Прометей-конфликт с отцом в творчестве Гете

Армат Уважаев
В 1773году Гете вступает в культурологическую дискуссию о Прометее. Он пытается представить историю Прометея как конфликт поколений, в которой отец – Зевс является проекцией гнева, а мать Минерва – проявлением любви.На сцену эмоциональной жизни 18 века проецируются две равноправные составные-эмоциональные: мужское и женское. Протест Прометея против тирана отца, но всемогущего Бога, в сущности является сутью дискуссии того времени в поиске новых форм внутрисемейных взаимоотношений. Поступок Прометея - это поступок сына Бога, который несёт в себе силу равноценной своему происхождению. Он провозглашает: Я- Прометей, могу быть и имею право формировать в людях новый образ Бога, который не только суров, но и дарит сокровенное Неба – огонь.Но я усматриваю глубокий и неразрешимый конфликт античного мира в мифе о Прометее, который не смогли преодолеть и просветители 18 века.Проблема лежит в вечности, которое невозможно рассматривать в контексте материального мира. Конфликт между Богом-отцом и сыном Бога не может найти интеллектуального решения.Сама логика мира богов в первую очередь в бессмертии, т.е. в вечности божественного, где несмотря на некоторое присутствие персонажей, неизбежно само понятие единого Начала.Поэтому Гете вынужден признать, что потомки никогда не смогут быть более великими как Лессинг, Гердер. Но мать, как женщина лишённая ещё больше свободы, использует своего сына в борьбе против силы отца. Гете впервые обращает внимание на новый аспект конфликта.Он как просветитель и гуманист, теоретик нового искусства призывает новое поколение сыновей, использовать пример Прометея, не для полного отрицания мира отцов, а использовать свой нигилизм в творчестве, а не в насилии. Прометей наполнен больше любовью к людям, чем ненавистью к отцу.Но в немецкую историю Гете ворвался Гитлер.