Проза, ставшая поэзией. По конкурсу МК-17, ч. 6

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/06/05/1957 - Конкурсная ссылка
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса

В заключительной статье по материалам конкурса "Мастер класс-2017. Редкие формы" я хотела бы отдельно остановится на одной особой форме, которая уже стала любимой для молодых авторов сайта. Три произведения нашего пакета в той или иной степени могут быть отнесены к этому стилю поэтического письма, несущего в себе черты как прозы, так и поэзии. Это так называемая слип-поэзия, изобретение  наших продвинутых авторов СТИХИ.РУ, хотя , если как следует разобраться, то не такая  уж она и изобретение: нечто подобное писали еще поэты прошлого века.
Рассмотрим следующие стихи.

   -Девятая симфония, К.К.Случевский. <1857> -

"Слушаю, слушаю долго,- и образы встали...Носятся шумно... Но это не звуки, а люди, и  от движенья их ветер меня обвевает... Нет, я не думал, чтоб звуки могли воплощаться! Сердце, что море в грозу, запевает и бьётся! Мысли сбежались и дружно меня обступили. Нет! Я не в силах молчать: иль словами скажитесь, или же звуков мне дайте - сказать, что придётся!.."

Поскольку в этой "прозе" явно чувствуется ритмика дактиля, то есть смысл записать текст строками до слога, который почему-то звучит наиболее сильно, как единственный Икт многосложника и после которого при чтении напрашивается  пауза:

Слушаю, слушаю долго,- и образы встАли...
Носятся шумно... Но это не звуки, а лЮди,
и  от движенья их ветер меня обвевАет...
Нет, я не думал, чтоб звуки могли воплощАться!
Сердце, что море в грозу, запевает и бьЁтся!
Мысли сбежались и дружно меня обступИли.
Нет! Я не в силах молчать: иль словами скажИтесь,
или же звуков мне дайте - сказать, что придЁтся!..

10010010010010
10010010010010

Ритм здесь очень чистый и хорошо нам знакомый - 5-и стопный дактиль, без всяких (если использовать музыкальные термины) темпераций - незначительных изменений (сужений или расширений) некоторых интервалов музыкального строя, отклоняющих мелодию  от акустически  чистых интервалов. При этом все равно каждый пятый ударный слог звучит чуть сильнее прочих и формирует конец стиха. А что с рифмой? Практически это  белый стих - отсутствие рифм, и только в концовке вдруг появляется точная концевая рифма: бьЁтся- придЁтся, именно она окончательно превращает красивую прозу в стихотворение.   

А вот пример стихов уже нашего современника:

  - Гостиница.  Алексей Фомин <2017>  -

"В черновике под утро написал: пропащий, потому что верю в лето гонимое, голимое во всем... Закружит ветер в темном переулке и  в тупике с разбитым фонарем, единственным собратом по несчастью, застрявшем в этом мире на года. В гостинице, похожей на гостинец нетрезвого, не частого отца мне жить до окончания недели. Летит в окно пух с тополей, пыльца то сорной конопли, то дремы белой".

Первое впечатление -это  проза, написанная языком поэзии - форматом "мнимой прозы". В каждом из стихов совершенно точно чувствуется ритмика пятистопного ямба - очень хочется записать текст отдельными стихами - до самого сильного Икта, что я сейчас и сделаю:

В черновике под утро написАл:
пропащий, потому что верю в лЕто
гонимое, голимое во всЁм..
Закружит ветер в темном переУлке
и в тупике с разбитым фонарЁм,
единственным собратом по несчАстью,
застрявшем в этом мире на годА.
0001010001
01000101010
0100010001
01010100010
В гостинице, похожей на гостИнец
нетрезвого, не частого отцА
мне жить до окончания недЕли.

Летит в окно пух с тополей, пыльцА
то сорной конопли, то дремы бЕлой.

Особенности ритма - многочисленные темперации, возникающие за счет множества случайно рассыпанных по строкам безударных двусложных стоп - пиррихиев. А с рифмами есть странности: в начале стихов их совсем нет, а в последней строфе присутствует перекрестная рифмовка катрена с рифмами отцА- пыльцА и недЕли- бЕлой.
 
