Рюриковичи. От Киева до Москвы

Елена Жмачинская


        Не так давно я написала о литературно-музыкальном вечере Салона Творчества "Неравнодушие": "Мы вспомнили об истории Москвы до первого упоминания о ней в летописи, говорили о славянских традициях, вспоминали московских поэтов и бардов, оставшихся в наших сердцах. Мы смеялись и плакали в городской лирике, мы улыбались сатире и вдохновлялись философией…". Именно с этого вечера всё и началось. Я говорила о том, что первое упоминание о Москве датируется 1147 годом в церковной летописи, а сами летописи появились после крещения Руси. Меня поправили, сказав, что Москва более древний город, чем принято считать, а летописи существовали и раньше. Я не стала уточнять, что до появления летописи существовали берестяные грамоты, руническая письменность (на дощечках), а ещё раньше – книги-клубки – узелковая письменность, из которой родились сказки о том, как Баба Яга дала Иванушке клубочек, чтобы не потерялся. По тем узелкам, расстоянию между ними, читали дорогу. Каждый из завязанных не верёвке узелков соответствовал рунам (буквам), часто изображаемым на рисунках, вышивках, имеющих смысловое значение. Руническая – ведическая письменность, перенесённая на дощечки для пущей сохранности. В узелковой письменности, каждый из узелков означал Слово, или понятие. Можно было бы сказать, что именно с тех пор сохранились устойчивые выражения: "завяжи узелочек на память", "сплести слова в единую нить", "развязать узел проблем", "хитросплетение слов", "путано говорить", "завязка и развязка сюжета". Можно было бы вспомнить древние предания, где Баба Яга – прародительница и божество у древних славян, хранительница рода и традиций, воительница, жрица в обряде посвящения подростков (сажание на лопату), проводник между миром живых (Явью) и миром мёртвых (Навью); что хранила клубки в берестяных коробах, а до наших дней дошла поговорка с изменённым смыслом "нав/рать с три короба",  но эта тема очень обширная, а я должна была вести вечер. Промолчала, но решила перепроверить значение слова "летопись". Я даже представить себе не могла, что, прочитав несколько слов о летописях, углублюсь в чтение множества противоречащих источников, прочитаю мнение специалистов на научных и христианских форумах, прочитаю научные труды; что как студентка буду записывать на листочек интересные факты и гипотезы, которыми захочу поделиться с вами. Мысли мои и выводы понравятся не всем, но я литератор, прошу простить мне эту смелость.

        В данном случае, не вижу необходимости в дословном цитировании определений, так как сами летописи – литературный сборник событий, собранный из разных источников, иногда противоречивых и субъективных по отношению к самим событиям. Да, но почему мы не называем летописью "Историю Государства Российского" Карамзина? Принято считать, что это литературное произведение имеет историческую и культурную ценность для нашего государства. Можно было бы утверждать, что летописи написаны современниками событий, но это не так. Летописи содержат фольклор и сказания народов, рассказанных устно, либо содержащихся в берестяных грамотах, переписанных выборочно монахами и уничтоженных ими, как любой след пребывания язычества (ведической культуры) на Руси. Летописи дополнялись новыми и яркими событиями, достойными памяти, не противоречащими уставу церкви. Таким образом, летописи – церковная версия истории государства российского, часть которой безвозвратно утеряна, но известна нам из литературных источников. Любая запись в летописи начиналась словами: "в лето… от Рождества Христова". Отсюда и название…
Интересен тот факт, что в Византии было иное название летописных записей – хроники, а в Западной Европе – анналы и хроники. Не трудно воспроизвести однокоренные слова, чтобы убедиться в силе слова и понять причины многовековых бед Западной Европы. Но, давайте рассмотрим причины наших бед: где и как были утрачены берестяные Грамоты, а на смену им пришли летописи?

        "Повесть временных лет" – Первоначальная – Несторова летопись – древнерусский летописный свод, составленный монахом в Киеве. История Древнерусского государства  начинается с лета 852-го правления византийского императора Михаила III и заканчивается событиями 1117-го года.
"Поучение Владимира Мономаха" – 1117 год – первый летописный свод, названный "Древнейшим" был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году, содержащий предания, рассказы, народные песни и был дополнен в 1073 году монахом Никоном.
Первое упоминание о Москве находим в Ипатьевской летописи от 1147-го года. Летопись (список) датируется 1420 годом; находилась в Ипатьевском монастыре под Костромой и, в 1809 году, была найдена Карамзиным в Библиотеке Академии Наук. Именно  1147 год принято считать днём рождения Москвы, но к этому вопросу я ещё вернусь…

        Многие из списков (летописей) составлялись в угоду князей и по их заказу. Возможно, что именно так они хотели подчеркнуть древность своего рода и получить благосклонное отношение церкви. Таких летописей было множество, но часть из них исчезла в дыму пожаров и войн, часть изымалась и была уничтожена, часть осела в руках коллекционеров, часть вывезена из страны, или скрыта в архивах. Хотелось бы обратить внимание на летопись, составленную не по заказу, а тайно.

