Вы любите Энгра?

Галина Романова 5
Между двумя величайшими живописцами прошлого Декларуа и Энгром было противостояние и  открытая неприязнь, неприятие друг друга.
 
 Бунтарский дух Делакруа крушил основы буржуазных идеалов. Все, что писал Энгр, Делакруа считал салонным, нарочито изысканным, чрезмерной красивостью, уходом от реальной жизни, ложью.  Сам Делакруа считал борьбу, бунт  народных масс, революцию, справедливостью и смыслом жизни. Он прославлял баррикады и символ Свободы - Женщины на баррикадах во фригийском колпаке. Вокруг смерть, гибель, кровь, разрушение и полуобнаженная прекрасная женщина со знаменем в руках - вот высочайший смысл жизни.
 Делакруа мастерски изображает движение, порыв, слышится грохот, чувствуешь дым и порох битв. Экспрессивный, энергичный, можно сказать даже неистовый художник. Он прекрасно владеет кистью, в его руках она горит и сверкает всеми гранями таланта. Кроме того, Делакруа был мыслитель, философ, написал статьи и трактаты по искусству. В нем кипело все: и мысль, и чувства.

 Жан Огюст Доминик Энгр -величайший рисовальщик. Его линия гениальна по своей красоте, точности и пластичности. Пожалуй среди художников прошлого нет ему равных в рисунке. Взгляните сами. Линия живет, вибрирует, набирает энергию, силу и постепенно тает в дымке воздуха. Он обволакивает, подчеркивает, ласкает глаз своей воистину необыкновенной красотой и гармонией.  Его рисунки необходимо давать, как пособие для начинающих рисовальщиков. Здесь есть чему поучиться.

 Что же касается его портретов, то, действительно, это салонная живопись, но сколько здесь таланта и ума! Его ткани в одеждах портретируемых шуршат, текут, переливаются, чувствуешь тяжелый прохладный шелк, мягкость и нежность бархата, блеск и сверкание драгоценных камней, мягкость холеных рук богатых и сановных людей.
 Мне лично впечатлили картины Энгра, где изображены обнаженные женские образы. Сколько поэзии, лиричности, нежного взгляда на женскую красоту. Так смотрят только влюбленные глаза, не смеющие прикоснуться  даже фривольными мыслями, какое-то восхищение, доходящее до молитвенности. Женщина, юная, молодая или уже зрелая для Энгра есть символ красоты и гармонии, источник вдохновения и смысла жизни.
 Другие художники прославляют в женщине чувственность, символ плодородия, земной любви. А Энгр скорей всего, прославляет во плоти женщины не земную красоту, а небесную.
 В его картине "Источник" изображена совсем юная девушка, немного смущающаяся своей наготы и от того еще прекраснее. На плече она держит кувшин, из которого льется вода. Во всей композиции ничего лишнего, но как наполнена картина.
 Обнаженное тело написано воистину гениально.