Эксперт оценивал произведения анонимно. Были прокомментированы не все произведения.
1. Ирина Полесская «Последние цветы»
"Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей"
А.С. Пушкин
Поговори со мной, осенний дождь!
Я буду слушать. Распознаю в звуке
Звенящих струн твоих - мотив разлуки..
Поговори со мной, осенний дождь!
Ты расскажи, как горестно смывать
Все краски догорающего лета,
Все акварели солнечного цвета..
С холста земли так горестно смывать!
Последние цветы - они милей..
И осень зажигает звёзды-астры,
И яркий георгин пылает страстно,
И бархатцы пестреют вдоль аллей!
Но плачет дождь - дни серые гнетут..
Но плачет дождь, и мокнут астры-звёзды..
А утром георгин - ах, как морозно!-
Карминной брошью ляжет на снегу.
5 Интересный замысел. Кто «убирает» за нами, когда мы уходим в вечность? Бездушные лангольеры или тяготящийся своей ролью осенний дождь, переходящий в снег? Достойно 8 баллов, если бы не отсутствие рифмы в последнем катрене. Жаль.
2. Елена Графская «Но я не об этом...»
А я не об этом, совсем не об этом
мечтала зимою, весною и летом,
но осень настала, и вечер усталый
засыпал мечты золотым покрывалом.
И ты не готов, и любовь без ответа,
но я не об этом, совсем не об этом.
От светской беседы и вежливых жестов
удушливо бремя фантазии женской,
такой разноцветной (занять бы поэтам!),
но я не об этом, опять не об этом.
О чём же тогда? Маскируя обиду,
я буду, как ты, улыбаться для виду,
но в час расставанья шепну по секрету,
что я не об этом, совсем не об этом...
6 Очень хотелось бы узнать – а о чём? Или это извечное женское «да», как «нет», и «нет», как «да»?
3. Нестор Иванофф «Щупальце»
А в тот майский вечер, наш тихий райцентр Шарья'
уже' засыпал, нежась в розовой дымке сирени.
Напротив райкома шумели листвой тополя ,
и в них заблудился обшарпанный маленький Ленин.
Из о'кон пивбара "Застава" басил Миша Круг
(ну кто, как не он, мог прочувствовать русскую душу).
А я кушал тво'рог на лоджии сидя, и вдруг
увидел как что-то на небе мелькнуло. И уши
мои заложило от мощного взрыва. В момент
слетел на линолеум я, и рассыпал свой тво'рог...
Мигнул пару раз и погас электрический свет.
И тут же какою-то хмарью накрыло наш город.
Заполз я в гостиную (и) запер дверь на балкон.
И выпил таблеточку феназепама (от нервов).
Тем временем тьма всё сгущалась. И вдруг за окном
мелькнуло гигантское щупальце в мареве сером.
От страха доел я оставшийся феназепам,
и тихо навеки уснул не дойдя до кровати.
И правильно сделал: поскольку из космоса к нам
пожаловали' сонмы кракенов мерзостных. (Нате!)
Ну что тут сказать . Видно, время настало, друзья,
валить человечеству в полном составе со сцены.
И первую жертвой, стал скромный райцентр Шарья,
затерянный где-то в лесах на краю Ойкумены.
3 Композиционно не выдержанное стихотворение. Совершенно не ясно, а почему они прилетели, почему именно в райцентр Шарья?
Почему человечеству пора «валить со сцены»?
Выглядит как кусок бОльшего по объему произведения.
Наличествует классический скрытый слог в слове «райцентАр»,
схемное ударение на союзе «и», весьма спорная рифма «балкон – окном».
В то же время, есть хорошая находка – «заблудившийся в тополях обшарпанный Ленин».
4. Алексв «Час Быка»
- время предрассветного сумрака, между 1 и 3-4 утра.
В это время чаще всего наступает смерть. Это тот час,
когда Быка вели на закланье.
Струится ночь - великая река,
Опасная для смертных в час Быка.
Не отходи от берега, иначе
Истают грани тёплого мирка,
И ты себя от тьмы уже не спрячешь.
Насквозь просверлит душу острый взор,
Седой старик молчит - не добр, не зол,
Ни жалости, ни жадности во взгляде,
Но если ты с ним рядом в лодку сядешь -
Потратишь неразменный свой обол.
Тебе ещё положен долгий век
Возврата ссуд, кредитов, ипотек.
Чтоб не в долгах оставить домочадцев,
Лет двадцать, если очень постараться,
Придётся продолжать активный бег.
Пусть чёрных волн глухая пустота
С тоской стучит о белые борта,
Плыви без седока, ладья Харона!
...Закатан Стикс под плотный слой гудрона,
Двойной сплошной - межмирная черта.