Иоакимовская летопись попала в руки к историку и государственному деятелю, написавшему книгу "История Российская", Василию Никитичу Татищеву. Книга не была издана при жизни. Все сведения о летописи принадлежат Татищеву. Заметим, что Иоаким – первый новгородский епископ, вместе с Добрыней и Путятой крестивший Новгород. Он грек, учившийся в академии, разбиравший рукописи греческих языческих философов и поэтов, приехавший из Корсуня с князем Владимиром. Только он правдиво описал разгром и резню в Новгороде – в иных летописях крещение описывалось как долгожданное и радостное событие. Замечу также, что Николай Михайлович Карамзин – историограф, автор труда «История государства российского», оказавший влияние на становление личности А.С. Пушкина (в его лицейские годы), называет Иоакимовскую летопись шуткой Татищева. Но: если не Иоаким цитирует "Книгу Велеса" (написанную новгородскими жрецами-волхвами), то её цитирует сам Татищев? Мне оба варианта кажутся возможными, так как Татищев был геологом, историком, долгое время жил и работал на Урале, а главное – происходил от семьи Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских, утративших княжеский титул. Татищев искал материалы для книги – в его руках вполне могла оказаться "Велисова книга", из семейного архива – предания рода Рюриковичей, где Иоаким – прекрасная броня от нападок церкви. Быть может, "шутка" Татищева заключалась в этом? Не эта ли книга оказалась впоследствии у князя Александра Борисовича Куракина, посвящённого в высшие степени масонства? Не эта ли книга была вывезена после гражданской войны из поместья князей Куракиных и расшифрована в Брюсселе Миролюбовым? В любом случае: представить себе, что труд Татищева с цитатами из "Велесовой книги" найдёт поддержку и распространение в царской России, да после критики Карамзина, – очень сложно. В большинстве случаев, подобные рукописи остаются тайными знаниями, а их подлинность оспаривается столетиями…

        В процессе изучения материала по Древнерусскому государству я прекрасно понимала, что в большинстве случаев речь идёт о Киевской Руси, о русичах говорится в "Слове о полку Игоревом", а откуда берёт начало слово Русь? Удивительно то, что по сей день учёные мужи не могут дать точного определения слову Русь, веку и месту его происхождения. Советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин, писал о том, что слово "русь" во всех взаимозаменяемых формах имеет очень древнее происхождение и является этническим понятием, причем обозначает у многих индоевропейских народов именно господствующий, правящий род. Существует гипотеза, что "русь" – заимствованное слово, но Ломоносов оспаривал подобное предположение и говорил о том, что название страны может восходить либо к победителям, либо к побежденным, но никак не к "третьей стороне". Название страны – безусловно, но само слово может претерпевать множество фонетических изменений даже внутри страны. Название народа и страны связывают с многочисленным названием рек, имеющих корень "рус", но более логичной кажется гипотеза, что реки получили название от народа, населяющего их берега. Некоторые источники утверждают, что Руса – река на старославянском языке и ссылаются на однокоренные слова: русалка – девушка, живущая в реке, русло – пойма, где течёт река. Ассоциативное мышление унесло мысли к поговорке: "Не пойман – не вор". Не пойман русами, или руслом реки? Вор – ворог – варяг? Пожалуй, доля истины в подобных мыслях есть. Если предположить, что Русь – страна рек, возникает вопрос: почему другие страны мира получили иное название? Существуют версии, более интересные для внимания.

        С 1167 года в летописи упоминался город Руса с одноимённым названием реки (теперь Порусья). Название осталось от балтийских племён. В городе занимались солеварением. С 1552-го года город получил название Старая Русса и расположен на месте впадения реки Порусья в реку Полисть (бассейн озера Ильмень). Девяносто девять километров от Великого Новгорода. Можно было бы сказать о магии чисел, если бы с течением времени не изменялись границы городов и рельеф местности. Вернёмся к истории.
По данным "Сказания о Словене и Русе и городе Словенске" русские города Словенск и Старая Руса были основаны в 3113 лето от сотворения мира, т.е. в 2395 год до нашей эры.
Открываем "Полное собрание русских летописей". Т. 33. — Л., 1977. Работа над собранием была начата в 1830-е годы и до сих пор далека от завершения. Тексты издаются в оригинале, с разночтениями по различным спискам, но без перевода и комментария:
"И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного".
Летопись гласит, что Славен и Рус были потомками Ноя, но оставив вражду с братьями ушли в поисках новых земель. После четырнадцати лет скитаний Словен поставил город Словенск, наречённый впоследствии Великим Новгородом, а Рус поставил город между двумя реками – Порусой (названной им в честь жены), и Полистой (названной в честь дочери).  Город тот и по сей день носит название Старая Русса.
"И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси. От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет".
Татищев был сторонником именно этой версии. Она выглядит более вероятной и, при желании, не составит труда найти первоисточник.

