Методическая разработка Сказка о чудище, мечтающем

Станиславская Галина
Методическая разработка  занятия внеурочной деятельности,
направленного на формирование  антикоррупционного мировоззрения обучающихся
Разработка  полностью соответствует  задачам  СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург» (специфика учреждения - искусство).
Класс, предмет: 6-11 классы, обществознание.
Антикоррупционный спектакль «Сказка о чудище, мечтающем покорить мир»
Цель: формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как социально-опасному явлению, формирование понимания необходимости борьбы с коррупцией и возможности победы в этой борьбе, знакомство учащихся с различными проявлениями коррупции.
Планируемые результаты:
      личностные:
      - формирование активной гражданской позиции учащихся, уважения к закону,      
      уважения к своему народу, формирование нравственного сознания и чувства   
      ответственности перед Родиной, становление поведения на основе усвоения
      общечеловеческих ценностей;
      - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего или старшего школьного возраста, а также со взрослыми в общественно - полезной творческой деятельности;
 метапредметные:
 - развитие умения самостоятельно составлять планы деятельности в рамках коллективного проекта, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность, координируя её с деятельностью других участников проекта; использовать  творческие ресурсы для достижения поставленных целей;
- развитие умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- совершенствование владения языковыми средствами в процессе реализации творческого проекта;
      предметные:
      -  овладение знаниями о законности, о правонарушениях и юридической    
      ответственности;
      -  формирование основ правового мышления;
- формирование умения применять правовые знания для оценивания конкретных правовых ситуаций с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации.
Оборудование занятия: аудиоаппаратура, микрофоны, реквизит и костюмы, необходимые в ходе спектакля.
Ход занятия.
Этап 1. Мотивационно-целевой.
Цель этапа:                - нацелить зрительскую аудиторию и актёров на активную работу (каждого в своём качестве) во время спектакля.                Продолжительность: 3-4 минуты                Постановка задач, проблемы:
Ведущий:                - Здравствуйте, ребята, коллеги, гости!                Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы жить в самой лучшей в мире стране.           А кто хотел бы, чтобы самой лучшей страной на планете была наша Родина?
А кто из вас знает, что нужно сделать для того, чтобы Россия стала самой лучшей страной на планете?
Открытый микрофон -  2-3 минуты.                Ведущий:                - Прозвучали  разные интересные предложения. Всем спасибо!                А сейчас я предоставляю слово … (ФИО учителя).
Этап 2. Ориентационный.
Цель этапа: введение в тему, расстановка акцентов                Продолжительность: 2 минуты                Форма работы:                вступительное слово учителя.               
Учитель:                - Здравствуйте, уважаемые зрители!                Сегодня мы собрались с вами в нашем зале по очень серьёзному поводу.                Наверное, для вас не секрет, что у многих государств мира есть страшный враг – коррупция. К сожалению, есть такой враг и у нашей страны. И сегодня мы по-своему будем бороться с этим коварным врагом.  Наши лицеисты сыграют, а вы, уважаемые зрители,  увидите спектакль, который и будет нашим общим вкладом в борьбу с коррупцией.                Вы увидите, услышите и узнаете, какие проявления коррупции встречаются в нашем обществе, вы узнаете о проблемах, которые существуют в обществе, поражённом тяжёлым недугом под названием «Коррупция», вы узнаете также, что нужно сделать для того, чтобы коррупцию победить.
Итак, приглашаю вас посмотреть «Сказку о чудище, мечтающем покорить мир».
Маленькая пьеса для школьного театра                « Сказка о чудище, мечтающем покорить мир»
В спектакле могут быть заняты учащиеся 6-11 классов.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник
Гражданин 1
Гражданин 2
Гражданин 3
Гражданин 4
Гражданин 5
Студент
Свет
Радость
Добро
Народ (сколько угодно представителей простого народа)

Коррумпированные граждане:
Чиновник А
Чиновник В
Врач, забывший клятву Гиппократа
Нехороший преподаватель
Нечестный судья
Ловкий инспектор ГИБДД
Водитель – нарушитель правил дорожного движения
Продажный таможенник
Иноземный террорист
Коррупция Многоликая
(в роли Голов коррупции – 10 учеников)
Зло