…Задумавшись о вечном - о своём,
Уснул в пути водитель за рулём,
Но, чуть коснувшись вод унылой речки,
Проснулся и успел уйти со встречки,
Секундой разойдясь с небытиём.
Отпустит ночь. Луну погонит в рост,
Отсыплет звёзд Быку на тощий хвост,
И жизнь взыграет в сумеречных красках.
Рассвет ещё не снял тумана маску,
Но горизонт готовит солнцу пост.
Колёса крутят вспять земную твердь.
Груз до утра доставить нужно в Тверь.
А спать чертовски всё-таки охота,
Но мчишься ты с упорством Дон-Кихота...
Оплачен рейс! КАМАЗ. Ладья. И смерть.
7 Хорошая идея от общего к частному. Хорошее исполнение. Можно было бы поставить и «8», но есть несколько «спотыкачек» в строчках, выраженные в соседстве парных согласных и одинаковых согласных (оТ Тьмы, просверлиТ Душу, леТ Двадцать, оставиТь Домочадцев)
5. Ольга Бесснежная «Не в духе»
Море не в духе, ревёт и клокочет,
Волны с размаху бросает на кручу,
Берег, нещадно разорванный в клочья,
Прячет под пеной, густой и шипучей.
Злится, бушует, не может остынуть,
Гонит взашей, неприступностью дразнит -
Знает, что я нескромна и настырна.
Ночи дождусь и, поддавшись соблазну,
В буйной воде, за чертой горизонта,
Буду резвиться, бесстыже нагая,
После - лежать на камнях робинзонкой,
Слушать, как море за глупость ругает.
4,5 Шикарные рифмы. И богоборческий мотив ясен. Только не ясно – почему море «не в духе» ДО купания, а не ПОСЛЕ? Мне кажется, что заменив во втором катрене «злится» на «море» и выкинув первый катрен, мы ничего не потеряем в содержании. Кроме того, чем обоснована в предшествующем тексте «робинзонада» ЛГ? Опять пресловутая «женская логика»?
6. Семен Валлич «Привкус осени»
Прости, что я бываю нежен
Всё реже.
Что привкус осени горчащий,
Всё чаще,
Слетает с безучастных губ.
Что отчужденности осадок
Не сладок.
Что, от растерянности нашей
Всё дальше
По этой осени бегу.
Но, от нелепых оправданий
Куда мне?
И оклик собственного эго —
Как эхо —
Не вторит истинам другим.
И бродит в облике печальном
Молчанье.
И на ступенях пьедестала,
Устало,
Его теряются шаги.
8 Ох ты ж! Дон Гуан стал Командором. Без комментариев.
8. Демидов Владимир Евгеньевич «Всё нереально»
Мне предсказанье выбирает в коробке клювом какаду.
Вздыхая, жалобную песню играет старая шарманка.
А по дорожкам аккуратным в одетом осенью саду
бежит к свободе неизвестной с петлёй на шее обезьянка.
Но со свободой невозможно назначить встречу tеte а tеte
среди гуляющего люда и заклинания торговок.
А на эстраде вальс пытался изобразить чудной квартет,
где каждый стать хотел солистом и показать насколько ловок.
Звук дребезжащий бьёт по нервам и улетает в небеса.
На жёлтых листьях жёлтым светом фонарь вычерчивал узоры.
На танцплощадке малолетка канкан пытается плясать,
но безобразия такого не допускают контролёры.
Всё нереально, словно в сказке, где окончанья вовсе нет.
Пролился вечер на деревья, таятся тайны в полумраке.
Танцуют на аллеях тени (а ля классический балет).
Ещё немного, и на небе разложат звёзды в зодиаке.
Я уходил под лунным светом, сжимая бережно листок.
Мне предлагали выпить двое, по-обезьяньи строя рожи.
Какой-то пьяный под кустами во след кричал: «Алел восток!».
Но я поверил предсказанью. А было там: «Конец хороший»
6 Несовпадение времен…
9. Александр Копп «Осенний свет»
На распростёртые ладони крыш
осенний свет неслышным гимном льётся –
на чердаках, где дышит пылью тишь,
беззвучным эхом гулко отдаётся.
Нетороплив, скользит волной со стен,
он, лёгким флёром растворяясь в травах,
там ощущает внутривенно тень
белесой седины туманов рваных.
Охряной медью потечёт с осин,
запутываясь в паутинных нитях,
с дождями посереет, сея сплин.
И в лес прозрачный, молча, устремится.
6 Хорошее, достойное стихотворение. Не шедевр, но все-таки.
Но есть несколько замечаний: в первых двух катренах осенний свет действует в настоящем времени, и вдруг, в третьем, почему-то действие переносится в будущее?
Второе. Во втором катрене свет УЖЕ опустился до земли (в травы), а в третьем он начинает заново опускаться, только уже не со стен, а с осин.
