Кубанская свадьба сельских традиций

Лидия Коляда-Свириденко
Из сборника "О Кубани звучной лирой"

Кубанская свадьба сельских традиций
С детских времён в моём сердце хранится -
Эскорт лошадиных упряжек в нарядах,
Гривы в разлёт... и церковный порядок:

- Благословение мамы с отцом,
Свидетель - народ перед самым венцом,
Венчальное платье с фатою до пят,
Честь и любовь, как уставы велят...

Лебёдушкой белой невеста плывёт,
И с выкупом щедрым жених её ждёт:
- Он в пиджаке и с цветком на груди,
За невестой готов на край света пойти!

Тут свашка с дружком выкупа ждут,
Невесте придАное в брички* кладут:
Подушки, перины, кровать и комод
Должен увидеть станичный народ -
Увидеть, пощупать и оценить,
С чего же начнёт семья эта жить...

Под бубен с гармошкой частушечный пляс,
Смешной и игривый под песни рассказ:
О любви и ромашках, порткАх и рубашках,
Про очи зазнобы и трЕбы утробы,..

Галушки, вареники, черевички и веники -
Игры и шутки заводят затейники,
Потом уж душевный и медленный вальс
Жених и невеста танцуют для нас!

Три дня веселится в окрест весь народ,
И каждый на свадьбу свой дар принесёт:
Телушку ль корову, а может бычка,
А может ещё поросёнка-хрячка,

Всякую Утварь для дома и быта...
Теперь Веселуха вся эта забыта...
Забыты и резвые кони в тачанках,
Как жаль мне тебя, наша свадьба-сельчанка!
************************************************
*Бричка - лёгкая открытая , четырёхколёсная повозка.
************************************************
КУБАНСКАЯ СВАДЬБА:
Самобытная культура казаков наглядно проявляется на примере кубанской свадьбы, сохранившей вековые традиции, красивые обряды и множество примет. В давние времена парню и девушке, чтобы стать мужем и женой, достаточно было прийти на Казачий круг – собрание старейшин казацкой общины. Жених выводил невесту на круг и, взяв ее за руку, громко говорил: «Будь моей женой!», а девушка в ответ: «Будь моим мужем!». Для завершения обряда молодоженов три раза обводили вокруг священного дерева – осины, после чего они считались мужем и женой.

А накануне свадьбы у невесты собирались ее подруги, пели обрядовые песни, символизирующие прощание с девичеством. Сама же свадьба начиналась с выкупа невесты и венчанья молодых. Кольца новобрачных отличались: невесте надевали серебряное кольцо, а жениху – золотое, что означало преимущество мужа перед женой. Праздник продолжался пышным застольем в двух домах: родителей жениха и невесты. Веселье дополнялось танцами и застольными песнями, осыпанием молодых шишками хмеля, пшеницей и монетками – на счастье, здоровье и достаток.

Утром второго дня свадьбы муж вел жену завтракать к ее родителям. Молодая хозяйка сама должна была следить, чтобы гости были сыты, а их рюмки – полны. В этот день было необходимо съесть и выпить все, что приготовлено к веселью, чтобы не осталось ни одного кусочка свадебного хлеба – новая семья должна жить и процветать! Праздник продолжали ряженые, а завершалось гуляние купанием родителей в речке, куда их везли в повозке, запряженной захмелевшими молодцами.

Празднование третьего дня готовилось с помощью ряженых. Они ездили в дома гулявших на свадьбе гостей и с частушками, песнями, шутками ловили кур, из которых варили суп-лапшу. Вечером гости смотрели «спектакль», в котором принимали участие все желающие. Главные «роли» исполняли родители молодых – они переодевались в жениха и невесту и как будто начинали свою семейную жизнь сначала. После традиционных блюд - лапши и жаркого - гости расходились по домам, а молодых супругов ждала новая жизнь - семейная.