Михаил Николаевич Тихомиров в своей работе "Происхождение названий "Русь" и "Русская земля" пишет:
"Почему же в X веке иностранные источники начинают упорно говорить о варягах и путать их с Русью? Потому, что в X в. происходят новые события; в среднее Приднепровье вторгаются с севера варяги, уже осевшие в Новгороде".
"Исторической науке пора уже отказаться от домыслов XI века и сделать единственный возможный вывод о происхождении слова "Русь".
Название "Русь" — древнее прозвище Киевской земли, страны полян, известное уже в первой половине IX века, задолго до завоевания Киева северными князьями".

Лев Николаевич Гумилёв не рассматривает данные теории, но говорит о побеге русов от готов и частых нападениях русов на славян, вплоть до полной победы русов, связанной с приходом Рюрика. В своей книге "От Руси до России" Гумилёв пишет:
"Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса".
"Биография Рюрика непроста. По "профессии" он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению – рус".
"Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: "Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)". Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу".
"И от тех варягъ прозвася Руская земля", – говорится в летописи.

Интересный факт: если слово "русь" прочитать в обратную сторону, то получится "сурь". Сурица – в славянской мифологии – солнечная Богиня радости, веселья и света (напиток сурья – мёд питный). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога. В Сибири Русью до сих пор называют светлое место: вынес на Русь цветок, он и ожил… Заметьте, "на" Русь – на поверхность. Предлог "в" употребляется относительно тёмных мест, углублений, погружений. Бытует мнение, что в многочисленных древних поселениях, русами называли людей с белой кожей, светлым цветом волос и цветом глаз (да, но такими же внешними признаками обладали кочевники – половцы). Подобные исторические факты получили широкое распространение, но изначально, Русь – светлое место, место под солнцем. При обращении к князю, его всегда называли Светлым. Про обрусевшего человека говорили, словно о просветлённом, – принявшем древние знания, Богов, или веру (полный ясности, радости, успокоенный). Из чего следует, что русский – стремящийся к свету.
Даль считал, что "русский" – прилагательное, которое необходимо писать с одним "с", без подражательства латинскому алфавиту. Судя по летописям и раннему написанию слова, это так. Много иронии возникает в современном мире по поводу части речи, но в русском языке прилагательные и другие части речи легко превращаются в имена существительные (субстантивация): учёный, командующий, столовая…

        Каждый из представленных здесь вариантов толкования имеет право на существование, но и они – лишь малые песчинки многовековых споров об утраченной, или заведомо уничтоженной, истории.
Да, но почему Русь выбрала византийскую религию? Почему не пошла своим путём и не сохранила ведическую культуру?
Замечу, что Русь в IX веке – небольшая территория днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке "Рось". После смерти княгини Ольги начинаются регулярные братоубийственные войны в борьбе за власть (или во благо объединения русских земель). После крещения этноним "русь" распространяется сначала на полян – народ Киева, затем на всё население Древнерусского государства.
Я не стану углубляться в подробности исторических исследований, отмечу лишь некоторые события. В своей книге "От Руси до России" Гумилёв пишет:

"Здесь мы вновь сталкиваемся с явной хронологической путаницей Нестора и других летописцев. Согласно Новгородской I летописи, Ольга родилась в 893 г., в Константинополе побывала в 955-м. Ей должно было быть в то время уже 62 года, а Нестор уверяет нас, что Константин был столь очарован Ольгой, что хотел на ней жениться. По нашему мнению, поездка Ольги в Византию и крещение ее состоялись примерно на 10 лет раньше – в 946 г.".

Крещение Киевской Руси датируют 988-м годом. 28 июля – День памяти святого равноапостольного  князя Владимира. В наиболее аргументированной версии, княгиня Ольга побывала в Константинополе в 957 году. От 31 – 42 лет прошло с момента поездки Ольги в Константинополь – с момента её крещения и до крещения земли Русской. Все эти годы, и после смерти княгини Ольги, Русь оставалась ведическим государством.

"Контакт между славянами и русами более всего был характерен для Киева, где господствовали "русы-славянофилы". Там-то и сложилась славяно-русская этническая общность. Сближение русов и славян было настолько тесным, что русы передали славянам и свое имя, и своих князей. Земля полян стала называться Русью. Но древний конфликт славян и русов сменился другим, не менее кровавым и тяжелым". Гумилёв говорит о долгой братоубийственной войне, говорит об ошибках летописцев, но он оправдывает действия князей:

"Новый путь. Итак, Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев. Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих боевых товарищей – варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было достаточно. На его репутацию воителя тяжким грузом легла корсунская авантюра. Так что же, светлая память о нем, сохраненная потомками до наших дней, может быть названа незаслуженной?
Нет! Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным выбором веры, одухотворившей жизнь народа".

