Золотое сечение - билет в чёрный ящик

Владимир Мальчевский
Золотое сечение часть 1: http://stihi.ru/2020/02/29/1609
Золотое сечение часть 2:
               
Правило первое: любое действие как реакцию на изменение в окружающей среде обитания следует понимать как БИО ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ  ДЛЯ действующего субъекта.
Реакцией считается любое взаимодействие с предметом или каким-либо явлением и ситуацией предварительно оценёнными как опасность (способствующими смерти)
или полезными (способствующим выживанию) - избавлением от них или приближением  к своему бытию). Это - закон биоцелесообразности: живое обречено выживать.

Дикари, например, могли бы, может быть, украсть и утащить в джунгли компьютер, но это совсем не значит, что они смогут им воспользоваться.
Его функции не входят в их интересы и пока ещё неосознанные потребности, напрямую зависящие от образования. Та же история и с мозгом В. И. Ленина, изъятым из черепа, расслоенным на какие-то группы клеток… для чего? ЧТО таким первобытным подходом можно узнать, какую информацию считать с мёртвой ткани? Что, съев Кука, дикари стали специалистами по мореплаванию и носителями его культуры и знаний?
А положив умирающего на весы(!) можно определить... что, - качество и содержание его улетевшей "души"? Если бы Иван Павлов учёл факт привыкания любого организма к любой ситуации, то никакой "динамический стереотип" он бы не утвердил как правило реакции, а Менделеев, вспомнив систему осей координат, преподаваемую в школе, не искал бы свою таблицу элементов целых "пять лет неотступного думания".
И это – 21-й век «развития научного мышления»!

Удивительно, что за всю историю мысли никто, нигде и никогда не додумался задать себе простейший вопрос:
«А если отключить все 5 рецепторов, ЧТО останется?»
И если грамотно обдумать, то станет ясно одно: НИЧЕГО.
Организм не будет знать даже, что он существует.
Так в чём же столь искомый всеми мыслителями смысл жизни?

Кто-то говорит, что смысл - в достижении счастья:

"Пройдёт много лет, и поймёт мой студент,
что формулы счастья в учебниках нет.
Есть в книгах твоих много истин других,
но формула счастья - одна на двоих."

Одна - это точно, но только не на двоих, а на всех.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ СУММА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Арифметическая сумма. Сумма формул, где оценки со знаком (+) -
результат соотношения наличного с фоном себе подобных, записанном в чёрном ящике машины подсознания, с его неотступной ПОТРЕБНОСТЬЮ в расширении - обретении новых ориентиров для выживания в непредвиденных ситуациях, т. е. - непрерываемый никогда, даже во сне расчёт ВЕРОЯТНОСТИ событий и реакции на них. И это - область кибернетики.

"Кибернетика - чертовщина. Буржуазная лженаука". /Иосиф. Сталин./
                (Большая советская энциклопедия).

"Психология - лженаука. Психологии нет". /Александр Невзоров./

Но тогда что делать с фразой "Познай себя - и познаешь небо"?

Психология есть, просто психологов нет, так как нет науки из-за отсутствия ПРЕДМЕТА изучения. Здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом, т. к. эмоция - стимул познания... самой себя.

"Стимул" - доска с гвоздями, привязанная к хвосту осла, чтобы он не стоял на месте. (А впереди на палке - морковка недосягаемая. Ослу остаётся только внушить себе, что морковки нет). И это - тоже психология. Да ещё какая! Для многих людей много чего "нет".

Давайте не будем себе лгать. Это безнравственно и недостойно.

Пять рецепторов нашего организма - это пять коней, везущих  колесницу организма на древних рисунках. Управляет лошадьми мальчик-возница - контроль над эмоциями, т. е. ум. А в колеснице стоит вооружённый разум, понимающий, что можно умно творить неразумное. Это - нравственность как высший уровень развития человека и Иерархия Разума - стержень всего Мироздания во всех его ипостасях и измерениях. Он и определяет ЦЕЛЬ жизни. Так в чём же цель как смысл жизни?

Вас устроит "цивилизация" на фантастическом уровне технологий, если все её жители - безграмотные трусы и рабы, лишённые совести?