Еще один пример подобной поэзии:

  - Триптих.  Фомин Алексей  -

Встречные капли дождей. хочешь плакать так плачь.
хочешь любить так люби. в мозаичных фрагментах
памяти копится тяжесть, где жёлтая жесть
солнца, пробившего тучи не в тему, но в сумму
предрасположенных к рабской покорности глаз,
чисел и сроков для каждой чердачной вещицы.
листья в трубе водосточной, предстала вода,
думал живой, оказалось, пред каменной птицей.
1001001001001
10010010010010
1001001001001
10010010010010

Дать имена. И сухие крапивные листья
станут молиться на ржавый подкошенный знак
рядом с дорогой, ведущей в страну бездорожья,
к длинному жёлтому свету чужого жилья.
Будь же во мне пока ветер не просит развесить
кожи пергамент на ветвях засохших осин.
Я говорю о тебе, потому что я знаю -
не говорить о тебе всё равно, что забыть
всё о себе.. И откуда бы взяться тревоге
большей чем в сердце о том, что идти - не дойти
до одиноко лежащего белого камня
в самом конце, освящённого бездной, пути.
10010010010010
1001001001001
10010010010010
1001001001001

Где-то всегда у кого-то и с кем-то война,
смерть, но не здесь, не сейчас и совсем не в июне.
Греются кошки на солнце, полощутся в вёдрах
кроны высоких деревьев. Зачем мельтешить
в этом пространстве, начертанном только для дней
теплых и тихих. Приходят, уходят минуты,
тени, часы и хочу я уже завернуться
в чёрные крылья, что ветром прибило ко мне.
1001001001001
 
Этот триптих написан чистым 5-и стопным дактилем, и в каждой из частей триптиха рифма появляется только к концу стихотворения, к последней строфе, а до того - белые стихи.

Наши современники - изобретатели новых форм на поэтических сайтах, почему-то выделили подобные стихи в особую  разновидность и назвали подобную технику слип-поэзией, определив ее следующим образом:
 
СЛИП - поэзия - это стихотворная форма, как правило, с редкими ударными слогами на концах строк (при этом остальные фонетические ударения прочитываются как полусильные), для которого  характерно отсутствие рифмы в первых строфах и её наличие в последней строфе или даже в последней паре строк. Данное направление может развиваться и иметь вариации, поэтому такое определение не является окончательным. Для слип- поэзии возможны вариации как по разнообразию наличия (отсутствия) рифм или по местам расположения этих рифм, так и по звучанию - они могут быть написаны в самой разной  ритмике: ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием или анапестом, даже логаэдом, более того, включать в себя темперацию и сочетание сразу нескольких полифонических  единиц - 10010 (дактиль), 010010 (амфибрахий) 01010 (ямб) с  наиболее сильным Иктом в конце каждой  единицы.

А теперь рассмотрим виды слип-поэзии, предложенной  участниками нашего конкурса "Мастер класс-2017".

- Подборка слипов. Аддис Абеба - (в конкурсе участвовало только первое произведение). -

№1.

"Легче поверить рассказам улитки о побережье южного моря, цветущем кермеке, ночных цикадах, чем извлекать соль из глины, из ветра, из тени слова, полного плеском вольфрамовой рыбы. Два наших взгляда есть равноденствие прошлого в прошлом, в весах и овнах, в узком оконном проёме, где всё условно".

Запишем этот текст по строкам, ориентируясь на самый сильный Икт, венчающий каждый стих:

ЛЕгче повЕрить расскАзам улИтки о поберЕжье
Южного мОря, цветУущем кермЕке, ночнЫх цикАдах,
чем извлекать соль из глины, из ветра, из тени слОва,
полного плеском вольфрамовой рыбы. Два наших взглЯда
есть равноденствие прошлого в прошлом, в весах и Овнах,
в узком оконном проёме, где всё услОвно.
хАБАББ
100 10_ 010 010_ 00 01 0
100 10_ 010 010_ 01 01 0
100 10_ 010 010_ 01 01 0
.....

