орден Ленина. На сцене про мою тётушку сказали: "...несмотря на то, что жила под немцами-сберегла семена". В ответном слове она поправила: "Под немцем мы не жили. Мы жили под Ковпаком. Что батько говорил, то мы и делали. И закончила свою речь словами:"Як бы цэ мий Тимоха побачив", - Заплакала. Ушла с трибуны. А зал встал...
  Я думаю, что эти аплодисменты были и для дяди Тимохи.
Лисичкин хлеб! Лисичкин хлеб - хлебороба, солдата из села Малая Лепетиха Херсонской области погибшего под Берлином 24 мая 1945 года "За нашу Советскую Родину".
    
( воспоминания )

   КОНСТАНТИН СИМОНОВ...В наше послевоенное время трудно было найти в Союзе человека, который бы не знал это имя. Женщины знали наизусть"Жди меня". а - кто не плакал читая: "Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины"... эти стихи были и мои любимые. Но я - профессиональная чтица, не рискнула их читать...Но...очень хотелось... Я выбрала "Митинг в Канаде". Начинала читать спокойно...как рассказ.По мере насыщенности стихотворения энергетикой автора, постепенно повышала голос и как бы ускоряла ритм чтеца. Добавлялось волнение моё личное отношение к происходящему, и...почти скороговорка- на одном дыхании: " И -зал поёт! И - зал встаёт.  И в зале дышится легко" Потом...через большую паузу начинала читать очень тихо и спокойно: "Теперь, когда грозят нам...Иногда я вспоминаю этот зал".- Спокойно но -многозначительно слово: "Зал!" Снова ...пауза и -точка "А не первых три ряда".
   Менялся зал. Менялась публика...Менялась и окраска стихотворения. Но: - общая задумка...мысли...оставались прежними. В 1955 году в Москве на городском конкурсе самодеятельности я за чтение этих стихов получила первое место и приз - вазу салатного цвета из чешского стекла., которую берегу до сих пор.
   Симонов - это только СИМОНОВ. Его ни с кем не сравнишь...ни с кем не перепутаешь. Мечтала попасть на творческую встречу. - Не случилось.
   Однако...Жизнь нам дарит такие подарки! Их невозможно придумать и предугадать. Такой подарок и мне судьба подарила во время перекрытия Енисея.
   25 марта 1963 года состоялось перекрытие Енисея в Карловом створе близ города Дивногорск. Освещали это событие не только ведущие  СМи Советского Союза, но и десятки зарубежных издательств.Руководил штабом перекрытия ГЭС Андрей Бочкин. Пригнали в Дивногорск состав, состоящий из вагонов.Здесь был пресс - центр стройки: выездная редакция газеты "Правда", вагончики для работы местных и других издательств. Среди поэтов и писателей были: Борис Полевой, Константин Симонов, Александр Безымянский, Роберт Рождественский. Ирина Левченко. Всего свыше семидесяти поэтов и писателей.
   Я работала в звукоцехе Краевого Красноярского радио и телевидения. Вся информация стекалась к нам в цех. Георгий Николаевич Куленкович руководил процессом и распределял время в аппаратных и операторов.
   Подходит ко мне и... так спокойно, буднично (работа такая) говорит мне: "В дикторской студии во время перерыва запишешь Симонова.У тебя будет чуть больше часа. Так что...- подсуетись и всё подготовь заранее."
   Константин Михайлович сидел облокотившись о спинку стула. Лицо его закрывала ладонь. Мне показалось , что он очень устал. А мне нужно было подготовить его к записи и оговорить количество и очерёдность произведений (стихотворений) Работа - есть работа. Подхожу... Константин Михайлович убрал руку и внимательно посмотрел в глаза... Представилась. Сказала, что наша студия скоро освободится... и мы - работаем. Он всё понимал с полуслова. Оговорили что и как будем записывать. Будем беречь время. Остановку записи делать только по моей просьбе. Ошибся...снова читать...Я потом все оговорки вырежу и смонтирую.
   Ровно...спокойно звучит голос. Читает так... - артисту не под силу. каждое слово взвешено и на своём месте. И вот...- последнее:

   "Нас пули с тобою пока ещё милуют.
   Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
   Я всё - таки горд был за самую милую
   За гордую землю, где я родился.
   За то, что на ней умереть мне завещано,
   Что русская мать нас на свет родила,
   Что в бой провожая нас, русская женщина
   По - русски три раза меня обняла."