Реквизит и костюмы:
костюм сказочника: плащ-накидка и шляпа-цилиндр  или костюм – брюки, блуза с широкими рукавами и необычным воротником, камзол или жилет и большой берет;
большая юбка- лента грязного цвета с надписью «Коррупция» и надписями – названиями проявлений коррупции (в ней должны помещаться 10 человек),
экипировка Голов коррупции: на головах – парики, банданы и пр., чёрные брюки или трико, футболки невесёлого цвета с надписями или лентами через плечо «Лоббизм», «Кумовство» и т.д., лапы (чёрные носки с пришитыми к ним длинными когтями)
Свет: фонарик на голову, ярко-жёлтая накидка или костюм с изображением солнца; Радость: улыбающаяся по-хорошему маска, какие-то праздничные атрибуты на накидке, красивом платье или костюме;
Добро: костюм доброго сказочного героя;
Зло: злая маска, уродливая накидка;
Два строгих деловых костюма чиновников, на спине надпись «Нехороший чиновник»;
белый халат врача с надписью «Забыта клятва Гиппократа»;
судейская мантия с надписью «Нечестный судья»;
костюм инспектора ГИБДД с надписью «Ловкий инспектор ГИБДД»;
форма таможенника с надписью «Продажный таможенник»;
костюм террориста, обвешанный гранатами и прочими явными атрибутами терроризма;
костюм водителя: джинсы, футболка, куртка;
нарисованная денежная купюра большого размера;
Швабры, веники, мухобойки и прочий инвентарь для изгнания Коррупции.

Музыкальное сопровождение в соответствие с текстом и сценическим действием:
песня В.Шаинского и М. Пляцковского «Рассвет-чародей»,
«Танец бюрократа» Д. Шостаковича,                Песня злого пирата - Песня из м/ф "Голубой щенок", слова Ю. Энтина, муз. Г.Гладкова

Этап 3. Содержательно-операционный.
Цель этапа: реализация цели занятия
Продолжительность: 12 минут
Форма работы: театрализация (ученический спектакль)

Звучит фонограмма песни В.Шаинского и М. Пляцковского «Рассвет-чародей»,                поют несколько участников спектакля, в том числе Свет.                Радость танцует, Добро играет на флейте или просто прогуливается по сцене.
Свет:
- Я – Свет!
Радость:
- Я – Радость!
Добро: 
- Я – Добро!
Вместе: 
- Мы на Земле живём давно!
Свет:
- Смотрите все! К нам Сказочник спешит!  Мы рады этой встрече от души!
Добро:
- Какую сказку ты для нас припас? Что ты расскажешь нам на этот раз?
Сказочник:
- Сегодня расскажу я вам «Сказку о чудище, мечтающем покорить мир».
Вместе Свет, Радость и Добро:
- И что это за чудище такое?
Сказочник:
- Сейчас я эту тайну приоткрою.

Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича.

Сказочник:
- Жила-была уродина одна –
Коррупцией научно названа,
Вредила честным людям день-деньской,
Питалась горем, болью и тоской,

Привычною была и многоликой
Коррупция в одной стране великой,
И множеством голов своих кивала,
И жить хорошим людям не давала.

Появляется  Многоликая Коррупция (10 учеников, исполняющих роли Голов Коррупции, в одной общей юбке с надписями на тему «Многоликая коррупция»)  и прогоняет Свет, Радость и Добро (уходят за кулисы).

Головы выкрикивают  по очереди:
1-ая:
Я -  подлая!
2-ая:
Я - лживая!
3-я:
Я – гадкая, на взятки падкая!
4-ая:
Я – изворотливая!
5-ая:
Я – хитрая!
6-ая:
Я – ненасытная!
7-ая:
Я – беспощадная!
8-ая:
Я - жадная, я - кровожадная!
9-ая:
Я – алчная!
10-ая:
Я - безобразная!

Устраивают общий шум, все вместе кричат каждая своё, а затем хором:
Я – Многоликая Коррупция!

Сказочник:
- Все Головы свои имели клички,
Такие, что и молвить неприлично!

Каждая Голова выбегает и встаёт на сцене, услышав свою кличку в повествовании Сказочника.

Сказочник:
- ПОДЛОГ СЛУЖЕБНЫЙ, ПОДКУП, ВОЛОКИТУ
Использовала К* почти открыто,
ЛОББИЗМ и ВЗЯТКУ, ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Использовала, как специалист,
А также ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ страдала
И ДЕНЬГИ повсеместно ОТМЫВАЛА**,
А  НЕПОТИЗМ (по-русски – КУМОВСТВО)
Могли прикрыть любое воровство.