При всём уважении ко Льву Николаевичу, не могу с ним согласиться. Оправдывая войну против своего народа и братьев своих, оправдываешь репрессии более поздних времён, под которые попал твой отец и ты сам. Невозможно простить убийство близких людей и соотечественников. Ярополк Святославович был представителем христианской церкви и, не желая возвращения в Киев отца, боясь расправы над христианами, запятнал себя сговором с печенегами, а получив власть – расправой над младшим братом (Олегом). Сводный брат – Владимир – бежал в Швецию, но вернулся. Люди не прощают предательство и помнят о нём. Последний родовой Полоцкий князь Рогволод был убит вместе с сыновьями в 980 году Новгородским князем Владимиром Святославовичем. Какой была причина убийства? Древность рода? Владимир повёл с собой единоверцев, чтобы отомстить за отца и брата? Возможно, что и братом его не считал, так как сам был рождён от ключницы, а предавая варягов, заколовших пришедшего на переговоры Ярополка, не думал о том, что Рюриковичи сами были варягами, или думал?.. В 980-м году Владимир стал князем Киевской Руси, но чем он лучше Ярополка? "Корсунская авантюра", о которой говорит Гумилёв, заключалась в невозможности удержаться в Крыму, отказе от завоёванных им земель Корсуни (Херсонес) в пользу византийцев и женитьбе на греческой принцессе. Летописцы связывают Крещение Руси именно с этим событием. Так что же, во всём виновата женщина? Именно из-за женщины Владимир отказался от многовековой культуры предков? Хорошая легенда, но не будем забывать, что он воин, завоеватель, позволявший себе насилие. Так неужели из-за одной женщины он отказался ото всех остальных и в щепки порубил фигуры Богов, им же и поставленных? Давайте подумаем. К концу X века существовали: католицизм, христианство, мусульманство, ведическая культура. Католическая и христианская церковь воевали между собой, хотя не были официально разделены, но в равной степени не признавали славянских Богов, называя людей "погаными" (от латинского paganus - "язычник"). Каждая из религий боролась за сферу влияния. У иудеев не было своей земли – их гнали отовсюду. Прогнал их и Владимир. У него было достаточно власти, чтобы не идти на поводу у "просветителей" и объединить людей ведической культуры, но соблазн всеобщего признания был велик. Стать частью Христианского Мира… Владимир не мог обратиться к варягам, которых предал, воевал с печенегами и не мог их одолеть, но надеялся получить поддержку от Византии. Христианская церковь, со своей стороны, могла обещать финансовую поддержку и неограниченную поддержку власти. Выгода явилась причиной принятия решения, а не романтические истории. В документах Византии факт Крещения Руси не явился значимым событием, так как для них было привычной практикой обращение в веру возможных противников, а первое крещение на Руси они зафиксировали в 860 году. Патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев и были крещены киевские князья Аскольд и Дир, с боярами. Женитьбой на двадцатишестилетней Анне Владимир достиг того, что Русь перестала считаться варварским народом. Само Крещение не являлось мирным. Накануне Крещения Владимир повелел:
"Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг".
Люди побоялись гнева князя Киевского и пришли на берег Днепра семьями. Вслед за Киевом крестились города: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Киевскую Русь стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Но для крещения Ростова и Новгорода пришлось применить силу. Началась новая волна переселения людей, верных своим традициям.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в труде "Крещение Руси и государство Русь" (Новый мир. 1988. №6. С. 249-258) пишет:

"Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы".

Очень интересные мысли выражает Дмитрий Сергеевич в своём труде. Он отрицает двоеверие на Руси, говорит о нравственных устоях языческой Руси, нашедших поддержку христианской религии, сохранившей народные традиции и особенности. Говорит о беззаветной преданности князей своей стране и презрении к смерти в бою. Говорит о милосердии богатых по отношению к бедным. Очень интересные мысли для Героя Социалистического Труда, но очень достойные для Председателя правления Российского фонда культуры. Но, вернёмся к труду Гумилёва…

Лев Николаевич Гумилёв пишет: "Враги русских и Византии – печенеги – в X в. были язычниками. В XI в. это племя приняло ислам. Обращение в магометанство сопровождалось междоусобной войной. Часть кочевников крестилась, но большинство, обратившись в ислам, стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI в. избавили Русь от печенежской угрозы". Скорее, это избавило Византию от набегов со стороны Чёрного моря. Заметим другой момент: для борьбы с печенегами Византия призвала половцев, их давних и непримиримых врагов; многовековые традиции были утрачены, раздробленный народ оказался побеждённым, а на сегодняшний день мы наблюдаем языковые барьеры между народами, имеющими общие корни. Киевская Русь не избежала подобной участи. После смерти князя Владимира Киевская Русь вступила в новую стадию братоубийственных войн, но самой главной бедой для Руси оказалось падение нравов, отказ от традиционной этики и морали, из-за многочисленных попыток единства с Европой. Народ поднимал восстания…
Во Владимиро-Суздальской Руси – восстание волхвов в 1024 и 1071 годах сопровождались ритуальными убийствами. Ярослав Мудрый убил волхвов. В 1070-х годах убит волхв в Новгороде.