   У меня текут слёзы...Я забыла, что это - работа.. Такое случается раз в жизни. Я плакала...Захожу в студию. Поблагодарила. И...сквозь слёзы, улыбаясь...неожиданно для себя произнесла: "Я бы так не прочла". Константин Михайлович очень внимательно и серьёзно посмотрел на меня... Во взгляде был вопрос. И я ответила: "Я чтица. Читаю и Ваш "Митинг в Канаде" И ...осмелев - прочла: "Я вышел на трибуну в зал.
        Мне зал напоминал войну"...
   Симонов слушал и изредка кивал головой. В тесной дикторской аппаратной я читала одному человеку. И- кому!?... Автору. Самому- Константину Симонову!
Я прочла его стихи так тихо...А - финал... почти шёпотом.. Появились новые краски в чтении...Я будто доверяла ЕМУ сокровенное... Когда прочла...- немного смутилась.
   Константин Михайлович..помолчал с минуту   Он понимал моё состояние. Правой рукой взял за запястье моей левой руки...крепко пожал и ...задумавшись сказал всего два слова: - "Всё верно".

   Настало такое время, когда слова Константина СИМОНОВА снова звучат. Они не растворились во времени:
        "Но я конца не рассказал.
        А он простой: Теперь, когда
        Войной грозят нам, я всегда
        Припоминаю этот зал.
        Зал!
        а не первых три ряда."

   "ВСЁ ВЕРНО!" - дорогой Константин Михайлович.

                ВСЁ - ВЕРНО.
Было со мой
Аида Дружинина
        Светлой памяти Демьяна Савельевича Авдеенко,
        Который освобождал и меня из фашистского плена
        в станице Верхний Курмояр под Сталинградом 7 января 1943года.
          Второй раз мы встретились на торжественном вечере, посвящённом
        шестидесятилетию Советской Армии в1978году и стали друзьями.  Мы, дети, бывшие в оккупации,  делали концерты бойцам во время их наступления. Он нас освобождал и был на концертах. Потом вспомнил меня  на вечере...а мне ничего не сказал. Зал не могли угомонить в Ачинске. Дочь его ещё жива. Хочу писать о нём рассказ. Он подвиг совершил после нашей первой встречи,  и о нём писали в книге памяти.



Веду я торжественный вечер
На сцене ДК Ильича.
Война...и победа.
              Да встречи
Военных времён...
                И сейчас
Рассказ о герое Демьяне.
О том. как он Днестр переплыл.
Декабрь и холод...
             В тумане...
Из плена отряд выводил.
Как он воевал...
            был контужен...
Где встретил победу,
                как жил...
Авдеенко в военкомате
Ответственно, честно служил.
Демьяну Савельичу слово
С высокой трибуны даю:
А он...
      вспоминает,как снова
Меня повстречал.(не в бою)

Софиты уплыли...
          А в зале...
Вдруг- шар закачался земной...
О том, что сейчас рассказал он,-
Я вспомнила!
         Было со мной.

Вернулось всё мигом БЫЛОЕ.
Уставшие лица солдат...
Сражались.
        Вот только что с боя
За наш дорогой Сталинград.

С машины стихи...между боем.
Улыбки да шутки ребят...
Меня  своей крепкой рукою
Вдруг вверх кто-то поднял как брат.
Я вижу родную сторонку...
Руины...
      (Как годы летят!)
Совсем молодой...голос звонкий,
Лукаво глазёнки горят...

Идёт ведь...торжественный вечер.
Смотрю я взволнованно в зал.
А-ЗАЛ!
    Все стоят.
           Рукоплещут.
ЖИВОЙ!
     И меня он узнал...
Я низко ему поклонилась.
Спаситель!!!
          Спасибо, родной!

Так было.
      Нет...
         Мне не приснилось.


И  снова
         он выиграл
                бой!...