Поэма о Дмитрии Шостаковиче и Блокадной Симфонии

Михаил Мазель
Блокада Ленинграда.... 872 дня...
Кольцо Блокады было прорвано 75 лет назад 18 января 1943 года.
Окончательно снята 27 января 1944 года.

Авторские комментарии к поэме
читать тут:
http://www.stihi.ru/2017/09/26/6791


Всё описанное в этой легенде – быль. Её действие охватывает 1941-43, 1955 и 1970-е годы. Действие в главах поэмы происходит не хронологически. Главные герои: великий композитор и великий дирижер. Ещё двое героев – великий пианист и дирижёр, награждённый боевым орденом за исполнение симфонии упомянутого композитора. И, конечно же, главная тема поэмы - Великое Противостояние, в котором принимала участие великая музыка – оружие бессмертных.



ЛЕГЕНДЫ ОБ ОРУЖИИ БЕССМЕРТНЫХ. ПОЭМА.

I. Раздвигая пределы

Самолёт приземлился в Нью-Йорке.
   Обычное дело.
Пассажир сел в такси и поехал на нём в Ривердейл.
Через трафик и дождь,
  раздвигая эпохи пределы.
Это после мы скажем
“отметив” её передел.
Вереница огней колыхалась,
      как море,
     и
      город
нависал над дорогой
  и таял в дожде за спиной
ожиданием встречи,
волненьем про гордость и горе,
и о том, что никто не находит
         дороги иной.
А дорога петляла неспешною красной гирляндой
и внезапно рассыпалась
с тихим шуршанием шин
за воротами сада.
          Дом встретил симфонией ладной –
птиц.
      Пахнуло
  Гудзоном и хвоей.
         Спешите?
       Спешим!

- Проходите, Маэстро!
С приездом.
          Маэстро Вас примет!..

Вот и он.
             Невысокий.
Старик,
    но - лицом молодой.
Жизнь в усталых глазах.
 Что нашёл пилигрим
  в пилигриме?
Не похоже, что сад в этом доме порос лебедой.
(Посетитель был в курсе:
 хозяин живёт как отшельник.
Скоро год…)
  Он хотел поклониться и сразу уйти,
но по просьбе…
       остался.
   Так много на свете расщелин.
Так редки остановки на нашем тернистом пути.


II. Лёгкий след

Прилететь из соседней галактики слушать пластинку?
Для кого-то абсурд.
             Для другого –
           подарок небес.
Соткан звук и намотан на память
 живой паутинкой.
И зудит паутинка на душах
      как вечный порез.
В полумраке,
   подсвеченном тусклым мерцаньем камина,
проживая до дна
          свою долгую трудную жизнь,
он опять дирижировал…
   звуком,
        но было не мнимым
ощущенье от горькой,
   но светлой
             и чёткой межи.
Он на время исчез.
             Он стоял как всегда пред оркестром,
сидя в кресле, он им управлял
          через …дцать долгих лет.
И он слёз не стеснялся –
навеки великий
        Маэстро,
и слеза оставляла
            у всех
  на щеках
 лёгкий след.
Как они говорили?
           Непросто –
        двойным переводом.
Как?..
     О музыке – той, что звучала.
            О дальней стране
из которой и гость, и создатель симфонии родом.
О Победе…
            Смотрели журналы.
     Начало турне.

Гость,
      дослушав,
     уехал навстречу “открытью эпохи”.
Фотография с дарственной надписью…
      Громкий успех.
А хозяин остался…
          Умерьте, пожалуйста, вздохи.
Он прошёл долгий путь.
 Он достоин расставленных вех.


III. Служить, как дышать

Он не молод,
   да что там – он стар:
             ему
   семьдесят пять.
Он уже потерял три страны
        и
         любимый La Scala.
Пусть на радио…
       Новый оркестр,
          что новая пядь.
Миллионы сердец
            его палочка
          разом ласкала.
Да – он стар,
   но не сломлен
     и может
  продолжить борьбу.
Он - в Нью-Йорке,
            но каждою нотой он против фашизма.
Седины не добавить
 и складок не видно на лбу.
Не сломать его духа
и не
переполнить трагизмом.
Страха нет.
 Только боль и желанье
  служить, как дышать.
Никогда не уронит он чести –
        сын
гарибальдийца.
Он читает газеты и рвётся,
      страдая, душа.
Согласитесь –
   не каждый
    страданием сможет гордиться.
Да. Он знает теперь,
чем внесёт в этой битве свой вклад.
Он запишет её…
       Он достанет её партитуру.
Слава Б-гу за право её исполнять
  не устроили гвалт,
посчитали за честь для него
         без единого тура.
Его палочка часто звучала сквозь тучи войны,
вдохновляла борцов,
  собирала для них сотни тысяч.
Слава Б-гу
 он не был раздавлен стандартом двойным:
итальянец в Америке…
   Славу
     из камня не высечь.