Читаем у Гумилёва: "В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, положивший начало новой политической форме существования страны. Там было решено, что "каждый да держит отчину свою". Таким образом, Русь начала превращаться в конфедерацию независимых государств. Князья поклялись нерушимо соблюдать провозглашённое и в том целовали крест".
Как знакомо всё…
Через семьдесят лет, к началу XIII века, Киевская Русь разделилась на несколько независимых государств: Северо-Восточная Русь, юго-западные земли (Волынь, Киевщина и Галиция), Черниговское княжество, Смоленск, Турово-Пинская земля, обрел полную независимость Новгород, а половцы сохранили автономию.
"Хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, чувство этнического единства между ними разрушалось".

Мне стало интересно, когда Москва приняла христианство? Москва не принимала христианство и не входила в состав Древнерусского государства.
.
        Вернёмся к первому упоминанию в летописи…
Юрий Долгорукий – Великий князь Ростово-Суздальский позвал на Московь Святослава Олеговича – Новгородско-Северского князя, позвал на военный совет – 1147 год. Но разве Долгорукий пришёл на пустырь? Куда он звал своего друга?
Что нам известно об истории земли московской?

Холмистую местность населяли племена абашевской культуры (индоиранской) и фатьяновской культуры (индоевропейцы), воевавшие между собой и вытесненные финскими пришельцами – финно-уграми (мери, веси) – балтийскими племенами (дьяковская культура, железный век).
Представители дьяковской археологической культуры стали первыми, кто обживался оседло, по берегам рек, оставляя леса незаселёнными – там охотились. Сегодня, в любом учебнике по истории Москвы можно прочитать, что поселились дьяковцы в VIII веке до нашей эры, но след их теряется в V – VII веке нашей эры. Группа селян состояла из нескольких родов, общин. Городище занимало площадь от 1000 до 3000 кв.м. Дьяковское городище имело треугольную форму, и было защищено оврагами с двух сторон. Добавлю, что завоеватели часто ассоциировали "углы" городища с огнедышащими головами Дракона, которого нужно было одолеть в честной битве. Дома строили прямоугольной формы: длинной достигавших пятнадцати метров, а шириной – три – четыре метра. В городище проживало от 50 до 200 человек. Такое городище было на месте московского Кремля, а в начале XIX века такое городище нашли при раскопках в Коломенском. Попробуем перечислить городища на берегу реки:
Дьяково городище (Коломенское), в Кремле (на Боровицком холме), Кунцевское, Мамоново (Андреевское), Сетуньское, Тушинское, Спас-Тушинское, Нижнекотловское (Нагорный район), Капотнинское, Кучковское (Сретинка), Красные Холмы…
Археологи нашли признаки развитого производства украшений из металла и оружия. Существуют находки, подтверждающие обилие бобров на территории Москвы и, как следствие, средство дохода населения – торговля пушниной и взаимообразное приобретение греческих украшений, дошедших до наших дней.

В IX – X веках земли дьяковские, без какой-либо войны, заселяют славянские племена кривичей и вятичей. Происходит финно-славянское метисное смешение. Говорить о том, что они бежали от Крещения – ещё рано. Новое "переселение" начнётся сто лет спустя, а пока… вера была единой, имея мало отличий, и людей приняли. Названия топонимов не дошли до наших дней, но остались названия рек (гидронимов). Балтийские названия рек: Руза, Яуза, Нара, Истра, Дубна.  Угорские названия: Воря (приток Угры), Яхрома (правый приток Сестры), Икша (правый приток Волгуши), Молокча (на границе московской и владимирской областей). До сих пор ученые спорят о происхождении названий: Поля (правый приток Клязьмы), Вейна (правый приток Озерны), Москва…
.
        После образования Киевской Руси, кривичи, в меньшей степени чем вятичи, приняли активное участие в колонизации восточных земель (Тверская, Владимирская, Костромская,  Рязанская, Ярославская, Нижегородская область, север Московской, Вологодчина). В большей степени, кривичи являются основой белорусского этноса.
Вятичи – западные славяне.
Существует легенда о происхождении вятичей, но если передать её коротко, то получим:
Вятко, вместе с братом Радимом вышел из ляхов и осел на Оке. Он и является родоначальником племени. Вятичи распространились по Верхней и Средней Оке, по Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской, Липецкой области. Главный город для вятичей – Корьдно – Кордно – Корно, ныне село Корное Мосальского района Калужской области.
Академик Алексей Александрович Шахматов, который начал практическое изучение русских летописей, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат, но объяснял специфику московского городского языка тем, что в районе Москвы встретились племена вятичей и кривичей.

