Заметки о Мастере и Маргарите. Рыцарь без головы

Елена Котелевская
           Рыцарь без головы и другие.   

      Булгаков – не первый писатель, который наказывает свой персонаж  отрезанием головы. У него был великий предшественник - Данте Алигьери. Создатель «Божественной комедии» в одном из кругов ада (восьмом, предназначенном для сеятелей раздора)поместил рыцаря-менестреля Бертрана де Борна. Помимо своей поэзии де Борн был известен тем, что всячески подстрекал английского принца на войну против отца-короля. Чем и заслужил в глазах Данте адские муки, причём весьма изощрённого характера. Он должен был бродить во тьме ада, держа в руке свою собственную, отделенную от туловища голову и освещать ею, словно фонарём, путь для своего, столь же бесчувственного, как и голова, тела.

                И голова, крича "увы", смотрела.
                Он сам себе дорогу освещал.
                То два в одном и в двух один шагали,
                Но как - решит лишь Тот, Кто казнь послал

     "Ходячие мертвецы" из современных фильмов ужасов, как говорится,  «отдыхают».
     Параллель между персонажем Булгакова и персонажем великого итальянца очевидна. У Данте де Борн «подбивает на зло»  будущего английского короля Иоанна Безземельного. У Булгакова Берлиоз исполняет аналогичную роль в отношении молодого поэта Ивана Бездомного (даже в именах чувствуется перекличка). Иван в своей поэме изобразил Христа совершенно противоположно её атеистическому замыслу - как живого, т.е. именно так, как и дОлжно было с христианской точки зрения. Сделал Иван это, конечно, по наивности и безграмотности. Образованный человек такой промашки не допустил бы, поскольку к первой половине 20-го века критика христианства имела длительную и богатую историю, преуспев в главном – в разрушении мифа о Христе. Берлиоз, проводя  с поэтом «просветительскую» работу, как раз и знакомит его с основными пунктами этой разрушительной критики. И сеет «зло» гораздо более страшного раздора, чем средневековый куртуазный рыцарь. Ведь Иван Бездомный – это олицетворение русского народа, а Берлиоз –  отвращающей этот народ от Бога и развращающей интеллигенции.
      Но вернёмся к нашему «рыцарю без головы». Оказавшийся в аду и испытывающий страшные страдания де Борн именно благодаря этим страданиям в полной мере осознаёт и причину своего наказания (сотворённое им «зло»),  и его смысл: 
               
                За то, что месть столь близких разлучала,
                Мой мозг с своим началом разлучен,
                И в этом пне живет его начало:
                На мне удар возмездия свершен!

      Он понимает, что как отдельный человек имеет своё «начало» в  едином и целостном «теле» рода,  к которому  прнадлежит,  так и разум (мозг, голова) имеет свой исток в человеческом теле. Живом, одушевлённом, наделённом способностью, чувствовать, страдать и т.п.  Мысль-понимание  и страдание-переживание не отделимы друг от друга. Вот и у Булгакова так же:

     -Михаил Александрович, - негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мёрвтом лице Маргарита, содрогнувшись увидела живые, полные мысли и страдания, глаза.   

      Данте – христанский мистик, а в мистической традиции человек наделяется двумя центрами сознания. Один расположен в мозгу, другой – в сердце. Деятельность мозга производит рассудочные выводы и заключения. Деятельность сердца обращена к непознаваемым и невнятным для рассудка тайнам прямого созерцания, и только она доставляет истину. И что особенно важно (и даже несколько неожиданно) - мозговой, головной центр считается «лунным», а сердечный – «солнечным». Как Луна светит отражённым от Солнца светом, не являясь источником света сама по себе, так и рассудочное сознание только «излагает» истины, добытые сердцем.  В противном случае оно лжёт. 
     Берлиоз лжив, как лжив пошляк-конферансье Жорж Бенгальский, который тоже ведь в романе чуть было не остался без головы. С той только разницей, что ложь Берлиоза намного более глубинная и злостная, а потому и непростительная.          
     И не случайно Берлиоз «теряет голову из-за женщин». В определённом смысле. Совсем не в том, какой обычно связывается с этим выражением. А совершенно буквально. Коль речь зашла о «лунном» сознании, то ясно, что опять-таки без женщин здесь никак не обойтись. Луна – женская планета, символ женского начала. Булгаков противопоставляет смерть Берлиоза смерти Мастера по всем возможным линиям, включая лунную женскую. Вместе с Мастером умирает и переходит в "мир иной" Маргарита, а в психиатрической клинике в момент смерти рядом с ним находится сотрудница клиники, некая Прасковья Фёдоровна,  правдивая и очень добрая женщина.  Что же касается Берлиоза, то в его случае Луна «проигралась» в самом худшем варианте. Бестолковая дура Аннушка разлила растительное масло, а вожатая трамвая, женщина c алой повязкjq на голове, отрезала ему голову.

                Продолжение следует.
(12.10.2017)