IV. За кадром кадр

Кружным путём на юг
  в Ташкент,
            в Иран,
         Ирак, Египет…
Как в «Касабланке»…
          О, My Lord!
     My Capitan, please keep it!
        Атлантика… За кадром кадр.
 Минуя
         минные поля,
        Он попросил, и
             Он следил за
   кораблём,
 благоволя.
За кадром кадр.
       Лист за листом.
         Так нужно и
            так должно.
Желанье противо->
          <-стоять.
  На фильм не снята лонжа.
        Жара в Нью-Йорке. Пыль. Корабль. С
    ней не сравнится
          жар внутри.
        Ну, наконец-то!
 Сколько дней
 прошло?
           Пять дней? Нет –
            целых три.
Победа? К сожаленью, нет!
      Участие? Бесспорно!
Рыдают флейты да гремят
    литавры да валторны.
        За звуком – звук.
   Отправлен диск.
       Назад:
путём опять кружным.
        В оружии бессмертных нет
иных
      деталей и пружин.
Он вытворяет чудеса.
   Летает иммельманом.
И телеграмма год спустя
  в кармашке с талисманом
        под сердцем. Шквал в Нью-Йорке.
          Эх...
  (молчанья в Куйбышеве залп).
        Не маг. Волшебным жезлом бой
       и боль
   в единый
            вдох связал.
“Автограф” Верди на груди
    хранит его полвека.
Что человек в руках судьбы?
        Что звук без человека?
        Он темп хранит.
 Всё дело в нём.  В нём пульс и
        долгий чистый звук.
        Все партитуры в голове.
         Они
 как будто дело рук.


V. Чудо рождения

Он никогда не считал себя храбрым,
      однако
в эту трагичную осень
   подолгу бродил он
между бомбёжками.
Всюду он чувствовал знаки.
Всё говорило:
     Быть стойким – необходимо.
Резким контрастом с
на редкость прекрасной погодой,
в лицах читалась тревога,
   но с нею – решимость.
И,
 продолжая бродить
 по любимому городу,
мог ли он знать,
        что,
            симфонией новой кружим он.
Сколько не рвался –
            был признан он к службе не годным.
Вместе с другими –
           тушил зажигалки на крыше.
Могут ли люди, как боги влиять на погоду?
… Делалось небо яснее, прозрачней и выше.

Ясность давала отчётливей слышать безумье.
Звёзды дрожали
          и
           в этом дрожании звуки
в крепость слагались и
 он
   припадал к амбразуре,
Мир весь он видел, хотя с
     детства был близоруким.
Внешне - подросток в очках
        был
             на деле
         титаном.
Кто бы подумал?
         А он
и
 не думал –
        вершил он.
Чудо рождения не было чудом и
не было тайным,
делая звук его музыки
несокрушимым.

Время на сон?
     Это роскошь.
   Он курит и пишет.
Это – единственный шанс
    быть для Мира оплотом.
Фронт приближается.
   Небо
     пожарами пышет.
Внешне спокойный
титан
   продолжает работу.
Скоро конец сентября.
Он –
  в конце третьей части.
Снова он рвётся на фронт,
     но
        отправлен приказом
в тыл…
       И он пишет, как дышит –
     о свете и счастье
движим любовью,
          неся с нею трезвость
        и разум.

Б-г всё же есть:
        потерялся, но
         вскоре был найден
груз с партитурой…
            Представьте - такую потеряю!
Как и любой на войне –
    не прервался ни на день
он.
  Его музыка кровью питала артерию.

Год на исходе.
      Титан подобрался к финалу,
не сомневаясь нисколько в победных аккордах.
Враг под Москвой остановлен.
            Симфония…
           Мало!..
Музыка в сердце клокочет
       печально и гордо.

Вот и поставлена точка.
 Грустит он невольно.
Сможет ли кто
       его труд
    в этом пекле исполнить?
Знает ли он, что, поднявшись,
          симфонии волны
Мир весь охватят
           и Верой
   его переполнят?! 


VI. Только в полном составе

Кто был жив,
    и
     кто не умирал,
      и кто не был в окопах -
если мог шевелиться
   явился,
        заслышав призыв.
Кто не умер в дороге…
   Вдох-выдох, вдох-выдох –
синкопа.
Что подняло людей
полумёртвых?
Не страх.
            Не призы.
Музыканты пришли отовсюду:
          из морга и с фронта.
Генерал помогал дирижёру пополнить состав.
День за днём
     собирался оркестр
             под горькое “пронто”.
Ах, как горько –
       уже двадцать семь
 схоронили
  из ста.
Дирижёр –
            сам подстреленный птах
 на трясущихся крыльях
поднимал ежедневно
   голодный
            измученный клин.
Устремляясь за ним,
как могли –
         укрепления рыли.
Тот, кто вылепил их,
 сам не помнил
   названия глин.
Кто кого.
            Кто как мог:
на четвёртый этаж
        поднимали
музыканты друг друга.
    Сперва – по пятнадцать минут
репетиции шли.
         Нет такого наречия “мало”.
Только маятник тикает тихо: -
        “Я всех помяну”.

