Трудные вопросы

Сергей Псарев
                В тот день Амели с дедушкой просто гуляли по городу. Она что-то непрерывно говорила ему, будто торопилась рассказать обо всем сразу. Казалось, что с ее уст сказочный волшебник недавно снял обед долгого молчания. Наверное, так это и было. Ведь через два месяца ей должно было исполниться только четыре года.
                Дедушке нравилось слушать весь этот не всегда связанный и понятный непосвященному уху словесный поток. Казалось, что ее речь иногда наталкивалась на какие-то невидимые препятствия, камни и скалы. Дедушка давно научился понимать свою внучку, ему с ней всегда было интересно. Порой Амели задавала вопросы, которые никогда бы не задал взрослый человек. Совсем не потому, что это было ему уже известно, а так, чтобы не ронять своего достоинства. Люди давно выросли, поумнели и стали совсем другими. Дедушка думал немного иначе. У ребенка  взгляд еще не замутненный, он часто видел больше и замечал самую суть. Иногда неожиданные вопросы Амели ставили его в тупик и тогда они искали ответы на них вместе.               
                Сейчас перед ними на Измайловском проспекте показались красивые голубые купола Свято-Троицкого собора, отмеченные шестиконечными золотыми звездами, словно вечернее небо. Собор приближался, рос на их глазах и все больше овладевал общим вниманием. Дедушка вспомнил, что этот собор строился как полковой храм лейб-гвардии Измайловского полка императором Николаем I на его собственные средства, поскольку он прежде командовал пехотной бригадой, к которой относился этот Измайловский полк. Получалось, что синий небесный цвет куполов собора теперь удачно соответствовал цвету мундира измайловцев. Они замедлили свой шаг и стали рассматривать белые стены, колонны собора и, конечно, памятник Славы, изготовленный из трофейных турецких орудий.
                - Красиво? – спросил дедушка.
                Амели кивнула ему, думая о чем-то своем. Казалось, что она в этот момент решала какую-то важную для себя задачу.
                - Дедушка, а кто там живет?
                - Храм верующие люди называют Домом Божьим. Получается, что его строят, чтобы потом там с ним встречаться. Храм - это “небо на земле”, дом, который посвящен Богу.
                Кажется, ответ у дедушки получился немного уклончивым. Еще неизвестно, как об этом говорили ее родители.
                - Получается, что там никто не живет?
                - Живет, - выдохнул дедушка, оглядываясь по сторонам, словно ища для себя небесной поддержки. На него смотрели глаза любимой внучки, которую он не мог обмануть ни при каких обстоятельствах. Отмахнуться тоже нельзя, а еще нужно быть понятым. Странно, что Амелия прежде никому не задавала подобных вопросов. Из окна своей комнаты она могла каждый день видеть колокольню церкви княгини Анны Кашинской, а по субботам мама водила ее на занятия мимо Сампсониевского собора. Похоже, что дома она ко всему этому привыкла, как к знакомой картинке на стене.
                Дедушка старался быть предельно аккуратным в своих пояснениях.
                - Там живет Бог. Так считают люди, которые в это верят и приходят туда молиться. Без такой веры туда можно не ходить.
                И все же каждый его ответ сегодня рождал у Амели новые вопросы.
                - А бог, это кто?
                - Бог? Его еще называют Творцом, который создал весь этот большой мир. Если задуматься, то в нем все продумано и устроено, каждое большое и маленькое существо хорошо приспособлено для своей жизни. А еще все созданное им очень красиво.
                - Нет, дедушка. Это было всегда.
                - Почему?
                - Потому что. Ну, как ты не понимаешь? Все это уже было вчера и раньше тоже. Понятно я тебе говорю?
                - Понятно, Амелия. Просто сейчас твоя прожитая часть жизни еще очень мала. Когда подрастешь, ты будешь думать немного иначе.
                - Я уже большая, а ты не расстраивайся, дедушка. Мы с тобой потом все это обязательно точно узнаем.
                Он не стал рассказывать внучке, что этот мир уже давно создавался не только Богом, но и земными людьми, совсем не святыми. Оттого и получался таким сложным. Дедушка улыбнулся, и они вместе зашагали дальше…


На фото из Интернета Свято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге