Жанры в детской поэзии. Адела Василой

Детская Литература Нового Века
Это эссе является вторым звеном (по расположению) в задуманной мною серии о детской поэзии, хотя и третьим по написанию. Первым, вводным звеном, является эссе под названием "Как писать хорошие детские стихи":
http://www.stihi.ru/2012/07/19/6525
Рекомендую прочитать её первой тем, кто всерьёз интересуется вопросами детской поэзии.

В Википедии дается определение детской литературы, как:"... это литература, специально предназначенная для детей до 14—16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей." Конец цитаты. При этом вопрос о жанрах детской поэзии остаётся открытым - в перечисляемых жанрах ДЛ (детской литературы) среди достаточно обширного списка для детской поэзии отведен один-единственный жанр: стихи. К тлму же, в этом определении проигнорирован совершенно такой важный аспект детской литературы, независимо от того, стихи это или проза, как развлекательность. Между тем, этот аспект чрезвычайно важен и непосредственно связан с "озвученными" в определении задачами воспитания и образования - когда это делается без чувства и без улыбки, оба процесса становятся скучными и не вдохновляющими на развитие, как в интеллектуальном, так и в моральном плане. Причём замечу, что классики детской литературы это отлично понимали и с удовольствием использовали этот фактор в своих произведениях.

Что касается жанров, то их гораздо больше - существуют такие фольклорные жанры, как прибаутки, дразнилки, скороговорки, считалочки, загадки, басни, колыбельные, которые известные детские писатели и поэты "брали на вооружение" и развивали, наделяя их новыми качествами, касающимися как формы, так и содержания. Например, прозаический фольклорный жанр сказки вообще дал жизнь новому жанру - стихотворной сказке. На этом поприще трудились многие поэты, писатели и переводчики, обогатив оригинальную и переводную русскую детскую литературу многими замечательными произведениями этого жанра, начиная с Пушкина и Ершова и кончая детскими писателями и поэтами ХХ-го века - Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Эдуарда Успенского и других.

Сосредоточимся, однако, на миниатюрных жанрах. Понятие "стихи для детей", абстрагируясь от сказок, довольно-таки растяжимое по форме и объёму. Очень многие неопытные детские авторы тяготеют к созданию крупных форм, по принципу "чем больше, тем лучше". Это - в корне неправильный принцип, так как сюжет, по большей части, сам определяет размер будущего произведения. Особенно это касается стихов для малышей - маленькие "камерные" сюжеты прекрасно укладываются в небольшие по объёму стихотворения, их не надо "растягивать", насколько у автора хватает творческих сил и неиспользованных рифм, которые он непременно желает довести до сведения публики. Тем более, что, учитывая использование простой, "детской" лексики, нельзя ожидать каких-либо из ряда вон выходящих оригинальных рифм - как правило, они достаточно банальны для "взрослого уха". Сосредоточиться необходимо на блестящем изложении вашего маленького сюжета - ярком, образном, насыщенном красками и юмором, и сделать это ясным, чётким, доступным маленькому человеку языком, без выкрутас и излишеств. Иногда бывает трудно остановиться - закусив удила, Пегас детского автора готов унести его в дальние дали, оставив далеко позади своего маленького читателя-слушателя. А остановиться необходимо! Для этого и нужны, на мой взгляд, "ограничители", которые помогут автору держаться в рамках определённого им заранее жанра. Правила жанра - это отличное средство дисциплинировать автора, помочь ему уложить "головоломку" ("паззл", как нынче говорят) ещё не написанного шедевра в намеченные заранее контуры. Крупные формы доступны только достаточно уверенным в себе мастеровитым авторам - пока автор не достиг такого уровня, ему лучше ограничиться малыми формами.

К сожалению, в поэзии для детей нет такого обширного разбиения по жанрам, кроме уже упомянутых мною фольклорных форм. Это, на мой взгляд, необходимо сделать, поскольку будет способствовать быстрому росту авторов и прогрессу в этой области. В конкурсах "Избушки на Седьмом Небе" мы уже опробовали некоторые жанры, которые есть во "взрослой поэзии", а также и некоторые из тех, которые сложились стихийно ранее в произведениях признанных мастеров, детских поэтов. Как-то: двустишие, четырёхстишие, восьмистишие.

Мы впервые испробовали жанр "детского сонета" с вариациями:
http://www.stihi.ru/2016/01/09/258
А вот и лучшие стихи конкурса детского сонета:
http://www.stihi.ru/2015/12/28/9993
Как видите, авторы отлично справились с новой формой и её вариациями.

Также впервые испробован жанр детского лимерика:
http://www.stihi.ru/2017/06/01/653

А вот лучшие стихи конкурса двустиший, четверостиший, восьмистиший и детских сонетов:
http://www.stihi.ru/2017/08/21/942
http://www.stihi.ru/2017/08/26/9956

С 2012 года мы регулярно проводим конкурсы экфразисов - стихотворений, написанных по картинкам:
http://www.stihi.ru/2012/02/18/9205
http://www.stihi.ru/2012/03/03/333
http://www.stihi.ru/2012/04/03/1439
https//www.stihi.ru/2013/05/06/6658
http://www.stihi.ru/2013/12/14/1399
http://www.stihi.ru/2015/11/11/1505

Продолжение следует...т...