Все науки - количественная категория взаимодействий "объектов" изучения, определяемых как область познания: физика, химия, математика. И лишь эмоция - КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА всех предметов и действий по отношению к ним: "хорошо - плохо". Это - критерий бытия и стимул познания себя и, может быть, неба. Если успеем.

Все науки - психические процессы. Методология психики человека,
её СОБСТВЕННЫЕ методы познания Мира.
"Объективность" - иллюзия, но тоже - метод создания уверенности в
качестве и количестве предметов изучения и самого себя на их фоне, как и наоборот. "Поиск Истины"... где? Там, до рецепторов? Но ДО рецепторов - только нечто: доступная человеку отражённая ими информация, превращённая в звук, цвет,
контур, объём, вес, фактуру и т.д. - признаки созданного предмета-образа. Искомая Истина - такой же образ, причём, у каждого, разумеется, - свой, личный, СУБЪЕКТИВНЫЙ. И это - Истина.

*

Вот и настала настала пора пригласить Вас в кино. Не откажете? Если Вам знакома наука бионика, 
вход обеспечен. Только здесь Вас ждёт "Бионика-наоборот".Попробуем познать некоторые принципы работы подсознания, сравнив их с уже известными инженерными конструкциями, созданными человеком, по сути всегда моделирующим МАШИННОСТЬ своего подсознания, т.к. мы есть машинная цивилизация: между ПОТРЕБНОСТЬЮ и её удовлетворением в нашем мире стоит ТЕХНОЛОГИЯ. Нам нужно поговорить, - мы изобретаем телефон, нам надо быстро переместиться, мы строим самолёт... Весь наш технический мир - сумма и система материализованных потребностей. Но этот кинотеатр построен не нами,
а самой Природой, а потому нам придётся расшифровать её методологию новым гносеологическим приёмом - БИОНИКОЙ НАОБОРОТ.
Представьте себе тёмный кинозал нашего мозга под крепкой костяной крышей, где экран
как раз-то и представляет собой наше "Золотое сечение" с точками-кинопроекторами F3 и F4, как и бывает в залах панорамных кинотеатров. На рисунке 1 на это можно посмотреть сверху, "с потолка".  Сидя в зале, мы не помним о количестве кадров в минуту, если забыть и самого Зенона, который знал о "покадровости" восприятия, о чём совершенно справедливо рассказано в статье академика Ярбуса "Радуга из 0-цвета". Воспринимая действительность как киноплёнку с определённым количеством кадров в секунду, глазной аппарат посылает сигналы в мозг. Эти сигналы – яркие разноцветные полосы  от
точек F3 и F4 через весь зал до экрана. Эти полосы с их переменной интенсивностью, цветом, яркостью - наши ЭМОЦИИ. Однако если в кинопроекции каждый кадр сменяется последующим, в нашем "чёрном ящике" ПРЕДЫДУЩИЙ уходит вглубь экрана
по мере того, как на него накладывается ПОСЛЕДУЮЩИЙ. Мы говорим "ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ГЛУБОКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, не догадываясь о знаниях, заложенных в нашем языке. Глубина же впечатления зависит от его ЯРКОСТИ, что наблюдается в кинотеатрах.  А зачем эта глубина, и куда уходит каждый кадр, как он там записывается, рассмотрим на примере:
допустим, Вы когда-то видели (даже боковым зрением, "проездом") кучу песка, крышу дома, фотографию египетской пирамиды на обложке учебника истории… Накладываясь друг на друга, эти объекты сформировали общий АБСТРАКТНЫЙ  ПРИЗНАК–ЭТАЛОН: треугольник. (Линия горизонта заложена как основа подсознания в вестибулярной системе, обеспечивающей устойчивость организма – его положения в пространстве как перпендикуляра). Или Вам попал на глаза арбуз, диск Солнца, блюдо, - Ваш общий абстрактный признак-эталон – ОКРУЖНОСТЬ и т.д. Так формируются абстрактные признаки-эталоны подсознания.
                Ремарка: Является ли правомерным называть науку об эталонах подсознания ГЕОметрией, когда "гео" – земля, сама подвергается расчётам подсознания по тому же принципу?
Точно так же как и вышеперечисленные признаки, ВПЕЧАТЫВАЮТСЯ: и цвет, и фактура  предмета, создавая в сумме ОБРАЗ под тем или иным названием-словом. Потому геометрию правильно было бы переименовать в ЭТАЛОНОМЕТРИЮ.

