Не сердись на свою болезнь дай себе отпуск

Наталия Луговец
Решила поделиться полезным для многих из нас материалом.

О внутреннем Враче
(по книге философа Ивана Ильина)

«Как это томительно, все время думать о сво¬ем здоровье... вечно беречься, всего опасаться, обходиться без запрещенного и все спраши¬вать: не повредит ли мне то-то и то-то? Вся жизнь наполняется страхом и опасениями... Все время наблюдаешь за собой, живешь с ог¬лядкой, становишься сам себе тюремным на¬блюдателем... ра-дость жизни исчезает. Душой овладевает мнительность, ипохондрия. Не жизнь, а прозябание. Кому и зачем нужна та¬кая жизнь?..»
Так жаловался я однажды в письме к моему деду, когда у меня начался процесс в легких и я должен был лечь в санаторий на много меся¬цев. Вот была тоска! Один этот градусник три раза в день, который я называл тогда «тюрьмо-метром»...
Я был молод, подвижен, разговорчив и как раз начал интересную научную работу, кото¬рая требовала постоянных справок в библиоте¬ке и выписок. И еще одно: я был влюблен... и не уверен в ее отношении ко мне. Ах, как я то¬гда терзался!..
Милый мой дед... Он давно уже скончался... Но я сохранил его ответное письмо. Оно настоль¬ко значительно и глубокомысленно, что его сле¬довало бы непременно напечатать. У моего деда философия вырастала из сердца, питалась созер¬цанием и сливалась с жизнью; но больших фило¬софских трудов после него не осталось.
Вот его письмо от слова до слова.
«Ах ты, мой нетерпеливец, — писал он мне. — Чего ты томишься? Ведь я по твое-му письму слышу, как ты тоскуешь. Пожалуйста, успо¬койся и не мешай твоему Врачу. Да нет, не са¬наторному, Бог с ним; он все равно будет де¬лать свое дело. Я разумею твоего собственного, внутреннего Врача, с которым ты не в ладах. А ты о нем ничего и не знаешь? Тогда я должен рассказать тебе про него. Но ты изволь спокой¬но лечь, поудобнее. Вот так, на спину... Удоб¬но? Ну и не напрягайся, не де-лай угрюмого ли¬ца! Если будешь предаваться мрачным мыс¬лям, то ничего не ус-лышишь и не поймешь из моего рассказа. Пожалуйста, не хмурь бровей. Дыши спокойно и глубоко, будто засыпаешь. Ну вот, а теперь слушай меня сердцем и внут¬ренне проверяй каждое мое слово.
У всякого из нас есть свой собственный, внут¬ренний Врач. Его нельзя ни видеть, ни слы¬шать. Он ведет скрытую, таинственную жизнь и не отвечает на прямые во-просы. Но к нему можно и должно "прислушиваться". Это и есть наш внутренний Врач, который нам дан на всю жизнь и с которым мы должны жить в ладах...
Ты, конечно, спросишь, как до него доби¬раться? А видишь ли, у нас есть особый дар внутреннего созерцательного внимания, и нам надо упражнять его. Надо при-слушиваться к жизни нашего собственного инстинкта, той ве¬ликой и умной силы, без которой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человеческий организм — это удиви¬тельное сожительство или "земное единожи-тельство" личного тела и личной души. Он пе¬чется о нас, ведет нас и охраняет, присутствует во всех органах нашего естества. Можно было бы сказать, что каж-дому человеку дан от Бога некий внутренний "строитель". Это он "просы¬пает" тебя по утрам, потому что ты достаточно поспал; он именно "просыпает" тебя изнутри, тогда как другие люди могут тебя только раз¬будить. Ты видал, вероятно, людей, которых никак не добудишься? Понятно почему: ты их насильно и произвольно будишь, а "их" орга¬нически — внутренне "спит"... Ты подскольз-нешься на ходу — а он уже позаботился о том, чтобы ты не упал: он поддержал твое равнове¬сие. Ты порезал палец, и уже все сделано для того, чтобы ты не истек кровью; и пока ранка не заживет, она будет изнутри залечиваться твоим заботливым Врачом. Что бы ты ни пред¬принял, он все время заботится о тебе. Ты сегодня много поработал и хотел бы просидеть над книгами еще всю ночь; он считает это вредным и заявляет об этом в форме усталости и сонли¬вости. И если ты будешь настаивать на своем, нач-нешь много курить и пить крепкий кофе, то ты окажешься с ним в разладе, и он может уст¬роить тебе внутреннюю "забастовку". Трудный и напряженный день прошел, тебе пора спать, и он сигнализирует тебе об этом: глаза твои слипаются, ты начинаешь зевать и становишь¬ся вял и сонлив. Это от него идут чувства голо¬да, жажды, холода, скуки и тоски: ты не бере¬жешь себя, ты не знаешь, что тебе нужно, а он знает все потребности твоего организма и бере¬жет тебя. Это он предупреждает