Стихи начинаются с холостой рифмы (побережье), а далее следует последовательность двух женских рифм двух видов- начинаются рифм АБАББ

Стихи,   читаемые и как прозаическая миниатюра, и как стихотворение,  темперированны, в их основе три  полифонические единицы 10010 (дактиль), 010010 (амфибрахий), 01010 (ямб):  2-х ст.дактиль - 2-х стопный амфибрахий - 3-х ст.ямб)

   -№2 Аддис Абеба -

Второе произведение (внеконкурсное) сразу даю в записи по стихам:

ЗачЕм быть вмЕсте (Если не вЕрим друг дрУгу),
прОще расстАться, остАвив в прОшлом
ключИ от дОма, сЫтого хлЕбом упрЁков,
пьЯного злОстью отвЕтной бОли.
Цветы засохли на подоконнике. В окнах
серые стёкла дурной погоды.
Похоже двое путанее, чем волокна
времени после ночного исхода.
01 01 0_100 100 10
100 10 _ 01 01 0
01 01 0_100 100 10
100 10 _01 01 0

В первых четырех стихах нет рифм, в последних четырех рифма появляется в порядке АБАБ, где все - все женские.
Логаэд, в основе которого лежат три полифонических единицы : двух и трех стопный дактиль + трехстопный ямб:
01010_10010010 (3-х ст.ямб  - 3-х ст.дактиль)
10010_01010 (2-х ст.дактиль - 2-х ст.ямб)

   - №3 Аддис Абеба -

Еще одно внеконкурсное произведение того же автора.  Сначала распишем его как прозу:

"Ужин вдвоём - проникающее в глубину воображения скоро очнётся от дрёмы, вписанной в мутные стёкла. Крыжовника куст ищет опору в расшатанных досках забора. Тень старой сливы нависла над ржавым ведром, ос отпевая. Луна на ущербе. Суббота. Август. Пора уезжать, заносить вещи в дом. Стулья и стол, одиночество, день на излёте".

Казалось бы - где тут стихи!  А теперь запишем эти фрагменты разного звучания (если читать их, как прозу) в два катрена с рифмами аБаБ и с
ритмикой чистого 5 стопного дактиля:

Ужин вдвоЁм  - проникАющее в глубинУ
воображЕния скОро очнЁтся от дрЁмы,
впИсанной в мУтные стЁкла. КрыжОвника кУст
Ищет опОру в расшАтанных дОсках забОра.
100 100 100 000 1
000 100 100 100 10
100 100 100 100 1
100 100 100 100 10
Тень старой сливы нависла над ржавым ведром,
ос отпевая, луна на ущербе. Суббота.
Август. Пора уезжать, заносить вещи в дом.
Стулья и стол, одиночество, день на излёте.

Получились очень симпатичные, мелодичные, рифмованные стихи. Удивительно, не правда ли?

   - №4. Аддис Абеба -

Еще одно внеконкурсное того же автора:

"Выступы картезианского монастыря с  башенками колокольными перенесу мысленно к переболевшему веретену,  образностью перекрученной в недотоску   улиц, переименованных в недотебя в городе бродскоголосого немартобря в радиусе разбегающегося в никуда неба параноидального тупика. Холодно проговоренное без души за которым слышится: не дыши".

Проза с богатым, очень нестандартным, образным языком! Но записав ее по стихам, вдруг обнаруживаем очень редкий ритм - гексон, шестисложный размер (где ударение на каждом 6-ом слоге!)

Выступы картезианского монастыря               
с башенками колокольными перенесу               
мысленно к переболевшему веретену,               
образностью перекрученной в недотоску               
улиц, переименованных в недотебя
в городе бродскоголосого немартобря
в радиусе разбегающегося в никуда
неба параноидального тупика.
Холодно проговоренное без души
за которым слышится: не дыши.

1000001000001
1000001000001
1000001000001
1000001000001


Помимо автора Аддис Абеба, работу которой (№1- ту, что была представлена на конкурс) ) не оценили, в пакете было  еще одно необычное стихотворение, соединяющее в себе черты прозы и поэзии. Я дам его здесь, записанным не в авторском варианте - в формате мнимой прозы, а расписав его по парам строк, связанных общей рифмой - так будет нагляднее просматриваться  его структура:

  - Шурка, Саша, Александра... Анна-Мария Ситникова -

Он ушёл в сорок первом и пропал без вести, отец, которого останется помнить лишь по хрупкому фото.
Просил назвать Сашей, кто бы ни родился, мальчик или девочка, в треугольном письме-завещании с фронта.

«Повезло ж родить в такое время: сама без работы, да ещё два рта, эх!» - говорила соседка Мария.
Повезло не помнить голодную боль в пустом животе, сырость пелёнок и: «Может не выжить - дизентерия…»

Выжила, вопреки судьбе. Жаль, таким чудным именем - Александра, никто  не звал, чаще «тараканом» в шутку,
За то, что хотела есть и грызла, что находила: горелые корки да червивые яблоки.  - Брось, Шурка!