Поселения вятичей не входили в состав Древнерусского государства со столицей в Киеве. Начиная с 964 года, они были подчинены Киевской Руси, но сохраняли независимость – их приходилось завоёвывать вновь.

Вождь славянского племени вятичей Ходота с сыном, живший в конце XI века, единственный раз упоминается в "Поучении" Владимира Мономаха: воевали, не платили дань.
В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша-Печёрский (предположительно 27-го августа 1115-го года) – за тридцать два года до приезда в Москву Юрия Долгорукого.
Вятичи оставались язычниками! Поселения разрастались за счёт людей, бежавших от навязанного им крещения. В таких поселениях соблюдались все ведические обряды. По усопшим устраивали тризну, сжигали, помещая останки в малый сосуд, который ставили на столбе у дороги. Позже появились курганы. По новорожденным детям тризну не устраивали. Их помещали в дупло дерева, веря, что душа ребёнка обернётся птицей и прилетит, или отправляли на дощечке по воде, ожидая, что душу примут. Возможно, что по этой причине и от непонимания традиций появились записи о человеческих жертвоприношениях, ссылающиеся на "Книгу Велеса". Различие Культа Велеса и Культа Перуна (у варягов) не доводило людей до кровопролития, так как многие из Богов были общими и едиными для всех. Возможно, что это различие усугубляли целенаправленно.
Сама культура вятичей близка к культуре древних балтов (Псков, Литва), а не угро-финского населения. Торговлей занимались, начиная с первых поселений – по Москве-реке, городища были богатыми. В берестяных грамотах город упоминается, как Кучков.

        Именно таким увидел город Юрий Долгорукий.
Конечно же мы встретим записи о том, что именно Долгорукий способствовал распространению христианства среди населения, которое находилось под сильным влиянием язычества и волхвов. Так ли это? Как Юрий Долгорукий стал основателем Москвы?

"Хронограф Дорофея Монемвасийского" (Государственного Исторического музея) называет Москву третьим Римом, так как история города, как в первых двух случаях, началась с кровопролития:
"Сице же и нашему сему третиему Риму, Московскому государьству, зачало бысть не без крове же, но по пролитии же и по заклании кровей многих".

В Ипатьевской летописи название будущей столицы России варьируется: "Кучково, рекше Москва". Летописи известны сыновья боярина Кучки, Яким Кучкович с братом, а также некий Петр, именуемый "Кучковым зятем".
В некоторых летописях говориться о дочери Кучка – Улите…
Согласно летописи "О зачале Московского княжения", пересказанной Татищевым, села на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке.
В "Истории Российской" Василия Никитича Татищева (XVIII в.) рассказ о вражде князя Юрия и Кучки осложнён авантюрным, даже любовным сюжетом. Юрий будто бы взял себе на ложе жену суздальского тысяцкого Кучки и так полюбил ее, что "все по ея хотению делал". Когда же около 1146/47 г. Юрий выступил в поход к Торжку, "Кучко, не могши поношения от людей терпеть… не пошел со Юрием и отъехал в свое село, взяв жену с собою, где ее посадя в заключение", собираясь покинуть службу у Юрия и уйти к его врагу – киевскому князю Изяславу Мстиславичу. Узнав об этом, Юрий забыл про всё, оставил войско, а "сам с великою яростию наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чем, Кучка тотчас убил, а дочь его выдал за сына своего Андрея...".
Другая версия изложения событий в "Повести о начале Москвы" гласит:

"В лето 6666 (т. е. в 1158 г. - М. Т.) великий князь Юрий Владимирович шёл из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки, и за Неглинною. И возлюбил те села, и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город, и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить".
И всё бы хорошо: детей пристроили, Андрей женился на Улите, город растёт, но Андрей казнил одного из братьев, а Кучковичи – Улита, брат её Аким и Пётр – зять Кучка, устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть Суздальского князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел "...повесити на вратах и растреляти из многих луков".

Доказывая тот факт, что в основе любой легенды лежат реальные события, в книге "Древняя Москва XII – XV в.в.", советский историк-славист Михаил Николаевич Тихомиров пишет:
"Предание о гибели Кучковичей прочно держалось в людской памяти, и даже в XIX в. поблизости от Владимира показывали болотистые озера, по поверхности которых передвигались плавучие торфяные островки – их считали коробьями с останками проклятых Кучковичей".
        Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XV в. в Суздальской земле упоминается волость Кучка, в Москве тогда же хорошо знали урочище Кучково поле – район между Лубянкой и Сретенскими воротами. Но самое важное то, что еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название: "Москва рекше Кучково". Иными словами: "Москва, то есть Кучково". Таким образом, предание XVI-XVII вв., рассказывающее об обычном московском эпизоде – преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами ее мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки. Боярина Кучку народное предание считало первым владельцем Москвы. Обратим внимание и на то, что само название Кучково оканчивалось на "о", как обычно называют до сих пор села в Московской области, да и вообще в России, по имени их владельцев (Фёдорово, Иваново, Петрово и т. д.), "Сёла красные" боярина Кучки ("Кучково село") – это историческая реальность. Они говорят нам о первом владельце Москвы, боярине Кучке, вероятно, имевшем укрепленный замок-городок, который позже заменил княжеский городок Москва. Была ли с этим связана какая-либо личная трагедия первого московского владельца Кучки или нет, этого мы достоверно не знаем, но упорная традиция о насильственном захвате Москвы суздальскими князьями, возможно, опирается на действительные факты. Напомним здесь, что Кучково поле в Москве находилось поблизости от реки Неглинки и городища Николы на Грачах. Нет ничего невероятного в том, что легендарный Кучка был одним из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Юрия Долгорукого".

