Как понимали и понимают смысл поэзии, и роль поэта

Стефания Лемберг
 
(Из литературного дневника)
1.
Белла Ахмадуллина и Евгений Евтушенко - два близких по жизни человека (пара какое-то время состояла в браке) имеют совершенно противоположные представления о том, для чего нужна поэзия и кто такой на земле - поэт? Оба поэты, сейчас уже можно сказать, что - великие, поцелованные Богом в темечко.Но при этом - два противоположных полюса по поэтическому и личностному мировоззрению.

Белла Ахмадулина считала, что поэт - птичка-невеличка на Ветке житейского бытия. Не звезда, на которую стоит молиться, не маяк в бушующем море, на свет которого следует плыть, чтобы спастись и не утонуть во время житейского шторма. Не лидер, не вождь. Его песня должна быть красивой, но понятной не всем, а только лишь избранным, умеющим слышать и понимать Красоту. Из этого тезиса следует, что не так важен поэт сам по себе, как важен его читатель, понимающий и претворяющий в жизнь Гармонию и Красоту Поэзии. Именно читатель есть избранный Красотой и Гармонией мира, именно он - тот столп, на котором и держится мир. Не поэт, но читатель - в приоритете.Поэт не должен собирать стадионы, как это было в СССР в 60-е годы. Поэзия, как и любовь - интимная сфера духовной жизни личности.
Для Евтушенко же, поэт - это гораздо большее, чем просто Одаренный ласкатель слуха и Слуга земной и Божественной Красоты. Его поэт - это прежде всего Гражданин, Духовная глыба своей эпохи. Поэт - возмутитель спокойствия мира мещанства и обывательщины. Поэзия - знамя, а поэт - ее знаменосец. Не просто мечтатель, а деятель. Его представления о месте поэта в обществе идут, наверно, от Пушкина ("Глаголом жечь сердца людей...") и Мандельштама ("Мог бы всю жизнь пропеть соловьем..."), дух его поэзии - вечная борьба добра со злом.

2. Более молодой и современно-скандальный автор Эдуард Лимонов так передает представление о роли поэта в советском и западном обществах, противопоставляя их:
в России поэт всегда был кем-то вроде духовного вождя. И познакомиться с поэтом было великой честью для современников. И в царской России, и в СССР поэтического слова боялись власть имущие, потому и ссылали поэтов, кого в южные земли (как Пушкина), подальше от столичного центра, кого на Кавказ (как Лермонтова), а кого и на дикий север (как Шаламова). В России поэзия - " это высшее, чем можно заниматься на земле. Поэт - самая значительная личность в этом мире". В Америке же поэт - говно"..."Человек, продающий водку, имеющий магазин "Ликерс"  получает признание общества, да еще какое, а человек, пишущий стихи, обойдя земной круг кругом, так ничего и не получает, ничего не находит. Мало того, у него отнимают последнее, на чем он держится, - любовь".

Западные представления о роли поэта в обществе, переданные Э. Лимоновым,  вполне применимы сегодня и к современной России, выбравшей западный путь дальнейшего экономического, политического, культурного развития.

Русские поэты, так востребованные общественным сознанием во времена тоталитарных государств, сегодня, к сожалению, утратили ведущую роль духовных вождей. Поэзия  перестала задавать нравственные ориентиры общественному сознанию. Поэты обособились от общества в кружки по интересам. Итог обособления поэтов - широкий читатель мало интересуется поэзией. 

А вот поле Поэзии по-прежнему бескрайне, его еще пахать и пахать; и вакансия на роль поэта-вождя-выразителя своего времени (масштаба Пушкина, Лермонтова, Шаламова) по-прежнему свободна.