Каждая Голова представляет своё коррупционное проявление, называя себя его именем и давая определение проявлению коррупции:
1-ая:
- Я – Служебный подлог! Я - внесение должностным лицом, или государственным служащим, или служащим органа местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений, а также внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, и  эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
2-ая:
- Я – Подкуп! То есть передача государственному служащему или должностному лицу материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих обязательств или долга.
3-я:
- Я – Волокита! Я - недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, я - проволочка, намеренно медленное, сопровождающееся излишними формальностями исполнение дела.
4-ая:
- Я – Лоббизм! Я - вид деятельности, заключающийся в воздействии физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определенных решений.
5-ая:
- Я – Взятка! Я самая известная! Я – это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это должностное лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.
Виновен тот, кто меня берёт, но виновен и тот, кто меня даёт!
6-ая:
- Я – Протекционизм!  Я - «покровительство» отдельным компаниям, лицам и иным участникам рынка со стороны правительства страны, выражающееся в виде предоставления различного рода льгот и преимуществ. Например, предоставления компании отсрочки в платеже процентов по кредиту или предоставления налоговых каникул, или  государственного финансирования  деятельности компании, или предоставления займов, грантов и прочих форм прямого финансирования. В то время как другие компании почему-то ничего этого не получают.
7-ая:
- Я – Вымогательство! Я -  требование должностного лица передать ему материальные ценности или организовать для него получение имущественной выгоды под угрозой совершения должностным лицом действий, которые нарушат права и законные интересы взяткодателя, либо искусственное преднамеренное создание условий, в которых потерпевший будет вынужден дать взятку, чтобы избежать неблагоприятных последствий для себя.
8-ая:
- Я - Отмывание денег! Я -  легализация  денег, добытых нечестным путём. Я появилось в 30-е годы ХХ века, когда американские гангстеры легализовывали наличные средства, полученные от рэкета и реализации наркотиков, через систему прачечных. Наличные средства уплачивались за якобы оказанные услуги по чистке одежды.
9-ая:
- Я – Непотизм! Я - вид фаворитизма, предоставляющий привилегии родственникам или друзьям, вне зависимости от их профессиональных качеств, например, при найме на работу или приёме на государственную службу.
10-ая:
- Я – Кумовство, я – Кумовство!
Я - «Непотизм» по-русски.
Мы с Непотизмом – близнецы!
А наша мать – Коррупция!

Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича  (пока говорит Сказочник, а Коррупция  водит хоровод)               
Все Головы берутся за руки, собираются в тесный круг, в центре круга на корточках сидит Зло, начинают медленное вращение вокруг Зла в соответствии с текстом: круг расширяют постепенно, в центре «растёт» Зло.

Сказочник:
- Так и жила, росла в объёме, в весе,
С ней Зло росло, участвуя в процессе,
Рубли, валюту, схемы обожала
И честных граждан сильно раздражала.

Фонограмма песни Зла   ( Песня Злого Пирата - Песня из м/ф "Голубой щенок"
слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).

Зло исполняет свою песню:
- Ненавижу добрые дела,
А навижу злобные делишки,
Если налечу из-за угла,
Вам не запереться на задвижки.
Припев:
Что бы такого
Сделать плохого?
Что бы такого
Сделать плохого?
А-ах,  я – Зло!
У-ух,  я -  Зло!
Слабых обожаю обижать!
Доброта у сильных не в почете,
Можете весь полмира обежать,
Но таких злодеев не найдете!
Припев: тот же
На сцену по очереди выходят  коррупционеры.
Выходят и честные граждане, желающие решить разные вопросы, встают у микрофона в пары с коррупционерами лицом к лицу.
К ним сразу же пристраиваются Головы Коррупции (можно взять коррумпированных граждан под ручку, можно встать рядом или позади, можно и впереди).
Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича  при выходе каждой пары на сцену.

Диалоги честных граждан и коррумпированных
(Головы Коррупции во время диалогов кривляются, выглядывают из-за плеча коррумпированных граждан, приплясывают рядом).

Гражданин 1:
- Хотелось бы решить вопрос с жильём!
Чиновник А:
- За это дело взятки мы берём!
Встают друг к другу спиной.
Голова коррупции ВЗЯТКА уводит чиновника А.
Гражданин 1 уходит.
Встают в глубине сцены: честные граждане слева, коррумпированные – справа ( после каждого диалога). В диалогах и после них честные граждане испытывают соответствующие моменту эмоции.

Гражданин 2:
- Желаю пользу приносить стране!
Чиновник В:
- Готовлю место тёплое жене!
Встают друг к другу спиной.
Голова коррупции КУМОВСТВО или НЕПОТИЗМ уводят чиновника В.
Гражданин 2 уходит.

Нехороший преподаватель:
- Хотели бы отметку получить?
Совсем не надо лекции учить!
Студент:
- А как же?
Нехороший преподаватель:
- Без проблемы! Вы в зачётку
Должны купюры стопкой положить!
Встают друг к другу спиной.
Голова коррупции ВЗЯТКА  уводит  нехорошего преподавателя.
Студент уходит.

Гражданин 3:
- Не понял, почему оправдан вор?
Нечестный судья:
- А Вы хотели строгий приговор?
Гражданин 3:
- Конечно, да!
Нечестный судья:
- У нас гуманный суд!
Гражданин 3:
- Когда судье подарки поднесут?!
Встают друг к другу спиной.
Голова коррупции ПОДКУП  уводит нечестного  судью.
 