        Итак, первое упоминание о Москве относится к 1147 году от Рождества Христова и к 6655-году от сотворения Мира. Москва упоминается в связи с тем, что 28 марта, в пятницу, на пятой неделе Великого поста, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий – шестой сын Великого Киевского князя Владимира Мономаха – призвал в свою вотчину Москву ("на Москву", или "в Москов") своего союзника и друга – Новгород-Северского и Белгородского князя Святослава Ольговича, который поддерживал Юрия Долгорукого в борьбе за великое княжение в Киеве. (Святослав Ольгович через четыре года стал отцом князя Игоря – героя "Слова о полку Игореве", – прославившегося из-за своего неудачного похода на половцев в 1185 году).
 
28 марта 1147 года здесь, на Москве-реке, Юрий Долгорукий  угощает своих гостей, подаривших ему пардуса – живого барса, или шкуру. Обед оказался настолько "сильным", что был упомянут в летописи, хотя в тот день, когда сотрапезники сели за стол, был Великий пост, что очень красноречиво характеризует "благочестивого" христианина в ведическом городе. С этого-то момента и началась письменная история Москвы, сделавшая эпизод княжеской трапезы неожиданно знаменательным событием, неким прообразом отличительных качеств – радушия, гостеприимства и веселья, присущих Москве во все времена.
 Москва с первых же шагов явилась провозвестницей будущей истории, став "добрым пристанищем устойчивого, сосредоточенного и могущественного развития Русской земли.  Москва тем и стала сильною, и опередила других, что постоянно и неуклонно звала к себе разрозненные русские земли на честный пир народного единства и крепкого государственного союза" – как писал русский археолог и историк Иван Егорович Забелин в своей "Истории Москвы".

        Вплоть до нашествия Батыя Москва не имела княжеского стола и была пограничным городом Владимиро-Суздальского княжества. Сведений о том, посещал ли Долгорукий основанный им город – нет, или не найдено. Юрий Долгорукий скончался 15 мая 1157 года — судя по всему, отравленный киевскими боярами…

Последний раз вятичи упоминаются под племенным именем в 1197 году.
XIII век – последний век существования Киевской Руси. Киев, разорённый ордынцами, потерял былую славу.

        Нашествие ордынцев на Киевскую Русь началось  в 1237 – 1247 годах, устанавливалось в течение двух десятилетий и длилось до 1480-го года в Северо-Восточной Руси. В 1243 году великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович, учинивший некогда расправу над Волхвами, был вызван в Орду к Батыю, признал политическую зависимость от Золотой Орды и был назначен князем Киевским, сохранив за собой княжение во Владимире.
После разгрома Киева татаро-монголами резко сократилось население Руси и, как следствие, упали доходы церкви. Митрополит переехал во Владимир на Клязьму. С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами в созданную ими систему управления. В 1320-х годах Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского.
В конце 1325 года, после долгих раздумий, местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва. В период ордынского господства духовенство пользовалось привилегиями.
Москва и тогда не имела княжеского стола, пусть и называлось княжество Московским. Итогом правления Дмитрия Донского стало признание владимирского стола "отчиной" — то есть наследственным владением московских князей. Переход был признан Литвой (1372) и Тверью (1375, 1384) и получил санкцию со стороны Орды (1383). В 1389 году Дмитрий передал Владимир по завещанию своему сыну Василию I.
Василий II был ослеплён князьями за передачу земель русских ордынскому хану, пусть и в плену.
Поздняя легенда сообщает о принятии вятичами христианства только в начале XV века! В 1415 году от князя Василия Дмитриевича сына Донского был послан митрополит Фотий со священниками, и со множеством войск для приведения жителей в истинную веру.
Автокафедральная церковная организация с центром в Москве была основана в 1448 году, когда русские епископы, без участия Константинополя, сами избрали и поставили Иону митрополитом русской церкви.
Для простых людей, бить татар на Руси считалось не подвигом, а промыслом. За время татарского "ига" русские ходили на татар каждые 2-3 года, Сарай палили десятки раз, татарок продавали в Европу сотнями. Что делали в ответ татары? Писали жалобы! В Москву, в Новгород. Жалобы сохранились. Больше ничего "поработители" сделать не могли.
Источник информации по упомянутым походам — монография татарского историка Альфреда Хасановича Халикова. Они нам до сих пор этих визитов простить не могут. А в школе все еще рассказывают, как русские сиволапые мужики плакали и отдавали своих деток в рабство…
Объединение Руси завершилось в правление Ивана III и Василия III включением в состав Московского государства Новгорода (1478), Твери (1485) и ликвидацией формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1518). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. На Иване III закончилось долевое владение Москвой князьями.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — Государства Российского.