Духовые подчас
         к мундштукам
          примерзали губами.
Вылетали смычки
            из
 вконец
      обессиленных рук.
Лёд давил их кубами,
  но вдруг
         испарялся клубами,
потому что плотней и плотней
           становился их круг.
“Только в полном составе”.
     Подчёркнуто
         жирно.
    Три раза.
Только в полном составе…
   Иначе –
           нет смысла играть.
Шостаковича фраза
сейчас
    равносильна приказу
бьётся в сердце
         призывом бороться
     и
      не
        умирать.
Первый пробный концерт.
    Пиджаки
  надевали на ватники.
Оркестрантки –
      по несколько платьев
    (такой был мороз).
Дирижёр вышел в белой манишке
   украшенной бабочкой.
Командир,
поднимая в атаку,
     встаёт в полный рост.
Лишь одно отделенье.
    Примёрзла
к пюпитрам
  их стойкость.
Почему же не слышно оваций?..
          Шевелится зал.
Море варежек.
      Холодно.
    Очень.
      Постольку поскольку.
стимул жить.
  (Пусть
          пока замерзает
             в мгновенье слеза).

Постепенно дошли
             до
 шестичасовых репетиций.
Нет сомнения в том,
             что упорство
            спасло
       многим жизнь.
Город ждал.
  Наполнялись надеждою
    бледные лица.
По толике,
по ноте
          они
как умели
        теснили фашизм.
В день премьеры,
           планируя кушать
  в  “Астории” штрудель
враг,
      надеясь, на штурм,
ждать не ждал
      операции “Шквал”.
И концерт состоялся.
 С оркестром гремели орудия.
Ни один
           из немецких снарядов
           в тот час не упал.
Наконец-то!
  Представился повод
            костюмам и платьям.
Пусть наряды смотрелись
    как будто
   с чужого плеча.
Колоннада вставала
навстречу
         прибывшим солдатам.
Зал встречал ленинградцев,
        сверкая
     в оживших лучах.
Люди слушали…
       в зале,
  на улицах,
          сидя в землянках.
Люди хлопали стоя.
Воскреснув.
           Отринув свой страх.
И букетик ромашек
в руках
     очень юной смуглянки
засверкал ярче звёзд.
  Ярче ярости
 в грозных кострах.

Равносильно сраженью.
 Подобно
             гружёным составам
отгремели аккорды,
в объятиях
          сжав этот день.
И эмоции были
        уже
            не подвластны
октавам.
И все беды в тот миг
  не пугали
           счастливых людей.
До прорыва Блокады
  ещё оставалось
     два года.
До победы –
 три года
             и
пропасть тревог и смертей.
Но несломленный город
  поднялся
 из
   сумерек гордо
и в тот миг не нашлось бы
     нигде
             его тверди твердей.
Те же стены
    спустя
             тридцать лет
            “услыхали” признанье.
“В день премьеры мы поняли,
          что
проиграем Войну.
Ваша сила и гордость
   разрушили
             наше сознанье.
Если б только мы знали
 бездонную
  ту
    глубину”.
Два немецких солдата –
    теперь
       два немецких туриста
и седой дирижёр,
           и
             всё те же
       колонны вокруг.
Траектории звуков линейны,
         остры
   и тернисты,
и мелодии кокон – незыблем
          и так же упруг.


VII. Талисман

“Иди-Иди. Вперёд. Вперёд.
Покуда жизнь тебе позволит.”
Сломает или подберёт?
У каждого – свои мозоли.
Он жив, листочком тем храним:
верь иль не верь - им сберегаем.
Пусть стар, но он – неутомим:
корабль между берегами.
Этапы длинного пути -
его победы и потери.
Когда настанет час уйти –
метелью кончатся мистерии.
Случайно найденный средь нот
великого маэстро Верди,
клочок бумаги… вновь блеснёт
полоской долгожданной тверди.

А тот… в блокадной белизне…
чем он храним и сберегаем?
Как уцелел он в той резне,
плывя под теми берегами?
А может это он хранит
людей своим волшебным даром?
Безмолвствует могил гранит,
молчит, гася в себе радары.
И если талисман и был,
то он и был тем,.. ноют раны.
Он не смотрел на перст судьбы,
в своём служенье филигранном.
И надо ли сейчас гадать,
кто пробуждает звуки эти?
В них растворяются года.

Ты слушай!.. Музыка ответит.   

9/26/2014