Росла в тылу. Бегала босой, пачкая ноги глиной, представляя туфли. Зимой пошили бурки, с опушкой.
Тихо падал снежок, слушая молитву: «Боженька, дай петушка на палочке и, как на открытке, игрушку!»

Потом пришла Победа. Все в округе пили горькую водку, пели песни… Но хлеб остался по талонам…
а вместо игрушек - зелёные стёклышки на ладони (красота какая!). Играй, стоя в очереди сонной.

Ой, весь в крови палец! Смазала вместе со слезами синий
карандашный номер.    - Да уйди же! - и толчок в спину. - А ты здесь не стояла!   Скрип открывшихся дверей. Человеческая масса. Чернота...  -Ребёнка задавили!

«Шурка твоя везучая», - опять голос Марии за стеной. Чай пьют с матерью, подшивая подол юбки.
Прошмыгнула мимо, взобралась на высоченное дерево.     Осень. Орехи поспели - на земле пустые скорлупки.

Облака отсюда - рукой подать. Плывут лошадка, кораблик… Старшие в школе. Стать бы тоже взрослой, сильной…
Вот бы поскорее научиться читать, окончить десятилетку… Купить куклу в золочёном платье, Зину…

Сколько с тех пор пролетело десятков лет… Учёба, работа, за добросовестный труд -медаль. Выросли внуки.
Катают паровозики, баюкают кукол. Самый младший вкладывает бабушке Саше калейдоскоп в руки.

Она держит в дрожащих пальцах трубочку с горстью радужных осколков. Сквозь слёзы глядит на чудесное действо…
Моя дорогая, моя любимая  мама, навсегда потерявшая из-за войны самое важное - детство.

00100100011000101000100100010010
0101101000101001000010010010010
001001010100100100011110010010010
001010010010010011001001001000010

Теперь можно разглядеть в тексте  произвольной длины строки и их попарную рифмовку. Какой здесь тип ритма? Думаю, что это акцентный стих с неурегулированным числом Иктов. Если я не права - поправьте. Форма странная, но, если многим судьям эти стихи понравились, значит и такая поэзия, похожая на прозу (или наоборот - проза на поэзию!) имеет право на существование.


Напоследок мне захотелось снова вернуться к стихотворению Мари Джан, которое уже было разобрано мною в предыдущей статье - стихи которые я определила там как разноиктовый акцентный стих с вольной рифмовкой. После работы над сегодняшней статьей, посвященной стихам, совмещающим в себе черты и прозы, и рифмованной поэзии, я посмотрела на эти стихи по другому - записала их в строки до концевых рифм одного вида:
 
  -  Неизлечимое. Мари Джан   (Марина Ширма-Игнатова) -

- Доктор, пожалуйста, дайте другое
сердце! И, если надо, возьмите моё - живое.
Пересадите искусственное. Любое:
из пенопласта, пластмассы, чего там ещё..? В общем, чтоб было такое...
Пустое - пустое.

Не замирало чтоб, не болело, не прыгало, не щемило, и не страдало.
Качало бы кровушку, да качало:
по венам, артериям, капиллярам.

Старательно, мерно и равнодушно.
Всё время, пока наблюдаю  безумный ужас -
бедлам, творящийся в целом мире. Доктор! Пересадите сердце, и, заодно, чтобы не было осложнений, прошу Вас,

пожалуйста, отключите разум.
Это вне компетенции Вашей? Что же, тогда, пожалуй,

вылечите, хотя бы, эмпатию.


В такой  записи прозаический, на первый взгляд, монолог зримо превращается в стихи, состоящие из разноформатных строф- моноримов, объединенных одной общей рифмой. Выходит, совсем не пустяк, как записаны наши стихи. Сама их запись иногда становится инструментом превращения прозы в поэтическое произведение.

************************************************

На этом разбор конкурсных произведений заканчиваю. Надеюсь, что не только я, но и вы - читатели и участники, почерпнули из конкурса много интересного о технике написания стихов. Начинайте готовить свои новые работы к будущему ежегодному летнему конкурсу - "Мастер класс- 2018". Прочтем, обсудим, возрадуемся! )))

С уважением, Ваша АлКора.