1.
Представьте себе, что Вы живёте в деревне Васильевка, где все – Васильевы, все родственники, и все – курносые. Вы заболели, и не можете выйти в поле на работу. Вам остаётся только смотреть в окно, в его ЭКРАН. Вся деревня пройдёт мимо, попав в поле экрана, и Вы знаете, что это будут ПРИВЫЧНЫЕ глаза, носы… - черты лиц. Однако в этой общей массе Вы обязательно выведете самый смешной и самый уродливый курносый нос. Что это будут за носы? Самый маленький – смешон. Самый большой – ужасен в своей дисгармоничности сообразно пропорциям лица или головы. Значит у Вас есть определённый ДИАПАЗОН ПРИВЫЧНОГО – от самого маленького до самого большого. Это будет являться ПЛОЩАДЬЮ - диапазоном ВЕРОЯТНОСТИ появления любого привычного носа в рамках физиологического ФОНА, хранящего всю информацию виденного Вами. Расчёт вероятности - основная функция подсознания, но об этом - позже.
       Если говорить о красоте, то красивым Вы будете считать нос ОПТИМАЛЬНЫЙ, средний. Он и будет Вашим эталоном подсознания в данном диапазоне привычного. Но вот Вы поправились и поехали в город, где отродясь не бывали. Там Вы сталкиваетесь с новым, непривычным, и в данном контексте проблемы, - с горбатым носом. Как обычно изображают актёры, Вы двинетесь за этим человеком, и открыв рот будете какое-то время идти за ним. Какое? А время, необходимое мозгу на усвоение ВНЕФОНОВОГО или НАЛИЧНОГО. Факту появления внефонового элемента соответствует эмоция УДИВЛЕНИЯ.
      УДИВЛЕНИЕ ЕСТЬ ЭМОЦИЯ, КОНСТАТИРУЮЩАЯ ФАКТ ПОЯВЛЕНИЯ ВНЕФОНОВОГО ЭЛЕМЕНТА, И ЕЁ СИЛА ПРЯМОПРОПОРЦИОНАЛЬНА СТЕПЕНИ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ФОНА, и  измеряется его площадью (S).  Расширение фона БИОЦЕЛЕСООБРАЗНО, а потому всегда есть явление ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, как способствующее ориентации субъекта в бесконечно меняющейся среде обитания, требующих его реакции. ОРИЕНТИР. Степень же отклонения от фона измеряется здесь в процентах, количеством пикселей, если хотите. Время, требующееся на усвоение такого добавления к ФОНУ зависит тоже от площади добавления или отклонения. Перемножьте пиксели на (t) и получите СИЛУ  ЭМОЦИИ (удивления), приводящую в данное движение не только машину-мозг, но под его командой и весь организм. Кстати, красивым теперь Вы будете считать опять же оптимальность - прямой "греческий" нос. Вот так и меняется, расширяясь, ФОН - физиологическая конструкция нашего мозга, занимающая бОльшую его часть, подобно жёсткому диску. Ошибка считать, что 90% мозга якобы не задействовано. В природе, руководствующейся принципом экономии "минимум средств для максимума цели", нет и не может быть, повторяю, ничего лишнего, тем более, такой высокоорганизованной материи, как мозг, где кроме оперативной памяти есть ещё и активный физиологический фон. Будучи активным и пассивным одновременно, эта сложнейшая часть механизма подсознания настолько вместительна и всеобъемлюща, что мы порой склонны приписывать ей мистические, многомерные и парапсихологические свойства. Здесь надо быть осторожным, чтобы не скатиться в область псевдонаучных фантазий.