тебя о том, что тебе нужно больше углеводов (сахар), меньше соли, гораздо больше витаминов; это от него "мороз по коже", чихание, зубная боль, повы¬шенная темпе-ратура, обложенный язык. Если ты не считаешься с этим — тем хуже для тебя; он не может и не будет "уговаривать" тебя, а сделает тебя слабым и больным — оду-мывайся и опоминайся, забрел в тупик — ищи выхода... О каждом излишестве (ви-но), о каждом упу¬щении (отморозил нос) он все время дает тебе знать. Живой че-ловек есть целая система рав¬новесий: равновесие тепловое, пищевое, сонно-бодрственное; равновесие в напряжении мус¬кулов и нервов; кровообращение, мера движе¬ния и покоя, мера горя и радостей, мера чувст¬венных наслаждений и мера целомудрия, мера сосредоточенной мысли и мера отвлечения и развлечения. Это он блюдет во всем необходи¬мую меру и надлежащее равновесие и знает, что тебе необходимо; это он сокращает твою ра¬ботоспособность, посылает мигрень или бессон¬ницу, или желание прыгать и бегать; или ва¬лит тебя на теплую лежанку, или устраивает тебе длительный невроз.
Это он побуждает беременную женщину есть мел или древесный уголь, потому что они ей необходимы для ребенка. Когда ты в темноте подходишь к незримой для те-бя опасности — он предупреждает тебя замиранием сердца и чувством непонятно-го ужаса. Надо приучиться прислушиваться ко всему этому. Таинствен¬ный Врач твоего инстинкта мудрее и дально¬виднее тебя. Он во всем требует равновесия, це¬лесообразности и меры. Он есть воплощение молчаливой творческой мудрости. А от нас он требует внимания и повиновения; и за это он посылает нам здоровье: са-мо себя поддержи¬вающее равновесие жизни и легкое, бодрое са¬мочувствие...
Это искусство прислушиваться к бессловесному голосу своего инстинктивного Врача со¬временный человек, к сожалению, утратил. Первобытный человек обла-дал этим даром и был счастлив.
Но теперешний злосчастный умник не спосо¬бен к этому. Он гордится своим рассу-дочным мышлением и воображает, что сознательная мысль составляет главную суть и силу жизни. Он воображает, что "культура" одолела приро¬ду и подчинила ее себе. Он самодовольный рас¬судочник и гордец; и думает, что его произвол призван покорить богозданную природу и, мо¬жет быть, даже впоследствии заместить ее. Он доходит до того, что выдумывает всякие проти¬воестественные теории и способы жизни и ста¬вит все вверх ногами. А его безбожие ослепляет его все более и более и завлекает его все дальше и дальше. Грех противоестественности стано¬вится все глубже у современного человека — и ему уже не избежать справедливого возмез-дия. Упорное неповиновение природе может сло¬мать человеку хребет, ибо тот, кто восстает против богозданной природы,— бунтует против Бога.
Поэтому нам надо кое в чем вернуться на¬зад — к богозданной природе, чтобы вер-нуть себе дары неба. Мы должны научиться ладить с нашим инстинктивным строи-телем и таинст¬венным Врачом. Мы должны научиться вопро¬шать его, не надеясь на словесный ответ: чего бы ему "хотелось", чего бы он желал "избе¬жать", что ему подходит и что — нет, и что он решительно отклоняет как вредное. Тут не сле¬дует умничать, не надо ничего изобретать само¬му. Советоваться со своим Врачом — со-всем не значит потакать своим страстям и вожделени¬ям. Это — совсем иное: чело-век внутренне со¬средотачивается и прислушивается к голосу своего организма; он внемлет голосу своего ин¬стинкта, но не его слепоте и страстности, не его противо-духовной жадности, а его духовной мудрости, данной ему от Бога и возлелеянной от природы. Человек как бы возрождает в себе тот акт, при котором дух владеет инстинктом до самой его глубины и из самой его глубины. Он совещается с духом своего инстинкта и оли¬цетворяет его в образе своего "Врача". Это про¬буждает в душе древнюю, первозданную глуби¬ну, которая, может быть, уже совсем заглохла, а может быть, только засушена рассудком. Че¬ловек как бы стучится в дверь своего богодан¬ного и естественного Врача, чтобы приобщить¬ся его самодеятельной муд-рости и возобновить в себе органическое самочувствие природы. Врач отвечает без слов; его мудрость не "ло¬гична", а "органична"; он молча указует "нужное", "одоб-ряет", "подтверждает" или "отводит — не советует". Именно там, в этой глубине инстинктивной духовности, живет творческое зерно здоровья, тот дивный дар ор¬ганического самоисцеления, с которым мы должны вступить в связь.
