Новая жизнь. Афон - картина Павла Рыженко

Димитрий Кузнецов
Рассветное солнце согреет прозрачные воды,
О жёлтые камни лениво ударит прибой,
И вы задохнётесь от этой последней свободы,
Душою врастая в бескрайний простор голубой.

Заплечный мешок, словно горькая память былого,
Не тянет уже, и доносится тающий гул
Гудка парохода, – то с моря прощальное слово
Вам дальняя Родина шлёт, господин есаул.

Прощайте, прощайте... В разливе церковного звона,
В шипении волн растворяется сабельный лязг:
Здесь белые стены соборов Святого Афона
Навеки заменят потерянный Новочеркасск.

Его не спасли, не отбили в безумной атаке,
Карьером летя на разящие залпы в упор.
Кто сдаться решил, те гниют в соловецком бараке,
А вы не сдались и из Крыма ушли на Босфор.

Холодная злость, как надрыв обречённого зверя.
Но, в русской рулетке крутя барабан у виска,
Вы поняли вдруг, что – ни Богу, ни чёрту не веря –
Кончаете жизнь, и кипящая бездна близка.

И вот он – Афон, золотые прибрежные скалы...
И отданы морю награды с войны Мировой.
В краю, где покоя разбитое сердце искало,
Лишь солнечный ветер поёт над седой головой.
  _________________
  * Иллюстрация –
     картина "Новая жизнь. Афон",
     автор Павел Рыженко (1970 – 2014).

С автором этой картины Павлом Рыженко мы когда–то жили в одном военном городке и учились в одной школе. Наши отцы были сослуживцами. Но Павел младше меня на три года, а в детстве это серьёзная разница. Так получилось, что мы не были знакомы. Я узнал о Павле, о его картинах, когда он уже был очень известным художником. И мы могли бы познакомиться, у нас есть общие друзья. Только его колоссальная занятость и внезапный уход из жизни на самом пике творчества, в расцвете мастерства, помешали нам встретиться. Жаль.

Сейчас у меня имеются хорошие репродукции его работ, а недавно я получил от самых близких мне людей подарок – картину "Новая жизнь. Афон". Это моя любимая картина у Павла. Она написана в 2008 году. Её размеры впечатляют: в высоту почти два метра, по горизонтали – почти три. Впервые я увидел это полотно летом 2014–го, после смерти художника, на открытии большой авторской выставки (подготовленной Павлом, но проходившей уже без него). Помню, я долго не мог оторвать взгляда от пронзительно–светлой синевы моря и маленькой фигуры Белого офицера на золотой афонской скале... Мне думается, картина эта – лучшая живописная эпитафия русскому воинству, сгоревшему в горниле Гражданской войны.

Летом 2016 года я побывал на Святом Афоне и могу свидетельствовать – афонский пейзаж передан художником с абсолютной достоверностью. И, конечно, эту работу нужно видеть в подлинном варианте. Копии не могут отразить удивительной световой игры моря, переливы, оттенки красок морской воды, её светло–зелёных, голубых, ультрамариновых тонов, прозрачности и постепенно густеющей синевы... Именно таким мне виделось Эгейское море со стен Святогорского Пантелеймонова монастыря. Именно таким почти век назад видели его бывшие белогвардейцы, покидавшие мир для монашеского служения на Афоне. Один из них – герой этой картины и моих стихов, которые я посвящаю светлой памяти замечательного художника, мастера русской батальной, исторической живописи Павла Рыженко. Упокой, Господи, его душу!