О главном: человеческий организм не желает и не может желать себе худшего. Говоря о методологии данных исследований, необходимо напомнить, что все без исключений реакции человека на изменения действительности БИОЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, и понимать их надо как положительную функцию во всех случаях (даже если они вредны) но при этом определить их ЛОКАЛЬНОСТЬ. Здесь надо быть адвокатом эмоций:

Курение – "небиоцелесообразно", так как наносит явный вред здоровью. Это факт.
Однако оно помогает «сменить занятие» ради отдыха от напряжённого труда, являясь своеобразной эмоциональной отдушиной, как любая смена обстановки, не отвлекающая от проблемы, а наоборот помогающая сосредоточиться, сменив положение, пусть просто физическое. В том и биоцелесообразность подобных смен мест, занятий, впечатлений. И не таким ли буфером между субъектом и действительностью является религия, от которой тоже, несмотря на абсолютную тщетность, ждут и ждут помощи, нанося себе же вред более серьёзный, чем просто здоровью?
Чаще курят люди напряжённого труда. Кроме того, курение «способствует» общению,
соответствию коллективу курящих – их общности как ГАРАНТИИ ВЫЖИВАНИЯ в рамках разнообразия поведения окружающих. «Вписаться в коллектив» чаше тянет подростков из-за отсутствия уверенности в себе, что конечно БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО как и желание бросить курить чаще в возрасте уже с накопленным опытом бытия без нужды в ориентации на таком примитивном уровне и частичной потере здоровья. Дело, как выясняется, только в подсознательно поставленной цели. Биоцелесообразность в науке – гносеологический метод, принцип познания процессов внутри нашего мозга, в его подсознании.

ФОН
"Противоречие есть критерий Истины,
отсутствие противоречия есть  критерий
заблуждения".
                Г.Гегель.   


Познание есть методологическое разрушение противоречий, возникающих в нашем мозге, и только в нём.
В работе академика А. Л. Ярбуса "Радуга из нуль-цвета" говорится о противоречии, где, с одной стороны, неподвижный тест-объект "обязан вызывать нуль-цвет" на том участке сетчатки, куда попадает изображение. С другой стороны, зрительная система НЕ ЖЕЛАЕТ С ЭТИМ СЧИТАТЬСЯ и подменяет нуль-цвет другим – зависящим от ФОНА изображения, т. е. – ГЕНРИРУЕТ цвет.
В статье "Формула красоты" С. Н. Меркулов пишет: "Отражающий механизм восприятия двойственен: он одновременно активный и пассивный, или скажем иначе, актуальный и потенциальный". При появлении любого объекта в поле зрения человека фоновые подобия "выбегают" навстречу, и если наличный хуже своих фоновых подобий, он оценивается отрицательно(-), как неспособствующий расширению ФОНА, и наоборот, что соответствует принципу биоцелесообразности. Соотношение же, где наличное ставится в числитель, а фон – в знаменатель, есть не что иное, как ОЦЕНКА наличного. ЭМОЦИЯ предмета и его вероятностной функции. Плюс или минус: удерживать данный объект или отстранить его. А это – и стимул к действию. Здесь важно понять, что притягивание предмета или отталкивание его, как СПОСОБСТВУЮЩЕГО ВЫЖИВАНИЮ  или  ПРИБЛИЖАЮЩЕГО  К СМЕРТИ (непосредственно или опосредствованно) есть оценка ВРЕДНО-ПОЛЕЗНО. Так осуществляется расширение ориентиров – ОРИЕНТАЦИЯ в меняющейся среде обитания - 
биологической и социальной. ПОТРЕБНОСТЬ в расширении ФОНА – основная суммарная потребность человека.
В своих "5-и лекциях по психоанализу" Зигмунд Фрейд приходит к выводу о ПЕРВИЧНОСТИ человеческого стремления к УДОВОЛЬСТВИЮ. Но удовольствие комплексно, как любая ОЦЕНКА, и порой это - очень сложная сумма элементарного.
Нехватка того или иного элемента в организме может стать причиной гибели, но сам организм при этом ничего не почувствует, кроме, может быть, общего недомогания, при том, - в последней стадии. Но с помощью анализа крови, например, можно определить опасный дисбаланс и пополнить его соответствующими методами и мерами – восполнить недостающий элемент и тем спасти жизнь. Пациент же при этом не почувствует РАДОСТИ выздоровления. Почему?  А потому, что в яблоке, например, есть все те же самые элементы из таблицы Менделеева, что и в груше, тем не менее разные люди отдают предпочтение разным плодам, говоря, что этот плод им ПО ВКУСУ. Но вкус и есть причина удовольствия. "Вкусен" комплекс, элемент безвкусен. ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНА.
Следовательно, удовольствие – тоже. Но первичным может быть только элементарное. И удовольствие как таковое (со всеми названиями всех самых сложных комплексов как то "женщина", "автомобиль", "пища", "пейзаж", "стихи" и т.д.) не может быть фундаментом здания жизни.