Вот в этом-то и дело, мой нетерпеливый мальчик! Ты тоже утратил живую непо-средст¬венную связь с твоим строителем и Врачом; и вследствие этого ты заболел. Теперь тебе надо во что бы то ни стало восстановить эту связь. Тебе нужно не про-сто вылечиться от кашля и зарастить "раненое" легкое; тебе нужно начать новый образ жизни.
Ты должен вступить в живой ритм природы, как бы окунуться в поток... естествен-ного са¬моподдержания. Это нельзя сделать насильно, простым решением, в крат-чайшее время. Ты должен постепенно освоиться с мыслью, что здесь надо не при-казывать, а повиноваться; не эксплуатировать свои силы по произволу, а блюсти меру напряжения и равновесия во всей жизни. Только повинуясь природе, можно ей повелевать. Кто живет и творит вместе с ней, из нее, того она несет охотно и ра-достно как своего господина.
Ибо природа... ведет послушного и насильно тащит непокорного. Поэтому, если ты будешь доверять своему инстинктивному Врачу и слу¬шаться его тихих указаний и предупреждений, то тебе не надо будет постоянно тревожиться о своем здоровье: он будет делать это за тебя, Ты будешь жить, любить и творить, а он будет под¬держивать твое здоровье. Ты будешь блюсти его органические пожелания, а он бу-дет идти навстречу всем твоим духовным требованиям. Вы будете сообща живым, здоровым единст¬вом. И ты будешь здоров и будешь наслаждать¬ся прекрасным, уверенным спокойствием за себя и за свое дело.
Так-то, мой милый. Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают... Здо-ровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною при-родою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В боль¬ном виде мы не соответствуем нашему назначе¬нию и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели,— как путь к здоровью. Поэтому бо-лезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо рас¬шифровать: в ней за-писано о нашей прежней, неверной жизни, и потом о новой, предстоя¬щей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот "шифр" мы должны разгадать, истолковать и осу-ществить. В этом — смысл болезни.
И все это есть чудо, живое чудо природы, ве¬ликое чудо Божие, которого мы по привычке не замечаем; мы проходим мимо него, и наше заглохшее сердце остается холодным и безраз¬личным. Подумай только, как это дивно: в ка¬ждом из нас зало-жена способность осуществ¬лять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела...; каждому из нас дан таинствен¬ный строитель и Врач, призванный к осущест¬влению этой гармонии...; каждый из нас обла¬дает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой предначертанной и обетованной гармо¬нии... Это значит — сразу вернуться к природе и придать себя воле Божией...
Но не верь мне на слово. Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуй-ся для это¬го своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее призвание), но и умуд¬рить. А мудрость дается только через испыта¬ние и страдание. Поэтому не сердись на свою болезнь; "дай себе отпуск"; представь себе, что ты уе-хал в путешествие и должен привезти с собою дружбу со своим Врачом, дар здоро-вья и органическую мудрость. Пережив все это сам, проверь, удостоверься и дове-ди себя до очевид¬ности. Для этого нужно терпение. Все прекрас¬ное на свете растет и развивается медленно. А ты ведь хочешь именно прекрасного — предна¬чертанной от Бога жизненной гармонии. Взра¬сти ее, и вся жизнь твоя озарится по-новому: и любовь, и семья, и творчество, и старость...»
С тех пор я и в самом деле пережил все это, проверил, удостоверился и дошел до очевидно¬сти. А письмо деда я читал и перечитывал мно¬го раз, так что теперь знаю его почти наи¬зусть...
Из книги "Физическая культура православного христианина"