Врач, забывший клятву Гиппократа:
- Хотите ли проснуться от наркоза,
Чтоб жизни Вашей не было угрозы?
Гражданин 4:
- Хочу, конечно, доктор, кто ж  не хочет!
Врач, забывший клятву Гиппократа:
- Тогда пускай супруга похлопочет
И принесёт в конвертике деньжат –
Тысяч десять, я не буду возражать.
Встают друг к другу спиной.
Голова коррупции ВЫМОГАТЕЛЬСТВО уводит врача, забывшего клятву Гиппократа.

Гражданин 5:
- Инспектор, он меня едва не переехал!
Ловкий инспектор ГИБДД:
- Сейчас посмотрим, кто же тут такой!
Наклоняется к
водителю – нарушителю правил дорожного движения:
- Так, говорите, это ради смеха?
Водитель передаёт инспектору денежную купюру, тот прячет её в карман:
Махну Вам на прощание рукой!
Водитель уезжает.
Гражданин 5 и инспектор встают друг к другу спиной.
Голова коррупции ВЗЯТКА встаёт рядом  с ловким инспектором ГИБДД.

Иноземец – террорист:
- Эй, ответь-ка мне, таможня,
Провезти взрывчатку можно?
Нехороший таможенник:
Если можешь заплатить,
Почему ж не пропустить?
Ударяют  по рукам.
Голова коррупции СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ уводит  нехорошего таможенника.

Немая сцена. Звучит фонограмма (грохот взрыва). Все честные граждане и даже граждане коррумпированные в ужасе хватаются за головы. Разбегаются.
Сказочник:
- Такая вот печальная картина,
Что даже говорить о ней противно…

Звучит фрагмент фонограммы «Танец бюрократа» Шостаковича. 

Сказочник:
- Топтала нагло землю эта гадость
И лапами пинала Свет и Радость,
Избавиться мечтала от Добра
Коррупция, увы, ещё вчера.

Коррупция исполняет танец, приобретает свой первоначальный вид.
Свет, Радость, Добро пытаются выйти на сцену, но Коррупция их пинает и выталкивает со сцены в соответствии с текстом. Нагло располагается  на сцене, хохочет, чувствует себя победителем.

Шум за кулисами. Крики:
- Сколько терпеть?! Прогоним коррупцию! Беспредел! Беззаконие! Надо спасать страну! И т.п.

Выходит народ с вениками, швабрами, мухобойками в руках.

Коррупция стоит и нахально смотрит в сторону народа, издавая противные звуки.

Сказочник:
- Сказал народ:
Народ выходит к микрофонам (могут подняться из зала зрители (можно хором, можно раздать реплики, последняя строчка – все вместе):
- Давным-давно пора
На бой идти, собрав  большую рать!
Ну сколько можно гадину терпеть
И на печи в две дырочки сопеть?

Вставай, не спи, спасай свою страну,
Прихлопнем миром гадину одну,
Отрубим ей все головы, и вот
Тогда народ прекрасно заживёт!

Народ  вступает с Коррупцией в бой  и  изгоняет Коррупцию.

Головы разбегаются, на сцене остаётся брошенная грязная юбка с надписью «Коррупция».
Выходит Сказочник, подбирает юбку Коррупции, укладывает её в яркий пакет с изображением цветов.
Сказочник:
- Сказка – ложь,
Да в ней – намёк,
Добрым молодцам – урок!

Этап 4. Рефлексивно-эмоциональный.
Цель этапа: вызвать адекватный отклик у зрителей: позитивный по отношению к борьбе и к борцам с коррупцией, негативный – по отношению к коррупции и её проявлениям в обществе. Вызвать радостные эмоции у всех присутствующих по поводу победы над коррупцией в спектакле.
Продолжительность: 5-7 минут

Звучит минусовая фонограмма песни «Рассвет – чародей».
Сначала поёт дуэт девочек.
На 2-ом куплете присоединяется Народ.
На 3-ем куплете выходят все участники спектакля без костюмов, становятся в два круга, один внутри другого, на последнем припеве круги начинают встречное движение, на повторе – меняют направление движения.
В конце песни оба круга разворачиваются в линию для поклона. Поклон.
Поимённое представление участников спектакля.
Аплодисменты. Атмосфера всеобщего праздника!

Окончание занятия:
Учитель:
- Благодарю всех участников спектакля за отличное выступление  и прекрасное настроение, подаренное зрителям! Благодарю всех зрителей за внимательный просмотр и бурные аплодисменты! Желаю всем нам больших успехов в борьбе с коррупцией! Победив коррупцию, мы  будем жить в самой лучшей стране мира!
До новых встреч!

2017 г.