Третье. Первая строчка третьего катрена вводит в действие какой-то странный препарат «сосИн», который «потечет охряной медью».
10. Ольга Королева «Уборщики парков»
Лето дарит букет георгин
И садится за школьную парту.
С сожаленьем калитку за ним
Закрывают уборщики парков.
Выметают смешки и восторг,
Листья с летнего древа желаний;
Скорлупу от "дворца" двух сестёр,
Разводящих в окошке герани;
Приглашенья на бал-маскарад
С дегустацией солнца-сиропа;
Брошки, бантики, шпильки дриад,
Переклички на ветках и шепот.
Но забудет пенсне среди книг
У калитки кленовая фея.
Я достану – оно в тот же миг
Станет бабочкой, крыльями вея.
Полетит за чужие дворы
К двум гераням за легкою шторкой
На плечо шестилетней сестры,
Умоляя: «Проснись до уборки!»
1 Ну нельзя же так! Мало того, что стих начинается с откровенно провальной рифмы «георгин – ним», так еще и нет такого падежа во множественном числе, которое использует автор! Будьте вежливы с русским языком!
Дальше техника выправляется, но возникают новые вопросы:
Что такое «дворец двух сестер»? Какое отношение к сестрам имеют уборщики парков? Почему из двух сестер осталась одна? Какое ей дело «за чужими дворами» до уборки в парке? О чем вообще это стихотворение?
13. Ирина-Сова «Осенний вальс»
Дождик по крышам
с азартом отстукивал ритм,
словно забыл -
для чего приходил и остался.
Медленно, в такт:
"Раз-два-три'-раз-два-три'-раз-два-три'",
в ночь раздавая фигуры
мелодией вальса.
И замигали улыбкой
в ответ фонари,
будто бы радугой
мокрый асфальт осветили.
Лучиком дня -
раз-два-три'-раз-два-три'-раз-два-три',
чтоб веселей стало мне
в одинокой квартире.
Вдруг отступила куда-то
тревога внутри,
пальцем по клавишам пробую
проигрыш вальсом:
раз...два...нет...
ра'з-два-три-ра'з-два-три-ра'з-два-три...и
стены заполнились звуком
осеннего танца.
' - знак ударения, чтобы понять ритм
6 А для чего приходил? Тревожить(ся)?
15. Сергей Трегубов Ст «Бобыль»
Примерясь - хватит ли мне дров,
Снег выпал точно на Покров
И не растаял.
К тому же в небе журавли
Курлычат клиньями вдали
За стаей стая .
Тут хочешь верь, а хочешь нет -
Куда деваться от примет
В канун Покрова.
Вдобавок - десять дней мороз,
А ветви в листьях у берёз -
К зиме суровой.
Ну что же, дров должно хватить
И повод есть, чтоб покутить -
Пора для свадеб.
Меха гармошки разверну,
Десяток лет долой стряхну...
Эх... - двадцать надо б.
А лучше сорок - как тогда,
Когда зазноба навсегда
Приворожила...
Что было - поросло быльём,
Векую старым бобылём.
Ну... - не сложилось.
Зима отвьюжит... - в феврале
Оттают кочки на земле,
Всё по приметам.
Ещё немного подождать
Весны цветущей благодать,
А там и лето.
8 Достойное отношение к жизни и смерти. Немного смущает, что журавли курлычат клиньями.
18. Эдмар «Свечная фея пляшет»
Свечная фея пляшет "финтифлю" -
Потешный танец маленькой Дуняше.
Бабай притих за окнами, не страшен,
И книга ждёт минуточку свою.
И тени, так мешавшие читать,
У стен теперь отплясывают дружно.
Бояться их нисколечко не нужно,
Пора понять:
Они - свои, домашние всегда,
Весь вечер могут бегать и скакать и
Наутро сонно лягут под кроватью,
И дотемна не выйдут никуда...
Пускай свечная фея отдохнёт,
На сказку в книжке... Может быть, станцует
Разок ещё - как маменька, воркуя,
Домой придёт.
7 Хорошее, доброе, светлое, даже не хочется обращать внимание на две слабенькие глагольные рифмы…
19. Юрий Рехтер «Пиксель»
Он только пиксель в картине мира,
Почти невидимый элемент,
И на плечах его нет порфиры,
И на макушке короны нет.
Живёт в неведении блаженном:
Что есть в окошке - то свет и мгла,
Как будто нету вокруг вселенной
И вся вселенная - до угла.
И глохнет лира в далёком эхе,
На полувздохе закончив речь,
Об этом маленьком человеке
Слова в мелодию не облечь.
А он не знает и в доме чинно
Его душевный звучит хорал.