Проблема комплексов – популярна,
но Вы простите, господин Фрейд,
они – вторичны,
и – не секрет.
Первичное – элементарно.

... Парит
над практикой эйфория
удач, открытий и точных фраз.
Парит как музыка Чик Кория...

Зачем копыта,
когда – «Пегас»?


__________________________________
В. Мальчевский. Рубрика "Философские
зарисовки".

В процессе размышлений я заметил интересный факт: чем слабее научная база той или иной концепции, тем больше в ней "красивой литературы", что стимулируя незатихающий интерес к проблеме, порождает огромное количество интерпретаций, толкований, школ и т. д.  Но количество не есть качество, господа.  Здесь Зигмунд Фрейд напоминает Льва Толстого, которому Владимир Соловьёв сказал, что не стоило из хорошего писателя превращаться в плохого философа.

2.

Есть древняя китайская притча о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной.
Профессор Симонов, Лауреат Государственной премии в области психологии, в своей книге под названием "Что такое эмоция" приходит к выводу, что она – "компенсатор
нехватки знаний по достижению цели", т. к. подсказывает одной из лягушек (активной и эмоциональной) выход из положения, в то время как пассивная решила, что способа выбраться у неё нет, и тихо утонула. Активность и эмоциональность позволяют взбить лапками масло и, оттолкнувшись от него, спастись.   


Врач – учёный.
Учёного – слушаю:
"Читали притчу о двух лягушках? –
в сосуд, мол, - две,
а назад – одна.

Красивая притча.
А потому верна.
В красоте и правда. А как иначе!"

Шепчу:
Ваш труд...
(Вы не скрипач Эйнштейн)
отличен так же,
как от мудреца Мазаччо –
очень красивый Монтень.

Притчи мужества суть несут.
Они – науки иного рода;
попали бы Ваши лягушки в сосуд,
где – не сметана, а тонкий лёд...
Вот.
И хлебали б воду.

Теперь вода, как всегда, -
из книг,
смотришь в книгу,
и видишь... фильм:
кадры мчат, а вперёд - ни сдвига:
завис вопрос -
над волной дельфин...

_________________________________
В. Мальчевский, Поэма "Нулевой житель".


Проломив лёд, активная лягушка утащила бы с собой и подругу. Пассивная, как она представлена в притче, могла бы не шевелясь дождаться, когда лёд станет покрепче, к утру, например, и выпрыгнуть. И этот факт тоже можно было бы назвать компенсацией по нехватке знаний... Но так ли это?
Если спросить физиолога:"ЗАЧЕМ эмоции?", он будет вынужден отвечать не на ЭТОТ вопрос, не в ЭТОМ контексте. А на вопрос "ЧТО такое эмоция" придётся переспросить:"Где?". Но мы же слышали, и не раз, что  "в правильно поставленном вопросе – половина ответа". Будучи уже болен и, находясь в больнице, Альберт Эйнштейн
принимал уколы. Девушка, коловшая его, однажды не вышла на работу, и вместо неё пришёл сам врач.
- Э, да Вы пол сменили!- шутя воскликнул Эйнштейн. Сумасшедший, - подумает кто-то. А дело в том, что он видел мир ФУНКЦИОНАЛЬНО. Укол сменил пол. Укол – функция, а потому стоит во главе. ЗАЧЕМ – вопрос ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, действия. И "ЗАЧЕМ нужны человеку эмоции" – единственно верная его постановка. Я уже говорил о СИЛЕ эмоции, о том, что она лишь усиливает действие – убыстряет его из-за высокой ОЦЕНКИ необходимости ЭТОГО действия. Но СИЛА – область физики. Вот мы и пришли к единственно верной трактовке проблемы.

