Студент надежда деревенской семьи

Чурсин Михаил
Современный Китай – это стремительно развивающееся государство с одной из крупнейших мировых экономик, начиная с 2015 года, страна с самым крупным объемом товарооборота в мире. Несмотря на огромное население – более 1.3 млрд. человек – КНР удается сохранять не только территориальную, но и политическую целостность, поддерживать и совершенствовать социальную сферу, в стране стабильно невысокий уровень безработицы, а ВВП на душу населения увеличивается с каждым годом.
Однако наряду с такими яркими показателями, одной из наиболее острых проблем остается катастрофический разрыв в качестве жизни между «городом» и «деревней». Потому как в Китае «город» - это огромный ультрасовременный мегаполис с населением в несколько (!) миллионов человек, где невообразимое количество офисов, бизнес-центров, банков, больниц, муниципалитетов, торгово-развлекательных центров и прочих благ цивилизации. В любом мегаполисе строятся бесчисленные небоскребы и высотки, которые не только высятся на 50 и более этажей вверх, но и на 10 этажей вглубь. В то время как «деревня» - это настолько отсталый сельскохозяйственный район, где нет ни школ, ни больниц, ни каких-либо административных органов, и, следовательно, крайне низкий уровень культуры, образования и самосознания «деревенских» жителей. Конечно, стоит отметить, что такая ситуация характерна далеко не для всех не-городских поселений, но подобных районов, где цивилизация и урбанизированный образ жизни еще не обрели свое существование, невероятное количество.
Жители таких «деревень» зачастую ведут свой привычный, практически феодальный, традиционный образ жизни – возделывают землю, выращивают скот, мало контактируют с «городским» миром, и вырваться из кабалы сельского быта – практически невозможная задача, так как деньги, которые зарабатывают местные жители, совершенно несопоставимы с доходами и расходами горожан. Так в «деревне N» доход фермера может составлять 300 юаней (45$) в месяц, тогда как в Пекине средняя зарплата превышает 16 000 юаней (2100$), а аренда жилья в самом отдаленном районе города обойдется в 600-1000 юаней (90$-150$) за месяц.
Политическая элита всячески пытается положительно воздействовать на развитие деревни, повлиять на ее «модернизацию» и «осовременивание», однако этот процесс очень медленный, затратный и не весьма эффективный. Ведь чиновникам необходимо сделать больше, чем просто изменить сельскую инфраструктуру, а повлиять на мышление местных жителей, вывести их культуру на качественно новый уровень, что гораздо сложнее, чем перечисление многомиллионных инвестиций.
Во многих случаях одним из наиболее действенных способов «вырваться из деревни» - это поступление в университет. Если школьник из села сможет достойно сдать гаокао – выпускные экзамены – то он, пользуясь привилегиями сельского жителя, может получить шанс поступить в достойное учебное заведение, обеспечив себе возможность проживания и будущего трудоустройства в городе или где-либо еще на более привлекательных условиях, чем в глубинке. И тогда студент станет оплотом надежды для своих родственников, которые так же смогут сменить свой образ жизни.
В Китае родственные связи очень крепкие и отношения между «сыном» и «отцом» занимают особую культурно-идеологическую роль. Это четко прослеживается на примере того, как китайцы стремятся вернуться в лаоцзя (родные края) на праздник Весны (китайский новый год), независимо от условий, в которых находится сам китаец и его семья.
Недавно в метро наблюдал картину, которая тронула меня до глубины души. Возвращаясь с работы, ожидая свой поезд, я увидел семью из пяти человек. Молодой парень, одетый в новенькую, модную одежду, с недавно вышедшей моделью мобильного телефона, что-то увлеченно рассматривает в своем гаджете. По левую сторону от него, слегка сгорбившись стоит женщина, мама, одетая в чистую, но старую, немного поношенную одежду, ее волосы, расчесаны, собраны в тугой пучок выглядят немного неухоженными; в морщинистых руках женщина держит старую сумку. Очевидно, что она совсем не стара, но выглядит очень уставшей. По правую сторону от парня стоит мужчина, лет сорока, также одетый в скромную одежду. Его рука с грубыми пальцами и почерневшими, судя по всему от каких-то травм, ногтями плотно сжимает плечо сына, а взгляд устремлен в меняющиеся картинки на аппарате студента. Рядом еще двое детей – две девочки лет семи и девяти, в скромненьких розовых курточках. Вся семья тихо и мирно стоит, ожидая свой поезд, но в глазах родителей читается гордость за своего ребенка, который, как старший сын, точно луч надежды для семьи, стал студентом и будет будущей опорой всей их семьи. Он учится сейчас, и может очень скоро, сможет добиться успеха, устроиться на работу с большим окладом и сможет помочь сестрам и родителям в их непростой жизни.
И таких семей, на самом деле, немало. Родители не только отдают все лучшее своим детям, стараются обеспечить их всем самым лучшим, подарить поддержку и веру в себя. И дети, в свою очередь, должны оказывать почтение и уважение своим родителям, которые ничего не пожалеют ради их светлого будущего. И кто знает, если дети будут исполнять свой «сыновий» долг, то и ситуация не только в стране, но и в мире тоже станет лучше…