        Османская империя к тому времени активно расширялась во все стороны. В 1572 году султан решил покорить заодно и дикую, как уверяли европейские книги, Московию. С Крыма на север двинулось 120 тысяч войск, при поддержке 20 тысяч янычар и 200 пушек. Возле деревеньки Молоди (Чеховский район Московской области) османы столкнулись с 50-тысячным отрядом воеводы Михайло Воротынского. И турецкая армия была... Нет, не остановлена — вырезана полностью! С трудом пришлось Османской империи восстанавливать свои силы. Но даже после свержения "ига" выплаты России Крымскому ханству продолжались до 1685 года и были отменены только Петром I.

Интересно, после всего прочитанного, узнав, что Киевская Русь так и не смогла завоевать Крым, начиная с печенегов; не вкладывала в него деньги до конца XII века; потеряла статус великой Державы ещё в XIII веке и из Киевской Руси превратилась в Украину, может возникнуть вопрос: чей Крым?

        Само слово "Укра’ина" появилось от древнерусского слова "оукраина" — край, приграничная область, земля у края княжества (тогда как слово "окраина" имело значение территории по краям всего княжества).
В записи за 1187 год автор Ипатьевской летописи фиксирует смерть переяславского князя Владимира Глебовича, известного воителя против половцев. И добавляет: "Оукраина много постона". Это первое летописное упоминание топонима "Украина". В данном случае речь идёт о Переяславской земле, прикрывавшей Киев с юго-востока. Украинские земли в XIII—XIV столетиях вошли в состав соседних государств: Великого княжества Литовского, королевства Польского, Молдавского княжества и Венгерского королевства. Но, после того, как в конце XVI века Южная Русь в составе Великого княжества Литовского вошла в Речь Посполитую, ляхи стали называть русов и полян украинцами – по их расположению, относительно Польши – Украина… Таким образом, в течение XVI—XVIII веков "Украина" становится названием конкретного региона, наравне с названиями других историко-этнографических регионов. Совершенно очевидно, что пять веков метисного смешения могут быть основанием для признания отдельно взятой национальности. Говоря о том, что когда-то корни были одни, не забывайте о генетических изменениях.
Пора подводить итоги…

Летописи не являются литературным, или научным произведением. Отдельные фрагменты истории могут быть записаны служителями церкви в качестве независимого мнения, укрытого от глаз современников.

Можно было бы сказать, что Крещение Руси послужило толчком для развития культуры страны, если бы сама страна не распалась; если бы людей не подвергали пыткам; если бы не применяли насилия при крещении; если бы служители церкви не оказались на месте тех, над кем учинили расправу…
Каждый год Россия отмечает праздник – Крещение Руси.
 – Киевской Руси? Её не существует с XIII века.
 – Крещение по старообрядческим канонам? Русь крестили старообрядцы, но их тоже изгнали.
 – Украины? Сегодня, это совсем другое государство…
Российское государство создавалось по крупицам: завоёвывая земли, отстраивая города, без участия Киева, со столицей во Владимире, а позже – в Москве. Церковь отказывается от Византийской зависимости, Патриархия становится Православной, максимально приблизившись к народу. У этих событий совсем другие даты – памятные даты России.

Да, мы со спокойной совестью можем говорить, что отметили 870-летие Москвы, так как городская крепость, определяющая статус города, была построена рядом со старым городищем, носившим название Кучково. При строительстве новых городов Юрий Долгорукий применял практику "смещения": он не сносил старые постройки, он развивал строительство на местах, удобных для торговли и производства. До Москвы – совсем другая история…

        И в заключении, хочу напомнить вам об одном из представителей царственного рода.
"Железный канцлер" Германии Отто фон Бисмарк был потомком Рюриковичей. Его далекой роднёй была Анна Ярославна (младшая из трёх дочерей князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской; супруга французского короля Генриха I и королева Франции). Бисмарк прекрасно знал и понимал русских, и именно его я позволю себе процитировать:

"Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они вследствие международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят путь друг к другу разъединённые капельки ртути".

"Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских".

Когда "железного канцлера" упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: "В Германии только я один говорю "ничего!", а в России – весь народ".

"Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя".

Прислушайтесь к Бисмарку и… не изменяйте своим традициям. Не разрушайте веру, делающую нас похожими на капельки ртути. Не разрушайте то, что возводилось веками. Сохраняйте память о тех, кто показал вам все оттенки русского "ничего"…

                05.10.2017