"Психология - область физики".
______________________________
/Герман Гессе. "Степной волк"/



ПСИХОЛОГИЯ ЕСТЬ ОБЛАСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ. Раздел СИЛА.
Психологию в сегодняшнем её положении понимают как часть биологии, что и не позволяет ей развиваться из-за подмены вопроса "ЗАЧЕМ" вопросом "КАК".
Невольно представляется картина, где человек разобрал на кирпичи здание Большого театра, забыв давным давно весь репертуар, а с ним - и назначение здания, тщательно пронумеровал их и, разложив по всей площади в определённом, причём – удобном для его "научно наработанного, современного" понимания порядке,
засел на века в позе Роденовского  "Мыслителя" с целью понять... "ЗАЧЕМ" он был построен. Но  ГАРМОНИЯ ЕСТЬ ЕДИНСТВО ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО ВО ИМЯ ЕГО ФУНКЦИИ, так как вне функции нет ни гармонии, ни единства. Не летающий самолёт не есть самолёт.


3.
Итак:
   Эмоция есть оценка ситуации на данный момент времени и единственный стимул к действию по изменению действительности относительно субъекта действия от (-) к (+).
   Эмоция есть сила неравнодушия, приводящая в действие машину-мозг.
   Эмоция – показатель степени важности потребности на данный момент времени.
   Эмоция – судья в конфликте потребностей, имеющих каждая свой удельный вес, так как каждая располагается на шкале значений и имеет собственное биологическое время (t), отпущенное на её удовлетворение. Потребность есть требование организма, направленное на сохранение его биохимического постоянства – единственного условия существования, если говорить о первичном условии. Неудовлетворение потребности (голод) по истечению отпущенного организмом времени на её удовлетворения приводит к голодной смерти. И не зависимо от того, ЧТО лежит в основе жизни на любой планете, в любом уголке космоса, в любом измерении, единственным критерием любого ДЕЙСТВИЯ является ЭМОЦИЯ, как АБСОЛЮТНЫЙ СТИМУЛ И КРИТЕРИЙ БЫТИЯ ВСЕГО ЖИВОГО ВО ВСЕЛЕННОЙ. Она - единственный метод САМОПОЗНАНИЯ МАТЕРИИ с целью САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Индикатор целесообразности. Но уж если и стимул, и критерий, то не есть ли эмоция - АБСОЛЮТ, САМОЦЕЛЬ, а жизнь как таковая - только МЕТОД ЕЁ СУЩЕСТИнВОВАНИЯ? Подумайте, не спешите с ответом - не лгите себе.

К О Н Ф Л И К Т

Все проблемы – конфликт потребностей,
где у каждой – удельный вес.
Дебри страха, пожары ревности,
кто – с мечтой в душе, а кто – без.

Наши жизни – конфликт потребностей,
И - свои часы у любой:
биовремя – строитель ЦЕННОСТЕЙ
тех, что властвуют над тобой.

Вероятность удовлетворения –
это не бесконечный путь;

перемноженная на время,
эта С И Л А взрывает грудь!

И по нервам снуют химеры,
и желаниям—нет границ…
... И мерцают в трёхмерных сферах
Индикаторы наших лиц.



