Моя Цветаева

Вера Дезарно
               
                Моя Цветаева               
               
               
               
      Пишу Вам,  дорогая Ирина, потому что не могу не ответить  на ваш отклик о  близкой для нас  теме. Марина Цветаева очень много значит и для меня. Это та прекрасная фея, волшебная палочка которой,  задевая душевные струны,  помогает творить. Как понять себя и как самовыразиться? Такой же вопрос задавала себе  Цветаева в юности и в течение всей жизни. И ее ответы на разных этапах пути поддерживают и направляют меня как личность, как литератора и просто как человека.
     Главное, что впечатляет меня в творчестве Цветаевой – это масштабность мышления, необыкновенная образность  поэтических картин в сочетании с предельной исповедальностью, честностью и любовью к России.
     Велико значения образования для писателя, поэта. Юная Марина, впитавшая все богатство               
 отцовского музея, получила великолепное образование, основанное на мировой культуре. Но откуда у молодой девушки, учившейся в европейских пансионах, такое знание русской народной  словесности, ее ритмов, былин и сказаний?  Ведь этим пронизано все творчество Марины Ивановны. Это ее качество не перестает удивлять и восхищать меня, определяя в какой-то мере и мои пути. Ее русскость настолько глубокая, что присутствует незримо даже в самых удаленных от темы России стихах.  Интонация и размеры, я думаю,  навеяны  Кольцовым, Ершовым, народными песнями. И в то же  время античный лаконизм, афористичность также присутствуют в спектре  палитры Цветаевой.Привожу пример такой простой и величественной,очень нам родной эмоциональности в одном из произведений Марины Ивановны:
 
"У меня в Москве - купола горят,
У меня в Москве - колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, -
В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится - чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Я молюсь тебе - до зари!

И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.

Но моя река - да с твоей рекой,
Но моя рука - да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
               
Не догонит заря - зари."
                (М.И.Цветаева.Из цикла «Стихи к Блоку»)

      Неожиданность, непредсказуемость образов и сравнений Цветаевой  завораживает, вовлекает в орбиту, имя которой, «Свободная Фантазия». Становятся пресными и смешными бесконечные «звезды», «сердца»,  «ангелы» и другие штампы, густо населяющие произведения иных литераторов.  Цветаева естественна и изобильна в своем словотворчестве. Ее неологизмы всегда уместны и красивы особой, истинно русской красотой. Творчество Марины Ивановны дарит мне примеры новых смыслов и образов, учит свободней  пользоваться нашим богатым языком, смелее  использовать новые формы.
     Пережив вместе с Родиной революцию и Гражданскую войну, Цветаева своими стихами о противостоянии белых и красных сил помогает  нам иначе  взглянуть на события той поры, быть мудрее и милосерднее. Под влиянием этих стихов и мои координаты в этой теме приобрели устойчивость. Мои работы «Русь» и «Белый стяг» навеяны трагическими событиями русской истории 20 века.
     Я часто обращаюсь к произведениям Марины Ивановны Цветаевой, когда не пишется,
когда затягиваются мучительные поиски поэтического решения, и каждый раз я открываю для себя новые горизонты. Поэтому трудно сказать в каких случаях видно влияние этого автора. Скорее Цветаева помогает мне в главном - в развитии творчества. Ее христианская душа очевидна, несмотря на атеистические и языческие увлечения в разные периоды жизни, несмотря на ее трагический конец на фоне глубокой депрессии в результате всеобщей травли.
     Любовная лирика Цветаевой поражает своей драматичностью и обнаженностью, отточенностью мастерства.  Марина Ивановна жила как писала. И писала как жила.   Порыв чувств, женственность, а иногда и надлом  в цветаевских стихах о любви вызывают у меня сочувствие и понимание, ставят  барьер  для пошлости и мещанства.
      Познавать мир, творить, быть приверженным правде – вот в моем понимании завещание Цветаевой для всех нас.
       Дорогая Ирина, я позволю себе закончить свое послание  посвящением  этому поэту:

               

Я - королева бала, я - прекрасна.
Всех роз нежнее красота души.
И скромной грации опасность
Огонь зеленых глаз не приглушит.

Я - настоящая, без масок и театра,
Как птица певчая я искренность пою.
Отбросив черной бури мантры,
Сполна платила дань за жизнь свою.

Ключи от жизни - в женственности вечной.
Я сестринского братства не предам.
Сквозь холод космоса конечный
Я эстафету мыслей передам.