Вполне законченную картину
Внутри себя он нарисовал,
Его цветов налиты бутоны,
Его собаки мелькает хвост,
В окне под сенью небес бездонных,
Над морем носится альбатрос.
Там на рассвете гудят фанфары,
Встречая солнечный оборот
И, взяв державу, надев тиару,
Глядит властитель на свой народ.
И мир огромен и независим,
А человеку и дела нет
До тех, кто думает, будто пиксель -
Почти невидимый элемент.
-
Пиксель - сочетание двух английских слов "picture element"
6 «И глохнет лира в казенном веке…». Каждый из нас – подобный маленький пиксель, но продолжая свою мысль, высказанную на ЛФР, «практика малых тел» лишь тогда становится силой, когда объединяется в «кулак миллионнопалый»
21. Змей Горыныч 3 «Волны»
Запутались радиоволны одна в одной
Над брошенной башней с корявым жуком антенны,
Пока, без стыда обнажая морское дно,
Валы задирают подол, потрясая пеной.
Больным заблудившимся эхом штормит эфир,
Войдя в резонанс и чудя в непристойном танце,
И аппаратура, свихнувшись, творит пунктир,
Как будто ей край – до кого-нибудь докричаться…
Успеть сообщить, что Голландца впускает порт,
И можно вернуться на землю дельфиньим душам,
А где-то в Бермудах пропавшим открыт проход,
Ведь контур запретов теперь навсегда разрушен.
В озоновом слое и в пологе туч - дыра.
Динамик помехи в слова обратить не волен…
А радиолампы всегда попадают в рай –
Тихонько мерцают и спят в электронном поле.
5 «Теплый, ламповый звук»? Тогда не понятно, почему стих называется «Волны», а ЛГ стиха – аппаратура и лампы.
22. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Самоизбранный богомол»
«Гори оно всё мной»
Шарль Де Костёр
«Пепел Клааса стучит в мое сердце»
Тиль Уленшпигель
Я учусь пить свободу большими глотками
(даже насытившись, даже икая),
Я стремлюсь быть ИП (но только без «П») –
даже в час-пик меня в толпе нет:
Я перехожу со станции Тверская
на станцию Невский проспект.
Я, конечно, крещенный, но где мой хранитель?
и сейчас я крещусь (хотя я не фанатик):
Я в метро (вот те крест!) молюсь постоянно,
да так, чтоб об пол – колёсам в такт,
но мне уже пора со станции Крещатик
на станцию Борисовский тракт.
Я во сне – крестоносец, что веру приносит,
тем, кто ловит wi-fi и верует в вести.
Я вагон орошаю всевышней любовью,
чтоб узреть, как бежит отче наш
в переход со станции Буревестник
на станцию Уралмаш.
--------------------------------
Я взорвусь без упрека и страха,
Я сгорю, чтоб увидеть следующий левел.
а ты выбивай ковёр над моим прахом –
и пусть сердце паласа стучит в мой пепел.
3 Наличие богомола требует наличия самки богомола. Самец богомола не склонен к виктимному поведению вне размножения.
Скорее, это индивидуальный «леммининг».
23. Гера Шторм «Стёкла»
Элли, следи за осанкой и выпрями спину.
Слезь с подоконника, окна закрой. Ты промокла!
Видишь, какая гроза, ты подхватишь ангину!
Элли, ну где ты взяла эти битые стекла?!
Выкинь немедленно, ты же порежешь запястья!
Что позабыла, как мазали пальцы зелёнкой,
в прошлом году? Эти стёкла приносят несчастья!
После дождя лучше выйди во двор с собачонкой.
Хлам нужно выкинуть. Это же просто страшила!
Что значит "друг"? Вон повсюду солома, опилки.
Ты в него стекла зелёные снова зашила?
Элли, скажи, ты сама разбиваешь бутылки?
Не подноси их к лицу! Это слишком опасно!
Я заварю тебе чай с валерьянкой, он чудный.
Элли, смотри город наш и без стёкол прекрасный.
Серого цвета! Ты видишь,
он не изумрудный!
7 От такой няни и я бы сбежал!
25. Александр Кременьч «Спешу к тебе»
Какие могут ждать искусы
В ночи, когда,
Из фонарей рассыпав бусы,
Спят города,
Когда состав во мрак стеклянный
Летит стрелой,
Когда храпит попутчик пьяный
Над головой...
Но, словно крылья обретаю -
Какая блажь! -
Взволнованно рукой хватаю
Свой карандаш...
Опять диктант колёс вагонных
Пишу в купе.
Опять сквозь грусть ночей бессонных
Спешу к тебе.
6 Ой, наверно ЛГ редко пользует железную дорогу. В закрытом пространстве вагона (и поезда), особенно если ехать двое и больше суток, могут возникнуть т-а-к-и-е искусы. Другое дело, когда ЛГ – влюбленный поэт.