__________________________________
В. Мальчевский. Рубрика "Гносео-логос".


4.
Людям, не сталкивавшимся ранее с проблемами такого порядка, может показаться с одной стороны, что я ничего нового не сказал. Тогда поищите в словарях эти определения, в том числе – точную формулировку "Золотого сечения", гармонии, эмоции, потребности, предмета психологии как НАУКЕ ОБ ЭМОЦИЯХ и Истины, наконец.
Если предлагаемую мною тему представить поэтапно, то она в своей основе  - давно назревшее предположение, превратившееся, наконец, в гипотезу, которая в процессе исследования только подтверждается обнаружением фактов, методов подхода и находками, выстраиваясь в непривычно сложную систему, охватывающую восемь областей познания и саму гносеологию в её известных и заново открывающихся методах и путях.
Следует уяснить главный отправной пункт: ОЦЕНКА есть ДЛЯ человека сам ОБЪЕКТ: цвет, температура, форма, абстрактность-конкретность, звук, (при взаимодействии с другими объектами),размер, запах, вес - СУММУ поступающей на рецепторы ИНФОРМАЦИИ. Мир вне эмоций - никакой. ЭМОЦИЯ есть КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ в первую очередь. Подобно тому, как мы говорим: "орёл", "воробей", "птица", понимая, что и орёл, и воробей, и птица - категория "ПТИЦА" как вид, так же и в мире физики и ощущения, и чувства, и эмоции составляют одну общую категорию - ЭМОЦИЯ - категорию СИЛЫ, подобно тому, как и раздел "электричество", и "тепло", и "сила" могут войти в одну категорию "СИЛА". ПОТРЕБНОСТЬ - ОЦЕНКА - СИЛА - вот цепь явлений, которую необходимо изучить в таком неожиданном ракурсе. Вам не знаком случай, когда мать остановила поезд, спасая своего ребёнка, сидевшего на рельсах?  Представьте себе, что пока все люди спали, кто-то поменял местами рецепторы "сладкое" и "солёное". За столом все посчитают, что перепутаны упаковки. И сомнений не будет ни у кого. Их на самом деле "вернут" "соответствующим" продуктам и ничего не изменится! Люди будут потреблять сладкую "соль" и солёный "сахар".
Из этого следует, что ДЛЯ человека эмоция ПЕРВИЧНА и вторична информация к эмоции. О наличии информации мы судим только через оценку-эмоцию! Вот мы говорим: "звук". В словаре Ожегова мы прочтём: "Воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды." Проследим внимательно логику такового, хотя и справедливого, заключения, опирающегося на "воспринимаемого слухом".
Человек бьёт по колоколу.
Явление 1: масса (плотность) колокольного языка + масса (плотность) самого колокола и его структура уже определяют и силу "звука", и его окраску, но это ещё не звук, хотя всё вполне описуемо физически.
Явление 2: среда может иметь разную плотность, и это - другое физическое выражение.
Явление 3: перепонка может отсутствовать или быть повреждённой, и звука НЕ БУДЕТ, Но если она в норме, то в норме ли нерв, соединяющий её с участком мозга, который, в свою очередь тоже может быть нарушен. Звука тогда не будет опять. Вся эта цепь явлений, переходящих одно в другое по самым строгим параметрам, ещё не гарантия, как видите. А с другой стороны, всю эту цепочку можно миновать, просто подействовав электродом на тот участок мозга, где возникает звук колокола (который соответствовал бы информации всей цепочки). И будет звук! Безо всякого колокола и среды. ЗВУК есть ЭМОЦИЯ. Как оценка явления (или действия электрода). Но если этот звук - выстрел, Вы пригнётесь не рассуждая, потому что ОЦЕНКА - стимул к действию, подобно тому, что мы не стали бы изучать данное явление, будь мы все с рождения лишены слуховых аппаратов. Норма есть норма, какой бы она ни была. 

О Б   Э М О Ц И И

Ты говоришь,
«Я – то, я – это...»,
себя деля или дробя...
Жива лишь СУММА всех ответов –
твоя эмоция себя,
твоя эмоция Планеты,
твоя эмоция жены,
оценки тьмы, оценки света,
того, что – явь, того, что – сны...

Ты – добрый гость своих оценок
наук, религий, зла, добра... –
с тобой оценка откровенна
сегодня, завтра и вчера.

_________________________________

Одно из общих заблуждений в области психологии - подразделять эмоции на "стенические" и "астенические", т. е. побуждающие к действию или проявляющиеся как бездействие, relax. Но если эти факторы рассматривать в рамках причинно-следственной связи, то действие и бездействие - просто индивидуальные  проявления эмоций, которые следует подразделять только на положительные и отрицательные. Сдав трудный экзамен, студент может и пуститься в пляс, и свалиться с облегчением на диван, не в силах шевельнуться. Это Вам знакомо, читатель. То же самое и с отрицательными. Диалектика незыблема. Один из её законов - закон борьбы и единства противоположностей. Пример тому - электоразетка, где плюс и минус  - причина возникновения энергии, слияние полов - причина деторождения, я уже не говорю о полюсах в их громадном физическом, историческом и философском значении. Все столкновения плюсов с минусами - источники жизненной энергии.  В русском Алфавите от А до Я как от плюса к минусу в кульминации стоит "Р" (Ра) - вибРАЦИЯ, РАЦИО - расчёт, точность, ясность и потому бесспорность знания (язык формул читается всеми, невзирая на национальность и знание языков). Мир устроен так.
Освобождаясь от отрицательных эмоций (потенций) мы построили цивилизацию. Тогда какова же роль положительных эмоций именно в фундаментальном понимании?
Я могу с полной уверенностью сказать, что ответ на этот вопрос не посетит никого ни в ближайшее время, ни в дальнейшем. Пусть это останется моим личным секретом
или, как можно сказать, молчаливым ответом на всеобщее ответное молчание читателей (вопросы в контексте подобных тем не возникают только в атрофированных умах) и замалчивание всяких АД-министраторов, считающих себя венцами высшего, (но, к сожалению, рабского) разума.
Кстати, ведущим компонентом управлеия техническими объектами будущего могла бы служить эмоциональная энергия.

Хотите увидеть формулу эмоции? Пожалуйста. A = Vt. Вот и всё. Перевожу: Сила неравнодушия, приводящая в движение машину-мозг равна произведению вероятности удовлетворения потребности на время, отпущенное на её удовлетворение. Расчётом вероятности будущих ситуаций мозг занят постоянно, даже когда мы спим. Он учитывает малейшие изменения в привычной окружающей обстановке, о чём разум и не подозревает, что ускользает от внимания. Не буду приводить примеры, хотя они потрясающе интересны, и могли бы служить самопознанию каждого из нас, удивляя и радуя.
Кому не совсем понятно, напомню, что вся Вселенная - чья-то материализованная потребность, и у неё тоже есть своё время удовлетворения. С уменьшением времени сила эмоции растёт (попробуйте долго не есть или не идти в туалет, и Вы умрёте от голода или отравления организма), при уменьшении вероятности удовлетворения (время упущено, и Вы не сможете поступить в институт) она падает: не успели что-то до поры, и перестанете хотеть.
В каких бы формах и измерениях ни текла жизнь, будь она животной, биомеханической, кремниевой, андроидной и т. д. - разумной, везде критерием действия является оценка "хорошо" или "плохо".
Это и есть абсолютный критерий бытия всего живого во Вселенной.

 Я бы мог, как и хотел, написать гораздо больше, но судя по равнодушию читателей, тему закрываю. Голос странника в пустыне, о которой столько было сказано... Если Миру не интересно ЭТО, мне не интересен Мир, в котором приоритет крови значимее приоритета разума, не подчиняющегося законам материи, а стремящегося их оседлать; разума, действующего СВОБОДНО: вне зависимости от Рас, национальностей, родов, пород, всевозможных биоконструкций Вселенной, следовательно - ВНЕ нас, ВНЕ планеты, чьи условия бытия и всё её живое - только материал для построения ЛУЧШЕГО НА ФОНЕ ОБЫДЕННОГО. Разум всегда - ВНЕ. Он и есть тот самый творческий, рациональный путь к знаку "ПЛЮС" из минусовой среды всяческих заземлений и заземлённостей, неподвижностей, "измов" и религий как продукта недоразвитости и ограниченности человеческих и прочих умов.
В заключение должен сказать, вернувшись к изначальной теме, что У каждого рецептора есть свой собственное "Золотое сечение", выражающееся математически, т. к. "Поверить алгеброй ГАРМОНИЮ" - фраза бессмертная и точная. Исследователи не представляют, КАКИЕ горизонты познания откроются им! Пожелаем же учёным доброго пути на этой благословенной стезе.

Владимир Мальчевский

http://www.stihi.ru/2009/08/15/3606
                Владимир Мальчевский. 2009 год.